Способ изготовления скульптур из бересты

Изобретение относится к области декоративного искусства, а именно к области изготовления декоративных скульптур. Техническим результатом является упрощение изготовления скульптуры, снижение материалоемкости, а также повышение точности изготовления деталей скульптуры. При изготовлении скульптур из бересты, используя методы ювелирной обработки деталей изделия, получают филигранные скульптуры. Изготовление скульптуры начинается с выполнения эскиза изделия на бумаге, затем производят заготовку берестяных деталей, используя ювелирный метод изготовления ювелирной скани, собирают каркас на болванке, вылепленный из глины в объеме будущей скульптуры и после просушки каркаса на болванке освобождают его от глины. После выемки глины из каркаса его реставрируют и делают на нем набор рисунка по эскизу из ранее заготовленных деталей, потом изделие шлифуют, покрывают лаком и доводят до окончательного художественного образа. Каркас изделия может быть выполнен цельным или ажурным, а само изделие может быть украшено любым известным материалом, например камнями, металлом, кожей и т.д. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области декоративного искусства, а именно к области изготовления декоративных скульптур.

Бересту как поделочный материал широко используют для изготовления различных предметов прикладного характера.

Известны различные способы изготовления изделий из бересты, посредством которых создаются такие предметы как туески, корзины, чехлы для ножей, обложки и т.д. (см. Новоселов А.С. Чудо-береста, 2001, г.Каменск-Уральский, стр.66-72).

Один из способов изготовления изделий из бересты - плетение. Плетение из бересты очень распространено в народном промысле. Этим способом изготовляют корзины, короба, туеса для грибов, ягод, лука и других хозяйственных нужд. Плетеные берестяные изделия нередко украшают резьбой и росписью.

Недостатком данного способа является грубое выполнение изделий и невозможность получения филигранных скульптур этим способом.

Ближайшим прототипом является способ изготовления берестяной скульптуры (автор Новоселов А.С. Чудо-береста, 2001, г.Каменск-Уральский). При изготовлении скульптур этим способом вначале придумывается художественный образ, выполняется его эскиз на бумаге, заготовляются необходимые детали для изделия, используя метод резьбы и тиснения, монтируют изделие на проволочный каркас, склеивают детали на нем и доводят композицию до задуманного художественного образа.

Недостатком данного способа является то, что, используя его, невозможно получить ажурные скульптуры из бересты высокого качества.

Цель изобретения - повышение качества скульптурных изделий из бересты и достижение филигранности в изготовлении этих изделий.

В настоящее время бересту используют современные художники и дизайнеры. Кроме того, ею заинтересовались и ювелиры для изготовления изящных скульптурных изделий из бересты.

Особенностью скульптуры является объемность. Используя физические и технологические возможности бересты, можно конструировать из нее самые разные и сложные формы. При этом использование декоративных возможностей этого материала позволяет создавать оригинальные художественные образы.

Для достижения данной цели при изготовлении изделий из бересты используют прием ювелирной техники, а именно способ изготовления объемной скани.

Сущность способа изготовления скульптуры из бересты заключается в следующем: выполняют эскиз будущего изделия на бумаге, изготовляют каркас, на каркасе производят набор элементов до получения готового изделия.

Для изготовления каркаса лепят болванку (фигуру) из глины по эскизу, формируют на ней каркас при помощи полосок бересты и клея, проверяют его на точность изготовления по эскизу. Каркас вместе с болванкой просушивают. Выбирают место для разрезания каркаса, чтобы не был нарушен внешний вид, и удаляют из него глину, затем снова соединяют место выемки склеиванием, далее зачищают и шлифуют каркас.

На каркасе производят набор ранее заготовленных элементов по рисунку. Набор необходимо начинать с внешнего контура, а затем постепенно заклеивать изготовленными элементами весь рисунок.

Все элементы для создания образа будущей скульптуры заготовляют заранее ювелирным способом объемной скани: гнут в завитки, колечки, квадратики и прочие фигурки из традиционных элементов, сочетание которых создает орнамент изделия.

Набранное изделие шлифуют, покрывают лаком и доводят до окончательного художественного образа.

Пример

Изготовление скульптуры «Домового для ванной комнаты» начинают с выполнения эскиза на бумаге, затем лепят болванку (фигуру) из глины. На глиняной форме изготовляют каркас из полосок бересты. Каркас вместе с болванкой просушивают. Определяют место разреза для удаления глины из него, удаляют глину, после чего склеивают швы берестяного каркаса и сверяют на точность выполнения по эскизу, далее зачищают и шлифуют каркас.

Фактором, влияющим на качество изделия, является качество заготовок и то, как они выполнены. Заготовки для набора ажура на деталях одежды, обуви, выполнены в технике филиграни, нарезка заготовок листочков для березового веника выполняется так же в технике филиграни. Заготовки для туловища выполняются методом простой нарезки, для прически - методом простой нарезки, имитирующей волосы домового. На каркас изделия производят набор элементов, шлифуют изделие, покрывают лаком.

Собирают всю композицию на подставку и доводят до задуманного художественного образа.

1. Способ изготовления скульптур из бересты, заключающийся в выполнении эскиза будущего изделия, заготовке берестяных деталей, формирования каркаса изделия с последующей шлифовкой, отличающийся тем, что каркас изделия собирают на болванке из глины, после высыхания каркас разрезают в определенном месте, глину удаляют из каркаса и далее опять соединяют каркас методом склеивания, производят набор рисунка на каркасе элементами, выполненными ювелирным способом объемной скани в виде колечек, завитков, квадратиков и других фигурок и доводят изделие до задуманного художественного образа.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что каркас может быть как цельным, так и ажурным.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что скульптуры могут быть украшены или дополнены деталями из любого доступного материала, позволяющего украсить изделие или усилить характерность создаваемого образа.