Муфта индикаторная поворотно-разрывная

Изобретение относится к топливно-энергетическому комплексу, в частности к устройствам для заправочных станций. Муфта предназначена для установки на заправочные краны-пистолеты автозаправочных колонок. Муфта содержит корпус с входным патрубком и осевым каналом и выходной патрубок. Муфта снабжена прозрачным индикаторным стеклом, размещенным в радиальном канале корпуса, сообщенном с осевым каналом, нормально открытым клапаном с юбкой, закрепленной в осевом канале корпуса неподвижной втулкой, на одном торце которой выполнено седло клапана. Муфта включает упругий элемент и подвижную втулку с выходным патрубком, которая установлена в неподвижной втулке с возможностью поворота вокруг оси и осевой фиксации с помощью упругого элемента, установленного в кольцевой канавке, выполненной на наружной поверхности подвижной втулки, и полости, образованной торцевой расточкой на запорной гайке, и торцом неподвижной втулки. Юбка клапана установлена в расточке, выполненной в подвижной втулке, со стороны, противоположной выходному патрубку, и клапан подпружинен к ней. Изобретение обеспечивает повышение надежности, стабильности характеристик муфты и долговечности автозаправочных колонок. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к топливно-энергетическому комплексу, в частности к устройствам для заправочных станций, а именно к стыковочным узлам крана-пистолета. Муфта индикаторная поворотно-разрывная предназначена для установки на заправочные краны-пистолеты автозаправочных колонок.

Известна муфта, содержащая корпус с входным и выходным патрубками и размещенным в нем запорным клапаном. SU 662485 А, 15.05.1979, МПК B67D 5/00.

Недостатком известной муфты являются низкие функциональные возможности: отсутствие контроля пузырьков воздуха в потоке топлива при заправке автомобиля и предотвращения закручивания шланга при манипуляциях с заправочным пистолетом, а запорный клапан не обеспечивает предотвращения утечки топлива при обрыве шланга.

Известна муфта для крана-пистолета, содержащая поворотный корпус с входным и выходным патрубками. RU 2147549 C1, B67D 5/06, 20.04.2000.

Недостатком известной муфты являются низкие функциональные возможности: отсутствие контроля пузырьков воздуха в потоке топлива при заправке автомобиля и предотвращения закручивания шланга при манипуляциях с заправочным пистолетом, а также невозможность предотвращения повреждения колонки и травм обслуживающего персонала при отъезде автомобиля со вставленным в горловину бака заправочным пистолетом.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков, а именно:

- обеспечение контроля отсутствия пузырьков воздуха в потоке топлива при заправке автомобиля;

- предотвращение закручивания шланга при манипуляциях с заправочным пистолетом;

- предотвращение повреждения колонки и травм обслуживающего персонала при отъезде автомобиля со вставленным в горловину бака заправочным пистолетом.

Поставленная задача решается, и технический результат достигается за счет того, что муфта индикаторная поворотно-разрывная, содержащая корпус с входным патрубком и осевым каналом и выходной патрубок, согласно изобретению снабжена, по меньшей мере, одним прозрачным индикаторным стеклом, размещенным, по меньшей мере, в одном радиальном канале корпуса, сообщенном с осевым каналом, нормально открытым клапаном с юбкой, закрепленной в осевом канале корпуса неподвижной втулкой, на одном торце которой выполнено седло клапана, упругим элементом и подвижной втулкой с выходным патрубком, при этом последняя установлена в неподвижной втулке с возможностью поворота вокруг оси и осевой фиксации с помощью упругого элемента, установленного в кольцевой канавке, выполненной на наружной поверхности подвижной втулки, и полости, образованной торцевой расточкой на запорной гайке, и торцом неподвижной втулки, при этом юбка клапана установлена в расточке, выполненной в подвижной втулке, со стороны, противоположной выходному патрубку, и клапан подпружинен к ней.

А также технический результат достигается за счет того, что муфта дополнительно снабжена кольцом, установленным на подвижной втулке.

Технический результат - повышение надежности, стабильности характеристик муфты и долговечности автозаправочных колонок.

На чертеже показан разрез муфты индикаторной поворотно-разрывной.

Муфта индикаторная поворотно-разрывная содержит корпус 1 с входным патрубком и осевым каналом, пружину 2. Муфта снабжена, по меньшей мере, одним прозрачным индикаторным стеклом 3, размещенным, по меньшей мере, в одном радиальном канале корпуса 1, сообщенном с осевым каналом, нормально открытым клапаном 4 с юбкой, закрепленной в осевом канале корпуса 1 неподвижной втулкой 5, на одном торце которой выполнено седло клапана 4, упругим элементом 6 и подвижной втулкой 9 с выходным патрубком. Подвижная втулка 9 установлена в неподвижной втулке 5 с возможностью поворота вокруг оси и осевой фиксации с помощью упругого элемента 6, выполненного в виде металлического разрезного кольца, установленного в полости, образованной торцевой расточкой на запорной гайке 7, и торцом неподвижной втулки 5. Юбка клапана 4 установлена в расточке, выполненной в подвижной втулке 9, со стороны, противоположной выходному патрубку. Клапан 4 поджат пружиной 2 к торцу подвижной втулки 9. Между запорной гайкой 7 и подвижной втулкой 9 установлено кольцо 8, предназначенное для дополнительного соединения и удержания во взаимосвязи двух половин муфты - шланговой и пистолетной в процессе работы, а также, совместно с упругим элементом 6, обеспечивает необходимое усилие разрыва муфты.

Кольцо 8 имеет на наружной поверхности выступ горообразной формы, сохраняет свои размеры после разрыва и последующего восстановления муфты.

Муфта индикаторная поворотно-разрывная работает следующим образом.

Нормальные условия.

Муфта выходным патрубком подвижной втулки 9 вворачивается в заправочный пистолет и входным патрубком корпуса 1 - на фитинг шланга.

Клапан 4 открыт, опираясь юбкой на проточку в подвижной втулке 9. Топливо проходит через муфту из шланга в пистолет. При заправке через индикаторное стекло 3 производится контроль отсутствия или наличия пузырьков воздуха в потоке топлива. Подвижная втулка 9, удерживаемая упругим элементом 6 и выступом на кольце 8, вместе с пистолетом вращается вокруг собственной оси. Упругий элемент 6 и кольцо 8 предотвращают разрыв муфты (выдвижение подвижной втулки 9 из неподвижной втулки 5 корпуса 1 муфты) в нормальных условиях работы топливозаправочной колонки, при допускаемых конструкцией колонки скачках давления в гидросистеме, при случайном натяжении пистолета относительно шланга. Кольцо 8 также предотвращает заклинивание подвижной втулки 9 в неподвижной втулке 5, когда вектор разрывающей силы не совпадает с осью муфты.

Аварийная ситуация, отъезд автомобиля со вставленным в горловину бака заправочным пистолетом

Под действием усилия, направленного вдоль оси муфты, более указанного в технической характеристике, упругий элемент 6 разжимается и подвижная втулка 9, преодолевая усилие, создаваемое упругим элементом 6 и кольцом 8, ввернутая в заправочный пистолет, выходит из неподвижной втулки 5 корпуса 1 муфты. Клапан 4, при отсутствии опоры, под действием пружины 2 перемещается до упора в седло и запирает остающуюся на шланге часть муфты. Пружина 2 и напор топлива надежно запирают клапан 4 муфты, прерывают поток топлива из шланга.

Торцевая расточка в подвижной втулке 9 предотвращает возможное заклинивание клапана 4 при осевом перемещении во время разрыва муфты, обеспечивая клапану 4 правильное положение в седле и тем самым надежное запирание потока топлива.

Восстановление (сборка) муфты

Снять части муфты со шланга и пистолета, вставить подвижную втулку 9 в неподвижную втулку 5 корпуса 1 муфты и, создав усилие, например, тисками слесарными, вдоль оси, соединить части муфты до щелчка.

1. Муфта индикаторная поворотно-разрывная, содержащая корпус с входным патрубком и осевым каналом и выходной патрубок, отличающаяся тем, что она снабжена, по меньшей мере, одним прозрачным индикаторным стеклом, размещенным, по меньшей мере, в одном радиальном канале корпуса, сообщенном с осевым каналом, нормально открытым клапаном с юбкой, закрепленной в осевом канале корпуса неподвижной втулкой, на одном торце которой выполнено седло клапана, упругим элементом и подвижной втулкой с выходным патрубком, при этом последняя установлена в неподвижной втулке с возможностью поворота вокруг оси и осевой фиксации с помощью упругого элемента, установленного в кольцевой канавке, выполненной на наружной поверхности подвижной втулки, и полости, образованной торцевой расточкой на запорной гайке, и торцом неподвижной втулки, при этом юбка клапана установлена в расточке, выполненной в подвижной втулке, со стороны, противоположной выходному патрубку, и клапан подпружинен к ней.

2. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена кольцом, установленным на подвижной втулке.