Двухъярусная парковка открытого типа с зацеплением автомобильного поддона за боковую поверхность
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области наземного строительства, а именно к строительству зданий или сооружений для стоянки автомобилей с механическими средствами для перемещения транспорта в вертикальном и горизонтальном направлениях. Двухъярусная парковка выполнена в виде несущей рамы с перемещающимся по ней подъемно-транспортным устройством портального типа. Линейные направляющие расположены на разных уровнях, опорные балки портала подъемно-транспортного устройства выполнены разновеликими, узел подъема располагается на боковой части портала, а конструкция узла захвата подъемного устройства и поддона обеспечивают захват поддона с боковой стороны. Технический результат: увеличение количества парковочных мест на придомовой территории, повышение уровня безопасности хранения автомобилей на придомовой территории. 4 з.п. ф-лы, 14 ил.
Реферат
Изобретение относится к области наземного строительства, а именно к строительству зданий или сооружений для стоянки автомобилей с механическими средствами для перемещения транспорта в вертикальном и горизонтальном направлениях, и предназначено для увеличения плотности парковочных мест на придомовой территории.
Постановка задачи.
В настоящее время решение проблемы организации парковок автомобилей в основном ориентировано на создание больших многоярусных парковок, которые будут находиться на некотором удалении от места проживания водителя. Однако, как показывает практика, водители предпочитают хранить свои автомобили в непосредственной близости от жилых домов, загромождая проезды и создавая неудобства пешеходам.
С целью упорядочения парковок автомобилей в непосредственной близости от жилой зоны возникла необходимость разработки автомобильной парковки, которая имела бы:
а) минимальные габаритные размеры по вертикали с тем, чтобы не ограничивать визуальную перспективу;
б) минимальные габаритные размеры в поперечном направлении для установки автомобилей на ограниченной территории, прилегающей к жилым домам и вдоль автодорог. При этом должно обеспечиваться повышение плотности парковки примерно в два раза;
в) минимальный уровень шума, производимого при операциях погрузки-выгрузки с тем, чтобы устанавливать их в непосредственной близости от жилых домов;
г) свойство мобильности с тем, чтобы гибко реагировать на изменяющиеся потребности в количестве парковочных мест и свободной территории путем увеличения или уменьшения продольных размеров парковки с минимальным вредом для окружающей среды.
Кроме того, конструкция парковки должна обеспечить возможность автоматизации процесса погрузки-выгрузки, учитывая то обстоятельство, что размеры парковки ограничены размерами территории, прилегающей к жилому зданию, и количество автомобилей на таких парковках составляет 40-140 шт., а круглосуточное содержание обслуживающего персонала на таких парковках будет нерентабельным.
Из пунктов а) и г) следует ограничение - парковка должна быть открытого типа.
Поставленная задача решается описываемой ниже парковкой
Двухъярусная парковка открытого типа представляет собой несущую раму, разделенную на ячейки и образующую первый ярус парковки. Второй ярус парковки образован поддонами, которые устанавливаются на раму свободно сверху и позиционируются на ней посредством конусных направляющих. На верхней и нижней сторонах рамы размещены линейные направляющие для перемещения подъемно-транспортного устройства портального типа. Опорные стойки портала подъемно-транспортного устройства выполнены разновеликими - две из них опираются на нижнюю направляющую, две другие стойки портала опираются на верхнюю направляющую. Это дает возможность самостоятельной парковки автомобилей на первом ярусе обычным способом. На боковой стороне портала расположено подъемное устройство. Конструкции подъемного устройства и поддона позволяют осуществлять захват поддона за боковую поверхность поддона. В крайних ячейках рамы (по крайней мере, с одной стороны) на нижнем ярусе оборудуются зоны погрузки и выгрузки.
В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.
Другими составными частями парковки являются система управления гидро- и электроприводом подъемно-транспортного устройства, система защитных заграждений, система приема платежей и идентификации владельца автомобиля, система безопасности, обеспечивающая обнаружение человека в опасной зоне и блокирующая в этом случае работу подъемно-транспортного устройства, а также управляющее устройство (контроллер), обеспечивающий согласованную работу вышеперечисленных систем.
Для оценки новизны и технического уровня заявленного решения рассмотрим ряд известных заявителю технических средств аналогичного назначения, характеризуемых совокупностью сходных с заявленным изобретением признаков, известных из сведений, ставших общедоступными до даты приоритета изобретения.
Аналогом предлагаемого изобретения могут быть подъемно-транспортные устройства, используемые в складских системах. Так, например, в изобретении JP 6117132 (А) 1994 г. описана система, где подъемно-транспортное устройство портального типа перемещается по подкрановым путям, расположенным на земле, автомобили размещаются на поддонах, которые устанавливаются в несколько ярусов. Для того чтобы достать автомобиль с нижнего яруса необходимо снять поддон вышестоящего яруса. Недостаток такого способа организации хранения автомобилей в том, что необходимо выполнять большое количество перемещений для того, чтобы достать автомобили с нижнего уровня. Самостоятельный заезд автомобилей на нижний ярус обычным способом невозможен из-за наличия подкрановых путей. Такой способ парковки автоматизировать сложно.
Решение этой проблемы предлагают изобретения US 4005785, 1975 г. и US 2714456, 1953 г., где подкрановые пути портального крана размещаются на втором или вышестоящих ярусах парковки, что делает возможным заезд автомобилей в ячейки первого яруса обычным способом, без использования подъемно-транспортного устройства. Кроме того, в изобретении US 4005785 предлагается использовать для перемещения подъемно-транспортного устройства роликовые опоры качения - аналоги современных систем линейного перемещения. Недостаток такой конструкции в том, что портал подъемно-транспортного устройства опирается своими опорными балками на два соседних ряда парковки, что накладывает ограничения на минимально возможный поперечный размер конструкции, который, в данном случае, должен быть больше трех длин автомобиля. Кроме того, для постановки автомобиля в ячейку парковки, необходимо выполнить поперечное перемещение автомобиля, что выполняется посредством роликового поддона.
Логичным развитием указанных выше изобретений является предлагаемая конструкция парковки, где рельсы для перемещения подъемно-транспортного устройства размещены на разных уровнях - один рельс на уровне первого яруса и другой рельс на уровне второго яруса, с тем, чтобы сделать возможным заезд автомобилей на первый уровень парковки самостоятельно обычным способом. Для уменьшения шумности рельсы заменены на линейные направляющие. Также предлагается отказаться от поперечного перемещения автомобиля в ячейку за счет конструктивного обеспечения захвата поддона за боковую поверхность поддона, что уменьшает минимально возможный поперечный габарит парковки до размера, равного 1,5 длины автомобиля (или 1,5 ширины - в случае его парковки боком).
Предложенное техническое решение обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью.
Сущность изобретения поясняется на фиг.1-14, где изображено:
на фиг.1 - внешний вид парковки с установленными автомашинами,
на фиг.2 - внешний вид единого конструктивного элемента,
на фиг.3 - внешний вид подъемно-транспортного устройства,
на фиг.4 - внешний вид парковки сбоку,
на фиг.5 - механизм захвата поддона,
на фиг.6 - внешний вид поддона,
на фиг.7 - подъемно-транспортное устройство в транспортном положении, вид спереди,
на фиг.8 - вид парковки при захвате поддона с его длинной стороны.
на фиг.9 - вид парковки при установке на одну раму двух подъемно-транспортных устройств,
на фиг.10 - вид двустороннего подъемно-транспортного устройства,
на фиг.11 - вид двустороннего захватного устройства,
на фиг.12 - схема захвата поддона при двухрядном исполнении парковки,
на фиг.13 - вид парковки сбоку при двухрядном исполнении,
на фиг.14 - последовательность перемещений для захвата поддона.
Рама парковки прямоугольной формы собирается из типовых элементов, основными из которых являются: основание под вертикальные стойки (1), вертикальные стойки (2), поперечные балки (3), продольные балки (4, 5, 6) и конусные направляющие (7) для точного позиционирования поддона, как это показано на фиг.1. Продольная балка (5) устанавливается на основание (1), продольные балки (4, 6) - на поперечную балку (3). Элементы рамы могут быть выполнены из железобетона или металлоконструкций и скреплены между собой известными способами. Перспективным считается вариант исполнения рамы, когда основание, вертикальные и поперечные стойки выполняются в виде единого конструктивного элемента в заводских условиях фиг.2. В крайних нижних ячейках рамы оборудуются зоны погрузки-выгрузки (8).
Портал подъемно-транспортного устройства (11) имеет внешний вид, как показано на фиг.3, и собирается из металлоконструкций обычными для промышленности способами. Опорные стойки портала (13, 14) выполнены разновеликими. На поперечных балках портала установлен стопорный механизм (12), предотвращающий самопроизвольное опускание поддона во время перемещения портала.
На продольных балках рамы (4, 5) установлены линейные направляющие (9) с комплектом линейных подшипников (10) для продольного перемещения подъемно-транспортного устройства, например, выпускаемые компанией ТНК (Япония). Перемещение портала вдоль рамы обеспечивается электроприводом (23) посредством зубчатой рейки (24), закрепленной на продольной направляющей рамы (фиг.4),
На боковой стороне портала установлено подъемное устройство типовой конструкции (15) с гидравлическим приводом, аналогичной, например, конструкциям подъемников вилочных погрузчиков. Подъемное устройство снабжено механизмом захвата (16), который в общем виде (фиг.5) представляет собой опорную плиту (17) с захватами (18), закрепленную на выдвижных опорах (19), приводимых в движение гидро- или электроприводом. Выдвижные опоры перемещаются по линейным подшипникам (27).
Внешний вид поддона (20) показан на фиг.6 с вариантами исполнения: а) поддон с захватом за короткую боковую поверхность и б) поддон с захватом за длинную боковую поверхность. Поддон выполняется из типовых металлоконструкций, предпочтительнее - из легких сплавов. На нижней стороне поддона имеются конусные втулки (21) для устойчивой фиксации поддона на раме парковки. На боковой поверхности поддона выполнена ответная часть (22) для захватов подъемного устройства.
Рассмотрим более подробно алгоритм работы устройства.
Парковка автомобилей на первом ярусе осуществляется водителем самостоятельно обычным для этого способом, путем его заезда в свободную ячейку. Для парковки автомобиля на втором ярусе автомобиль заезжает на поддон (фиг.1), установленный в зоне погрузки-выгрузки (8), его владелец покидает опасную зону, что контролируется системой безопасности, устанавливаются защитные ограждения (25) и устройство управления разрешает подъемно-транспортному устройству зацепить поддон. Операция захвата поддона подъемным устройствам показана на фиг.14. Подъемно-транспортное устройство перемещается вдоль парковки с убранным механизмом захвата (а) и позиционируется напротив поддона в зоне погрузки-выгрузки. Подъемное устройство опускается на уровень нижнего яруса в исходное положение для захвата (б). Затем выдвигается опорная плита до контакта с боковой поверхностью поддона и подъемное устройство начинает медленное движение вверх с тем, чтобы захваты (18) вошли в плотный контакт с ответной частью поддона (22) (в). Подъем поддона может продолжаться дальше (г) с увеличенной скоростью. По достижении требуемой высоты подъема происходит срабатывание стопорного механизма (12), предотвращающего самопроизвольное опускание поддона, подъем прекращается и подъемно-транспортное устройство начинает горизонтальное перемещение вдоль рамы парковки. По достижении требуемой ячейки второго яруса, горизонтальное перемещение прекращается, стопорный механизм убирается и поддон опускается на конусные направляющие рамы. Отцепив занятый поддон, подъемно-транспортное устройство может, в зависимости от типа заявки, переместить в зону погрузки-выгрузки либо свободный поддон - для погрузки, либо занятый - для выгрузки.
Контроль получения-выдачи автомобиля осуществляется парковочным автоматом (26), который после постановки автомобиля на парковку выдает его владельцу жетон или чек.
Для получения автомобиля, его владелец опускает полученный ранее жетон или чек в парковочный автомат и оплачивает парковочное время. Парковочный автомат после идентификации требуемой ячейки выдает команду либо на подъем заградительного заграждения в случае, если автомобиль находится на первом ярусе, либо на снятие его со второго яруса подъемно-транспортным устройством и переноски в зону погрузки-выгрузки.
Помимо указанных выше признаков заявленное решение имеет ряд признаков, характеризующих изобретение в частных случаях его выполнения, а именно;
а) на фиг.8 показан вариант изготовления парковки, когда поддон захватывается за его длинную боковую поверхность. Автомобили первого яруса устанавливаются под углом 45°-60° к обочине. Такая парковка имеет минимальный поперечный размер. Этот вариант изготовления может быть полезен при установке парковки вдоль узких улиц или вдоль автодорог.
б) с целью повышения надежности функционирования парковки и увеличения количества одновременно обслуживаемых автомобилей, на одни направляющие устанавливаются два подъемно-транспортных устройства, как показано на фиг.9. При этом первое подъемно-транспортное устройство обслуживает зону погрузки-выгрузки (8), допустим, с левой стороны парковки, а второе - соответственно с правой;
в) с целью увеличения количества парковочных мест возможно изготовление двухрядной парковки, где подъемно-транспортное устройство обслуживает два ряда парковок, при этом подъемно-транспортное устройство выполняется двухсторонним и имеет вид, как это показано на фиг.10. Двустороннее устройство захвата имеет вид, как это показано на фиг.11. На фиг.12 дана схема захвата поддона при двухрядном исполнении парковки, где поз.а - транспортное положение узла захвата, поз.б - узел выдвинут для захвата поддона с левого ряда, поз.в - узел выдвинут для захвата поддона с правого ряда, поз.г - захват зацепил поддон левого ряда парковки. На фиг.13а) показан захват верхнего поддона с левого ряда парковки, на фиг.13б) - с правого ряда.
Применение изобретения позволит следующее.
1. Увеличить количество парковочных мест на придомовой территории.
2. Упорядочить парковку автомобилей на придомовой территории, вдоль улиц и автодорог.
3. Повысить уровень безопасности хранения автомобилей на придомовой территории.
1. Двухъярусная парковка, выполненная в виде несущей рамы с перемещающимся по ней подъемно-транспортным устройством портального типа, отличающаяся тем, что линейные направляющие расположены на разных уровнях, опорные балки портала подъемно-транспортного устройства выполнены разновеликими, узел подъема располагается на боковой части портала, а захват поддона подъемно-транспортным устройством осуществляется способом зацепления поддона за боковую поверхность поддона.
2. Парковка по п.1, отличающаяся тем, что автомобили нижнего яруса устанавливаются под углом 45°-60° к обочине, а захват поддона за длинную боковую поверхность поддона.
3. Парковка по п.1, отличающаяся тем, что на одних направляющих размещены два подъемно-транспортных устройства.
4. Парковка по п.1, отличающаяся тем, что подъемно-транспортное устройство обслуживает два ряда парковок, при этом портал подъемно-транспортного устройства и узел захвата поддона выполняются двухсторонними.
5. Парковка по п.4, отличающаяся тем, что для обслуживания двух рядов парковки на одни направляющие устанавливаются два двухсторонних подъемно-транспортных устройства.