Способ реабилитации детей раннего возраста с гипоксически-ишемическими и травматическими поражениями центральной нервной системы

Изобретение относится к медицине, педиатрии, неонатологии и может быть использовано для реабилитации детей раннего возраста с натальными поражениями центральной нервной системы. Создают условия для расслабления мышц, для чего с ребенком, лежащим на ортопедическом мяче, последовательно проводят комплекс пассивных упражнений, включающий десять этапов, с продолжительностью каждого упражнения от 15 до 40 секунд, повторами от 3 до 6 раз, согласно формуле изобретения. Комплекс включает упражнения: «растягивание» - потягивание за ручки; «прижатие» согнутых коленных суставах к груди ребенка; «прикосновение локтевого и коленного суставов»; «выпрямление», для чего берут ребенка на руки спиной к себе, сгибают ножки в коленных суставах и прижимают их к животу, удерживая; «подтягивание головки к груди»; «соприкосновение плечевого пояса с коленным суставом» - необходимо правым плечевым суставом соприкоснуться с левым коленным суставом, а левым плечевым суставом соприкоснуться с правым коленным суставом; «катание вверх-вниз» ребенка на мяче с удерживанием головой вниз и ногами вверх; «поза эмбриона», в которой удерживают ребенка, лежащего боком на мяче; «разведение в тазобедренных суставах» с удерживанием в этом положении; «перекатывание» - покачивания на мяче и перекатывание ребенка на одном месте по часовой стрелке и против нее. Курс упражнений 7-10 дней, с повторением при необходимости не ранее чем через 3 месяца. Способ позволяет получить устойчивый реабилитационный эффект при снижении осложнений.

Реферат

Изобретение относится к области медицины, конкретно к педиатрии, неонатологии, и может быть использовано для реабилитации детей раннего возраста с гипоксически-ишемическими и травматическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС).

Проблема перинатальных поражений центральной нервной системы представляет особый интерес в связи с высоким удельным весом этой патологии в структуре неврологической заболеваемости у детей. Частота патологии центральной нервной системы у новорожденных составляет 60-80% [1].

По данным ведущих неврологов эти поражения обусловливают основную часть причин детской инвалидности. Кроме того, у детей с нетяжелыми формами перинатальной патологии в последующие годы нередко отмечаются проявления минимальных церебральных дисфункций, существенно затрудняющих их обучение и образование. Поэтому проблемы своевременного лечения и адекватной реабилитации детей с перинатальными поражениями привлекают пристальное внимание врачей различных специальностей: педиатров, неврологов, ортопедов, реабилитологов.

Среди причин поражений головного и спинного мозга, приводящих к развитию неврологических осложнений, инвалидности или к летальному исходу, основное место занимает цереброваскулярная патология. В возникновении сосудистых нарушений существенное значение имеют интранатальные повреждающие факторы [2].

Нарушения нервно-психического развития и опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста в большинстве случаев относятся к раннему внутриутробному периоду онтогенеза. Предрасполагающими факторами в развитии перинатальной патологии центральной нервной системы играют повреждения шейного отдела позвоночника. Во время рождения у плода отмечаются смещение и деформация костей черепа, а также избыточное движение шейно-затылочных суставов и смещение плечиков. При патологических родах из-за движения плода по спирали и возникают избыточные смещения в шейно-затылочных суставах. Клинически это проявляется в виде несимметричного положения головы по отношению к туловищу и выраженного напряжения поверхностных мышц шеи. Это нередко сопровождается нарушением кровообращения головного мозга и шейного отдела спинного мозга за счет раздражения или сдавления позвоночной артерии и нарушения венозного оттока через систему позвоночных вен. Система позвоночных артерий, находясь в узких и гибких костных каналах, обеспечивает кровоснабжение шейного отдела спинного и нижне-базальных отделов головного мозга [3].

Зачастую при родах позвоночные артерии испытывают растяжение или компрессию, что приводит к спазму всего артериального русла в вертебро-базилярном бассейне и, как следствие, изменению тонуса скелетных мышц (гипер- и гипотонус, асимметрия тонуса). При ограничении кровотока через позвоночные артерии в задние отделы головного мозга через артериальный (Виллизиев) круг большого мозга сбрасывается часть крови, поступающая по сонным артериям, что ведет к развитию «синдрома обкрадывания». Это ведет к снижению перфузии кровью передних отделов головного мозга, что способствует развитию гипоксии. Данные нарушения могут появляться у детей, родившихся посредством кесарева сечения [4]. При этом невозможно сделать широкое операционное отверстие, которое позволило бы извлечь ребенка без травмы, особенно при операции, производимой на фоне начавшихся родов, т.е. при максимально напряженной матке.

Большинство новорожденных в первые дни жизни находятся в постгипоксическом состоянии. Кислородная недостаточность, как известно, приводит к гибели нейронов. Несмотря на это мозг новорожденных в ответ на повреждение способен образовывать новые нейроны и восстанавливать сеть нервных связей.

Таким образом, своевременное применение лечебных и коррекционных мероприятий, особенно во время фазы обратимых нарушений, позволяет восстановить большее количество функционирующих нервных клеток. Поэтому с первых дней жизни терапия должна быть направлена на улучшение кровообращения головного и спинного мозга с целью коррекции метаболических процессов при гипоксически-ишемических и травматических поражениях центральной нервной системы. Однако подход к лечебно-коррекционным мероприятиям при различных типах поражения практически один и тот же. Нет единого подхода к лечению травматических и гипоксически-ишемических поражений ЦНС. К тому же у детей раннего возраста не желательна полипрагмазия.

Известен способ реабилитации детей с болезнями нервной системы [5]. Способ заключается в следующем. Ребенка укладывают в нестабильное, полувертикальное или вертикальное положение, помещая его спиной на мяч, который ограничен надувной шиной. Проводят разминку, поочередно сгибая и разгибая верхние и нижние конечности. Затем, одной рукой фиксируя голеностопные суставы, а другой придерживая за плечо, медленно скатывают ребенка с мяча до касания его стопами опоры, удерживают в полувертикальном положении и, периодически освобождая плечи, изменяют статическое положение на динамическое. После этого в вертикальном положении делают серию приводящих движений в бедре каждой ногой поочередно 5-10 раз. Курс содержит не менее 15 занятий. Однако известный способ имеет следующие недостатки: способ предназначен для использования у пациентов от 1,5 лет до 12 лет. Проводится в зале ЛФК с инструктором, ребенка помещают в пространство между шиной и мячом, укладывают спиной на мяч. При проведении данного способа реабилитации не учитывается тонус мышц у ребенка (гипо-, гипертонус, асимметрия тонуса).

Известен способ профилактики ДЦП у детей первых 12 месяцев жизни с перинатальной энцефалопатией [6].

Способ включает воздействие на функциональную систему антигравитации путем предупреждения нарастания лабиринтного, шейного симметричного и асимметричного тонических рефлексов и формирования установочных рефлексов, для чего осуществляют максимальное отведение надплечий кзади до приведения медиальных краев лопаток к позвоночнику и фиксации их в этом положении у детей, помещенных в условия сухой иммерсии, сеансы проводят ежедневно до угасания патологических тонических рефлексов и формирования установочных рефлексов. Длительность сеанса сухой иммерсии составляет 20-30 мин. При проведении используется устройство, содержащее пелот для верхнего плечевого пояса и груди, который представляет собой продольную пластину, бандажи для бедер, снабженные тянками. Дополнительно для отведения кнаружи бедер ребенка устройство снабжено приспособлением, представляющим собой полую емкость, выполненную из эластичного материала, не пропускающего воздух, в стенке которой выполнено отверстие, снабженное приспособлением для герметичной обтурации емкости. Однако представляется техническая сложность при проведении предлагаемого способа реабилитации: устройство, содержащее пелот для верхнего плечевого пояса и груди, который представляет собой продольную пластину, бандажи для бедер, снабженные тянками. Дополнительно для отведения кнаружи бедер ребенка устройство снабжено приспособлением, представляющим собой полую емкость, выполненную из эластичного материала, не пропускающего воздух, в стенке которой выполнено отверстие, снабженное приспособлением для герметичной обтурации емкости.

Наиболее близким к предлагаемому является способ реабилитации новорожденных и детей грудного возраста с перинатальной патологией, способствующий снижению мышечного тонуса и возбуждения - метод «сухой иммерсии» или моделирования невесомости [7].

К недостаткам известного способа можно отнести следующее: ребенка нужно укладывать на полиэтиленовую пленку, свободно лежащую на поверхности воды с температурой воды 37,5°, частично имитирующей внутриутробное состояние ребенка и состояние невесомости.

Вода дает возможность снять опорную и весовую нагрузку. Мышцы полностью расслабляются, им больше нет нужды сопротивляться гравитации и удерживать позу, начинается колоссальное снижение мышечного тонуса, перераспределение жидкости в организме, а сердце работает вполсилы - необходимость подавать кровь «наверх» отпадает, поскольку в невесомости нет понятия «верх» и «низ». Центральная нервная система не получает привычных сигналов, не дает обратной связи, и начинается полная разбалансировка организма. У детей известный метод «сухой иммерсии» позволяет снять гипертонус мышц, и ребенок расслабляется, становится, как пластилин. Как только мышцы перестают работать, мозг начинает работать иначе, в свою очередь, для нормальной работы мозга необходимы сигналы от мышц.

Наблюдая гипертоников, медики часто сталкиваются с проблемой отеков. В иммерсии происходит перераспределение жидкости в организме, давление понижается, интенсивно выводится лишняя жидкость.

В большинстве случаев натальные поражения ЦНС диагностируют с 3-4-месячного возраста. Метод «сухой иммерсии» для данной категории детей трудно выполняем, что обусловлено постоянной прибавкой массы.

Часто у детей с натальными поражениями ЦНС в результате травмы нарушена связь между поврежденным участком мозга и мышцами: мозг не посылает в мышцу сигнал, и мышца не работает, хотя сама по себе здорова. Также, в условиях невесомости наблюдается «гиподинамия», то есть снижение нагрузки на мышцы.

По мере увеличения продолжительности пребывания в условиях невесомости многие неприятные ощущения исчезают или сглаживаются.

В связи с тем, что в условиях невесомости изменяется работа гипоталамуса, надпочечников, состояние самих почек, обезвоживается организм. При этом уменьшается содержание внеклеточной жидкости и увеличивается выведение из организма солей кальция, фосфора, азота, натрия, калия и магния. Изменения в опорно-двигательном аппарате возникают преимущественно в тех отделах, которые в обычных условиях жизнедеятельности на Земле несут наибольшую нагрузку, то есть в мышцах спины и нижних конечностей, костях нижних конечностей и позвонках.

Развитие мозга в период внутриутробной жизни происходит под влиянием огромного количества связей, причем взаимодействие мозга и суставно-мышечного аппарата занимает основное место. Оно стимулируется и определяется взаимосвязями систем формирующегося организма, при этом взаимосвязь с суставно-мышечным аппаратом продолжает определять возможности дальнейшего развития моторики. Двигательная система развивается в процессе внутриутробных движений, ребенок учится уже там, приспосабливается к среде. У детей, подвергшихся в утробе матери различного рода вредным воздействиям, развитие мозга идет патологическим путем, следовательно, так же неправильно будет формироваться его моторика и ряд других функциональных систем мозга.

Новая техническая задача - получение устойчивого реабилитационного эффекта при снижении осложнений

Для решения поставленной задачи в способе реабилитации детей раннего возраста с натальными поражениями центральной нервной системы (ЦНС), заключающемся в создании условий для расслабления мышц, для расслабления мышц ребенка укладывают на ортопедический мяч и поэтапно последовательно проводят с помощью методиста комплекс пассивных упражнений: на первом этапе выполняют «растягивание», при котором ребенок лежит спиной на мяче, обе ручки ребенка поднимают на уровне головы, потягивают за них, после чего ручки ребенка поднимают вверх и также потягивают за них, после чего обе ручки ребенка опускают вниз и снова потягивают за них, продолжительность каждого растягивания 30-40 секунд, 5-6 раз, на втором этапе выполняют «прижатие», при этом, ребенок лежит спиной на мяче, ножки сгибают в коленных суставах и прижимают их к груди ребенка, продолжительность 20-30 секунд, в количестве 5-6 раз, далее, на третьем этапе, выполняют «прикосновение локтевого и коленного суставов», при этом ребенок лежит спиной на мяче, сгибают правую ручку в локтевом суставе и левую ножку в коленном суставе, прижимают локоть к коленному суставу и удерживают в таком положении 20-30 секунд, 5-6 раз с одной и другой стороны, на четвертом этапе выполняют «выпрямление», для чего берут ребенка на руки спиной к себе, сгибают ножки в коленных суставах и прижимают их к животу, удерживая 20-30 секунд, повторяют 3-4 раза, на пятом этапе выполняют упражнение «подтягивание головки к груди», при котором ребенок лежит спиной на мяче, плавными движениями подтягивают или наклоняют головку вперед подбородком к груди, при сопротивлении со стороны ребенка сгибание головки приостанавливают, пока мышцы не расслабились и поводят упражнение снова, продолжительность 15-20 секунд, повторяют 3-5 раз, на шестом этапе проводят упражнение «соприкосновение плечевого пояса с коленным суставом», при этом ребенок лежит спиной на мяче, ножки сгибают в коленных и тазобедренных суставах, и подтягивают вверх, причем необходимо правым плечевым суставом соприкоснуться с левым коленным суставом, а левым плечевым суставом соприкоснуться с правым коленным суставом и удерживать в каждом положении по 15-20 секунд, повторяют по 4-6 раза, на седьмом этапе выполняют упражнение «катание вверх-вниз», при котором ребенок лежит спиной на мяче, берут ребенка за ножки и катают вниз головой, затем ножками вверх, удерживают вниз головой и ногами вверх 15-20 секунд, повторяют 5-6 раз, на восьмом этапе выполняют упражнение «поза эмбриона», при котором ребенок лежит боком на мяче, придают ребенку позу эмбриона, плавно сближая головку с согнутыми коленками, удерживают в течение 15-20 секунд, повторяют 3-5 раз, на девятом этапе выполняют упражнение «разведение в тазобедренных суставах», при котором ребенок лежит спиной на мяче, при этом плавно сгибают ножки в коленных суставах и разводят одновременно в тазобедренных суставах в стороны, удерживают в таком положении 15-20 секунд, повторяют 3-5 раз, на десятом этапе, выполняют упражнение «перекатывание», при этом ребенок лежит спиной на мяче, осуществляют покачивания на мяче, затем перекатывание ребенка на одном месте, сначала по часовой стрелке и против часовой стрелки, курс 7-10 дней, с повторением при необходимости не ранее чем, через 3 месяца.

Способ осуществляют следующим образом

Ребенка укладывают на ортопедический мяч и поэтапно проводят с помощью методиста комплекс пассивных упражнений согласно формуле изобретения.

В результате выполнения предлагаемых пассивных упражнений происходит растяжка мышц шейно-затылочной области и туловища ребенка, а также улучшение лимфо- и кровообращения. При этом очень полезны для ребенка покачивания, вращения, перекатывания на ортопедическом мяче. Предлагаемый способ, включающий комплекс пассивных физических упражнений, благотворно влияет в последующем на координацию движений и развитие вестибулярного аппарата, что способствует психическому развитию ребенка.

Выбор режима способа основан на изучении данных литературных источников и анализе результатов клинических наблюдений

Среди причин поражений головного и спинного мозга, приводящих к развитию неврологических осложнений, инвалидности или к летальному исходу, основное место занимает цереброваскулярная патология. В возникновении сосудистых нарушений существенное значение имеют интранатальные повреждающие факторы.

Нарушения нервно-психического развития и опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста в большинстве случаев относятся к раннему внутриутробному периоду онтогенеза. Предрасполагающими факторами в развитии перинатальной патологии центральной нервной системы являются повреждения шейного отдела позвоночника. Во время рождения у плода отмечается смещение и деформация костей черепа, а также избыточное движение шейно-затылочных суставов и смещение плечиков. При патологических родах из-за движения плода по спирали и возникают избыточные смещения в шейно-затылочных суставах. Клинически это проявляется в виде несимметричного положения головы по отношению к туловищу и выраженного напряжения поверхностных мышц шеи. Это нередко сопровождается нарушением кровообращения головного мозга и шейного отдела спинного мозга за счет раздражения или сдавления позвоночной артерии и нарушения венозного оттока через систему позвоночных вен. Система позвоночных артерий, находясь в узких и гибких костных каналах, обеспечивает кровоснабжение шейного отдела спинного и нижне-базальных отделов головного мозга [6].

Зачастую при родах позвоночные артерии испытывают растяжение или компрессию, что приводит к спазму всего артериального русла в вертебро-базилярном бассейне и, как следствие, изменению тонуса скелетных мышц (гипер- и гипотонус, асимметрия тонуса). При ограничении кровотока через позвоночные артерии в задние отделы головного мозга через артериальный (Виллизиев) круг большого мозга сбрасывается часть крови, поступающая по сонным артериям, что ведет к развитию «синдрома обкрадывания». Это ведет к снижению перфузии кровью передних отделов головного мозга, что способствует развитию гипоксии. Данные нарушения могут появляться у детей, родившихся посредством кесарева сечения [7]. При этом невозможно сделать широкое операционное отверстие, которое позволило бы извлечь ребенка без травмы, особенно при операции, производимой на фоне начавшихся родов, т.е. при максимально напряженной матке.

Большинство новорожденных в первые дни жизни находятся в постгипоксическом состоянии. Кислородная недостаточность, как известно, приводит к гибели нейронов. Несмотря на это мозг новорожденных в ответ на повреждение способен образовывать новые нейроны и восстанавливать сеть нервных связей.

Таким образом, своевременное применение предлагаемого способа, включающего лечебные и коррекционные мероприятия, особенно во время фазы обратимых нарушений, позволяет восстановить большее количество функционирующих нервных клеток. Поэтому с первых дней жизни терапия должна быть направлена на улучшение кровообращения головного и спинного мозга с целью коррекции метаболических процессов при гипоксически-ишемических и травматических поражениях центральной нервной системы.

Нагружая мышцы с помощью упражнений на ортопедических мячах, мы добиваемся того, что центральная нервная система начинает получать сигнал от мышц. Сигнал поступает в головной мозг, и мозг начинает восстанавливаться. В ответ на работу мышц, ЦНС начинает образовывать новые нейроны, взамен поврежденных, чтобы иметь возможность ответить на запрос мышц. Благодаря воссозданию нейрональных связей в головном мозге, возвращается способность двигаться и говорить [8]

Занятия на ортопедических мячах, моделирующие невесомость, повышают работоспособность головного мозга, улучшают кровообращение, помогают восстановить его функции.

Постепенно увеличивая нагрузку, ребенка учат правильно ходить, удерживать равновесие, а также различным бытовым навыкам. В результате у пациента формируется новая мышечная память.

Упражнения на мячах могут выполняться в разных исходных положениях: сидя и лежа на животе, на спине, на боку. Во время выполнения упражнений лежа на мяче происходит переход от напряжения мышц к расслаблению. Имитация невесомости, а также растяжка, так необходима для снятия психоэмоционального напряжения.

Ортопедические мячи незаменимы для занятий лечебной гимнастикой. Они помогают развивать и укреплять мышцы спины, живота, рук, ног и других частей тела, а также формировать правильную осанку у детей. Ортопедические мячи очень популярны не только для терапии и упражнений, они идеально подходят для сидения дома или в школе.

Показания предлагаемого способа:

- синдром нервно-рефлекторной возбудимости;

- гипертензионный синдром;

- спастический тетрапарез;

- синдром двигательных расстройств по гипертоническому типу;

- неврогенная кривошея;

- напряжение шейно-затылочных мышц;

- микросмещения позвоночника (вывихи и подвывихи шейных позвонков)

- вегето-висцеральные нарушения (нарушение моторики желудочно-кишечного тракта);

- нарушение сосудистого тонуса.

Предлагаемый способ дает возможность снять весовую нагрузку. При этом мышцы полностью расслабляются, что способствует снижению мышечного тонуса, лучшему оттоку жидкости из желудочков мозга, улучшению кровообращения головного и спинного, мозга. Центральная нервная система не получает привычных сигналов, не дает обратной связи, и начинается полная разбалансировка организма способствующая перераспределению жидкости в головном и спинном мозге, внутричерепное давление понижается. Занятия могут проводиться матерью в домашней обстановке, что укрепляет взаимосвязь связь мать-ребенок и положительно влияет на нервно- психическое развитие ребенка.

Способ содержит упражнения, способствующие растяжению мышц шейно-затылочной области, рук, туловища, ног, что в конечном счете способствует улучшению гемо- и ликвородинамики головного и спинного мозга.

Пример

Родители ребенка А., в возрасте 1 мес., обратились с жалобами на беспокойство, нарушение сна, частое срыгивание, неправильную форму головы, тонус в ногах.

Из анамнеза: Ребенок от I беременности, I родов. Беременность протекала с токсикозом в I половине, II половина гладко. Роды в срок на 38-39 нед. беременности, в головном предлежании. Ребенок родился с массой 3450 г, длина 52 см, окр. головы 36 см, окр груди 35 см, оценка по Апгар 7/8 б.

Из роддома выписан с диагнозом: Период адаптации, церебральная ишемия I степени, синдром угнетения.

Объективно: Состояние удовлетворительное, на грудном вскармливании по требованию. Реакция на осмотр адекватная. Крик громкий, раздражительный крик. Кожа чистая, с мраморным оттенком, отмечается гиперемия, опрелость в шейных складках. Дыхание пуэрильное, хрипов нет. Сердце тоны ясные, ритмичные, шум не выслушивается. Живот мягкий, слегка подвздут, печень не увеличен. Мочеиспускание достаточное. Стул до 5-6 раз, желтый, без примеси.

Неврологический статус: Положение ребенка на столе по средней линии, поворот головы к левому плечу. Окр. головы 41 см. Шея короткая. Большой родничок 2*2 см, слегка выбухает, сагитт. шов 0,8 см, венечный шов 0,5 см. Рефлексы: поиск +; защиты -/+; хватат. -/+; Робинсона -/+; Моро +; Бабинского +; опора на «цыпочках»; автом. Походка с перекрестом в н/3 голени; ползания -/+; рефлекс Галанта снижен справа, слева не вызывается. Мышечный тонус: гипотонус в верхних конечностях больше слева, повышен в нижних конечностях. В положении на животе «симптом парения».

Окулист: Ангионатия сетчатки OD, OS

Нейросонография: Дилатация III желудочка (4,9 мм)

R снимок шейного отдела позвоночника: Подвывих атланто-оксипитальных суставов, влево затылок ретрофлекция.

Выставлен диагноз: перинатальное поражение ЦНС смешанного генеза, нейрогенная кривошея, синдром двигательных нарушений.

Проведен курс лечения: сосудистые, ноотропы, дополнительно назначен курс реабилитации согласно предлагаемому способу (формуле изобретения) продолжительностью 10 дней.

Повторный осмотр в 6 месяцев жизни. Жалоб активных нет

Отмечена положительная динамика. Ребенок спокойный, не срыгивает, нормализовался сон. Неврологический статус: Положение ребенка на столе по средней линии, голова по средней линии. Окр. головы 43 см. Большой родничок 1,5*1,5 см. Рефлексы: поисковый +; защиты +; хватательный +; Робинсона -/+; Моро +; Бабинского +; Галанта вызывается справа, слева умеренно опора на стопу. Мышечный тонус физиологический. Окулист: Ангионатия сетчатки OS.

Нейросонография: Патологии не выявлено.

Режим способа основан на данных клинических наблюдений.

Под наблюдением находились 217 детей в возрасте 7-10 дней жизни. В анамнезе матерей, родивших этих детей, отмечалась ранняя угроза прерывания беременности (подтвержденные допплерометрией, кардиотокографией и УЗИ), наличие вредных факторов и различных соматических заболеваний. Все новорожденные были ранжированы на 2 группы.

I группа - контрольная - 36 детей. Антропометрические показатели детей периода новорожденности контрольной группы соответствовали гестационному возрасту. 27 детей родились с оценкой по шкале Апгар 8/9 баллов. В легкой степени асфиксии родилось 2 детей. 2 младенца родились недоношенными с оценкой по шкале Апгар 5/6 баллов (средне-тяжелая степень асфиксии). В тяжелой степени асфиксии с оценкой по шкале Апгар 3/4 балла родилось 4 детей. Из 36 детей - 27 были выписаны из родильного дома на 6-8 день жизни. 3 - были переведены на 2 этап выхаживания недоношенных детей. 6 детей переведены в отделение патологии новорожденных для дальнейшего лечения. Ведущим диагнозом было перинатальное поражение центральной нервной системы с различной степенью нарушения мозгового кровообращения и выраженностью церебральной ишемии. На 1 году жизни отмечено отставание в нервно-психическом развитии у 4 детей. В течение последующих 3-х лет отмечено снижение общей и тонкой моторики у 6 детей; гиперактивность с повышением внутричерепного давления - у 4 детей; отставание в речевом развитии отмечено у 5 детей и у 8 детей имела место цервикальная недостаточность, проявляющаяся нарушением осанки.

II группа - основная - 181 ребенок. Антропометрические показатели новорожденных основной группы соответствовали гестационному возрасту (39-40 недель). 160 младенца родились с оценкой по шкале Апгар 8/9 баллов, семь - 7/8 баллов, трое - церебральная ишемия I степени; шесть детей родились при помощи операции кесарева сечения (1 тазовое предлежание и 5 головное предлежание) с оценкой по шкале Апгар 5/6 баллов с церебральной ишемией II степени тяжести и родовыми травмами шейного отдела позвоночника и спинного мозга - 5. У 7 детей основной группы на рентгенограмме позвоночника на уровне шейного отдела подтверждена травма в виде подвывиха I и II позвонка - 3, у 2 - компрессия позвонков на уровне III - V позвонков, и у 2 - дислокация позвонков. На УЗИ головного мозга: дилятация III и IV желудочков, перивентрикулярный отек.

21 ребенку в возрасте 9-15 дней с диагнозом: Перинатальное поражение ЦНС, гипоксически-травматического генеза, гипертензионный синдром (6), синдром моторно-двигательных нарушений (4), синдром вегетативно-висцеральных нарушений (4) и родовыми травмами на уровне шейного отдела спинного мозга, было проведено лечение согласно предлагаемому способу, включающему комплекс пассивных упражнений на ортопедических мячах. Неонатальный период протекал благоприятно. На 1 году жизни из 21 ребенка не отмечено отставание в нервно-психическом развитии. 8 детям было рекомендовано проведение данного комплекса в домашних условиях (обучены родители).

За период с 1 до 3 лет моторно-двигательное и интеллектуальное развитие у детей этой группы также соответствовало возрасту. Лишь у 2 детей отмечалась задержка речевого развития, а у 1 - цервикальная недостаточность.

Опыт работы с группами детей периода новорожденности позволил оценить эффективность предлагаемого способа и разработать более совершенный подход к восстановлению крово- и лимфообращения. Результаты работы показали, что у детей основной группы наблюдались физиологическое нервно-психическое развитие, быстрое восстановление гемодинамики и значительное снижение последствий перинатального поражения центральной нервной системы. Если принять за идеал состояние здорового ребенка соответствующего возраста, клиническое обследование, проведенное после завершения лечебного курса, выявило у всех пациентов наличие улучшения. Увеличение объема движений было отмечено у 75%, улучшение опорности - у 73%, улучшение социально-бытовых навыков - у 70%, снижение выраженности гиперкинетического синдрома (то есть непроизвольных болезненных судорожных движений) - у 60% больных. Уменьшение выраженности патологических, так называемых позо-тонических, рефлексов приводило к улучшению выполнения двигательных навыков: сидеть, стоять, ходить.

Таким образом, предлагаемый способ можно рекомендовать для применения в специализированных центрах для реабилитации детей раннего возраста с натальными поражениями центральной нервной системы (ЦНС).

Источники информации

1. Барашнев Ю.И. Принципы реабилитационной терапии перинатальных повреждений нервной системы у новорожденных и детей первого года жизни // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Москва, 1999, №1. - С.7-13.

2. Яцык Г.В., Бомбордирова Е.П., Мищенко Т.И. Некоторое немедикаментозные методы в реабилитации новорожденных детей. Сборник лекций. М., 1998; С.78

3. Ратнер А.Ю. Неврология новорожденных. - Казань, 1995. - С.3942.

4. Шмидт И.М. Вертеброгенный синдром позвоночной артерии. - Новосибирск: Издатель, 2001. - С.299-300

5. Заявка на изобретение №2007147174/14, Опубликовано: 20.06.2009.

6. Заявка на изобретение №2002118238/14, 09.07.2002, Опубликовано: 20.01.2004

7. Аксенова A.M., Балакирева Е.А., Сереженко Н.П. Сравнительная характеристика влияния глубокого мышечного массажа и инстенона на организм детей после перинатального поражения нервной системы // ЛФК и массаж. - Москва, 2004, №5. - C.11.

8.Яременко Б.Р.. Яременко А.Б.. Горяинова Т.Б. Минимальные дисфукции головного мозга у детей. - Спб.: Деан, 1999; С.128.

Способ реабилитации детей раннего возраста с натальными поражениями центральной нервной системы (ЦНС), заключающийся в создании условий для расслабления мышц, отличающийся тем, что для расслабления мышц ребенка укладывают на ортопедический мяч и поэтапно последовательно проводят с помощью методиста комплекс пассивных упражнений: на первом этапе выполняют «растягивание», при котором ребенок лежит спиной на мяче, обе ручки ребенка поднимают на уровне головы, потягивают за них, после чего ручки ребенка поднимают вверх и также потягивают за них, после чего обе ручки ребенка опускают вниз и снова потягивают за них, продолжительность каждого растягивания 30-40 с, 5-6 раз, на втором этапе выполняют «прижатие», при этом ребенок лежит спиной на мяче, ножки сгибают в коленных суставах и прижимают их к груди ребенка, продолжительность 20-30 с, в количестве 5-6 раз, далее на третьем этапе выполняют «прикосновение локтевого и коленного суставов», при этом ребенок лежит спиной на мяче, сгибают правую ручку в локтевом суставе и левую ножку в коленном суставе, прижимают локоть к коленному суставу и удерживают в таком положении 20-30 с, 5-6 раз с одной и другой стороны, на четвертом этапе, выполняют «выпрямление», для чего берут ребенка на руки спиной к себе, сгибают ножки в коленных суставах и прижимают их к животу, удерживая 20-30 с, повторяют 3-4 раза, на пятом этапе выполняют упражнение «подтягивание головки к груди», при котором ребенок лежит спиной на мяче, плавными движениями подтягивают или наклоняют головку вперед подбородком к груди, при сопротивлении со стороны ребенка сгибание головки приостанавливают, пока мышцы не расслабились, и проводят упражнение снова, продолжительность 15-20 с, повторяют 3-5 раз, на шестом этапе проводят упражнение «соприкосновение плечевого пояса с коленным суставом», при этом ребенок лежит спиной на мяче, ножки сгибают в коленных и тазобедренных суставах и подтягивают вверх, причем необходимо правым плечевым суставом соприкоснуться с левым коленным суставом, а левым плечевым суставом соприкоснуться с правым коленным суставом и удерживать в каждом положении по 15-20 с, повторяют по 4-6 раз, на седьмом этапе выполняют упражнение «катание вверх-вниз», при котором ребенок лежит спиной на мяче, берут ребенка за ножки и катают вниз головой, затем ножками вверх, удерживают вниз головой и ногами вверх 15-20 с, повторяют 5-6 раз, на восьмом этапе, выполняют упражнение «поза эмбриона», при котором ребенок лежит боком на мяче, придают ребенку позу эмбриона, плавно сближая головку с согнутыми коленками, удерживают в течение 15-20 с, повторяют 3-5 раз, на девятом этапе выполняют упражнение «разведение в тазобедренных суставах», при котором ребенок лежит спиной на мяче, при этом плавно сгибают ножки в коленных суставах и разводят одновременно в тазобедренных суставах в стороны, удерживают в таком положении 15-20 с, повторяют 3-5 раз, на десятом этапе, выполняют упражнение «перекатывание», при этом ребенок лежит спиной на мяче, осуществляют покачивания на мяче, затем перекатывание ребенка на одном месте, сначала по часовой стрелке и против часовой стрелки, курс 7-10 дней, с повторением при необходимости не ранее чем, через 3 мес.