Автоматический регулятор температуры

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

. ° прт-е",тно-тюктти"

C:- А"

243292

ОП НИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Сова Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Кл. 42q, 2/02

Заявлено 18.I I I,1968 (№ 1226616/18-24) с присоединением заявки №

МПК G 056

УДК 621.555.621.1(088.8) Комитет ло делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Приоритет

Опубликовано 05Х.1969. Бюллетень №

Дата опубликования описания 24.IX.1969

Авторы изобретения

Заявитель

АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ТЕМПЕРАТУРЫ

Изобретение относится к области а втоматического регулирования температуры охлаждающих жидкостей.

Известны автоматические регуляторы, содержащие термочувствительные элементы, системы рычагов, элемент сравнения и механизм переключения.

Недостатками известных устройств являются сложность конструкции рычажной системы передачи импульса от чувствительного элемента к поворотной заслонке и недостаточная надежность.

Цель изобретения — упрощение конструкции и увеличение надежности устройства. Это достигается тем, что устройство содержит цилиндрический клапан с венцом, имеющий в торцах перепускные огверстия, соединенный со штоком через зубчатую рейку, выполненную с ним за одно целое, На чертеже показан предлагаемый автоматический регулятор температуры охлаждающей воды или масла в продольном разрезе.

Регулятор содержит корпус 1 с тремя патрубками для подвода воды или масла, отвода их в «корогкий» или «длинный» контур. В патрубке для подвода установлен чутвсгвительный элемент 2 (например, термостат с твердым наполнителем с двумя диафрагмами), жестко связанный со .штоком 8, частично выполненным в виде зубчатой рейки.

Шток находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом полого цилиндрического клапана 4. В торцах клапана имеются отверстия достаточного сечения для направления жидкости в «короткий» или «длинный» контур. Перепуокные отверстия в одном из контуров выполнены в стенке цилиндрической расточки корпуса, а для направления жидкости в другой, контур отверстия выполнены в подвижной втулке 5, фиксированной от поворота вокруг своей оси. Достаточную торцовую .герметичность втулке 5 обеспечивает пружина 6, опирающаяся на вставку 7.

Для предохранения термостата от повреж15 дения чувствительный элемент опирается на компенсационную пружину 8, установленную во вставке 9. Для работы регулятора при различной температуре охлаждающей жидкости шток подпружинен возвратной пружиной 10.

20 При холодном пуске двигателя и низкой температуре охлаждающей воды и масла (например, 3 — 5 С) поступающая в приемный патрубок корпуса жидкость воздействует на.чувствительный элемент, а тот, в свою очередь, 25 через шток и его зубчатую часть — на венец клапана, заставляя последний поворачиваться вокруг своей оси таким образом, что отверстия,корпуса, подводящие жидкость в патрубок «короткого» (поток A) контура, совпада30 ли (или сначала частично перекрывались) с

3. М. Ройфберг, П. А. Антонов, Е. В. Никонов и В. П. Колосов

Алтайский моторный завод

243292

Составитель Б. 3. Шохрин

Техред А. А. Камышникова Корректор А. Николаева

Редактор Л. А. Утехина

Заказ 2284/12 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2 отверстиями торца клапана, а отверстия во втулке полностью перекрывались плоскостью второго торца клапана. При некоторой температуре поступающей в приемный патрубок жидкости (например 60 С), поворачивающийся от воздействия чувствительного элемента клапан начинает частично (а при температуре жидкости, например, 85 — 90 С полностью) перекрывать плоскостью торца отверстия корпуса для перепуска в патрубок «короткого» контура. Одновременно отверстия во втулке совпадают вначале частично, а затем полностью с отверстиями торца клапана, направля тем самым поток жидкости от частичного до полного в патрубок подвода в «длинный» контур (поток Б).

При дальней1шем повышении температуры и продолжающемся расширении чувствительноvo элемента клапан не наворачивается, такхак шток вошел в ограничительную часть корпуса.

Вследствие этого подвижная часть чувствительного элемента движется в противоположную сторону за счет компенсационной пружины 8, которая подпирает чувствительный элемент.

При понижении температуры жидкости пру5 жина 8 восстанавливает свое первоначальное положение, а .шток под действием возвратной пружины 10 движется в осевом направлении, заставляя поворачиваться клапан и тем самым постепенно изменяя направляющий поток

10 жидкостей из «длинного» в «короткий» контур.

Предмет изобретения

Автоматический регулятор температуры, со15 держащий чувствительный элемент, связанный со штоком, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежHо сти ра боты устройства, он содержат цилиндрический клапан с венцом, имеющий в тор20 цах перепускные отверстия и соединенный со штоком через зубчатую рейку, выполненную с ним за одно целое.