Способ защиты морского транспортного судна от нападения и захвата пиратами

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к способам защиты транспортных судов от нападения и захвата пиратами. Способ включает использование нелетального-нейтрализующего средства поражения на основе ирританта типа CS. Для этого на судно устанавливают комплекс с беспилотными летательными аппаратами - разведывательным и ударным в комплектации нейтрализующим зарядом. Разведку ведут на дальностях не менее 30 миль от счислимого места судна по пути его следования. Ударный аппарат направляют к обнаруженному потенциально опасному объекту, обеспечивая превентивную нейтрализацию подозрительных лиц. Повышается безопасность судоходства. 9 з.п. ф-лы, 6 ил.

Реферат

Изобретение относится к разделу техники, связанной с разработкой способов и средств защиты морского транспорта (грузовых судов неограниченного района плавания) на ходу в открытом море и в прибрежных водах от нападения и захвата пиратами, в отсутствие полицейских и др. сил экстренного реагирования.

Вооруженные преступники действуют с ближайшего побережья или с базового судна в открытом море. Обычно это небольшое промысловое судно - рыболовный траулер, сейнер и т.п. Как правило, они нападают на крупные (дедвейтом 10 тысяч тонн и более) транспортные суда группами на нескольких быстроходных моторных лодках. Лодки, изготовленные из материала, неразличимого радиолокатором, развивают скорость до 60 км/ч (до 32 узлов) /1,2/. Это позволяет преступникам, ведущим наблюдение за оживленной морской трассой, выходить в надлежащий момент на перехват транспортного судна, достигая его с выбранной позиции за время от 15 минут до получаса.

Как прототип для заявляемого рассматривается способ, основанный на использовании морского противодиверсионного гранатомета ДП-64 в комплектации выстрелом с гранатой нелетального действия на базе штатной ФГ-45 /3,4/. Такими гранатометами предлагается вооружить специально обученных членов экипажа судна. Граната диаметром 44 мм, массой 0,65 кг, доработанная для снаряжения ирритантом типа CS (масса не указана), способна создать на пути атакующей лодки завесу в виде аэрозольного облака частиц ирританта. Непереносимая для восприятия человеком на открытой местности ингаляционная концентрация ирританта выдерживается на площади до 60 м2, в три раза большей, чем у известного средства «Сирень-7». По данным тех же источников, по этому показателю более эффективен выстрел ВГМ-93.200 с 43-мм гранатой раздражающего действия массой 0,24 кг, применяемой в наземных условиях из гранатомета ГМ-94. Масса ирританта CS в гранате составляет 0,066 кг (27,5% от общей массы), при массе корпуса до 0,09 кг (37,5%). До 0,084 кг (около 35%) приходится, очевидно, на устройство выброса/распыления ирританта. Эффективность применения этой гранаты по правонарушителям на открытой местности характеризуется площадью нелетального поражения до 100 м2, в закрытых помещениях - поражаемым объемом до 300 м3. Автор принял аналогичные показатели для специализированной гранаты, которая может быть создана заново взамен доработанной ФГ-45. Неизменным остается ограничение по дальности прицельной стрельбы из гранатометов типа ДП-64 и ГМ-94 - до 400 м. Эту дистанцию скоростная лодка проходит примерно за 30 секунд, а само аэрозольное облако с характерным размером до 12 м - менее чем за секунду. Следовательно, необходимо в режиме «мгновенной реакции» сформировать перед группой произвольно рассредоточенных в атаке на судно лодок сплошную завесу достаточных размеров по фронту и в глубину. Выполнить это в условиях морского волнения и ветра, под блокирующим обстрелом нападающих сложно даже для профессиональных стрелков. Сама стрельба с попыткой поставить облако-завесу не исключает прямого попадания гранаты в лодку или катер и может привести к тяжелым травмам и даже к гибели людей. Таким образом, использование гранатомета в типичных обстоятельствах морского плавания для экстренной нейтрализации нападающих на судно неэффективно и при этом опасно для их жизни. К недостаткам способа защиты, использующего гранатометы и другие средства ближнего боя с носимым боекомплектом, следует также отнести возможное бесконтрольное или ошибочное применение боевой гранаты. То есть, по ряду признаков способ может быть квалифицирован как противоречащий морскому праву. Оно не допускает не только вооружения гражданских судов боевым оружием, но и применения его эскортными кораблями по «предполагаемым» пиратам на поражение. В свою очередь, преступники, осознавая это, в ряде случаев действовали практически безнаказанно, не только игнорируя присутствующие в данном районе патрульные силы, но и пытаясь нападать на транспортные суда на виду у кораблей охранения.

Задачей предлагаемого изобретения является создание способа защиты судна, осуществляемой превентивно - при обнаружении предположительно «пиратских» лодок или катеров, например, на удвоенной наибольшей дальности прямой видимости судна. Или, что практически то же для типового объекта, такого как небольшой базовый траулер или сейнер (далее - объект) с устаревшим навигационным оборудованием, - не ближе, чем на дальности радиолокационной видимости судна. Для определенности можно принять обе эти дальности равными 30 милям. Как правило, в условиях открытого моря с этих рубежей пиратские лодки выводят на дальность прямой видимости, откуда они на полной скорости устремляются к непосредственно наблюдаемому судну. Самостоятельный выход лодок с береговой стоянки по направлению к судну, например, идущему по прибрежному фарватеру или в узкости, и нападение на него возможны только с момента его обнаружения на дистанции прямой видимости в фактических метеоусловиях. В том числе и при оповещении злоумышленников о предстоящем прохождении судна по ближайшему участку акватории. Предлагаемый способ, как и известный, должен основываться на использовании средства нелетального поражения, но с большей дальностью применения (не менее 30 миль от счислимого места судна), чем гранатомет, и с большей на два порядка массой заряда ирританта, при соответствующих размерах зоны поражения. Применяемое по данному способу средство защиты от явной или возможной попытки захвата судна подозрительными лицами не должно создавать угрозы для их жизни. В свою очередь, средство собственно защиты судна должно применяться в комплексе со средством обнаружения и идентификации потенциально опасного объекта на соответствующей дальности. В итоге, действия, выполняемые при защите по данному способу, должны обеспечивать с приемлемыми правовыми последствиями не только пресечение явной, но и предотвращение возможной попытки подозрительных лиц атаковать судно.

Задача решается установкой на судно и применением разведывательно-ударного комплекса вооружения (единого универсального или сопрягаемых двух соответствующего назначения) с малогабаритными дистанционно-управляемыми беспилотными летательными аппаратами (БЛА). Используют аппараты, радиус действия которых составляет не менее 100 км. Продолжительность полета - от двух и более часов со скоростью порядка 100-150 км/ч у разведывательных и 200-250 км/ч у ударных аппаратов. Высота полета БЛА над морской поверхностью - от 2-3 км до практически «нулевой» позволяет использовать их для обнаружения, инспекции и атаки потенциально опасного объекта, в том числе одиночной лодки, в условиях предельно ограниченной видимости. Приводимые здесь и далее в обоснование реализуемости способа сведения о составе комплексов, об отдельных характеристиках и тактике применения БЛА известны по состоянию на последнюю четверть 20-го века 151. Так, на ударном БЛА этого периода масса боевого заряда может достигать 25 кг и более. Для применения по предлагаемому способу боевой заряд заменяют на нейтрализующий, преобразуя аппарат из боевого средства в специальное. Масса ирританта в нем может соответственно на два порядка превышать таковую в гранате выстрела ВГМ-93.200. Очевидно, что комплексы и аппараты, создаваемые на основе новейших технологий, более совершенны технически и могут иметь специализированное исполнение для решения поставленной задачи.

В условиях открытого моря разведку опасного района ведут в полосе прямой видимости - до ±15 миль (в секторе ±30º на дальности 30 миль) относительно пути следования судна по предварительной прокладке, направляя аппарат непосредственно к объекту, обнаруженному судовой РЛС или другими средствами. При движении судна в узкости, разведку акватории на заданной дальности от счислимого места судна ведут по обе стороны от оси фарватера до береговой линии или в полосе прямой видимости, удерживая аппарат на высоте, позволяющей обнаружить объект в фактических метеоусловиях.

Действуя подобным образом, оставляют время для доразведки объекта, классификации его по степени опасности и для принятия, при необходимости, решения о превентивном применении ударного БЛА до выхода судна и скоростных лодок на позицию взаимной прямой видимости. Так, разрешающая способность аппаратуры наблюдения на разведывательном БЛА позволяет операторам комплекса, выполняя скрытный облет аппаратом обнаруженного объекта на предельно малой высоте, различать на нем явно выраженные действия людей, в том числе вооруженных. Полученные сведения используют для обоснования (совместно с судоводителями) дальнейших действий в отношении подозрительных лиц, включая применение ударного БЛА.

Ударный аппарат с указанной скоростью полета уже примерно через 15 мин после обнаружения объекта на дальности 30 миль может быть выведен на минимальной высоте в скрытную атаку на наблюдаемую цель размерами в несколько метров. Например, - на одиночную лодку, катер, на надстройку траулера или сейнера. Устройство нейтрализующего заряда для применения на ударном БЛА воспроизводят подобным, например, реализованному в гранате выстрела ВГМ-93.200, в соответствующем масштабе. При тех же массо-размерных соотношениях, масса собственно ирританта, например, в 25-килограммовом заряде составит до 6-7 кг - примерно в 100 раз больше, чем в заряде гранаты. Образуемое таким зарядом аэрозольное облако соответственно обеспечит нейтрализующее действие на площади не менее 10000 м2 и в объеме не менее 30000 м3. Для сравнения: группу людей на палубе траулера водоизмещением до 400 т или в нескольких лодках, двигающихся на перехват транспортного судна, можно представить т.н. «приведенной целью» с размерами в плане до 40х10 м и высотой до 3-5 м. Такой объект, двигающийся со скоростью 10-30 узлов, оказавшись в облаке (облаке-завесе) с зоной поражения указанных размеров, будет находиться в нем значительно дольше, чем в облаке от гранаты. За пределами этой зоны воздействие ирританта также не прекратится «мгновенно», а будет ослабевать постепенно по мере удаления от эпицентра облака, не оставляя нападающим возможности быстро восстановить нормальное зрение и дыхание. Накрытие объекта облаком (постановку завесы) обеспечивают необходимым сочетанием параметров конечного участка траектории аппарата при заходе на цель с дальностью и высотой предконтактного срабатывания устройства выброса/распыления ирританта относительно цели. Значения траекторных параметров к моменту приведения в действие устройства выброса определяют по алгоритму, подобному известным, разработанным для ударного БЛА в боевом снаряжении. Например, - в комплектации термобарической боевой частью и неконтактным взрывателем с дальномерным и/или высотомерным принципом действия.

В зависимости от наблюдаемого и прогнозируемого состояния обнаруженного объекта, выполняют следующие тактические приемы

демонстративно-предупредительный облет разведывательным аппаратом объекта, классифицированного операторами комплекса, совместно с судоводителями как безопасный на момент обнаружения (например, наблюдают траулер, ведущий промысел, лодки с людьми у орудий лова и т.п.), - с целью предотвращения возможной попытки нападения на проходящее судно;

демонстративно-предупредительная атака ударным аппаратом объекта, классифицированного как потенциально опасный (наблюдают ускоренную выборку орудий лова, с подъемом лодок на палубу траулера и т.п.), - для пресечения предполагаемой попытки нападения на судно постановкой аэрозольного облака на удалении R от объекта, определяемом по условию

R=0,5D±d,

в котором:

D - известный поперечный размер расширяющегося облака, по достижении которого ингаляционная концентрация ирританта в нем снижается до переносимой человеком,

d - определяемая на месте составляющая ветрового сноса облака в направлении на объект или в противоположном;

скрытная на минимальной возможной высоте атака ударным аппаратом движущегося объекта, классифицированного как опасный (по элементам наблюдаемого движения и др.), с постановкой перед ним облака-завесы, с целью предотвращения захвата судна подозрительными лицами путем их превентивной нейтрализации.

Минимальную высоту (Нt) конечного участка траектории аппарата при скрытной атаке объекта выбирают из условия, исключающего прямое попадание фюзеляжа БЛА в цель после предконтактной постановки облака или облака-завесы:

Нt0+hw+ht.

В правой части равенства

Н0 - наибольшая высота силуэта цели (исключая рангоут) относительно морской поверхности при отсутствии волнения;

hw - поправка на наибольшее увеличение высоты силуэта цели относительно нулевого уровня при всходе на вершину волны, равная 0 при отсутствии волнения;

ht - минимальное технически выполнимое превышение траектории аппарата над верхней границей силуэта цели.

Подобными действиями, - от принятия решения на нейтрализацию объекта до выбора характеристик конечного участка траектории атакующего аппарата и условий накрытия цели аэрозольным облаком, сводят к минимуму возможность и тяжесть последствий ошибки относительно истинных намерений подозрительных лиц. То есть, при использовании по предложенному способу нетравмирующего средства нелетального поражения такая ошибка оказывается приемлемой по наступающим правовым последствиям. В обоснование осуществимости способа далее по тексту приводятся сведения о возможности использования для этого известных комплексов и образцов БЛА, известных транспортных средств и др., в том числе, со ссылками на графические изображения соответствующего содержания.

Краткое описание чертежей (графических изображений) включает следующие пояснения.

Фиг.1. К выбору портов - мест развертывания технических позиций для комплексов с БЛА на побережье у опасного района мореплавания. Стрелками показаны порты, расположенные севернее (а) и южнее (б) «африканского рога».

Фиг.2. Тактический комплекс BRAVE-200 с ударным БЛА UCGN-121A. Вверху - общий вид комплекса на стартовой позиции в момент пуска БЛА из секции транспортно-пускового блока. Внизу - вид БЛА в плане (с раскрытым и сложенным крылом) и сбоку.

Фиг.3. Размещение элементов ударного комплекса BRAVE-200 в 40-футовом контейнере типа 1А - вид со стороны удаленной боковой стенки контейнера:

1 - автомобиль управления;

2 - энергоблок (развернут в поперечное положение);

3 - снятый с автомобильного шасси пусковой блок из 15-ти стартовых секций;

4 - корпус контейнера;

стрелкой показано направление закатывания энергоблока и автомобиля в контейнер через дверной проем в передней торцовой стенке;

пусковой блок установлен и закреплен по месту вплотную к боковой и задней торцовой стенкам.

Предлагаемый способ не предусматривает специальной подготовки судна, такой как перепланировка или выделение дополнительных помещений, необходимых для технического обслуживания комплекса, с возможностью замены снаряжения на ударном БЛА. То есть, исключаются замена в судовых условиях нейтрализующего заряда боевым и восстановление аппарата в классе боевых управляемых средств. Конструктивно и функционально основные элементы комплекса также не связывают с судном-носителем. Их погружают на судно только на рейс с прохождением опасных районов мореплавания и располагают на нем как смежные грузовые места, либо как единое укрупненное грузовое место, помещая их на одну платформу или в одну тару. Например, в 40-футовый стандартный контейнер типа 1А с размерами 12,2x2,4х2,4 м /6/. Для уменьшения (при неизменном числе оснащаемых судов) общего количества используемых комплексов и возможных потерь на конкретном судне собственно грузовых мест комплекс погружают на судно на стоянке его в порту, ближайшем к опасному району мореплавания, с последующей перегрузкой его на судно, назначенное к выходу в обратном направлении. На территориях портов соответствующего расположения, например в районе «африканского рога», показанном на фиг.1, развертывают технические позиции-базы для содержания используемых комплексов в исправном и боеготовом состоянии до передачи (перегрузки) на очередное судно. Здесь же может быть размещен пост международного или национального органа надзора за использованием на ударных БЛА только нелетального снаряжения. Место расположения позиции в порту выбирают в расчете на доставку используемых комплексов штатным или привлекаемым транспортом в операционную зону, непосредственно к определенному участку грузового причального фронта, без перетяжки или перешвартовки судна. При имеющейся технически и организационно обеспеченной возможности, по согласованию между грузоотправителем, грузополучателем и грузоперевозчиком передачу комплекса осуществляют, подобно перевалке груза, по прямому варианту - непосредственно с судна на судно.

По суммарной массе и габаритам для установки на судно «грузовым местом» пригоден, например, показанный на фиг.2 тактический комплекс BRAVE-200 с невозвращаемыми БЛА ударной версии 151. Габаритные размеры БЛА UCGN-121A в стартовом положении (со сложенным крылом) составляют 2,12x0,61 х2,60 м. Транспортно-пусковой блок комплекса, собранный из 15 стартовых секций, установлен на шасси автомобиля серии М35 с размерами в плане 7,3x2,4 м, грузоподъемностью 2,5 т. Блок управления помещен в кузов-фургон, установленный на шасси автомобиля HUMMER военной версии, в габаритах 4,7x2,2x2,1 м, грузоподъемностью 1,1 т. Специальное электропитание аппаратуры управления и пусковых устройств в полевых условиях обеспечивается буксируемым (возимым) энергоблоком. По изображениям на фиг.2 возможно сопоставить видимые размеры основных элементов комплекса с известными габаритными размерами используемых автомобилей и самого БЛА. Сравнение показывает, что пусковой блок собран в габаритах порядка 5,6x2,2x2,1 м; наибольший размер энергоблока не превышает, очевидно, 1,5 м. То есть, поставленные в ряд по длине, все три элемента комплекса, исключая автомобиль-платформу М35, могут быть помещены в контейнер типа 1А. Подготавливая комплекс к установке на судно, пусковой блок (в данном примере - снятый с платформы) укладывают днищевой гранью на настил пола контейнера (см. фиг.3). Туда же через дверной проем вкатывают и закрепляют (например, в поперечном расположении) энергоблок и автомобиль управления. Предварительно продольную боковую стенку контейнера удаляют, открывая выход аппаратам из секций пускового блока, имеющих собственные гермозакрытия, а операторам - доступ к машине (пульту) управления. Аналогичным образом, как «укрупненное грузовое место», может устанавливаться отдельно в 20-футовом контейнере типа 1С только пусковой блок. Контейнер устанавливают на палубу или в грузовой (контейнерный) штабель, ориентируя открытой стенкой и выходами стартовых секций в свободное пространство, например на траверз. При необходимости, для доступа операторов к комплексу используют съемные или переносные трапы. Либо все элементы комплекса размещают по отдельности, как «штучные грузы», и ориентируют должным образом только стартовые установки. Остальные элементы комплекса при этом могут размещать среди других грузовых мест произвольно - насколько позволяет длина соединительных кабелей. Вариант погрузки «штучными грузами» одиночных стартовых установок может быть принят, например, при использовании комплекса с ударным БЛА Locus. Массо-размерные характеристики этого аппарата и его транспортно-пускового контейнера сопоставимы с соответствующими у БЛА UCGA-121А и его стартовой секции в транспортно-пусковом блоке комплекса BRAVE-200 /5/. Использование комплекса с одиночными стартами может быть предпочтительным при ограничении потребного боекомплекта несколькими аппаратами, а так же при грузообработке судна на промежуточных стоянках, с необходимой переменой стартовых позиций. Очевидно, что несколько пусковых контейнеров БЛА Locus могут быть, в свою очередь, собраны в единую стартовую позицию - «укрупненное грузовое место». Например, также в 20-футовом контейнере. Конкретный исходный вариант погрузки комплекса принимают и вносят в предварительный каргоплан 161 с учетом возможности его функционирования после перемещения судовыми или портовыми грузовыми устройствами при последующей грузообработке судна согласно рейсовому заданию.

Для выполнения разведывательных функций и демонстративно-предупредительных облетов объектов возможно использовать, например, специализированный комплекс с возвращаемыми аппаратами, такими как мини-вертолет Sprite RPH взлетной массой 36 кг и с горизонтальной проекцией в форме круга диаметром 1,6 м (по несущему винту) /5/. С такими габаритами и массой он может размещаться на любой свободной площадке, включая крышу контейнера с ударным комплексом. В штатном режиме подобные аппараты используют для разведки «целей поля боя», таких как малочисленные войсковые подразделения, одиночные машины, огневые точки и т.п. Полетом аппарата управляют с переносного пульта. Время пребывания в воздухе вертолета Sprite RPH, при скорости полета 110 км/ч на высотах до 3 км - порядка 2 ч. Поэтому для непрерывного контроля над означенным выше участком акватории достаточно использовать 2-3 аппарата попеременно. Габариты и общая масса аппаратов с запасом топлива (6 кг на одну заправку) остаются пренебрежимо малыми для учета их как отдельных грузовых мест.

Не предлагаются как составная часть способа технические приемы, используемые при погрузке комплекса и перемещении его как грузового места при грузообработке судна. По мнению автора, указанные операции, безусловно, выполнимы с возможностью применения комплекса по назначению профильными структурами и специалистами на судне любого из основных классов. При необходимости, предварительно выполняют натурную отработку вариантов погрузки и перемещения комплекса на судах прикольного или отстойного флота, в том числе целевую отработку на судне определенного подкласса. Либо подобную отработку выполняют на модели (макете) его надводной части, используя макеты типовых грузовых мест и элементов комплекса. Модель и макеты изготавливают в масштабе, например, не более 1:100 для удобства работы на ограниченной производственной площади и в закрытом помещении.

С точки зрения осуществимости предложенного способа, значимым фактором наряду с боевыми характеристиками является возможность технического обслуживания и применения комплекса персоналом (боевым расчетом) минимальной численности. Так, на комплексе BRAVE-200 и аналогичных предполетную подготовку и управление полетом аппарата выполняют два оператора. Служебным помещением для них является кузов автомобиля управления. На судне вахтенную (дежурную) службу операторов достаточно организовать только на время прохождения опасного района мореплавания (ориентировочно до 3-5 суток). Она должна будет обеспечивать непрерывный контроль разведывательными БЛА заданного участка акватории по маршруту следования судна, готовность к выпуску ударного аппарата и управление его полетом для атаки обнаруженного объекта. Численность боевого расчета возможно минимизировать, устанавливая ее из условия несения боевого дежурства двумя операторами очередной смены по единому графику и во взаимодействии с судовой вахтенной службой. При этом следует также иметь в виду, что изначально боевой расчет комплекса подготовлен к выполнению функциональных обязанностей в полевых условиях с минимально необходимым автономным бытовым обеспечением.

Оценка экономического эффекта от реализации предложенного способа автором не выполнялась ввиду отсутствия исходных данных в необходимом объеме. Ориентировочная оценка возможна путем сравнения уровней ожидаемых затрат потенциального инвестора (например, группы судовладельцев) на техническую реализацию предлагаемого способа и ущерба, предотвращаемого его использованием. По данным ООН, в течение одного только 2008 г. в районе «африканского рога» из 120 попыток пиратских нападений 16 завершились захватами транспортных судов с их экипажами. По 2009 г. есть данные о 68 захваченных судах, и прогноз на видимую перспективу остается неблагоприятным. Прямой ущерб в виде уплаты выкупа пиратам за освобождение плененных ими экипажей составлял, по разным оценкам, суммы (с учетом опосредованных расходов) от нескольких до нескольких десятков миллионов долларов США. Совокупные убытки судовладельцев/перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, вызванные длительным простоем захваченных судов, срывами доставки, порчей и частичной или полной потерей грузов, исчислялись, по-видимому, миллиардными суммами. Сопоставимые расходы должны нести государства, периодически направляющие отряды военных кораблей и судов обеспечения для патрулирования опасных районов мореплавания и сопровождения транспортов. Для сравнения: по данным источника Lenta.ru на 22.03.2005 г. цена планируемой закупки партии из 36 тактических БЛА Predator военным ведомством США назначалась из расчета 4 миллиона за один экземпляр и составила 144 миллиона долларов.

Из приведенного описания должно следовать, что предложенное изобретение технически осуществимо с приемлемыми затратами на грузовых судах океанского плавания. Использование по предложенному способу разведывательно-ударных комплексов вооружения с дистанционно-пилотируемыми (беспилотными) летательными аппаратами обеспечивает с высокой эффективностью защиту судна от пиратского захвата путем превентивной нейтрализации подозрительных лиц при их явном или обосновано предполагаемом намерении захватить судно. Возможная при этом ошибка в оценке предполагаемых действий подозрительных лиц оказывается допустимой по наступающим правовым последствиям. Изобретение неизвестно по доступным источникам информации об уровне техники, из которого явным образом не следует для специалиста по созданию и применению нелетальных средств поражения с целью нейтрализации террористов и иных преступных элементов, то есть соответствует критериям патентоспособности.

Источники информации

1. Справочник по катерам, лодкам и моторам. «Судостроение», Л., 1979, с.84.

2. Ю.С.Назаров, Н.Ф.Соколова. Путешествие по «Катерам и яхтам». «Судостроение», Л., 1978, с.54-87, 98.

3. Оружие России. Федеральный электронный справочник по вооружению и военной технике (сведения по состоянию на 2009 г.).

4. Вопросы оборонной техники. НТЖ. Серия 16. Технические средства противодействия терроризму. Вып.3-4. НТЦ «Информтехника», М., 2004, с.81, 82.

5. Jane's Weapon Systems, 1986-87, рр.356-379.

6. Морской энциклопедический справочник, в двух томах. «Судостроение», Л., 1986. Том1, с.203,333.

1. Способ защиты морского транспортного судна от нападения и захвата пиратами, использующий нелетальное средство поражения на основе ирританта, например CS, отличающийся тем, что на судно устанавливают и применяют комплекс вооружения с беспилотными летательными аппаратами - разведывательными и ударными нелетального поражающего действия на площади не менее 10000 м2.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в условиях открытого моря разведку опасного района ведут в полосе прямой видимости шириной до ±15 миль относительно пути следования судна по предварительной прокладке, направляя разведывательный аппарат непосредственно к объекту, обнаруженному судовой радиолокационной станцией.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что при движении судна в узкости, разведку акватории ведут по обе стороны от оси фарватера до береговой линии или в полосе прямой видимости, удерживая аппарат на высоте, позволяющей обнаружить объект в фактических метеоусловиях.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что в зависимости от наблюдаемого и прогнозируемого состояния обнаруженного объекта выполняют следующие тактические приемы: демонстративно-предупредительный облет разведывательным аппаратом объекта, классифицированного операторами комплекса, совместно с судоводителями, как безопасный на момент обнаружения, демонстративно-предупредительная атака ударным аппаратом объекта, классифицированного как потенциально опасный, с постановкой аэрозольного облака на удалении от объекта R=0,5D±d, где D - известный поперечный размер расширяющегося облака, по достижении которого ингаляционная концентрация ирританта становится переносимой для человека, а величина d - определяемая на месте составляющая ветрового сноса облака в направлении на объект идя в противоположном, скрытная, на минимальной возможной высоте, атака ударным аппаратом движущегося объекта, классифицированного как опасный, с постановкой перед ним облака-завесы, предотвращающей захват судна подозрительными лицами путем их превентивной нейтрализации.

5. Способ по п.1 или 4, в котором прямое попадание фюзеляжа ударного аппарата в цель при скрытной атаке опасного объекта с постановкой облака-завесы исключают, устанавливая минимальную высоту Ht конечного участка траектории аппарата, как сумму величинHt=H0+ht+hw,где Н0 - наибольшая высота силуэта цели (исключая рангоут) относительно морской поверхности при отсутствии волнения;ht - минимальное технически выполнимое превышение траектории аппарата над верхней границей силуэта цели;hw - поправка на наибольшее увеличение высоты силуэта цели относительно нулевого уровня при всходе на вершину волны, равная 0 при отсутствии волнения.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что используемый комплекс конструктивно и функционально не связывают с судном-платформой, погружая его на судно только на рейс с прохождением опасных районов мореплавания и располагая его элементы, как смежные грузовые места, либо как единое укрупненное грузовое место, с возможностью выпуска аппаратов в свободное пространство.

7. Способ по п.1 или 6, в котором исходный вариант установки комплекса единым укрупненным или отдельными грузовыми местами принимают и вносят в предварительный каргоплан с учетом возможности функционирования комплекса после перемещения его элементов судовыми или портовыми грузовыми устройствами при последующей грузообработке судна согласно рейсовому заданию.

8. Способ по п.1 или 6, в котором варианты размещения и перемещения комплекса на судне, предварительно отрабатывают на судах прикольного или отстойного флота, в том числе на судне определенного подкласса, а при отсутствии такового - на модели его надводной части, используя макеты типовых грузовых мест и элементов комплекса, с соблюдением масштаба не более 1:100.

9. Способ по п.1 или 6, в котором комплекс погружают на судно в порту, ближайшем к опасному району мореплавания, с последующей передачей его на судно, назначенное к выходу из соответствующего порта в обратном направлений, при этом в указанных портах оборудуют технические позиции для содержания используемых комплексов в исправном и боеготовом состоянии, с возможностью доставки их имеющимся транспортом в операционную зону, непосредственно к определенным участкам грузового причального фронта, без перетяжки или перешвартовки назначенного судна.

10. Способ по п.1 или 6, в котором передачу комплекса с судна, выходящего за пределы опасного района, встречному судну выполняют подобно перевалке груза напрямую - непосредственно с судна на судно.