Способ вентиляции станции метрополитена

Изобретение относится к вентиляции станций метрополитена и может быть применено при эксплуатации последнего. Способ включает перемещение потоков воздуха под воздействием движущегося электропоезда и подачу свежего воздуха на пассажирскую платформу станции изменением плотности воздуха на платформе. При этом поезд снабжают жидким воздухом, который выпускают в воздушное пространство на станции метрополитена, снабженной вентиляционной шахтой. Более плотный жидкий воздух вытесняет теплый загрязненный воздух на станции в вентиляционную шахту и заменяет его свежим холодным воздухом. Технический результат заключается в обеспечении станции свежим прохладным воздухом в любое время года.

Реферат

Изобретение относится к вентиляции станций метрополитена и может использоваться при эксплуатации последнего.

Известен способ тоннельной вентиляции, описанный в а.с. СССР №1588874 по кл. E21F 1/00, 3.30.08.1990 г.

Известный способ включает подачу свежего воздуха и отвод отработанного воздуха, в котором за счет поршневого эффекта от движущегося поезда атмосферный воздух всасывается в тоннель через вентиляционную шахту, а при отходе поезда атмосферный воздух выталкивается из тоннеля за счет перекрытия проходного сечения тоннеля.

Известный способ позволяет управлять воздушным потоком, возникающим на станции от поршневого действия поездов и естественной тяги.

Недостатки известного способа заключаются в следующем.

Для реализации способа требуется специальное дорогостоящее устройство - затвор, который не должен создавать препятствие движению поездов. Затвор должен обеспечивать открывание проходного сечения тоннеля с высокой вероятностью безотказной работы, близкой к 100%. Кроме того, способ не позволяет изменять соотношение между количеством теплого и холодного воздуха именно на тупиковой станции метрополитена в холодный период года, когда для экономии тепла шахтные вентиляторы отключены, а перегонные вентиляционные шахты метрополитенов мелкого заложения закрыты. Это определяется тем, что потоки теплого и холодного воздуха при использовании этого способа движутся по одному и тому же вентиляционному тракту, что не позволяет осуществить регулируемое перераспределение этих потоков для сохранения комфортной температуры воздуха в вестибюле и на пассажирской платформе тупиковой станции.

Известен способ тоннельной вентиляции, описанный в одноименном патенте РФ №2312222 по кл. E21F 1/00, E24F 7/00, з. 29.06.06, оп. 10.12.07.

Известный способ тоннельной вентиляции включает подачу свежего воздуха и отвод отработанного воздуха через вентиляционные тракты, соединяющие тоннель с атмосферой. Для создания и регулирования требуемого расхода меняют аэродинамическое сопротивление поезда в тоннеле путем перекрытия сечения между поездом и стенкой тоннеля управляемыми заслонками, установленными на поезде.

Недостатком известного способа является сложность конструкции, обусловленная необходимостью установки заслонок на поезде.

Известен способ вентиляции тупиковой станции метрополитена, описанный в одноименном патенте РФ №2278268 по кл. E21F 1/00, з. 23.06.04, 10.01.06. и выбранный в качестве прототипа.

Известный способ заключается в следующем.

Способ вентиляции тупиковой станции метрополитена включает перемещение потоков воздуха под воздействием движущегося электропоезда и подачу свежего воздуха на пассажирскую платформу станции через вентиляционную шахту, при этом при подходе электропоезда к станции вентиляционный клапан шахты закрывают и весь теплый отработанный воздух отводят в атмосферу через вестибюль, создают разрежение воздуха на платформе за счет «поршневого эффекта» при движении отходящего поезда, что обеспечивает всасывание на станцию через павильон и вестибюль свежего холодного воздуха, часть которого подают на платформу через вентиляционную шахту путем открытия вентиляционного клапана, а часть - через вестибюль.

Недостаток известного способа заключается в том, что его эксплуатационные возможности ограничены, поскольку он используется, в основном, для вентиляции тупиковых станций метрополитена в зимний период за счет регулирования температуры воздуха путем открывания вентиляционного клапана при подходе поезда и закрывания его при отходе поезда.

Задачей является расширение эксплуатационных возможностей способа.

Поставленная задача решается тем, что в способе вентиляции станции метрополитена, снабженной вентиляционной шахтой, включающем перемещение потоков воздуха под воздействием движущегося электропоезда и подачу свежего воздуха на пассажирскую платформу станции изменением плотности воздуха на платформе, СОГЛАСНО ИЗОБРЕТЕНИЮ поезд снабжают жидким воздухом, выпуская который при подъезде к станции в воздушное пространство платформы, создают здесь поток уплотненного холодного свежего воздуха, вытесняющего загрязненный воздух в вентиляционную шахту.

Обеспечение поезда жидким воздухом в совокупности с последующим выпуском его в воздушное пространство на станции дает возможность более плотному жидкому воздуху вытеснить теплый загрязненный воздух в вентиляционную шахту и обеспечить станцию свежим холодным воздухом.

Технический результат - обеспечение станции свежим прохладным воздухом в любое время года.

Заявляемый способ обладает новизной в сравнении с прототипом, отличаясь от него такими существенными признаками, как снабжение поезда жидким воздухом, выпуск его на платформе, создание уплотненного потока воздуха, вытесняющего теплый загрязненный воздух, обеспечивающими в совокупности достижение заданного результата.

Заявителю неизвестны технические решения, обладающие указанными отличительными признаками, обеспечивающими в совокупности достижение заданного результата, поэтому он считает, что заявляемое техническое решение соответствует критерию «изобретательский уровень».

Заявляемый способ может найти широкое применение в эксплуатации метрополитена, а потому соответствует критерию «промышленная применимость».

Заявляемый способ заключается в следующем.

Поезд снабжают жидким воздухом, который выпускают в воздушное пространство на станции метрополитена, снабженной вентиляционной шахтой. При этом более плотный жидкий воздух вытесняет теплый загрязненный воздух на станции в вентиляционную шахту и заменяет его свежим холодным воздухом.

Заявляемый способ осуществляется, в частности, следующим образом.

К поезду метро прицепляют вагонную тележку с цистерной, в которой находится жидкий воздух. При подъезде к станции жидкий воздух разбрызгивается из форсунок следом за поездом и затем образовавшийся уплотненный свежий холодный воздух вытесняет теплый загрязненный воздух на станции в вентиляционную шахту.

В сравнении с прототипом заявляемый способ вентиляции метро имеет более широкие эксплуатационные возможности.

Способ вентиляции станции метрополитена, снабженной вентиляционной шахтой, включающий перемещение потоков воздуха под воздействием движущегося электропоезда и подачу свежего воздуха на пассажирскую платформу станции изменением плотности воздуха на платформе, отличающийся тем, что поезд снабжают жидким воздухом, выпуская который при подъезде к станции в воздушное пространство платформы, создают здесь поток уплотненного холодного свежего воздуха, вытесняющего загрязненный воздух в вентиляционную шахту.