Приводное устройство и способ его установки на шлифовальном станке, предназначенные для вращения картера заднего моста автомобиля с кожухами и опорными площадками под упругие элементы подвески
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводных устройствах для вращения деталей типа картера заднего моста автомобиля, обрабатываемого на шлифовальном станке. Приводное устройство содержит привод вращения, включающий поводковое устройство, взаимодействующее с участком наружной поверхности одного из кожухов картера. Привод вращения выполнен в виде червячной передачи, колесо которой является поводковым устройством и выполнено с возможностью прохождения через него одного из кожухов картера. Червячное колесо снабжено выступом. Загрузку картера осуществляют на установочные призмы, расположенные на столе станка, с последующим размещением его в центрах. Картер устанавливают в поводковое устройство путем продвижения в него упомянутого кожуха до совмещения опорной площадки картера под упругий элемент подвески с выступом червячного колеса. В результате повышается качество обработки цапф заднего моста автомобиля за счет исключения некруглости шлифуемых поверхностей. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 6 ил.
Реферат
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к приводным устройствам для вращения картера заднего моста автомобиля, обрабатываемого на шлифовальном станке.
Известен зажимной механизм (см. авторское свидетельство АС 721252, М. Кл. B23B 33/00), используемый для закрепления картера заднего моста автомобиля в центрах токарного станка. Зажимной механизм выполнен в виде кольцевого корпуса и полого зубчатого венца, расположенных перпендикулярно оси центров.
Вращение картеру передается через зубчатый венец и связанный с ним самоцентрирующийся приводной зажимной механизм. Указанный механизм конструктивно сложен. Кроме того, установка картера в указанный механизм затруднена из-за зажима картера по его средней части. Вместе с тем установка картера на линию центров станка невозможна без удаления из зоны загрузки либо передней, либо задней бабок в связи с присутствием кольцевого корпуса и зубчатого венца на линии центров станка, что конструктивно усложняет еще в большей степени как сам станок, так и загрузку в него.
Известно приводное устройство для вращения картера заднего моста автомобиля ЗИЛ-130 на торцекруглошлифовальном станке (см. «Справочник технолога-машиностроителя» под редакцией А.Н.Дальского, А.Г.Косиловой и др., том 1, глава 6, стр.603-604, рис.226, 227, Пятое издание, Издательство Москва, «Машиностроение», 2001 год).
Известное устройство представляет собой поводковый хомут, который с помощью клемного соединения закрепляется на наружной цилиндрической поверхности одного из концов картера заднего моста автомобиля в непосредственной близости от шлифуемой поверхности. Хомут снабжен хвостовиком, который при вращении планшайбы станка взаимодействует с ее поводком и тем самым передает вращение обрабатываемому картеру.
Основным недостатком известного устройства при его использовании является закрепление поводкового хомута на цилиндрическом конце картера заднего моста в непосредственной близости от обрабатываемых поверхностей его подшипниковых шеек. При этом если в месте крепления хомута обрабатываемый картер имеет недостаточную поперечную жесткость (как в случае, например, картера заднего моста автомобиля «Газель»), поэтому образующаяся при сжатии хомута некруглость под действием деформации распространяется на близлежащую шлифуемую поверхность. По мере обработки отклонение формы обрабатываемых поверхностей исчезает, но после ее окончания и разжима приводного хомута некруглость проявляется снова. Все это приводит к значительному снижению качества производимых задних мостов автомобиля ввиду образования некруглости шлифуемых подшипниковых шеек и как следствие к быстрому износу подшипников колес. В связи с этим существенно снижаются потребительские свойства автомобилей, увеличиваются затраты на их ремонт, возрастает количество рекламаций.
Задачей заявляемого изобретения является устранение указанных недостатков, а именно повышение качества обработки цапф картера заднего моста автомобиля путем исключения некруглости шлифуемых подшипниковых шеек.
Для решения поставленной задачи в приводном устройстве шлифовального станка, предназначенном для вращения картера заднего моста автомобиля с кожухами и опорными площадками под упругие элементы подвески, содержится привод вращения, включающий поводковое устройство, взаимодействующее с участком наружной поверхности одного из кожухов картера, при этом привод вращения выполнен в виде червячной передачи, колесо которой является поводковым устройством и выполнено с возможностью прохождения через него одного из кожухов картера заднего моста, при этом колесо снабжено выступом, предназначенным для взаимодействия с опорной площадкой картера под упругие элементы подвески. Кроме того, корпус привода вращения выполнен с возможностью перемещения относительно станка, поскольку смонтирован на одном плече шарнирно связанного со столом двуплечего рычага, на другом плече которого размещен противовес, при этом привод вращения выполнен в виде установленного на столе станка качающегося цилиндра. К тому же плечо рычага с приводом вращения снабжено призмой для предварительной установки картера заднего моста, а на столе станка со стороны указанного плеча в плоскости качания рычага смонтирована направляющая, с возможностью ее взаимодействия со свободным концом рычага при его опускании, и фиксатор его рабочего положения.
В способе установки на шлифовальном станке приводного устройства, предназначенного для вращения картера заднего моста автомобиля с кожухами и опорными площадками под упругие элементы подвески посредством поворотного устройства, связанного с приводом вращения упомянутого картера, производят установку поводкового устройства на участок наружной поверхности одного из кожухов картера, установку картера в центры и его вращение посредством привода вращения в виде червячной передачи, полое колесо которой является поводковым устройством и имеет выступ, причем установку поводкового устройства на картер осуществляют путем продвижения в него упомянутого кожуха картера до совмещения опорной площадки картера под упругие элементы подвески с вышеуказанным выступом червячного колеса. Кроме того, перед установкой картера заднего моста корпус привода вращения приводят в наклонное положение путем поворота шарнирно смонтированного на столе станка двуплечего рычага, на котором закреплен указанный корпус на заданный угол, и установку упомянутого кожуха картера в полое червячное колесо осуществляют в наклонном положении с базированием данного кожуха по одной из призм, расположенных на столе станка, при этом второй кожух картера базируют по установочной призме, расположенной на указанном рычаге, после чего опускают рычаг в рабочее положение, одновременно устанавливая картер на вторую призму, расположенную на столе станка, причем рабочее положение рычага соответствует соосному расположению оси червячного колеса и линии центров станка. К тому же при опускании рычага его свободный конец ограничивают от перемещений в плоскости, перпендикулярной плоскости качания рычага, посредством направляющей, закрепленной на столе станка в плоскости качания, а в конце хода рычаг стопорят в рабочем положении с помощью расположенного на столе станка фиксатора. При этом рабочее положение рычага соответствует соосному расположению оси червячного колеса и линии центров станка.
Выполнение привода вращения в виде червячной передачи, колесо которой является поводковым устройством с возможностью прохождения через него одного из кожухов картера заднего моста и снабжено выступом, предназначенным для взаимодействия с опорной площадкой картера под упругие элементы подвески, расположенной на достаточном удалении от обрабатываемых поверхностей, позволяет избежать деформации шлифуемых цапф картера и как следствие исключить образование некруглости цилиндрических поверхностей обрабатываемых подшипниковых шеек. Кроме того, выполнение указанного привода качающимся и осуществление установки в него картера заднего моста в наклонном положении позволяет сделать привод и весь станок в целом более простым и компактным.
На фиг.1 показан общий вид станка с приводным устройством.
На фиг.2 - общий вид станка с приводным устройством, расположенным в наклонном положении.
На фиг.3 - вид А на фиг.1 - вид сверху.
На фиг.4 - разрез Б-Б на фиг.1.
На фиг.5 - разрез В-В на фиг.4.
На фиг.6 - разрез Г-Г на фиг.1.
Заявляемое устройство содержит червячный привод 1, колесо 2 которого выполнено полым с возможностью прохождения через него одного из кожухов картера 3 заднего моста автомобиля. В конструкции картера предусмотрены опорные площадки под упругие элементы подвески, в данном случае - подрессорные площадки 4, одна из которых в процессе вращения картера взаимодействует с выступом 5 червячного колеса 2. Корпус 6 привода 1 закреплен на одном плече двуплечего рычага 7, который через ось 8 шарнирно смонтирован на неподвижном столе 9 шлифовального станка 10. Второе плечо рычага 7 снабжено противовесом 11. Привод рычага выполнен в виде шарнирно установленного на столе 9 качающегося цилиндра 12. Плечо рычага 7 с приводом 1 снабжено призмой 13 для предварительной установки одного из кожухов картера заднего моста 3, а на столе станка расположены призмы 14 и 15, предназначенные для окончательного базирования картера перед установкой его в центры. Кроме того, на столе станка в плоскости качания рычага 7 расположена направляющая 16, выполненная с возможностью ее взаимодействия со свободным концом указанного рычага при его подъеме и опускании и предотвращающая его колебания в плоскости, перпендикулярной плоскости качания. При этом для фиксации рычага 7 в его нижнем рабочем положении, при котором происходит обработка картера заднего моста автомобиля и которое соответствует соосному расположению оси червячного колеса 2 и линии центров станка, предусмотрен расположенный на столе станка фиксатор 17.
Способ установки на шлифовальном станке приводного устройства, предназначенного для вращения картера заднего моста автомобиля с кожухами и опорными площадками под упругие элементы подвески посредством поводкового устройства, связанного с приводом вращения упомянутого картера, следующий.
Корпус 6 червячного привода 1, который смонтирован на одном из плеч двуплечего рычага 7, с помощью качающегося цилиндра 12 приводят в наклонное положение. Затем в таком же положении начинают устанавливать в указанный привод картер 3 заднего моста автомобиля путем продвижения одного из его кожухов в отверстие червячного колеса 2. Причем продвижение ведут до момента совмещения подрессорной площадки 4 картера 3 с зоной расположения выступа 5 червячного колеса 2. Одновременно с этим упомянутый кожух базируют по призме 15, расположенной на столе 9 шлифовального станка 10, а второй кожух опирают на призму 13, расположенную на рычаге 7. После этого с помощью цилиндра 12 начинают опускать рычаг 7 в рабочее положение, причем в процессе этого свободный конец рычага, взаимодействуя с направляющей 16, расположенной в плоскости качания рычага, ограничивает его колебания в плоскости, перпендикулярной указанной плоскости, и тем самым предотвращает действие изгибающих моментов на шарнирное соединение рычага 7 со столом 9. В конце хода соответствующий кожух картера 3 переустанавливается с призмы 13 на призму 14, а сам рычаг стопорится в рабочем положении с помощью фиксатора 17. Затем картер 3 берется в центра, после чего включается привод 1 и как только выступ 5 червячного колеса 2 соприкасается с подрессорной площадкой 4, начинается вращение обрабатываемого картера. После окончания обработки все исполнительные механизмы срабатывают в обратной последовательности, и картер заднего моста в наклонном положении выгружается из приводного устройства.
1. Приводное устройство шлифовального станка, предназначенное для вращения картера заднего моста автомобиля с кожухами и опорными площадками под упругие элементы подвески, характеризующееся тем, что оно содержит привод вращения, включающий поводковое устройство, взаимодействующее с участком наружной поверхности одного из кожухов картера, при этом привод вращения выполнен в виде червячной передачи, колесо которой является поводковым устройством и выполнено с возможностью прохождения через него упомянутого кожуха картера, а червячное колесо снабжено выступом, предназначенным для взаимодействия с опорной площадкой картера под упругий элемент подвески.
2. Приводное устройство по п.1, в котором корпус привода вращения выполнен с возможностью перемещения относительно стола станка.
3. Приводное устройство по п.2, в котором корпус привода вращения смонтирован на одном плече шарнирно связанного со столом станка двуплечего рычага, на другом плече которого размещен противовес, при этом рычаг выполнен с приводом его перемещения в виде установленного на столе станка качающегося цилиндра.
4. Приводное устройство по п.3, в котором плечо рычага с корпусом привода вращения снабжено призмой для предварительной установки картера, а на столе станка со стороны указанного плеча в плоскости качания рычага смонтированы направляющая с возможностью ее взаимодействия со свободным концом рычага при его опускании и фиксатор его рабочего положения.
5. Способ установки на шлифовальном станке приводного устройства, предназначенного для вращения картера заднего моста автомобиля с кожухами и опорными площадками под упругие элементы подвески посредством поводкового устройства, связанного с приводом вращения упомянутого картера, включающий установку поводкового устройства на участок наружной поверхности одного из кожухов картера, загрузку картера на установочные призмы, расположенные на столе станка, установку картера в центре и его вращение посредством привода вращения в виде червячной передачи, полое колесо которой является поводковым устройством и имеет выступ, причем установку поводкового устройства на картер осуществляют путем продвижения в него упомянутого кожуха картера до совмещения опорной площадки картера под упругий элемент подвески с выступом червячного колеса.
6. Способ по п.5, в котором перед установкой картера корпус привода вращения приводят в наклонное положение путем поворота шарнирно смонтированного на столе станка двуплечего рычага, на котором закреплен указанный корпус, на заданный угол, а установку упомянутого кожуха картера в полое червячное колесо осуществляют в наклонном положении с базированием данного кожуха по одной из призм, расположенных на столе станка, при этом второй кожух картера базируют по установочной призме, расположенной на двуплечем рычаге, после чего опускают рычаг в рабочее положение, одновременно устанавливая картер на вторую призму, расположенную на столе станка, причем рабочее положение рычага соответствует соосному расположению оси червячного колеса и линии центров станка.
7. Способ по п.6, в котором при опускании рычага его свободный конец ограничивают от перемещений в плоскости, перпендикулярной плоскости качания рычага, посредством направляющей, закрепленной на столе станка в плоскости качания, а в конце хода рычаг стопорят в рабочем положении с помощью расположенного на столе станка фиксатора.