Применение атомоксетина гидрохлорида, импульсного низкоинтенсивного электромагнитного поля и кислородного коктейля у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, в частности к неврологии, психиатрии, физиотерапии, и может быть использовано для лечения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Для этого детям вводят атомоксетина гидрохлорид и дополнительно воздействуют импульсным низкоинтенсивным электромагнитным полем с помощью аппарата «Инфита». При этом продолжительность процедуры составляет 5 минут на первых сеансах, с постепенным достижением 10 минут к 6 процедуре и последующим снижением времени до 5 минут к последней процедуре, курс лечения составляет 10 процедур. Введение кислородного коктейля осуществляют один раз в день через час после проведения инфитатерапии. Способ повышает эффективность лечения, обеспечивая сокращение длительности введения атомоксетина гидрохлорида и соответственно уменьшение его побочных явлений при сохранении длительного устойчивого эффекта лечения. 1 з.п. ф-лы, 8 табл.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, в частности к неврологии, психиатрии, физиотерапии, и может быть использовано для лечения поведенческих и эмоциональных нарушений у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
СДВГ относится к категории пограничных нервно-психических расстройств и представляет медицинскую, социальную, педагогическую и семейную проблемы. Актуальность проблем определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции, его большой социальной значимостью.
Известны способы лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с применением метаболических, витаминно-минеральных (витамины группы В, микроэлементы Са и Mg), ноотропных (различных групп фармакотерапевтических препаратов), ГАМК-ергических препаратов, атомоксетина гидрохлорида (страттера), направленные на лечение поведенческих нарушений [1] прототип.
Недостатками этих способов являются отсутствие: четких схем лечения, влияния на основные звенья патогенеза; недостаточная эффективность предлагаемых медикаментозных схем лечения; недостатком изолированного применения атомоксетина гидрохлорида является необходимость длительного приема препарата 6-12 и более месяцев, возможность проявления побочных эффектов, высокие финансовые затраты.
Известны способы лечения СДВГ у детей с применением атомоксетина гидрохлорида [2].
Недостатком изолированного применения атомоксетина гидрохлорида является необходимость длительного приема препарата, наличие побочных эффектов, чаще со стороны желудочно-кишечного тракта, нарушение сна.
Известно применение импульсного низкоинтенсивного электромагнитнного поля (Инфитатерапия) у детей с тугоухостью [3].
Кислородный коктейль - метод энтеральной оксигенотерапии, введение в желудок кислородной пены, был предложен академиком А.А.Сиротининым в начале 60 годов XX века. Энергия чистого кислорода, поглощенная тканями организма, превращается в энергию биологических процессов, что ведет к улучшению микроциркуляции и проницаемости клеточных мембран, усилению окислительно-восстановительных процессов, улучшается клеточный метаболизм, происходит нормализация обменных и рефлекторных процессов [4].
Эти свойства метода энтеральной оксигенотерапии (кислородного коктейля) были приняты авторами во внимание при лечении детей с СДВГ.
Применение атомоксетина гидрохлорида совместно с импульсным низкоинтенсивным электромагнитным полем и кислородным коктейлем в медицине для лечения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью неизвестно.
Задачей изобретения является расширение возможности лечения и повышение его эффективности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью за счет применения атомоксетина гидрохлорида, импульсного низкоинтенсивного электромагнитного поля и кислородного коктейля.
Указанная задача достигается тем, что способ лечения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, включающий атомоксетин гидрохлорид, отличается тем, что дополнительно используют воздействие импульсного низкоинтенсивного электромагнитного поля с помощью аппарата «Инфита», продолжительность процедуры составляет 5 минут на первых сеансах с постепенным достижением 10 минут к 6 процедуре и последующим снижением времени до 5 минут к последней процедуре, курс лечения составляет 10 процедур.
Прием кислородного коктейля осуществляют один раз в день через час после проведения инфитатерапии, курс лечения 10 процедур.
В качестве лекарственного препарата применяется ингибитор обратного захвата норадреналина - атомоксетина гидрохлорид. Атомоксетина гидрохлорид является высокоселективным ингибитором пресинаптических переносчиков норадреналина, обладает минимальным сродством к другим норадренергическим и нейротрансмиттерным рецепторам. Атомоксетина гидрохлорид - симпатомиметическое средство центрального действия, не являющееся психостимулятором [2].
Импульсное низкочастотное электромагнитное поле воздействует на центральную нервную систему пациента, в результате чего улучшается церебральное кровоснабжение, насыщение крови кислородом, повышаются окислительно-восстановительные процессы, улучшается функция внешнего дыхания.
Кислородный коктейль готовится с помощью кислородного концентратора «Армед» на основе фруктовых соков (яблочный, гранатовый, вишневый), в качестве пенообразователя использовали корень солодки. На 1 литр сока для создания и удержания кислородной пены необходимо добавить 100 мл экстракта корня солодки.
Уникальность кислородного коктейля заключается в совместном действии кислорода и фитокомплекса через систему кровообращения на работу всех органов. Преимущество кислородного коктейля - в его 100% усвояемости, через желудок в ткани попадает в 10 раз больше кислорода, чем через легкие. Кислородный коктейль употребляли через 5-10 минут после приготовления.
Атомоксетина гидрохлорид применялся в форме капсул для перорального применения. Препарат назначался по классической схеме со стартовой дозировки 0,5 мг/кг/сутки ребенка с дальнейшим подбором дозы до средней терапевтической из расчета 1,2 мг/кг/сутки.
Кислородный коктейль принимали через час после проведения инфитатерапии чайными ложками в дозе 300 мл один раз в день, на курс лечения 10 приемов.
Лечение осуществлялось преимущественно в первой половине дня в интервале времени с 8 до 12 часов. Прием атомоксетина гидрохлорида чаще в 8 часов утра, в отдельных случаях по индивидуальным показаниям прием осуществлялся в вечернее время; Инфитатерапия в 10-11 часов, кислородный коктейль в 12 часов. Инфитатерапия и кислородный коктейль применяли в течение 10 дней. Поддерживающая доза атомоксетина гидрохлорида применялась в течение 4 недель.
Эффективность курса атомоксетина гидрохлорида совместно с импульсным низкоинтенсивным электромагнитным полем и кислородным коктейлем показана на следующих примерах.
Больной С. 8 лет.
Диагноз: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», находился на лечении в Клинике с 04 августа по 19 августа 2009 г.
Жалобы на трудность сосредоточения, невнимательность, избыточную двигательную активность, отвлекаемость, трудность усвоения учебной программы, возбудимость, суетливость, сложность общения со сверстниками, неустойчивость интересов и настроения; чрезмерная двигательная активность, старается успеть везде, но в результате не доводит начатые действия до завершения; всем мешает и всех отвлекает.
Проводилось лечение: однократный прием атомоксетина гидрохлорида с титрованием дозы от 10 (0,5 мг*кг*сутки) до 18 (1,2 мг*кг*сутки) в течение 14 дней с дальнейшим переходом на поддерживающую дозу 25 мг в сутки в течение 4 недель. Курс физиотерапевтического воздействия импульсным низкоинтенсивным электромагнитным полем от аппарата «Инфита», состоящий из 10 ежедневных процедур. Кислородный коктейль принимал в объеме 300 мл через час после проведения инфитатерапии, на курс лечения 10 приемов.
Проводилось психологическое обследование до и после лечения.
К концу курса терапии отмечена положительная динамика. Мальчик стал спокойнее, уменьшились претензии и замечания учителей в школе, самостоятельно смог выполнять домашние задания. Положительные изменения отмечены в результате психологического обследования и по объединенной оценочной балльной шкале проявлений СДВГ.
В таблицах 1-3 приведены результаты исследований: данные динамики показателей проявлений СДВГ по объединенной балльной шкале, исследование функции внимания по методикам: «Корректурная проба» и «Таблицы Шульте». По этим методикам оценивалась концентрация, переключаемость и отвлекаемость внимания; темп выполнения задания.
Таблица 1 | ||||
Данные показателей проявлений СДВГ по объединенной балльной шкале | ||||
Показатели | Количество симптомов до лечения | Сумма баллов до лечения | Количество симптомов после лечения | Сумма баллов после лечения |
Нарушение внимания | 8 | 19 | 3 | 6 |
Проявления гиперактивности | 6 | 15 | 3 | 5 |
Проявления импульсивности | 2 | 5 | 1 | 2 |
Общее количество | 16 | 39 | 7 | 13 |
Из таблицы 1 видно, что после лечения уменьшилось количество симптомов нарушений внимания в 2,7 раза и их суммы в 3,2 раза; уменьшение симптомов гиперактивности в 2 раза и их суммы - в три раза; симптомы импульсивности уменьшились в 2 раза и их сумма в 2,5 раза. В целом, количество симптомов уменьшилось в 2,3 раза, сумма баллов в 3 раза.
Таблица 2 | ||
Данные динамики показателей внимания по корректурной пробе | ||
Показатели | До лечения | После лечения |
Количество ошибок | 24 | 14 |
Время выполнения | 35 секунд | 58 секунд |
Из таблицы 2 видно, что концентрация внимания увеличилась в 1,7 раза, время выполнения увеличилась на 23 секунды, т.е. в 1,7 раза.
Таблица 3 | ||
Данные динамики показателей внимания по таблицам Шульте | ||
Показатели | До лечения | После лечения |
Количество ошибок | ||
(среднее | 11 | 8 |
арифметическое) | ||
Время выполнения | ||
(среднее | 7,4 минуты | 5,2 минуты |
арифметическое) |
Из таблицы 3 видно, что внимание стало более устойчивым, количество ошибок снизилось в 1,4 раза, время выполнения уменьшилось в 1,4 раза (на 2,2 минуты).
По результатам исследований был проведен сравнительный анализ динамики показателей внимания, гиперактивности и импульсивности детей, данные приведены в таблице 4.
Всех детей разделили на четыре группы:
1. 0 баллов - дети, у которых отсутствовала динамика поведения и показателей внимания; 2. 1 балл - дети, у которых отмечалась слабая динамика поведения и показателей внимания; 3. 2 балла - дети, у которых отмечалась незначительная динамика во всех исследуемых показателях; 4. 3 балла - дети, у которых отмечалась значительная положительная динамика во всех исследуемых показателях.
Таблица 4 | ||||
Анализ показателей динамики внимания детей | ||||
Показатели | 0 баллов - отсутствие динамики | 1 балл - слабая динамика | 2 балла - умеренная динамика | 3 балла - выраженная динамика |
Группы | 1 | 2 | 3 | 4 |
Количество детей (%) | 3,2 | 15,0 | 46,2 | 35,6 |
Из таблицы 4 видно, что в большинстве случаев (в 81,8%) у детей (см. показатели 3 и 4 групп), принимавших атомоксетина гидрохлорид, инфитатерапию и кислородный коктейль, отмечалась положительная динамика поведения и показателей внимания; у шестой части детей (15,0%) слабоположительная динамика и только в 3,2% случаев отмечалось отсутствие динамики. У 35,6% детей - положительная динамика выраженной степени, у этих детей отмечалось значительное улучшение эмоционального состояния, поведения, устойчивый интерес к познавательной деятельности, значительно больше завершенных действий, повышение концентрации внимания и успешности обучения.
Полученные результаты сравнивались с группой контроля, состоящей из 37 детей, сопоставимой по полу и возрасту с детьми исследуемой группы. Пациентам из группы контроля в качестве медикаментозного лечения было назначено комплексное лечение с использованием ноотропных, седативных, стимулирующих и метаболических препаратов в возрастных дозировках, в индивидуальных сочетаниях, и физиотерапевтическое лечение - гальванический воротник по Щербаку. Всем детям проводилось психологическое обследование до и после лечения.
Отмечено незначительное снижение гиперактивности и концентрации внимания, в то время как импульсивность почти не изменилась. Эффективность стандартной схемы лечения у детей из контрольной группы показана на следующем примере.
Больной С. 8 лет. Диагноз: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Находился на лечении в Клинике с 11 марта по 25 марта 2009 г.
Жалобы на неусидчивость, быструю отвлекаемость, трудность сосредоточения, низкую школьную успеваемость, избыточную двигательную активность, возбудимость.
Проведено следующее лечение: пантогам 0,5 два раза в день (утром и днем), раствор семакса 0,1% по 2 капли в обе половинки носа утром и днем, фенибут 0,25 по 1 таблетке вечером, гальванический воротник по методике Щербака №10.
После курса лечения отмечена незначительная положительная динамика в виде некоторого уменьшение истощаемости и возбудимости; повышение внимания.
В таблицах 5-7 приведены результаты исследований: данные динамики показателей проявлений СДВГ по объединенной балльной шкале, исследование функции внимания по методикам: «Корректурная проба» и «Таблицы Шульте». По этим методикам оценивалась концентрация, переключаемость и отвлекаемость внимания; темп выполнения задания.
Таблица 5 | ||||
Данные показателей проявлений СДВГ по объединенной балльной шкале | ||||
Количество | Сумма | Количество | Сумма | |
симптомов до лечения | баллов до лечения | симптомов после лечения | баллов после лечения | |
Показатели | 9 | 20 | 6 | 14 |
5 | 12 | 3 | 9 | |
Проявления импульсивности | 1 | 3 | 1 | 2 |
Общее количество | 15 | 35 | 10 | 25 |
Из таблицы 5 видно, что после лечения уменьшилось количество симптомов нарушений внимания всего в 1,5 раза и их суммы в 1,4 раза; уменьшение симптомов гиперактивности в 1,7 раза и их суммы - в 1,3 раза; симптомы импульсивности не изменились и их сумма уменьшилась в 1,5 раза. В целом, количество симптомов уменьшилось в 1,5 раза, сумма баллов в 1,4 раза.
Таблица 6 | ||
Данные динамики показателей внимания по корректурной пробе | ||
Показатели | До лечения | После лечения |
Количество ошибок | 21 | 18 |
Время выполнения | 40 секунд | 48 секунд |
Из таблицы 6 видно, что количество ошибок уменьшилось незначительно, в 1,1 раза; увеличилось время выполнения на 8 секунд.
Таблица 7 | ||
Данные динамики показателей внимания по таблицам Шульте | ||
Показатели | До лечения | После лечения |
Количество ошибок | ||
(среднее | 8 | 7 |
арифметическое) | ||
Время выполнения | ||
(среднее | 8,1 минуты | 7,5 минут |
арифметическое) |
Из таблицы 7 видно, что внимание незначительно улучшилось, всего в 1,1 раза, количество ошибок снизилось в 1,08 раза.
По результатам исследований был проведен сравнительный анализ динамики внимания, гиперактивности и импульсивности детей после курса стандартного лечения: данные приведены в таблице 8.
Всех детей разделили на четыре группы: 1. 0 баллов - дети, у которых отсутствовала динамика; 2. 1 балл - дети, у которых отмечалась слабая динамика и незначительная динамика по одному из исследуемых показателей; 3. 2 балла - дети, у которых отмечалась незначительная динамика во всех исследуемых показателях; 4. 3 балла - дети, у которых отмечалась значительная положительная динамика во всех исследуемых показателях.
Таблица 8 | ||||
Анализ показателей динамики внимания и поведения детей | ||||
Показатели | 0 баллов - отсутствие динамики | 1 балл - слабая динамика | 2 балла - умеренная динамика | 3 балла - выраженная динамика |
Группы | 1 | 2 | 3 | 4 |
Количество детей (%) | 29,7% | 40,5% | 21,6% | 8,1% |
Из таблицы 8 видно, что только в трети случаев (в 29,7%) у детей (см. показатели 3 и 4 групп), принимавших стандартный курс лечения отмечалась положительная динамика поведения и внимания выраженной степени; у 40,5% детей отмечена слабоположительная динамика и в 29,7% случаев отмечалось отсутствие динамики. У 8,1% детей - положительная динамика выраженной степени: у этих детей отмечалось значительное повышение концентрации внимания, улучшение поведения и повышение успеваемости.
На базе Клиники НЦ ПЗС и РЧ СО РАМН применение атомоксетина гидрохлорида в сочетании с физиотерапевтическим воздействием импульсным низкоинтенсивным электромагнитным полем от аппарата «Инфита» и кислородным коктейлем в качестве комплексного лечения получили 93 ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в возрасте от 7 до 12 лет.
Таким образом, применение атомоксетина гидрохлорида, импульсного низкоинтенсивного электромагнитного поля и кислородного коктейля оказывает положительное влияние на нивелирование проявлений СДВГ у детей, влияет на эмоциональную сферу и поведенческие реакции, улучшает концентрацию, переключаемость и устойчивость внимания, позволяет повысить качество обучения и жизни пациентов и их родителей.
Предлагаемое комплексное лечение может быть использовано как в стационарных, так и амбулаторных условиях при наличии физиотерапевтического аппарата «Инфита» и кислородного концентратора «Армед».
Применение атомоксетина гидрохлорида, импульсного низкоинтенсивного электромагнитного поля и кислородного коктейля у детей с синдромом дефицита внимания повышает эффективность лечения, в 96,8% случаев отмечено улучшение показателей внимания, что позволяет существенно сократить сроки госпитализации и финансовые издержки на лечение.
Источники информации
1. Заваденко Н.Н. «Гиперактивность с дефицитом внимания у детей». Российский медицинский журнал. М.: Медицина, 2006 г. Т.14. №1, с.51-56.
2. David Michelson, MD; Douglas Faries, PhD; Joachim Wernike et al. «Эффективность и безопасность атомоксетина при лечении детей и подростков, страдающих СДВГ». Русский журнал детской неврологии. М.: Медицина, т.II, вып.1, 2007 г., с.1-6.
3. Богомильский М.Р., Сапожников Я.М. «Лечение тугоухости у взрослых и детей с помощью аппарата ИНФИТА». Методические рекомендации. М.: РГМУ, 1999 г., с.4.
4. Энтеральная оксигенотерапия в акушерской и гинекологической практике. (Российский медицинский журнал 19.09.07 г., т.15, №17, 1294 htth://www.rmj.ru/articles 5337.htm).
1. Способ лечения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, включающий введение атомоксетина гидрохлорида, отличающийся тем, что дополнительно используют воздействие импульсного низкоинтенсивного электромагнитного поля с помощью аппарата «Инфита», продолжительность процедуры составляет 5 мин на первых сеансах, с постепенным достижением 10 мин к 6-й процедуре и последующим снижением времени до 5 мин к последней процедуре, курс лечения составляет 10 процедур.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что прием кислородного коктейля дополнительно осуществляют один раз в день через час после проведения инфитатерапии, курс лечения 10 процедур.