Устройство для очистки фар транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к машиностроению, а именно к устройству для очистки фар транспортного средства. Устройство для очистки фар содержит удлиненный корпус, снабженный входным штуцером, подсоединяемым к источнику моющей жидкости под давлением, моющую головку, оснащенную, по меньшей мере, одной форсункой и установленную на дистальном конце телескопически отводящейся полой трубки. Канал течения жидкости проходит между моющей головкой и внутренним объемом корпуса. Герметизирующий узел выполнен с возможностью открывания канала течения жидкости только при полном выдвижении указанной полой трубки из корпуса. После первого включения указанного устройства все полости внутри корпуса устройства заполнены жидкостью и корпус остается заполненным жидкостью, которая легко доступна для испускания моющей струи при быстром выдвижении головки. Достигается возможность подачи мощной струи моющей жидкости на наружную поверхность фары и сокращение времени подачи моющей жидкости. 15 з.п. ф-лы, 36 ил.
Реферат
Область техники
Изобретение относится к устройствам для очистки фар транспортных средств и более конкретно к моющим устройствам (омывателям), очищающим фары (лампы, установленные снаружи транспортного средства) посредством подаваемых на них струй жидкости.
Уровень техники
Хорошая видимость является важным аспектом безопасности для всех водителей транспортных средств. Поэтому транспортные средства, такие как легковые и грузовые автомобили, обычно оснащаются наружными лампами (фарами), облегчающими вождение в темноте или в условиях плохой видимости.
Чтобы улучшить видимость и уменьшить потребление энергии и расходы на обслуживание, в настоящее время на транспортные средства устанавливают лампы с разрядом высокой интенсивности, такие как системы "ксенон". В последние годы большое внимание уделяется вопросам безопасности, связанным с видимостью для водителей при использовании систем "ксенон". Как следствие, в некоторых регионах, включая Европу (см. Европейский стандарт ЕСЕ R45), в случае использования систем "ксенон" применение устройств для очистки фар стало обязательным. Однако потребность в постоянно и гарантированно чистых фарах не ограничивается именно фарами данного типа.
С ростом количества стран, вводящих подобные стандарты, и с ростом внимания к безопасности транспортных средств возрастает потребность в оснащении новых и используемых автомобилей устройствами для очистки фар.
Подобные устройства обычно устанавливаются в передней части автомобиля. Они подают струю моющей жидкости на наружную поверхность фары, чтобы удалить с нее грязь и тем самым улучшить видимость, а также, что не менее важно, ослабить или устранить ослепление водителя встречного транспортного средства (вызываемое грязью на стекле фары, искажающей световой поток).
Следует отметить, что как следствие сочетания высоких скоростей, с которыми могут двигаться транспортные средства, с необходимостью иметь (для формирования струй) полости в устройствах для очистки, подобные устройства сами могут страдать от проникновения в них грязи.
Примеры релевантных устройств для очистки фар описаны в нижеперечисленных документах.
В патенте США №5242114 предложен аппарат-омыватель для стекла (рассеивателя) фары транспортного средства, содержащий сопло, установленное на убираемом несущем блоке и селективно питаемый от источника моющей жидкости под давлением. Несущий блок снабжен камерой переменного объема, образованной неподвижным элементом и подвижным элементом, который скользит по неподвижному элементу и несет форсунку. Между этими элементами установлена пружина, стремящаяся перевести подвижный элемент в отведенное положение. Подача в камеру переменного объема жидкости под давлением сначала переводит подвижный элемент, преодолевая действие пружины, в выдвинутое положение, а затем обеспечивает поступление жидкости к форсунке. Неподвижный элемент представляет собой трубку, открытую на свободном конце и подсоединенную другим концом к источнику жидкости. Подвижный элемент содержит закрытую деталь, внутренний объем которой функционально связан с форсункой. Данная деталь состоит из двух частей, первая из которых скользит по наружной поверхности трубки при наличии герметичного контакта с этой поверхностью, а вторая входит внутрь трубки, перекрывая ее. Эта часть может перемещаться по трубке наружу под действием жидкости под давлением, обеспечивая при этом сообщение внутренних объемов трубки и подвижного элемента.
В патенте США №4955543 описан аппарат для мытья стекол транспортного средства, содержащий источник давления, обеспечивающий подачу моющей жидкости, которая активирует клапан и форсунку, установленную в несущем блоке. Несущий блок выполнен с возможностью перемещения из отведенного в рабочее выдвинутое положение, причем клапан открывается в первый раз после перевода держателя с форсункой в рабочее положение. У клапана имеется колпачок, который неплотно перекрывает отверстие в держателе форсунки, ведущее к форсунке, и который повторяет движение держателя до тех пор, пока его периферийная часть не придет в контакт с упором. В этот момент, непосредственно предшествующий приходу форсунки в выдвинутое положение, колпачок открывает канал к форсунке. Прижатие колпачка к держателю обеспечивается давлением моющей жидкости, пружиной или постоянным магнитом.
В патенте США №5605286 рассматривается несущий блок в аппарате для мытья переднего стекла транспортного средства. В данном блоке имеются наружный цилиндр и телескопический внутренний цилиндр, помещенный в наружном цилиндре. На конце внутреннего цилиндра установлена форсунка, которая может выдвигаться из наружного цилиндра. Первый плунжер, герметично сопряженный по своей наружной поверхности с наружным цилиндром, может отодвигаться под давлением моющей жидкости от второго плунжера и тем самым выдвигать внутренний цилиндр из наружного. Когда оба плунжера максимально удалены друг от друга, они совместно с наружным цилиндром задают объем для приема определенного количества моющей жидкости. После этого второй плунжер под давлением моющей жидкости смещается в сторону первого плунжера. Это заставляет моющую жидкость после того как будет открыт клапан, установленный последовательно с форсункой, проходить по каналу, образованному первым плунжером, к форсунке.
В патенте США №5762271 описана система для мытья переднего стекла транспортного средства, в которой форсунка передвигается из нерабочего положения в наружное рабочее положение под действием давления, приложенного к моющей жидкости. Под давлением моющей жидкости вместе с держателем форсунки перемещается колпачок клапана, который перекрывает канал к форсунке в держателе до тех пор, пока этот колпачок не подойдет к упору, после чего клапан откроется. Упор выполнен на несущем элементе в форме оси, которая в нерабочем положении форсунки входит в принимающий элемент. Принимающий элемент введен в канал держателя форсунки и герметично перекрыт внутренней стенкой колпачка клапана. Когда форсунка находится в своем рабочем положении, моющая жидкость течет к форсунке по указанному каналу между принимающим элементом и держателем форсунки.
Представляется желательным предохранить устройство для очистки фар транспортного средства от проникновения в него грязи и других нежелательных веществ и тем самым уменьшить вероятность его неудовлетворительного функционирования. Желательно также иметь устройство для очистки, адаптированное к использованию с различными геометриями фар и автомобильных бамперов. Кроме того, желательно, чтобы устройство для очистки фар работало быстро и эффективно.
Раскрытие изобретения
Соответственно задача, решаемая изобретением, состоит в создании устройства для очистки фар, устойчивого к загрязнениям, пригодного для установки на многие различные транспортные средства и способного быстро подавать моющую жидкость. Еще одна задача заключается в создании форсунки, пригодной для формирования струи жидкости, имеющей большое поперечное сечение.
Согласно изобретению предлагается устройство для очистки любых наружных ламп транспортного средства (например, главных фар). Устройство содержит корпус, жестко закрепляемый на несущем компоненте транспортного средства, например на его бампере, и моющую головку, которая может переставляться между отведенным положением, в котором она находится внутри соответствующей части транспортного средства, и выдвинутым рабочим положением, в котором она расположена перед фарой и испускает струю моющей жидкости. Устройство по изобретению выполнено таким, что после его первого включения корпус остается заполненным жидкостью, которая легко доступна для испускания моющей струи при быстром выдвижении головки. В типичном варианте устройство снабжено одной или более форсунками, угловое положение которых может настраиваться относительно моющей головки.
Таким образом, устройство для очистки фар транспортного средства согласно первому аспекту изобретения содержит удлиненный корпус, снабженный входным штуцером, подсоединяемым к источнику моющей жидкости под давлением; моющую головку, оснащенную, по меньшей мере, одной форсункой и установленную на дистальном конце телескопически отводящейся полой трубки, которая в нормальном положении отведена, при этом канал течения указанной жидкости проходит между моющей головкой и внутренним объемом корпуса; и нормально закрытый герметизирующий узел, выполненный с возможностью открывать канал течения жидкости только при полном выдвижении указанной трубки из корпуса.
Корпус предпочтительно выполнен с возможностью закрепления на несущем компоненте транспортного средства посредством держателя, обеспечивающего возможность установки корпуса в заданное положение относительно несущего компонента, по меньшей мере, по одной из следующих степеней свободы: положение по продольной оси, наклон относительно продольной оси, поворот вокруг продольной оси и поворот вокруг поперечной оси. В конкретном варианте держатель содержит сферическую поверхность, жестко фиксируемую в требуемом положении вдоль оси корпуса, и прикрепляемую к сферической поверхности соединительную деталь, закрепляемую на несущем компоненте транспортного средства.
Моющая головка может быть снабжена закрывающим элементом, выступающим из устройства в его нормальном, отведенном положении и располагающимся заподлицо с поверхностью несущего компонента транспортного средства, на котором закреплено устройство. Закрывающий элемент предпочтительно прикреплен к моющей головке с возможностью регулировки его положения для облегчения установки относительно выреза в указанном несущем компоненте таким образом, чтобы закрывающий компонент в отведенном положении устройства располагался заподлицо с поверхностью несущего компонента. В конкретном варианте изобретения канал течения жидкости является цилиндрическим каналом, проходящим между трубчатой частью указанной трубки и моющей головкой, а герметизирующий узел содержит запирающую часть в форме затвора, сформированную на дистальном конце плунжера и выполненную с возможностью герметичного перекрытия указанного канала.
Герметизирующий узел согласно первому аспекту изобретения содержит плунжер, сформированный на дистальном конце трубки с возможностью коаксиального смещения внутри нее и снабженный запирающей частью для герметичного перекрытия канала течения жидкости, при этом на проксимальном конце трубки выполнен поперечный выступ для остановки осевого перемещения при подходе указанного выступа к стопорному компоненту, выступающему вблизи дистального конца корпуса с возможностью отведения запирающей части с открыванием канала течения жидкости только при полностью выдвинутой трубке.
В нормальном состоянии трубка отведена с удерживанием ее в отведенном положении пружинным компонентом, связанным одним своим концом с проксимальным концом трубки, а противоположным концом - с частью корпуса. При этом трубка установлена с возможностью осевого перемещения и снабжена уплотнительными средствами для герметичного сопряжения с корпусом.
Согласно второму аспекту изобретения трубка установлена коаксиально внутри трубчатого компонента, телескопически выдвигаемого из корпуса и несущего на своем проксимальном конце герметизирующий узел, имеющий отверстие, сформированное на проксимальном конце трубки и герметично перекрываемое запирающей частью, перемещающейся между нормально закрытым положением и открытым положением, в котором при полном выведении трубчатого компонента и связанной с ним трубки она отведена в радиальном направлении от указанного отверстия с обеспечением возможности поступления жидкости из корпуса во втулку.
В данном варианте запирающая часть удерживается в закрытом положении удерживающим компонентом, выполненным с возможностью перемещения по наклонной поверхности между закрытым положением, в котором она находится, по существу, на одном уровне с наружной поверхностью трубчатого компонента, и открытым положением, в котором она выступает в радиальном направлении за наружную поверхность корпуса, при этом герметизирующий узел дополнительно снабжен стопорным элементом, установленным в дистальной части корпуса так, что при полном выведении трубки стопорный элемент останавливает осевое перемещение трубчатого компонента, обеспечивающее перемещение запирающей части по указанной наклонной поверхности с радиальным перемещением в открытое положение.
Удерживающий компонент может являться эластичной лентой, охватывающей запирающую часть и часть трубчатого компонента.
Согласно третьему аспекту изобретения в трубке установлен цилиндрический компонент, имеющий открытый проксимальный конец и снабженный на своем дистальном конце герметизирующим элементом для перекрытия канала течения жидкости; при этом цилиндрический компонент выполнен взаимодействующим с несущим пружину компонентом с возможностью ограниченного осевого перемещения между указанными компонентами; первая спиральная пружина прикреплена проксимальным концом к корпусу, а дистальным - к дистальному концу несущего пружину компонента; на дистальном конце корпуса установлен стопорный компонент для ограничения поперечного смещения цилиндрического компонента, причем при полном выдвижении трубки из корпуса цилиндрический компонент удерживается от перемещения для отведения герметизирующего элемента от канала течения жидкости с открыванием указанного канала.
Цилиндрический компонент может отжиматься в осевом направлении от несущего пружину компонента посредством второго пружинного компонента.
В соответствии с другим аспектом изобретения предложена форсунка для использования в устройстве для очистки фар транспортного средства. Форсунка содержит корпус и установленный в корпусе формирователь струи, при этом у корпуса имеются сферическая часть, установленная с возможностью поворота в моющую головку указанного устройства для очистки, и часть для выбрасывания струи, а формирователь струи разделяет сферическую часть корпуса на входную камеру для жидкости и камеру завихрения жидкости, которая гидравлически связана с частью для выбрасывания струи посредством осевого отверстия, выполненного в корпусе. Канал течения жидкости проходит через входную камеру для жидкости и камеру завихрения жидкости и включает, по меньшей мере, один тангенциальный проход, направляющий жидкость в камеру завихрения жидкости по направлению радиально внутрь. Данный, по меньшей мере, один тангенциальный проход отходит от, по существу, осевого прохода, образованного между формирователем струи и сферической частью корпуса.
У корпуса может иметься стенка, расположенная между его сферической частью и частью для выбрасывания струи. В этом случае в стенке может быть выполнено, по существу, осевое отверстие для выпуска струи. Часть корпуса для выбрасывания струи может быть снабжена ориентированными вдоль оси углублениями.
Формирователь струи может иметь также одно или более осевых отверстий. В этом случае камера завихрения жидкости может быть гидравлически связана с входной камерой для жидкости также посредством таких одного или более осевых отверстий, образованных в формирователе струи. Формирователь струи может быть выполнен заодно с корпусом или прикреплен к нему.
Краткое описание чертежей
Чтобы сделать изобретение более понятным и пояснить возможности его практического использования, далее, в качестве неограничивающих примеров будут со ссылками на прилагаемые чертежи описаны несколько его вариантов.
На фиг.1 в перспективном изображении показан первый вариант устройства для очистки согласно изобретению.
На фиг.2 держатель, показанный на фиг.1, представлен на виде снизу.
На фиг.3 на виде сзади, в перспективном изображении представлен механизм выброса жидкости, показанный на фиг.1.
Фиг.4 соответствует разрезу плоскостью А-А (см. фиг.1).
На фиг.5 в разрезе плоскостью А-А, в перспективном изображении показана нижняя часть устройства для очистки.
На фиг.6 в сечении плоскостью А-А (см. фиг.1) представлен поршневой клапан, подошедший к стопору, и результирующая траектория потока жидкости.
На фиг.7 в сечении плоскостью А-А (см. фиг.1) показано положение жидкости непосредственно перед подходом поршневого клапана к стопору.
На фиг.8 в сечении плоскостью А-А (см. фиг.1) иллюстрируются подход поршневого клапана к стопору и результирующая траектория потока жидкости.
На фиг.9 в перспективном изображении представлен второй вариант устройства для очистки.
На фиг.10 устройство по фиг.9 представлено на виде снизу.
На фиг.11 в перспективном изображении представлен механизм выброса жидкости, показанный на фиг.9.
Фиг.12 соответствует разрезу плоскостью В-В (см. фиг.9).
На фиг.13 в перспективном изображении, в разрезе плоскостью В-В (см. фиг.9) показана верхняя часть устройства для очистки, чтобы проиллюстрировать перемещение клапана радиально наружу.
На фиг.14 схематично показаны некоторые компоненты второго варианта устройства, включая кулачковый механизм открывания поршневого клапана.
На фиг.15 в сечении плоскостью В-В (см. фиг.9) показана верхняя часть устройства для очистки, чтобы проиллюстрировать поршневой клапан, отведенный в радиальном направлении.
На фиг.16 в сечении показан третий вариант устройства для очистки в полностью отведенном состоянии.
На фиг.17А в сечении показан третий вариант устройства для очистки в полностью выдвинутом состоянии, но еще с перекрытым каналом течения жидкости.
На фиг.17В в увеличенном масштабе показана зона, обозначенная как В на фиг.17А, при повороте устройства на 90°.
На фиг.17С в увеличенном масштабе показана зона, обозначенная как С на фиг.17А.
На фиг.18А устройство представлено в полностью выдвинутом рабочем положении.
На фиг.18В в увеличенном масштабе показана зона, обозначенная как В на фиг.18А, при повороте устройства на 90°.
На фиг.18С в увеличенном масштабе показана зона, обозначенная как С на фиг.18А.
На фиг.19А в перспективном изображении показан внутренний сегментированный цилиндр.
На фиг.19В в перспективном изображении показано сегментированное основание во взаимодействии с внутренним сегментированным цилиндром.
На фиг.19С в перспективном изображении показана сборка, содержащая внутренний сегментированный цилиндр и основание для пружины.
На фиг.20А в сечении, в полностью отведенном состоянии показано устройство для очистки согласно изобретению, установленное на бампер транспортного средства.
На фиг.20В устройство по фиг.20А показано в выдвинутом рабочем состоянии, т.е. подающим моющую жидкость на главную фару транспортного средства.
На фиг.21А-21Е проиллюстрирована форсунка согласно изобретению, причем:
фиг.21А - это перспективное изображение на виде спереди форсунки, показанной на фиг.1;
фиг.21В - перспективное изображение форсунки, вид сзади;
фиг.21С - разрез плоскостью J-J (см. фиг.21А);
фиг.21D - разрез плоскостью Р-Р (см. фиг.21А);
на фиг.21Е форсунка показана с пространственным разделением ее частей.
Фиг.22, на которой форсунка показана в перспективном изображении, в разрезе, иллюстрирует распределение жидкости в распыленной струе.
На фиг.23А-23С иллюстрируется вариант форсунки по изобретению, причем:
фиг.23А - это перспективное изображение форсунки, представленной прозрачной, чтобы показать ее конфигурацию;
фиг.23В - перспективное изображение на виде спереди формирователя струи в форсунке по фиг.23А;
на фиг.23С форсунка показана в продольном разрезе, в перспективном изображении.
Осуществление изобретения
Первый вариант устройства 10 для очистки фар согласно изобретению представлен на фиг.1 и 4. У данного устройства имеется продольная ось Х-Х, сферический держатель 14 и установленный в нем несущий блок 12.
Несущий блок 12 содержит цилиндрическую втулку 16 с открытым верхним концом 17 и с нижним концом 18, введенным в нижний колпачок 26, который герметично насажен на втулку 16 с защелкиванием своего буртика 28 на ребре 22 втулки. На колпачке 26 имеется входной штуцер 30 для жидкости, сообщающийся с внутренним объемом цилиндрической втулки 16. Входной штуцер 30 имеет наружные ребра; для подачи жидкости к устройству он может быть подсоединен соответствующим (неизображенным) шлангом, например, к насосу (не изображен). Несущий блок 12 содержит механизм 32 выброса жидкости, связанный с втулкой 16 и способный выдвигаться телескопическим образом из несущего блока 12 (см. фиг.7 и 8) и отводиться в нормальное положение (см. фиг.1 и 4). Механизм 32 выброса жидкости, гидравлически связанный с втулкой 16, содержит, по существу, U-образную моющую головку 34, на которой установлены система 36 форсунок для быстрого выбрасывания жидкости, и настраиваемый по высоте закрывающий элемент (крышку) 38, выступающий за механизм 32 выброса жидкости и служащий для адаптации к различным конфигурациям бампера.
Устройство 10 для очистки функционирует следующим образом.
При включении жидкостного насоса (не изображен) жидкость в устройстве, находившемся в нормальном состоянии, из резервуара для жидкости подается по соответствующему шлангу (не изображен) во входной штуцер 30 и из него попадает во втулку 16, заполняя ее объем. Заполнившая втулку 16 жидкость заставляет механизм 32 выброса жидкости телескопически выдвинуться за пределы бампера, а затем выбросить из втулки 16 посредством системы 36 форсунок распыленную струю жидкости на очищаемый объект, такой как фара (не изображена).
Когда насос по получении команды, переданной вручную или автоматически, перестает подавать жидкость под давлением, выброс распыленной струи прекращается и механизм 32 выброса жидкости отводится во втулку 16, как это будет подробно описано далее. Крышка 38 соответственно возвращается в прежнее положение, заподлицо с бампером.
Нужно подчеркнуть, что даже если выбрасываемая жидкость не именуется "жидкостью под давлением", давление в системе всегда выше атмосферного давления. Это предотвращает проникновение окружающего воздуха и грязи в несущий блок 12. Более подробное описание устройства будет приведено далее.
Устройство 10 для очистки может крепиться к бамперу или к другим частям транспортного средства таким образом, что оно полностью помещается внутри соответствующей полости и, по существу, не влияет на внешний вид транспортного средства. При этом устройство устанавливается так, что его регулируемая крышка 38 расположена заподлицо с соответствующей частью, несущей устройство. Как будет более подробно пояснено далее (со ссылкой на фиг.2), у устройства имеется держатель для закрепления устройства в требуемом положении внутри соответствующей полости транспортного средства.
В рассматриваемом примере устройство 10 для очистки согласно изобретению установлено внутри бампера (не изображен) транспортного средства путем прикрепления к бамперу сферического держателя 14 с помощью винтов (не изображены). В верхней части бампера (не изображен) сделан вырез с размерами, достаточными, чтобы провести через него систему форсунок механизма 32 выброса жидкости. Когда механизм 32 выброса жидкости находится в отведенном положении, крышка 38 устанавливается (с помощью механизма регулировки по высоте, описываемого далее) заподлицо с участком бампера в зоне выреза (не изображен). Это предотвращает попадание нежелательных веществ внутрь бампера и "маскирует" устройство 10 для очистки.
На фиг.2 показан сферический держатель. Он содержит внутреннее кольцо 40, имеющее сферическую наружную поверхность 43 и цилиндрическую внутреннюю поверхность, которая сопрягается со скольжением с поверхностью втулки 16. На участке втулки 16 сформировано множество радиальных ребер 41, а на внутренней поверхности внутреннего кольца 40 сформированы взаимодействующие с ними ребра 44. С их помощью предотвращается вращение кольца 40 вокруг продольной оси устройства и обеспечивается возможность регулировки смещения кольца вдоль указанной продольной оси.
На одном участке наружного кольца 46 предусмотрен разрыв 48, на краях которого сформированы два поперечных фланца 50. Наружное кольцо 46 может зажимать внутреннее кольцо 40 при затягивании фиксатора 58, установленного на наружном кольце 46. Тем самым задается взаимная ориентация колец 40, 46 по наклону относительно продольной оси, повороту вокруг продольной оси и повороту вокруг поперечной оси. После того как наружное кольцо 46 затянуто, втулка 16 больше не может смещаться относительно держателя 14, который жестко крепится к соответствующей части транспортного средства.
Наружное кольцо 46 снабжено также несколькими поперечными выступами 52; в каждом из них имеется отверстие 56, в которое может быть введен крепежный элемент, такой как винт, заклепка или болт, обеспечивающий крепление к соответствующей части транспортного средства. В рассматриваемом примере держатель 14 рассчитан на прикрепление к верхней части бампера (не изображен) посредством дополнительных винтов (не изображены), которые вводятся в отверстия 56 выступов 52. Крепление сферического держателя 14 к верхней части бампера в рассматриваемом примере обеспечивает установку несущего блока 12, по существу, вертикально. Соответственно благодаря телескопической конструкции первого механизма 32 выброса жидкости несущий блок 12 может раздвигаться в вертикальном направлении и поворачиваться вокруг вертикальной оси. Следует, однако, учитывать, что возможны и другие ориентации устройства-омывателя в зависимости от геометрии кузова и/или бампера транспортного средства и его фар.
На фиг.3 показана U-образная головка 34 механизма 32 выброса жидкости. Она содержит систему 36 форсунок. В данном примере у этой системы имеются два установленных на U-образной головке 34 с взаимным вертикальным смещением цилиндрических патрона 60, в которых установлены первая и вторая форсунки 66, 68 соответственно. У форсунок имеются находящиеся внутри патронов сферические части 70, обеспечивающие возможность регулировки ориентации струи жидкости.
Две верхние прямые секции 62 U-образной головки 34 выполнены полыми; они рассчитаны на введение в них со скольжением соответствующих элементов регулируемой по высоте крышки 38. Между двумя прямыми секциями 62 находится зубчатая поверхность 64 в форме рейки. Регулируемая по высоте крышка 38 имеет, по существу, плоскую верхнюю часть 74 и два выступающих из нее вниз жестких несущих стержня 76, которые могут со скольжением входить, как уже упоминалось, в U-образную головку 34. У крышки 38 имеется также фиксатор в форме крючка 78, расположенный между двумя несущими стержнями 76 U-образной головки 34 с возможностью установки между зубцами поверхности 64 головки 34 с фиксированием тем самым крышки 38 на желаемой высоте.
Высоту крышки 38 можно регулировать, прикладывая к крючку 78 усилие, противоположное действующей на него силе, и нажимая на крышку 38.
Как можно видеть на фиг.4 и 5, по меньшей мере, на части внутренней поверхности 82 втулки 16 выполнено множество ориентированных вдоль продольной оси выступов 80 (назначение которых будет объяснено далее), а также обращенная внутрь губка 84 (фиг.4), прилежащая к открытому верхнему концу 24 втулки. Эта губка удерживает первую кольцевую уплотнительную прокладку 86, установленную на верхнем конце телескопического цилиндрического компонента 88, находящегося внутри втулки 16, у ее верхнего конца. Указанная прокладка 86 плотно, герметично охватывает часть цилиндрического компонента 88, не ограничивая его осевого перемещения. Первая уплотнительная прокладка 86 ограничивает попадание нежелательных веществ во втулку 16 и их выход из нее.
Цилиндрический компонент 88 снабжен на своем нижнем конце двумя продольными прорезями 90 (см. фиг.4 и 5); у него имеется также основание 92, введенное со скольжением внутрь втулки 16. Торец 94 основания 92, в котором выполнено отверстие 96, имеет соответственно кольцевую форму. В торце 94 выполнено множество углублений 98, соответствующих продольным выступам 80 на поверхности втулки 16.
Из кольцевого торца 94 вверх выступает сформированная на нем трубчатая секция 100, которая вместе с кольцевым торцом 94 образует опору для нижнего конца цилиндрического компонента 88, вставленного внутрь данной секции. У нижнего конца цилиндрического компонента 88 установлена первая спиральная пружина 102, входящая внутрь данного компонента 88 и взаимодействующая с плунжером 104, также введенным по оси внутрь данного компонента 88 с возможностью скользящего перемещения относительно него.
На верхнем конце плунжера 104 имеется плечо 108, за которым плунжер переходит в конический затвор 110 (см. также фиг.7 и 8). Срединная часть 111 затвора 110 имеет уменьшенный диаметр для установки на него кольцевой прокладки 112 (фиг.4, 7 и 8). Наружный периметр затвора 110 соответствует размерам первого механизма 32 выброса жидкости в сопряжении 114 между цилиндрическим компонентом 88 и U-образной головкой 34, чтобы обеспечить герметичность данного сопряжения, как это будет пояснено далее.
Как показано на фиг 7, первая спиральная пружина 102 отжимает нижний конец плунжера 104 вверх, так что в своем нормальном (исходном, нерабочем) положении затвор 110 герметизирует внутренний объем зоны сопряжения 114.
На фиг.5 показано, что сечение нижнего конца плунжера 104 близко к t-образному, причем на его концах 116 имеются обращенные книзу отгибки 118. Обращенные книзу и кверху поперечные компоненты 120 и 106 обеспечивают формирование внутри цилиндрического компонента 88 четырех проходов 122. Отгибки 118 выступают наружу, входя в прорези, имеющиеся в данном компоненте 88, и предотвращают неосевые перемещения плунжера 104. При этом отгибки 118 выступают из цилиндрического компонента 88 на достаточное расстояние, чтобы контактировать с L-образным стопором 123 (фиг.6), расположенным у боковой поверхности компонента 88.
Стопор 123 имеет форму кольца, установленного между цилиндрическим компонентом 88 и втулкой 16, примыкая к открытому верхнему концу 24 втулки 16. Выходу данного стопора из втулки 16 препятствует первая кольцевая уплотнительная прокладка 86. Данный стопор 123 не ограничивает скользящее перемещение цилиндрического компонента 88. Поперечный кольцевой выступ 124 на концевой части стопора 123 служит упором для второй спиральной пружины 126.
Верхний конец 126А этой спиральной пружины 126 упирается в кольцевой выступ 124 стопора 123, а ее нижний конец 126 В - в основание 92. Вторая спиральная пружина отжимает основание 92 и соответственно цилиндрический компонент 88 вниз, заставляя их в нерабочем состоянии находиться в нижней части втулки 16.
Далее приводится подробное описание работы устройства 10 для очистки.
После первого включения жидкость под давлением будет оставаться внутри несущего блока 12 даже при выключенном насосе (не изображен). При первой подаче жидкости в несущий блок 12 жидкость заполнит все свободное пространство внутри втулки 16. Первая спиральная пружина 102 отжимает плунжер 104 вверх, тем самым удерживая затвор 110 в сопряжении 114. Уплотнительная прокладка 112 предотвращает нежелательное протекание жидкости через данное сопряжение. Жидкость будет заполнять также цилиндрический компонент 88, включая четыре прохода 122, пока она не поднимется до сопряжения 114, где затвор 110 предотвратит ее попадание в U-образную моющую головку 34.
Когда жидкость под давлением будет подаваться (неизображенным насосом) в несущий блок 12, давление внутри устройства, уже заполненного жидкостью, будет повышаться, и это заставит механизм 32 выброса жидкости выдвинуться телескопическим образом из втулки 16 (фиг.7), сжимая вторую спиральную пружину 126. Перемещение цилиндрического компонента 88 вверх продолжается даже после того, как плунжер 104 остановится, дойдя до механического стопора 123 (фиг.6). Продолжающееся движение цилиндрического компонента 88 при практически стационарном плунжере 104 приведет к отходу затвора от сопряжения 114 (фиг.8), что позволит жидкости поступать (как это показано стрелками) в U-образную моющую головку 34 механизма выброса струи. Распыленные струи направляются форсунками на стекло фары (не изображено).
При прекращении подачи жидкости под давлением в несущий блок 12 первая спиральная пружина 102 возвращает плунжер 104 в нормальное положение, запирая тем самым сопряжение 114, а вторая спиральная пружина 126 заставляет механизм 32 выброса жидкости вернуться в свое нормальное (отведенное) положение (см. фиг.1 и 4). Однако, как уже упоминалось, в этом нормальном положении все компоненты устройства 10 остаются заполненными жидкостью, т.е. они готовы к быстрому переходу к рабочему циклу.
Второй вариант устройства для очистки фар согласно изобретению будет описан со ссылками на фиг.9-15. Как показано на фиг.9 и 12, устройство 130 для очистки фар по второму варианту имеет продольную ось Y-Y и содержит сферический держатель 14, имеющий конструкцию, аналогичную конструкции держателя в описанном первом варианте устройства. Однако несущий блок 132, установленный в сферическом держателе 14, имеет шестигранное поперечное сечение. На фиг.10 второй вариант устройства показан на виде снизу. Видно, что сферический держатель 14 идентичен вышеописанному, причем он установлен на шестигранную втулку 134 с возможностью скольжения.
Шестигранная втулка 134 несущего блока 132 имеет открытый верхний конец 142, открытый нижний конец 138, герметично перекрытый шестигранным колпачком 144, точнее кольцевым выступом 146 на шестигранном колпачке 144, закрепленном (посредством прессования, термической или ультразвуковой сварки, привинчивания и т.д.) в круглом углублении 140, выполненном в шестигранной втулке 134. Колпачок 144 содержит входной штуцер 148, подсоединяемый, например, к насосу (не изображен) посредством шланга (не изображен) для подачи жидкости. Шестигранный несущий блок 132 содержит также второй механизм 150 выброса жидкости, установленный внутри втулки 134 с возможностью телескопического выдвижения, со скольжением, из шестигранного несущего блока 132 (фиг.13) и возврата в нормальное положение (фиг.9, 11 и 12). Механизм 150 выброса жидкости гидравлически связан с внутренним объемом шестигранной втулки 134 и содержит моющую головку 152 в виде перевернутой буквы Т. На этой головке установлена система 154 форсунок для быстрого выброса жидкости, а также регулируемый по высоте поворотный закрывающий элемент (крышка) 156, выступающий из механизма 150 выброса жидкости.
Устройство (омыватель фар) 130 согласно второму варианту изобретения может быть установлено внутри бампера (не изображен) транспортного средства. Оно функционирует в целом аналогично вышеописанному первому варианту (устройству 10). Однако поскольку второй вариант имеет конструктивные отличия, далее будет приведено подробное описание его работы.
Т-образная головка 152 содержит, по существу, горизонтально расположенный цилиндр 158, пересекающий продольную ось устройства. Цилиндр 158 открыт на обоих своих концах и гидравлически связан с другими частями механизма 150 выброса жидкости. В головке 152 имеется также продольно ориентированный цилиндр 160 с зубчатой поверхностью 161 типа рейки, который выполнен открытым на своем верхнем конце для установки на него поворотной крышки 156.
Как можно видеть на фиг.11, горизонтальный цилиндр 158 обеспечивает работу системы 154 форсунок, которая в данном варианте содержит две поворотные форсунки 162, установленные по обе стороны горизонтального цилиндра 158 и гидравлически связанные с ним. Каждая поворотная форсунка 162 содержит первую поворотную часть 164, установленную с возможностью поворота на открытом конце горизонтального цилиндра 158 и гидравлически связанную с ним. Первая поворотная часть 164 установлена с возможностью наклона относительно вертикальной оси, причем на ней установлена вторая поворотная часть 166, гидравлически связанная с первой поворотной частью 164. Вторая поворотная часть 166, установленная с возможностью поворота вокруг вертикальной оси, содержит выходное отверстие 168 для выпуска распыленной струи.
Как уже упоминалось, на вертикальном цилиндре 160 установлена поворотная крышка (з