Натяжной клиновой зажим
Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к натяжным клиновым зажимам для закрепления проводов и тросов воздушных линий электропередачи. Натяжной клиновой зажим для закрепления проводов (тросов) 1 воздушных линий электропередачи состоит из корпуса 2, крышек 3, клиньев 4, 5, тяг 6 и спирального протектора 10. Наружная и внутренняя поверхности протектора 10 обрабатываются абразивом с клеем по всей своей длине или только в зоне расположения клиньев 4, 5. Кроме того, абразив с клеем может наносится также на поверхности клиньев 4, 5 или только на внутреннюю поверхность протектора 10 и одновременно на поверхности клиньев 4, 5. Проволочные спирали протектора 10 имеют противоположное направление навивки относительно направления навивки наружного повива проволок провода (троса) 1. Длина протектора 10 составляет (1,0÷15,0) от выбранной длины корпуса 2 зажима, диаметр проволок спиральных прядей протектора 10 равен (0,6÷3,0) от диаметра проволок наружного повива провода (троса) 1 и шаг спиральных прядей протектора 10 выбирается равным (0,1÷5,0) от величины шага скрутки проволок провода (троса) 1. Зажим характеризуется долговечностью работы, достаточно мягко воздействует на провод или трос, снижая удельное давление на их проволоки и обеспечивая надежную работу в процессе их длительной эксплуатации. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к области электроэнергетики, а более конкретно к натяжным клиновым зажимам, предназначенным для закрепления проводов и тросов воздушных линий электропередачи.
Известен натяжной клиновой зажим для закрепления проводов и тросов воздушных линий электропередачи, содержащий корпус с крышкой, клинья, размещенные в корпусе, цапфы, шарнирно соединенные с тягами и закрепленные по боковым сторонам корпуса, при этом корпус выполнен U-образной формы с клиновыми выступами по своим концам, крышка снабжена, по меньшей мере, двумя клиновыми пазами, в поперечном сечении такими же, как и упомянутые выступы корпуса, с углами наклона поверхностей, равными углам наклона выступов корпуса, таким образом, что при установке крышки в корпус образуется жесткое соединение, длина корпуса Lкорпуса выбирается в зависимости от максимальной величины диаметра провода и определяется из соотношения Lкорпуса=(4,5÷6,5)dпр.max, в желобах клиньев выполнены сегментные выступы треугольной формы с углом α при их вершинах, равным α=20÷30°, расположенные перпендикулярно продольной оси провода, длина l которых рассчитывается из соотношения l=(0,8÷1,0)dпр.max, при этом длина опорной части клиньев Lклиньев принимается в пределах Lклиньев=(6,8÷8,0)dпр.max, при обеспечении заделки группы проводов с диапазоном разности максимального и минимального значений их диаметров в пределах 2,5÷3,5 мм, где dпр.max - максимальная величина диаметра провода, монтируемого в зажиме [1].
В данном техническом решении для обеспечения заданных прочностных и конструктивных характеристик зажима, монтируемого на проводах с разбросом их диаметров от максимального до минимального значений, приходится проводить достаточно сложные и длительные расчеты для выбора оптимальных соотношений длин корпуса, опорной части клиньев, длин и углов при вершинах сегментных выступов в желобах клиньев и т.п., что безусловно усложняет и удорожает процесс проектирования и изготовления таких зажимов.
Наиболее близким техническим решением по отношению к предложенному является натяжной клиновой зажим для закрепления проводов и тросов воздушных линий электропередачи, содержащий корпус с крышками, расположенные в корпусе клинья для установки на провод или трос, шарнирно закрепленные на корпусе тяги, скрепленные с другого конца [2].
Основные недостатки этого известного натяжного клинового зажима сводятся к следующему:
- недостаточная долговечность зажима, обусловленная низкой стойкостью к воздействию знакопеременных нагрузок, которые возникают при вибрации, субколебаниях и пляске проводов на воздушных линиях электропередачи;
- зажимы такого типа оказывают высокое удельное давление на проволоки провода или троса в зоне расположения клиньев и тем самым способствуют разрушению провода или троса, что снижает надежность работы линий.
Заявитель ставил перед собой практическую задачу разработки и внедрения в серийное производство качественно новой конструкции натяжного клинового зажима, которая могла бы противостоять воздействию знакопеременных нагрузок, возникающих на воздушных линиях электропередачи, и отличалась бы высокой эксплуатационной надежностью, не повреждала провод или трос и способствовала повышению надежности линии. Указанный положительный технический результат был достигнут за счет применения новой совокупности существенных конструктивных признаков натяжного клинового зажима, зафиксированной в нижеследующей формуле изобретения: натяжной клиновой зажим для закрепления проводов и тросов воздушных линий электропередачи, содержащий корпус с крышками, расположенные в корпусе клинья для установки на провод или трос, шарнирно закрепленные на корпусе тяги, скрепленные с другого конца; он снабжен протектором, состоящим из нескольких навитых на провод или трос спиральных прядей, на наружную и внутреннюю поверхности протектора или только в зоне расположения клиньев зажима или только на его внутреннюю поверхность нанесен абразив с клеем, скрепляющим протектор с поверхностями проволок спиральных прядей, длина протектора определяется в зависимости от длины корпуса зажима с установленными на нем тягами и выбирается из соотношения (1,0÷15,0) от длины корпуса зажима, диаметр проволок спиральных прядей протектора рассчитывается с учетом значения диаметра проволок наружного повива провода или троса и выбирается из соотношения (0,6÷3,0) от диаметра проволок наружного повива провода или троса, шаг спиральных прядей протектора выбирается равным (0,1÷5,0) от величины шага скрутки проволок провода или троса, при этом длина зоны приклейки абразива к поверхностям протектора выбирается из соотношения (0,7÷12,0) от длины корпуса зажима; проволочные спирали протектора имеют направление навивки, противоположное направлению навивки наружного повива проволок провода или троса; на поверхности клиньев приклеен абразив в месте расположения их на проводе или тросе; абразив приклеен только на внутреннюю поверхность протектора и одновременно на поверхности клиньев.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где представлен общий вид натяжного клинового зажима, выполненного согласно настоящему изобретению, вид перпендикулярно проводу или тросу линии.
Предлагаемый натяжной клиновой зажим для закрепления проводов (тросов) 1 воздушных линий электропередачи состоит из корпуса 2, закрываемого крышками 3, расположенных в корпусе 2 верхнего и нижнего клиньев 4, 5, шарнирно закрепленных на корпусе 2 тяг 6, которые на противоположном конце скреплены пальцем 7 для соединения с изолирующей подвеской линии; клинья 4, 5 между собой скрепляются специальным болтом 8 и приспособлением 9 для предварительной стяжки. В конструкцию зажима вводится протектор 10, который состоит из нескольких навитых на провод (трос) 1 спиральных прядей, с таким расчетом, чтобы протектор 10 проходил на всю длину зажима, выходя за его концевые части (корпус 2 и тяги 6). В этом случае клинья 4, 5 монтируются уже непосредственно на протектор 10. На поверхности протектора 10 несколькими слоями наносится абразив и клеем приклеивается к поверхности проволок его спиральных прядей; абразив с клеем может наносится на наружную и внутреннюю поверхности спиральных прядей не на всю длину протектора 10, а только в зоне расположения верхнего и нижнего клиньев 4, 5 зажима. Кроме того, абразив с клеем может быть также нанесен на поверхности верхнего и нижнего клиньев 4, 5 или только на внутреннюю поверхность протектора 10 и одновременно на поверхности верхнего и нижнего клиньев 4, 5. Длина зоны приклейки абразива к поверхностям протектора 10 выбирается равной (0,7÷12,0) от длины корпуса 2 зажима. У проволочных спиралей протектора 10 направление навивки, противоположное направлению навивки наружного повива проволок провода (троса) 1. Длина протектора 10 определяется в зависимости от длины корпуса 2 зажима со смонтированными на нем тягами 6 и составляет (1,0÷15,0) от выбранной длины корпуса 2 зажима. Диаметр проволок спиральных прядей протектора 10 рассчитывается с учетом значения диаметра проволок наружного повива провода (троса) 1 и равен (0,6÷3,0) от диаметра проволок наружного повива провода (троса) 1; шаг спиральных прядей протектора 10 выбирается равным (0,1÷5,0) от величины шага скрутки проволок провода (троса) 1.
Монтаж данного натяжного клинового зажима осуществляется следующим образом. Сначала в том месте на проводе (тросе) 1, где должен быть смонтирован зажим, монтируется протектор 10, при этом проволочные спирали протектора 10 навиваются в направлении, противоположном направлению навивки наружного повива проволок провода (троса) 1. Монтаж самого зажима затем осуществляется по стандартной технологии монтажа зажимов такого типа, только не на провод (трос) 1, а непосредственно на смонтированный на проводе (тросе) 1 протектор 10. То есть на протектор 10 надвигается корпус 2, в него вводятся верхний и нижний клинья 4, 5, которые фиксируются специальным болтом 8 и приспособлением 9 (или несколькими приспособлениями) для предварительной стяжки клиньев 4, 5, корпус 2 стягивается крышками 3, к нему крепятся тяги 6, которые на другом конце фиксируются пальцем 7. Затем все крепежные элементы зажима закрепляются окончательно и зажим подвешивается к изолирующей подвеске воздушной линии электропередачи.
Заявляемый натяжной клиновой зажим отличается высокой надежностью и долговечностью работы, так как обеспечивает повышение стойкости к воздействию знакопеременных нагрузок за счет введения в конструкцию специально разработанного для такого типа зажимов спирального протектора, имеющего оптимальные конструктивные характеристики и параметры; кроме того, зажим воздействует на провод или трос не стягиваемыми клиньями, а через спиральный протектор, что существенно снижает удельное давление на проволоки провода или троса и, в конечном счете, не приводит к их разрушению во время длительной эксплуатации на воздушных линиях электропередачи; после проведения механических испытаний зажима предполагается рекомендовать его к серийному производству и применению на линиях.
Источники информации
1. Описание изобретения к патенту Российской Федерации «Натяжной клиновой зажим» №2317621, H02G 7/02, заявлено: 04.10.2006 г., опубликовано: 20.02.2008 г. Бюллетень №5.
2. Описание изобретения к патенту Российской Федерации «Натяжной клиновой зажим» №2368049, H02G 7/02, заявлено: 11.09.2008 г., опубликовано: 20.09.2009 г. Бюллетень №26.
1. Натяжной клиновой зажим для закрепления проводов и тросов воздушных линий электропередачи, содержащий корпус с крышками, расположенные в корпусе клинья для установки на провод или трос, шарнирно закрепленные на корпусе тяги, скрепленные с другого конца, отличающийся тем, что он снабжен протектором, состоящим из нескольких навитых на провод или трос спиральных прядей, на наружную и внутреннюю поверхности протектора или только в зоне расположения клиньев зажима или только на его внутреннюю поверхность нанесен абразив с клеем, скрепляющим протектор с поверхностями проволок спиральных прядей, длина протектора определяется в зависимости от длины корпуса зажима с установленными на нем тягами и выбирается из соотношения (1,0÷15,0) от длины корпуса зажима, диаметр проволок спиральных прядей протектора рассчитывается с учетом значения диаметра проволок наружного повива провода или троса и выбирается из соотношения (0,6÷3,0) от диаметра проволок наружного повива провода или троса, шаг спиральных прядей протектора выбирается равным (0,1÷5,0) от величины шага скрутки проволок провода или троса, при этом длина зоны приклейки абразива к поверхностям протектора выбирается из соотношения (0,7÷12,0) от длины корпуса зажима.
2. Зажим по п.1, отличающийся тем, что проволочные спирали протектора имеют направление навивки, противоположное направлению навивки наружного повива проволок провода или троса.
3. Зажим по п.1, отличающийся тем, что на поверхности клиньев приклеен абразив в месте расположения их на проводе или тросе.
4. Зажим по п.1, отличающийся тем, что абразив приклеен только на внутреннюю поверхность протектора и одновременно на поверхности клиньев.