Автоматизированный комплекс обнаружения и контроля делящихся и радиоактивных материалов, перевозимых транспортными средствами, и одновременного мониторинга упомянутых транспортных средств

Изобретение относится к области обнаружения делящихся и радиоактивных материалов в транспортных средствах и их последующего мониторинга. Технический результат - повышение качества обнаружения и идентификации источника радиационного излучения в транспортных средствах. Система выполнена с возможностью активизации при перемещении через зону регистрации комплекса путем сканирования индивидуальным идентификационным устройством, передающим информацию на считыватель индивидуальных идентификационных устройств транспортных средств, устройство сбора и обработки информации, включающее видеосервер и контроллер и принимающее информацию от контроллера монитора, системы идентификации транспортных средств посредством вышеупомянутого считывателя, по меньшей мере, одной видеокамеры, передающей информацию на видеосервер устройства сбора и обработки информации, и, по меньшей мере, одного датчика вскрытия конструктивов оборудования сбора и обработки информации, при этом устройство сбора и обработки информации выполнено с возможностью передачи информации устройству криптографической защиты информации, выполненному, в свою очередь, с возможностью обеспечения необходимого уровня защиты информации и передачи защищенной информации на устройство приема/передачи информации комплекса, которое, в свою очередь, выполнено с возможностью обеспечения передачи информации на устройство приема/передачи информации центра сбора и отображения информации, воспринимающее информацию от штатного бортового оборудования транспортных средств и включающее вышеупомянутое устройство приема/передачи, сервер баз данных, по меньшей мере, одно автоматизированное рабочее место оператора, и локальную сеть центра сбора и отображения информации. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области обнаружения делящихся и радиоактивных материалов в транспортных средствах и их последующего мониторинга. Предлагаемый в изобретении комплекс предназначен для: обнаружения делящихся и радиоактивных материалов в транспортных средствах; мониторирования маршрута перемещения транспортных средств, контроля доступа к оборудованию комплекса; криптографической защиты и передачи результатов контроля в центр сбора и отображения информации.

Аналогом предложенного изобретения является патент на полезную модель RU 36315 U1, опубл. 2004. Система обеспечения безопасности и мониторинга мобильных объектов содержит видеокамеру, устройство приема/передачи сигнала, локальную сеть, отсутствие контроля доступа к оборудованию сбора и обработки информации, транспондеры индивидуального идентификационного сигнала мобильного объекта (общее число транспондеров в устройстве соответствует числу мониторируемых мобильных объектов), базу данных с описаниями мобильных устройств, одну подвижную видеокамеру, один терминал наблюдения, один персональный компьютер.

Недостатками данной системы являются: отсутствие в составе системы монитора для обнаружения делящихся и радиоактивных материалов, невозможность мониторирования маршрута транспортных средств, не оснащенных соответствующими транспондерами; отсутствие контроля доступа к оборудованию системы а также отсутствие возможности криптографической защиты и передачи информации в центр сбора и отображения информации.

Наиболее близким аналогом является устройство по патенту RU 2249235 С2, опубл. 2005, которое содержит блоки детектирования гамма-излучения, блоки детектирования нейтронного излучения, датчики присутствия, контроллеры, монитор, сервер сбора данных, видеокамеры, видеосерверы, локальную сеть, базу данных, автоматизированное рабочее место оператора.

Недостатками данного устройства являются: отсутствие возможности мониторинга маршрута перемещения транспортного средства и классификации транспортного средства в части санкционированности перевозки делящихся и радиоактивных материалов; отсутствие контроля доступа к оборудованию сбора и обработки информации а также отсутствие возможности криптографической защиты и передачи информации в центр сбора и отображения информации.

Задачей изобретения является устранение вышеуказанных недостатков ближайшего аналога в части контроля доступа к оборудованию сбора и обработки информации; определения номера государственной регистрации транспортного средства, перевозящего делящиеся и радиоактивные материалы; классификации транспортного средства в части санкционированности перевозки делящихся и радиоактивных материалов; мониторирования маршрута перемещения транспортного средства; криптографической защиты и передачи вышеперечисленной информации в центр сбора и отображения информации, что обеспечивает повышение качества обнаружения и идентификации источника радиационного излучения.

Задача решается тем, что автоматизированный комплекс обнаружения и контроля делящихся и радиоактивных материалов, перевозимых транспортными средствами, и одновременного мониторинга упомянутых транспортных средств содержит по меньшей мере, один монитор, включающий контроллер, блок детектирования гамма-излучения монитора, блок детектирования нейтронного излучения монитора, датчик присутствия монитора, выполненный с возможностью срабатывания при перемещении через зону регистрации комплекса транспортного средства, перевозящего делящиеся и радиоактивные материалы с превышающим уровнем ионизирующего излучения, и передачу информации на регистрирующий ее монитор, по меньшей мере, одну систему идентификации транспортных средств, выполненную с возможностью активизации при перемещении через зону регистрации комплекса упомянутого транспортного средства, путем сканирования индивидуальным идентификационным устройством, передающим информацию на считыватель индивидуальных идентификационных устройств транспортных средств, устройство сбора и обработки информации, включающее видеосервер и контроллер и принимающее информацию от контроллера монитора, системы идентификации транспортных средств посредством вышеупомянутого считывателя, по меньшей мере, одной видеокамеры, передающей информацию на видеосерсер устройства сбора и обработки информации, и, по меньшей мере, одного датчика вскрытия конструктивов оборудования сбора и обработки информации, при этом устройство сбора и обработки информации выполнено с возможностью передачи информации устройству криптографической защиты информации, выполненному, в свою очередь, с возможностью обеспечения необходимого уровня защиты информации и передачи защищенной информации на устройство приема/передачи информации комплекса, которое, в свою очередь, выполнено с возможностью обеспечения передачи информации на устройство приема/передачи информации центра сбора и отображения информации, воспринимающее информацию от штатного бортового оборудования транспортных средств и включающее вышеупомянутое устройство приема/передачи, сервер баз данных, по меньшей мере, одно автоматизированное рабочее место оператора, выполненное с возможностью обеспечения отображения информации сервера баз данных, и локальную сеть центра сбора и отображения информации, связанную с устройством приема/передачи, сервером баз данных и автоматизированным рабочим местом оператора.

Мониторинг маршрута перемещения транспортного средства и классификация транспортного средства в части санкционированности перевозки делящихся и радиоактивных материалов, криптографической защиты и передачи информации в единый центр сбора и отображения информации обеспечивается за счет наличия индивидуальных идентификационных устройств транспортных средств, считывателей индивидуальных идентификационных устройств транспортных средств, датчиков вскрытия конструктивов оборудования сбора и обработки информации, устройств криптографической защиты информации, устройств передачи информации, центра сбора и отображения информации.

Мониторирование маршрута перемещения транспортного средства не содержащего индивидуальные идентификационные устройства достигается за счет наличия устройств приема/передачи информации от штатного бортового оборудования транспортных средств (например, таксометров).

Контроль доступа к оборудованию сбора и обработки информации обеспечивается за счет наличия датчиков вскрытия конструктивов оборудования сбора и обработки информации.

Всей вышеуказанной совокупностью существенных признаков обеспечивается повышение качества обнаружения и идентификации источника радиационного излучения.

На чертеже приведена блок-схема предлагаемого комплекса, где:

1 - устройство приема/передачи информации от штатного бортового оборудования транспортных средств;

2 - локальная сеть центра сбора и отображения информации;

3 - устройство приема/передачи информации центра сбора и отображения информации;

4 - сервер баз данных центра сбора и отображения информации;

5 - база данных центра сбора и отображения информации;

6 - автоматизированное рабочее место оператора центра сбора и отображения информации;

7 - центр сбора и отображения информации;

8 - устройство приема/передачи информации стационарного комплекса регистрации;

9 - видеокамера;

10 - блок детектирования гамма-излучения монитора;

11 - блок детектирования нейтронного излучения монитора;

12 - датчик присутствия монитора;

13 - контроллер монитора;

14 - монитор;

15 - видеосервер устройства сбора и обработки информации стационарного комплекса регистрации;

16 - контроллер устройства сбора и обработки информации стационарного комплекса регистрации;

17 - устройство сбора и обработки информации стационарного комплекса регистрации;

18 - считыватель индивидуальных идентификационных устройств транспортных средств системы идентификации транспортных средств;

19 - индивидуальное идентификационное устройство системы идентификации транспортных средств;

20 - система идентификации транспортных средств;

21 - устройство криптографической защиты информации стационарного комплекса регистрации;

22 - датчик вскрытия конструктивов оборудования сбора и обработки информации;

23 - стационарный комплекс регистрации.

Заявляемый автоматизированный комплекс условно разделен на стационарный комплекс регистрации 23, выполняющий функции приема, регистрации и передачи сообщений, и центр 7 сбора и отображения информации, в который и передается информация из стационарного комплекса регистрации 23.

Стационарный комплекс регистрации 23 включает, по меньшей мере, один монитор 14, систему 20 идентификации транспортных средств, устройство 17 сбора и обработки информации, по меньшей мере, одну видеокамеру 9, по меньшей мере, один датчик 22 вскрытия конструктивов оборудования сбора и обработки информации, устройство 21 криптографической защиты информации стационарного комплекса регистрации и устройство 8 приема/передачи информации стационарного комплекса регистрации. Монитор 14 включает блок 10 детектирования гамма-излучения, блок 11 детектирования нейтронного излучения, датчик 12 присутствия и контроллер 13. Система 20 идентификации транспортных средств включает считыватель 18 индивидуальных идентификационных устройств транспортных средств и индивидуальное идентификационное устройство 19 системы транспортных средств. Устройство 17 сбора и обработки информации включает видеосервер 15 и контроллер 16.

Центр 7 сбора и отображения информации включает устройство 3 приема/передачи информации, сервер 4 баз данных 5, локальную сеть 2 и, по меньшей мере, одно автоматизированное рабочее место 6.

Заявляемый комплекс работает следующим образом.

Транспортное средство, перевозящее делящийся и радиоактивный материал, перемещается через зону установки стационарного комплекса 23 регистрации. При перемещении транспортного средства через зону контроля комплекса 23 срабатывает датчик 12 присутствия и монитор 14 регистрирует сообщение о наличии превышения уровня ионизирующего излучения в контролируемом транспортном средстве. Данное сообщение передается в устройство 17 сбора и обработки информации.

При перемещении транспортного средства через зону контроля комплекса 23 активизируется система 20 идентификации транспортных средств и считыватели 18 индивидуальных идентификационных устройств сканируют контролируемое транспортное средство на наличие и классификацию индивидуальных идентификационных устройств 19. Данные о результатах сканирования передаются в устройство 17 сбора и обработки информации.

По сигналу о наличии превышения уровня ионизирующего излучения от монитора 14 происходит регистрация потока данных от видеокамер 9 видеосервером 15 и определение номера госрегистрации транспортного средства средствами контроллера 16 устройства сбора и обработки информации.

Информация от монитора 14, системы идентификации транспортных средств 20 и видеокамер 9 обрабатывается средствами контроллера 16 устройства 17 сбора и обработки информации по определенному алгоритму и формируется сообщение о результатах контроля данного транспортного средства.

Информация от датчиков 22 вскрытия конструктивов устройства 17 сбора и обработки информации поступает на устройство сбора и обработки информации, которое формирует сообщение о контроле доступа к оборудованию.

Сообщение о результатах контроля данного транспортного средства и сообщение об ограничении доступа к оборудованию передается от устройства 17 на устройство 21 криптографической защиты информации, которое обеспечивает необходимый уровень защиты передаваемой информации. Далее защищенное сообщение передается на устройство 8 приема/передачи информации, которое обеспечивает передачу сообщения на устройство 3 приема/передачи информации центра 7 сбора и отображения информации.

Непосредственно на устройство 3 приема/передачи информации центра 7 сбора и отображения информации поступают сообщения от устройств 3 приема/передачи информации от штатного бортового оборудования 1 транспортных средств о местоположении транспортных средств.

Далее вся информация посредством локальной сети 2 поступает на сервер 4 баз данных 4 центра 7 сбора и отображения информации, который обеспечивает дополнительную обработку и архивирование информации в базе данных 5.

Отображение информации сервера 4 баз данных 5 центра 3 сбора и отображения информации обеспечивают автоматизированные рабочие места 6 операторов.

Таким образом, заявляемый комплекс обеспечивает повышение качества обнаружения и идентификации источника радиационного излучения путем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов в транспортных средствах; контроля доступа к оборудованию сбора и обработки информации; регистрации номера государственной регистрации транспортного средства, перевозящего делящиеся и радиоактивные материалы; классификации транспортного средства в части санкционированности перевозки делящихся и радиоактивных материалов; мониторирования маршрута перемещения транспортного средства; криптографической защиты и передачи вышеперечисленной информации в центр сбора и отображения информации.

Автоматизированный комплекс обнаружения и контроля делящихся и радиоактивных материалов, перевозимых транспортными средствами, и одновременного мониторинга упомянутых транспортных средств, содержащий, по меньшей мере, один монитор, включающий контроллер, блок детектирования гамма-излучения монитора, блок детектирования нейтронного излучения монитора, датчик присутствия монитора, выполненный с возможностью срабатывания при перемещении через зону регистрации комплекса транспортного средства, перевозящего делящиеся и радиоактивные материалы с превышающим уровнем ионизирующего излучения, и передачу информации на регистрирующий ее монитор, по меньшей мере, одну систему идентификации транспортных средств, выполненную с возможностью активизации при перемещении через зону регистрации комплекса упомянутого транспортного средства, путем сканирования, индивидуальным идентификационным устройством, передающим информацию на считыватель индивидуальных идентификационных устройств транспортных средств, устройство сбора и обработки информации, включающее видеосервер и контроллер, и принимающее информацию от контроллера монитора, системы идентификации транспортных средств посредством вышеупомянутого считывателя, по меньшей мере, одной видеокамеры, передающей информацию на видеосервер устройства сбора и обработки информации, и, по меньшей мере, одного датчика вскрытия конструктивов оборудования сбора и обработки информации, при этом устройство сбора и обработки информации выполнено с возможностью передачи информации устройству криптографической защиты информации, выполненному, в свою очередь, с возможностью обеспечения необходимого уровня защиты информации и передачи защищенной информации на устройство приема/передачи информации комплекса, которое, в свою очередь, выполнено с возможностью обеспечения передачи информации на устройство приема/передачи информации центра сбора и отображения информации, воспринимающее информацию от штатного бортового оборудования транспортных средств и включающее вышеупомянутое устройство приема/передачи, сервер баз данных, по меньшей мере, одно автоматизированное рабочее место оператора, выполненное с возможностью обеспечения отображения информации сервера баз данных, и локальную сеть центра сбора и отображения информации, связанную с устройством приема/передачи, сервером баз данных и автоматизированным рабочим местом оператора.