Гибридное транспортное средство, способ уведомления пользователя для гибридного транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Группа изобретений относится к гибридным транспортным средствам. Гибридное транспортное средство содержит зарядное устройство, устройство накопления энергии, модуль вычисления первой физической величины и второй физической величины, модуль уведомления пользователя. Первая физическая величина характеризует потребление электроэнергии. Вторая физическая величина характеризует потребление топлива. Способ уведомления для гибридного транспортного средства содержит этапы, на которых вычисляют первую физическую величину и вторую физическую величину, уведомляют пользователя относительно информации на основе вычисленных первой и второй физических величин. Вторую физическую величину вычисляют с использованием второй электроэнергии, преобразованной из энергии, отнесенной к топливу. Технический результат заключается в обеспечении индикации потребления гибридным транспортным средством электроэнергии и топлива. 2 н. и 32 з.п. ф-лы, 12 ил.

Реферат

Область техники

Настоящее изобретение относится к транспортным средствам, снабжаемым извне множеством типов энергии.

Предшествующий уровень техники

В выложенном патенте Японии 11-220807 раскрыт индикатор пробега для гибридного транспортного средства. Индикатор пробега вычисляет эталонную экономию топлива в зависимости от режима движения транспортного средства и указывает измеренную экономию топлива по сравнению с эталонной экономией топлива.

В последние годы уделяется внимание гибридному транспортному средству, позволяющему своему установленному устройству накопления энергии заряжаться от внешнего источника питания. Это заряжаемое извне гибридное транспортное средство может извне снабжаться двумя типами энергии, т.е. топливом и электроэнергией.

Когда этот тип гибридного транспортного средства снабжается энергией, то, должно ли оно снабжаться либо от обоих, либо от одного типа топлива и электроэнергии, может быть определено пользователем транспортного средства по необходимости. Тем не менее, информация, доступная для пользователя при подаче энергии, ограничена ценой за единицу топлива и ценой за единицу электроэнергии и т.п.

Краткое изложение существа изобретения

Настоящее изобретение имеет целью обеспечить пользователя транспортного средства, принимающего множество типов энергии, осуществлять движение с большим количеством полезной информации, чем обычно.

Согласно настоящему изобретению предложено гибридное транспортное средство, движущееся с использованием топлива и электроэнергии, выступающих в качестве источников энергии, включающее в себя: зарядное устройство, сконфигурированное с возможностью зарядки устройства накопления энергии от источника питания, внешнего для транспортного средства, при этом устройство накопления энергии накапливает электроэнергию; модуль вычисления для вычисления первой физической величины, участвующей в потреблении первой электроэнергии, подаваемой извне транспортного средства посредством зарядного устройства, и второй физической величины, участвующей в потреблении топлива; и модуль уведомления для уведомления пользователя относительно информации на основе первой и второй физических величин, вычисленных посредством модуля вычисления.

Предпочтительно, устройство накопления энергии накапливает вторую электроэнергию из электрической энергии, преобразованной из энергии, отнесенной к топливу, и модуль вычисления вычисляет вторую физическую величину с использованием второй электроэнергии.

Предпочтительно, первая физическая величина - это значение, имеющее корреляцию с отношением количества электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, и проходимого расстояния на этом количестве электроэнергии, а вторая физическая величина - это значение, имеющее корреляцию с отношением количества топлива и проходимого расстояния на этом объеме топлива.

Предпочтительно, информация на основе первой и второй физических величин является значением, имеющим корреляцию с отношением суммы физической величины, соответствующей количеству электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, и физической величины, соответствующей количеству топлива, и суммы проходимого расстояния на количестве электроэнергии и проходимого расстояния на топливе.

Предпочтительно, первая физическая величина - это первое проходимое расстояние (L1), указывающее проходимое расстояние в расчете на единичное количество электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, а вторая физическая величина - это второе проходимое расстояние (L2), указывающее проходимое расстояние в расчете на единичное количество топлива.

Более предпочтительно, гибридное транспортное средство дополнительно включает в себя: двигатель внутреннего сгорания, снабжаемый топливом; электродвигатель, снабжаемый электроэнергией для движения транспортного средства; и модуль управления режимом движения для управления переключением между режимами движения, включающими в себя первый режим (EV-режим) движения транспортного средства с остановленным двигателем внутреннего сгорания и второй режим (HV-режим), включающий в себя режим движения транспортного средства с работающим двигателем внутреннего сгорания. Модуль вычисления в первом режиме вычисляет первое проходимое расстояние, а во втором режиме вычисляет второе проходимое расстояние.

Более предпочтительно, модуль вычисления вычисляет первое проходимое расстояние таким образом, что регенерируемая электроэнергия, восстановленная в первом режиме посредством электродвигателя, рассматривается в качестве восстановленной электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, и модуль вычисления вычисляет второе проходимое расстояние таким образом, что регенерируемая электроэнергия, восстановленная во втором режиме, рассматривается в качестве количества топлива, эквивалентного восстановленной регенерируемой электроэнергии, преобразованной в единицах топлива.

Предпочтительно, первая физическая величина - это первая стоимость (стоимость C1 движения), указывающая стоимость, в расчете на единичное проходимое расстояние, электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, а вторая физическая величина - это вторая стоимость (стоимость C2 движения), указывающая стоимость топлива в расчете на единичное проходимое расстояние.

Более предпочтительно, гибридное транспортное средство дополнительно включает в себя: двигатель внутреннего сгорания, снабжаемый топливом; электродвигатель, снабжаемый электроэнергией для движения транспортного средства; и модуль управления режимом движения для управления переключением между режимами движения, включающими в себя первый режим (EV-режим) движения транспортного средства с остановленным двигателем внутреннего сгорания и второй режим (HV-режим), включающий в себя режим движения транспортного средства с работающим двигателем внутреннего сгорания. Модуль вычисления в первом режиме вычисляет первую стоимость, а во втором режиме вычисляет вторую стоимость.

Более предпочтительно, модуль вычисления вычисляет первую стоимость таким образом, что регенерируемая электроэнергия, восстановленная в первом режиме посредством электродвигателя, рассматривается в качестве восстановленной электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, и модуль вычисления вычисляет вторую стоимость таким образом, что регенерируемая электроэнергия, восстановленная во втором режиме, рассматривается в качестве количества топлива, эквивалентного восстановленной регенерируемой электроэнергии, преобразованной в единицы топлива.

Предпочтительно, модуль уведомления дополнительно уведомляет пользователя относительно суммы первой и второй стоимости.

Предпочтительно, первая физическая величина - это значение, имеющее корреляцию с количеством выделяемого углекислого газа, соответствующим электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, а вторая физическая величина - это значение, имеющее корреляцию с количеством выделяемого углекислого газа, соответствующим потребленному топливу.

Предпочтительно, первая физическая величина - это первое количество выделяемого углекислого газа (EM1), указывающее количество выделяемого углекислого газа в расчете на единичное проходимое расстояние, отнесенное к электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, а вторая физическая величина - это второе количество выделяемого углекислого газа (EM2), указывающее количество выделяемого углекислого газа в расчете на единичное проходимое расстояние на топливе.

Более предпочтительно, гибридное транспортное средство дополнительно включает в себя: двигатель внутреннего сгорания, снабжаемый топливом; электродвигатель, снабжаемый электроэнергией для движения транспортного средства; и модуль управления режимом движения для управления переключением между режимами движения, включающими в себя первый режим (EV-режим) движения транспортного средства с остановленным двигателем внутреннего сгорания и второй режим (HV-режим), включающий в себя режим движения с работающим двигателем внутреннего сгорания. Модуль вычисления в первом режиме вычисляет первое количество выделяемого углекислого газа, а во втором режиме вычисляет второе количество выделяемого углекислого газа.

Более предпочтительно, модуль вычисления вычисляет первое количество выделяемого углекислого газа таким образом, что регенерируемая электроэнергия, восстановленная в первом режиме посредством электродвигателя, рассматривается в качестве восстановленной электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, и модуль вычисления вычисляет второе количество выделяемого углекислого газа таким образом, что регенерируемая электроэнергия, восстановленная во втором режиме, рассматривается в качестве количества топлива, эквивалентного восстановленной регенерируемой электроэнергии, преобразованной в единицы топлива.

Предпочтительно, модуль уведомления дополнительно уведомляет пользователя относительно суммы первого и второго количества выделяемого углекислого газа.

Настоящее изобретение дополнительно предоставляет способ уведомления для гибридного транспортного средства, движущегося с использованием топлива и электроэнергии, выступающих в качестве источников энергии. Гибридное транспортное средство включает в себя зарядное устройство, сконфигурированное с возможностью зарядки устройства накопления энергии от источника питания, внешнего для транспортного средства, при этом устройство накопления энергии накапливает электроэнергию. Способ включает в себя этапы, на которых: вычисляют первую физическую величину, участвующую в потреблении первой электроэнергии, подаваемой извне транспортного средства посредством зарядного устройства; вычисляют вторую физическую величину, участвующую в потреблении топлива; и уведомляют пользователя относительно информации на основе вычисленных первой и второй физических величин.

Предпочтительно, устройство накопления энергии накапливает вторую электроэнергию из электрической энергии, преобразованной из энергии, отнесенной к топливу, и вторая физическая величина вычисляется с использованием второй электроэнергии.

Предпочтительно, первая физическая величина - это значение, имеющее корреляцию с отношением количества электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, и проходимого расстояния на этом количестве электроэнергии, а вторая физическая величина - это значение, имеющее корреляцию с отношением количества топлива и расстояния, проходимого на этом количестве топлива.

Предпочтительно, информация на основе первой и второй физических величин является значением, имеющим корреляцию с отношением суммы физической величины, соответствующей количеству электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, и физической величины, соответствующей количеству топлива, и суммы расстояния, проходимого на этом количестве электроэнергии, и расстояния, проходимого на этом топливе.

Предпочтительно, первая физическая величина - это первое проходимое расстояние (L1), указывающее проходимое расстояние в расчете на единичное количество электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, а вторая физическая величина - это второе проходимое расстояние (L2), указывающее проходимое расстояние в расчете на единичное количество топлива.

Более предпочтительно, гибридное транспортное средство имеет установленный двигатель внутреннего сгорания, снабжаемый топливом, и электродвигатель, снабжаемый электроэнергией для движения транспортного средства, и допускает движение в одном из первого режима (EV-режима) движения транспортного средства с остановленным двигателем внутреннего сгорания и второго режима (HV-режима), включающего в себя режим движения транспортного средства с работающим двигателем внутреннего сгорания, причем в первом режиме первое проходимое расстояние вычисляется на этапе вычисления первого проходимого расстояния, а во втором режиме второе проходимое расстояние вычисляется на этапе вычисления второго проходимого расстояния.

Более предпочтительно, этап вычисления первого проходимого расстояния включает в себя вычисление первого проходимого расстояния таким образом, что регенерированная электроэнергия, восстановленная в первом режиме посредством электродвигателя, рассматривается в качестве восстановленной электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, а этап вычисления второго проходимого расстояния включает в себя вычисление второго проходимого расстояния таким образом, что регенерированная электроэнергия, восстановленная во втором режиме, рассматривается в качестве количества топлива, эквивалентного восстановленной регенерированной электроэнергии, преобразованной в единицы топлива.

Предпочтительно, первая физическая величина - это первая стоимость (стоимость C1 движения), указывающая стоимость, в расчете на единичное проходимое расстояние, электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, а вторая физическая величина - это вторая стоимость (стоимость C2 движения), указывающая стоимость топлива в расчете на единичное проходимое расстояние.

Более предпочтительно, гибридное транспортное средство имеет установленный двигатель внутреннего сгорания, снабжаемый топливом, и электродвигатель, снабжаемый электроэнергией для движения транспортного средства, и допускает движение в одном из первого режима (EV-режима) движения транспортного средства с остановленным двигателем внутреннего сгорания и второго режима (HV-режима), включающего в себя режим движения транспортного средства с работающим двигателем внутреннего сгорания, причем в первом режиме первая стоимость вычисляется на этапе вычисления первой стоимости, а во втором режиме вторая стоимость вычисляется на этапе вычисления второй стоимости.

Более предпочтительно, этап вычисления первой стоимости включает в себя вычисление первой стоимости таким образом, что регенерированная электроэнергия, восстановленная в первом режиме посредством электродвигателя, рассматривается в качестве восстановленной электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, а этап вычисления второй стоимости включает в себя вычисление второй стоимости таким образом, что регенерированная электроэнергия, восстановленная во втором режиме, рассматривается в качестве количества топлива, эквивалентного восстановленной регенерированной электроэнергии, преобразованной в единицы топлива.

Предпочтительно, способ уведомления для гибридного транспортного средства дополнительно включает в себя этап уведомления пользователя относительно суммы первой и второй стоимости.

Предпочтительно, первая физическая величина - это значение, имеющее корреляцию с количеством выделяемого углекислого газа, соответствующим электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, а вторая физическая величина - это значение, имеющее корреляцию с количеством выделяемого углекислого газа, соответствующим потребленному топливу.

Предпочтительно, первая физическая величина - это первое количество выделяемого углекислого газа (EM1), указывающее количество выделяемого углекислого газа в расчете на единичное проходимое расстояние, отнесенное к электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, а вторая физическая величина - это второе количество выделяемого углекислого газа (EM2), указывающее количество выделяемого углекислого газа в расчете на единичное проходимое расстояние на этом топливе.

Предпочтительно, гибридное транспортное средство имеет установленный двигатель внутреннего сгорания, снабжаемый топливом, и электродвигатель, снабжаемый электроэнергией для движения транспортного средства, и допускает движение в одном из первого режима (EV-режима) движения транспортного средства с остановленным двигателем внутреннего сгорания и второго режима (HV-режима), включающего в себя режим движения транспортного средства с работающим двигателем внутреннего сгорания, причем в первом режиме первое количество выделяемого углекислого газа вычисляется на этапе вычисления первого количества выделяемого углекислого газа, а во втором режиме второе количество выделяемого углекислого газа вычисляется на этапе вычисления второго количества выделяемого углекислого газа.

Более предпочтительно, этап вычисления первого количества выделяемого углекислого газа включает в себя вычисление первого количества выделяемого углекислого газа таким образом, что регенерированная электроэнергия, восстановленная в первом режиме посредством электродвигателя, рассматривается в качестве восстановленной электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, а этап вычисления второго количества выделяемого углекислого газа включает в себя вычисление второго количества выделяемого углекислого газа таким образом, что регенерированная электроэнергия, восстановленная во втором режиме, рассматривается в качестве количества топлива, эквивалентного восстановленной регенерированной электроэнергии, преобразованной в единицы топлива.

Предпочтительно, способ уведомления для гибридного транспортного средства дополнительно включает в себя этап уведомления пользователя относительно суммы первого и второго количества выделяемого углекислого газа.

Кроме того, настоящее изобретение относится к носителю хранения данных, который является машиночитаемым носителем хранения данных с сохраненной программой для инструктирования компьютеру осуществлять способ уведомления для гибридного транспортного средства, как описано выше.

Настоящее изобретение дает возможность транспортному средству заряжать устройство накопления энергии от внешнего источника посредством зарядного устройства, и согласно настоящему изобретению первая физическая величина, участвующая в потреблении заряженной электроэнергии, и вторая физическая величина, участвующая в потреблении топлива, могут вычисляться, и информация на основе первой и второй физических величин может указываться для пользователя. Пользователь тем самым может уведомляться относительно физической величины, участвующей в потреблении каждого типа энергии (топлива и электроэнергии), подаваемой извне транспортного средства.

Кроме того, согласно настоящему изобретению, первое проходимое расстояние, указывающее проходимое расстояние в расчете на единичное количество заряженной электроэнергии, и второе проходимое расстояние, указывающее проходимое расстояние в расчете на единичное количество топлива, могут вычисляться и указываться для пользователя. Пользователь тем самым может уведомляться относительно проходимого расстояния в расчете на единичное количество каждого типа энергии (топлива и электроэнергии), подаваемой извне транспортного средства.

Кроме того, согласно настоящему изобретению, первая стоимость, указывающая стоимость, в расчете на единичное проходимое расстояние, электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, и вторая стоимость, указывающая стоимость топлива в расчете на единичное проходимое расстояние, могут вычисляться и указываться для пользователя. Пользователь тем самым может уведомляться относительно стоимости движения для каждого типа энергии (топлива и электроэнергии), подаваемой извне транспортного средства.

Кроме того, согласно настоящему изобретению, первое количество выделяемого углекислого газа, указывающее количество выделяемого углекислого в расчете на единичное проходимое расстояние, отнесенное к электроэнергии, подаваемой от источника питания, внешнего для транспортного средства, и второе количество выделяемого углекислого газа, указывающее количество выделяемого углекислого в расчете на единичное проходимое расстояние на этом топливе, могут вычисляться и указываться для пользователя. Пользователь тем самым может уведомляться относительно количества выделяемого углекислого газа для каждого типа энергии (топлива и электроэнергии), подаваемой извне транспортного средства.

Краткое описание чертежей

В дальнейшем изобретение поясняется описанием предпочтительных вариантов воплощения изобретения со ссылками на сопроводительные чертежи, на которых:

Фиг.1 изображает внешний вид гибридного транспортного средства в варианте осуществления настоящего изобретения;

Фиг.2 - функциональная блок-схема гибридного транспортного средства первого варианта осуществления;

Фиг.3 - функциональная блок-схема ЭБУ, показанного на фиг.2;

Фиг.4 - диаграмма для иллюстрации переключения режима движения;

Фиг.5 - количество электроэнергии, накопленное в устройстве накопления энергии, управляемом посредством ЭБУ, показанном на фиг.2;

Фиг.6 - одна примерная конфигурация модуля уведомления, показанного на фиг.2;

Фиг.7 - блок-схема последовательности операций способа, иллюстрирующая структуру процесса, выполняемого посредством ЭБУ при зарядке устройства накопления энергии от внешнего источника питания;

Фиг.8 - блок-схема последовательности операций способа, иллюстрирующая структуру процесса, выполняемого посредством ЭБУ, показанного на фиг.2, для вычисления проходимого расстояния в расчете на единичное количество энергии;

Фиг.9 - примерная конфигурация модуля уведомления во втором варианте осуществления;

Фиг.10 - блок-схема последовательности операций способа, иллюстрирующая структуру процесса, выполняемого во втором варианте осуществления посредством ЭБУ для вычисления стоимости движения;

Фиг.11 - одна примерная конфигурация модуля уведомления в третьем варианте осуществления;

Фиг.12 - блок-схема последовательности операций способа, иллюстрирующая структуру процесса, выполняемого в третьем варианте осуществления посредством ЭБУ для вычисления количества выделяемого CO2.

Описание предпочтительных вариантов осуществления изобретения

Далее настоящее изобретение описывается согласно вариантам осуществления со ссылкой на сопровождающие чертежи.

Первый вариант осуществления изобретения

На фиг.1 показан внешний вид гибридного транспортного средства в варианте осуществления настоящего изобретения. Гибридное транспортное средство 100 включает в себя порт 102 подачи топлива и порт 104 зарядки. Гибридное транспортное средство 100 может использовать для движения двигатель и электродвигатель-генератор, как описано ниже, и также конфигурируется таким образом, что устройство накопления энергии, снабжающее электродвигатель-генератор электроэнергией, заряжается от источника питания, внешнего для транспортного средства.

Порт 102 подачи топлива является портом для подачи топлива в топливный бак, запасающий топливо, используемое двигателем. Порт 104 зарядки является внешним интерфейсом зарядки для подачи электроэнергии в устройство накопления энергии от источника питания, внешнего для транспортного средства (в дальнейшем также называемого "внешним источником питания").

Другими словами, гибридное транспортное средство 100 может извне снабжаться двумя типами энергии, т.е. топливом и электроэнергией, и пользователи таких транспортных средств могут быть озабочены экономией энергии и стоимостью для каждого типа подаваемой извне энергии (т.е. топлива и электроэнергии). Соответственно в гибридном транспортном средстве 100 пользователь уведомляется относительно экономии энергии и подобной информацией для каждого типа подаваемой извне энергии (топлива и электроэнергии), как описано ниже.

На фиг.2 показана функциональная блок-схема гибридного транспортного средства в первом варианте осуществления. Гибридное транспортное средство 100 включает в себя двигатель 2, устройство 4 деления мощности, электродвигатели-генераторы 6, 10, передаточный механизм 8, ведущий вал 12 и автомобильное колесо 14. Гибридное транспортное средство 100 дополнительно включает в себя устройство 16 накопления энергии, преобразователи 18, 20 электрической мощности, топливный бак 22, порт 102 подачи топлива, зарядное устройство 24, порт 104 зарядки, электронный блок управления (ЭБУ) 26 и модуль 28 уведомления.

Устройство 4 деления мощности соединено с двигателем 2, электродвигателем-генератором 6 и передаточным механизмом 8, чтобы распределять мощность между ними. Например, планетарная передача, имеющая три вала вращения солнечной шестерни, водила планетарной передачи и коронной шестерни, может использоваться в качестве устройства 4 деления мощности, и эти три вала вращения соединяются с валами вращения двигателя 2, электродвигателя-генератора 6 и передаточного механизма 8, соответственно. Кроме того, электродвигатель-генератор 10 имеет вал вращения, соединенный с валом вращения передаточного механизма 8. Другими словами, электродвигатель-генератор 10 и передаточный механизм 8 имеют один вал вращения, и этот вал вращения соединяется с коронной шестерней устройства 4 деления мощности.

Двигатель 2 генерирует кинетическую энергию, которая в свою очередь распределяется посредством устройства 4 деления мощности на электродвигатель-генератор 6 и передаточный механизм 8. Другими словами, двигатель 2 включен в гибридное транспортное средство 100 в качестве источника питания, который приводит в действие передаточный механизм 8, передающий мощность на ведущий вал 12, а также приводит в действие электродвигатель-генератор 6. Электродвигатель-генератор 6 включен в гибридное транспортное средство 100 в качестве компонента, работающего как генератор электрической энергии, который приводит в действие двигатель 2, и в качестве электродвигателя, который может запускать двигатель 2. Электродвигатель-генератор 10 включен в гибридное транспортное средство 100 в качестве источника питания, который приводит в действие передаточный механизм 8, передающий мощность на ведущий вал 12.

Устройство 16 накопления энергии является заряжаемым и разряжаемым источником питания постоянного тока и является, например, никель-металлогидридным, ионно-литиевым или аналогичным аккумулятором. Устройство 16 накопления энергии снабжает преобразователи 18, 20 электрической мощности электроэнергией. Кроме того, когда электродвигатель-генератор 6 и/или электродвигатель-генератор 10 генерирует(ют) электроэнергию, устройство 16 накопления энергии принимает электроэнергию от преобразователя 18 электрической мощности и/или преобразователя 20 электрической мощности и тем самым заряжается от них. Кроме того, когда устройство 16 накопления энергии заряжается от внешнего источника питания (не показан), соединенного с портом 104 зарядки, устройство 16 накопления энергии принимает электроэнергию от зарядного устройства 24 и тем самым заряжается от него. Следует отметить, что устройство 16 накопления энергии может быть конденсатором большой емкости и может быть любым буфером электроэнергии, который может временно накапливать электроэнергию, сгенерированную электродвигателями-генераторами 6, 10, и электроэнергию, принимаемую от внешнего источника питания, и подавать накопленную электроэнергию в электродвигатели-генераторы 6, 10. Следует отметить, что устройство 16 накопления энергии имеет напряжение VB и принимает/выдает ток IB, которые считываются посредством датчиков (не показаны), и их считанные значения выводятся в ЭБУ 26.

Преобразователь 18 электрической мощности работает в ответ на сигнал PWM1, принимаемый от ЭБУ 26, чтобы преобразовывать электроэнергию, которая генерируется посредством электродвигателя-генератора 6, в электроэнергию постоянного тока и выводить электроэнергию постоянного тока в устройство 16 накопления энергии. Преобразователь 20 электрической мощности работает в ответ на сигнал PWM2, принимаемый от ЭБУ 26, чтобы преобразовывать электроэнергию постоянного тока, которая принимается от устройства 16 накопления энергии, в электроэнергию переменного тока и выводить электроэнергию переменного тока в электродвигатель-генератор 10. Следует отметить, что, когда двигатель 2 запускается, преобразователь 18 электрической мощности работает в ответ на сигнал PWM1, чтобы преобразовывать электроэнергию постоянного тока, которая принимается от устройства 16 накопления энергии, в электроэнергию переменного тока и выводить электроэнергию переменного тока в электродвигатель-генератор 6. Кроме того, когда транспортное средство тормозит или движется под уклон, и его ускорение снижается и т.п., преобразователь 20 электрической мощности работает в ответ на сигнал PWM2, чтобы преобразовывать электроэнергию, которая генерируется посредством электродвигателя-генератора 10, в электроэнергию постоянного тока и выводить электроэнергию постоянного тока в устройство 16 накопления энергии.

Электродвигатель-генератор 6, 10 является машиной переменного тока и является, например, трехфазной синхронной машиной переменного тока, имеющей ротор со встроенным постоянным магнитом. Электродвигатель-генератор 6 принимает кинетическую энергию, сгенерированную посредством двигателя 2, преобразует ее в электрическую энергию и выводит ее в преобразователь 18 электрической мощности. Кроме того, электродвигатель-генератор 6 принимает трехфазную электроэнергию переменного тока от преобразователя 18 электрической мощности и тем самым генерирует движущую силу, чтобы запускать двигатель 2.

Электродвигатель-генератор 10 принимает трехфазную электроэнергию переменного тока от преобразователя 20 электрической мощности и тем самым генерирует крутящий момент, приводящий в движение транспортное средство. Кроме того, когда транспортное средство тормозит или движется под уклон, и его ускорение снижается и т.п., электродвигатель-генератор 10 преобразует механическую энергию, которая накапливается в транспортном средстве как кинетическая энергия, потенциальная энергия и т.п., в электрическую энергию и выводит ее в преобразователь 20 электрической мощности.

Двигатель 2 преобразует тепловую энергию, сгенерированную по мере того, как топливо сжигается, в кинетическую энергию поршня, ротора и т.п. кинетических элементов, и выводит кинетическую энергию в устройство 4 деления мощности. Например, если кинетическим элементом является поршень, а его движение является возвратно-поступательным движением, так называемый кривошипно-шатунный механизм преобразует возвратно-поступательное движение во вращательное движение, и кинетическая энергия поршня тем самым передается в устройство 4 деления мощности. Следует отметить, что топливом для двигателя 2 является, в зависимости от потребности, бензин, дизельное топливо, этиловый спирт, жидкий водород, природный газ либо аналогичное углеводородное топливо, или жидкое, или газообразное водородное топливо.

Топливный бак 22 запасает топливо, принимаемое через порт 102 подачи топлива, и подает запасенное топливо в двигатель 2. Следует отметить, что количество FUEL топлива, остающегося в топливном баке 22, считывается посредством датчика (не показан), и его считанное значение выводится в ЭБУ 26. Зарядное устройство 24 работает в ответ на сигнал PWM3, принимаемый от ЭБУ 26, чтобы преобразовывать электроэнергию, которая принимается от внешнего источника питания через порт 104 зарядки, на уровне напряжения устройства 16 накопления энергии и выводить ее в устройство 16 накопления энергии.

ЭБУ 26 формирует сигналы PWM1, PWM2 для управления преобразователями 18, 20 электрической мощности, соответственно, и выводит сформированные сигналы PWM1, PWM2 в преобразователи 18, 20 электрической мощности, соответственно. Кроме того, когда ЭБУ 26 принимает сигнал REQ, запрашивающий, чтобы зарядное устройство 24 заряжало устройство 16 накопления энергии, ЭБУ 26 формирует сигнал PWM3 для управления зарядным устройством 24 и выводит сформированный сигнал PWM3 в зарядное устройство 24.

Кроме того, ЭБУ 26 управляет режимом движения гибридного транспортного средства 100. Более конкретно, ЭБУ 26 управляет переключением между остановом двигателя 2 и использованием только электродвигателя-генератора 10, чтобы активировать движение транспортного средства (т.е. режим движения с приводом от электродвигателя), и включением двигателя 2, чтобы активировать движение транспортного средства (т.е. гибридный режим движения). В дальнейшем в этом документе режим движения с приводом от электродвигателя и гибридный режим движения также упоминаются "как EV-режим" и "HV-режим", соответственно.

Кроме того, ЭБУ 26 использует количество FUEL топлива, остающегося в топливном баке 22, и считанные значения напряжения VB и тока IB устройства 16 накопления энергии нижеописанным способом для того, чтобы вычислять проходимое расстояние L1 (км/кВтч) в расчете на единичное количество электроэнергии, подаваемой от внешнего источника питания посредством зарядного устройства 24, и проходимое расстояние L2 (км/л) в расчете на единичное количество топлива, потребленного посредством двигателя 2. ЭБУ 26 затем выводит в модуль 28 уведомления сигнал DATA, указывающий вычисленные расстояния L1, L2.

Модуль 28 уведомления принимает сигнал DATA от ЭБУ 26 и активируется в ответ на него, чтобы уведомлять пользователя о пройденном расстоянии L1 в расчете на единичное количество электроэнергии, подаваемой от внешнего источника питания, и проходимого расстояния L2 в расчете на единичное количество топлива.

Следует отметить, что уведомление может осуществляться любым способом, который позволяет уведомлять пользователя о расстояниях L1, L2. Например, расстояния L1, L2 могут указываться визуально или в звуковой форме.

На фиг.3 показана функциональная блок-схема ЭБУ 26, показанного на фиг.2. ЭБУ 26 включает в себя модуль 32 управления преобразованием электрической мощности, модуль 34 управления режимом движения, модуль 36 управления уведомлением и модуль 38 управления зарядкой. Модуль 32 управления преобразованием электрической мощности принимает значения TR1, TR2 управления крутящим моментом для электродвигателей-генераторов 6, 10, токи MCRT1, MCRT2 электродвигателей и углов θ1, θ2 их роторов, напряжение VB устройства 16 накопления энергии и сигнал MD режима, принимаемый от модуля 34 управления режимом движения и указывающий режим движения транспортного средства (EV-режим/HV-режим), и работает в соответствии с ними, чтобы формировать сигналы PWM1, PWM2 для приведения в действие электродвигателей-генераторов 6, 10, соответственно, и выводит сформированные сигналы PWM1, PWM2 в преобразователи 18, 20 электрической мощности, соответственно. Следует отметить, что значения TR1, TR2 управления крутящим моментом вычисляются из положения педали акселератора, скорости транспортного средства и т.п. посредством модуля вычисления крутящего момента (не показан). Токи MCRT1, MCRT2 электродвигателя, углы θ1, θ2 роторов и напряжение VB считываются посредством датчиков (не показаны).

Модуль 34 управления режимом движения принимает считанные значения сигнала ACC положения педали акселератора, указывающие положения педали акселератора, сигнал SPD скорости движения, указывающего скорость транспортного средства, и напряжение VB и ток IB устройства 16 накопления энергии. Модуль 34 управления режимом движения использует считанные значения напряжения VB и тока IB для того, чтобы вычислять состояние зарядки (SOC) устройства 16 накопления энергии. Модуль 34 управления режимом движения в ответ на сигнал ACC положения педали акселератора, сигнал SPD скорости движения и вычисленный SOC, вычисляет значение выводимой мощности, которую двигатель 2 должен выводить, и из нее принимается решение о том, должно транспортное