Способ шинирования зубов при пародонтите
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и предназначено для устранения патологической подвижности зубов при заболеваниях пародонта. По периметру в области экватора коронок шинируемых зубов формируют бороздки. Металлическую лигатурную проволоку визуально разделяют на три части: язычную (среднюю) и вестибулярные (боковые): правую и левую части. Язычную часть лигатуры натягивают и располагают в бороздках с язычной стороны, вестибулярные правую и левую части проводят навстречу друг другу в бороздках с вестибулярной стороны так, чтобы они, пересекая язычную часть в межзубных промежутках, образовывали скрутки не менее чем в два оборота. В конечном межзубном промежутке, когда вестибулярные правая и левая части лигатуры встречаются, их скручивают между собой. Бороздки экватора коронок зубов закрывают композиционным материалом. При этом скрутки в межзубных промежутках композиционным материалом не заливают. Способ позволяет устранить патологическую подвижность зубов с III-IV степенью подвижности и восстановить полноценную биомеханику и эстетику больных пародонтитом за счет точности повторения направления металлической лигатурной проволоки волокнам циркулярной связки здорового пародонта зубов и проведение скруток в межзубных промежутках, свободных от композиционного материала. 8 ил.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано для устранения патологической подвижности зубов при заболеваниях пародонта.
Актуальность проблемы состоит в том, что заболеваниями пародонта страдают более 80% взрослого населения и, как правило, зубы со значительной (III-IV) степенью подвижности подлежат удалению.
В настоящее время для связывания подвижных зубов при пародонтите применяют цельнолитые металлические конструкции как съемные, так и не съемные (Makeyev G., Avdusenko L., Sazhina O., Atonen E. The Hygienic Estimation of Oral Cavity Condition under the Splinting of Morable Teeth with Different Denture Constructions // Vestn. Hyg. Epid., 2006. - Vol.10, №1. - P.120-123). Для придания максимальной эстетики литые каркасы несъемных конструкций облицовывают композитами и керамикой (Каламкаров Х.А. Ортопедическое лечение с применением металлокерамических протезов. - 1996. - 175 с.; Цукор С.В. Одновременная реставрация и шинирование жевательных зубов блоком вкладок из керамера. // Dental - Market - 2002. - №5. - С.38-39; Криспин Б.Д., Хевлетт Е.Р., Джо Я.Х., Хобо С., Хорнбрук Д.С. Современная эстетическая стоматология. Практические основы. М.: «Квинтэссенция», 2003. - 303 с.).
Однако при изготовлении таких конструкций требуется значительное препарирование твердых тканей зубов и их депульпирование, край коронки раздражает маргинальный пародонт, вызывая рецессию десны и «эффект выросших зубов» (Ряховский А.Н. Вантовые зубные протезы. М.: Изд. «Сельская новь», 2003. - 96 с.; Мурашкин Н.И., Мурашкин М.Н., Пономарев А.В. Результаты шинирования зубов металлокерамическими протезами при пародонтите. / Новые технологии в стоматологии: Сборник научных работ, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. - Рязань: РИО РГМУ, 2005. - С.279-282).
Частично проблемы эстетики съемных металлических шин решают в случае использования шины Biostar или Mini Star из жесткого прозрачного поликарбоксилатного материала Imprelon S. Она легко изготавливается с помощью вакуум-формировочных аппаратов и припасовывается в полости рта. Обеспечивает надежную фиксацию как в горизонтальной, так и вертикальной плоскостях, имеет удовлетворительный вид, может восстанавливать концевые и включенные дефекты зубных рядов, но это временная конструкция (Акулович А.В., Орехова Л.Ю. Современные методики шинирования подвижных зубов в комплексном лечении заболеваний пародонта. // Новое в стоматологии, 1999. - №4. - С.25-32).
Тем более, как показали исследования И.Ю.Лебеденко (Металлокерамика - опасна для здоровья? Мифы и реальность. / Доклад проректора МГМСУ, зав. кафедрой ортопедической стоматологии, д.м.н., профессора И.Ю.Лебеденко. / Стоматологический форум, V Всероссийский конгресс «Вопросы образования в стоматологии и подготовка кадров», VIII симпозиум «Эстетика в стоматологии», «Дентальная имплантология», «Новые технологии в стоматологии», Самара, 2-4 ноября 2005) при объединении зубов в жесткий блок нагрузка на пародонт этих зубов отнюдь не уменьшается, а напротив возрастает в 5 раз. Причем, нет разницы, осуществляется ли шинирование при помощи коронок или съемного аппарата. В случае использования съемных шин, конечно, меньше травмируются твердые ткани зубов, но вновь страдает эстетика, если фиксирующие и стабилизирующие элементы выполнены из металла. Вместе с тем, появляется другая проблема, частое снятие и надевание аппарата приводит к прогрессирующему расшатыванию зубов, особенно если пациент днем не носит шину, а надевает ее только в ночное время (Грудянов А.И., Стариков Н.А., Ерохин А.И. Опыт применения мичиганской шины для временного шинирования при проведении остеогингивопластики. // Стоматология, 2004. - №4. - С.56-60). Значительно больше плюсов у шинирующих протезов из термопластических материалов. Они и эстетичны, и эластичны, но съемные, а как уже говорилось ранее частое снятие и надевание аппарата может привести к прогрессирующему расшатыванию зубов (Трегубов И.Д., Болдырева Р.И., Михайленко Л.В., Маглакелидзе В.В., Трегубов С.И. Применение термопластических материалов в стоматологии: Учебное пособие. / Под ред. доцента И.Д.Трегубова - М.: Изд-во «Медицинская пресса», 2007. - 140 с.).
Используемое в настоящее время шинирование зубов с помощью волоконного каркаса и фотокомпозита получило широкую известность. Наиболее широкое применение получили следующие типы волокон: стекловолокна, керамические волокна (иногда их тоже называю стекловолокнами), полиэтиленовые волокна. Прототипом этих конструкций можно считать шину Обин и Арвинс в модификации Церози, когда сплетенную проволоку укладывали в предворительно отпрепарированную бороздку на язычной или небной поверхностях зубов и закрывали быстротвердеющей пластмассой (Тельчаров Д.И. Нормализация окклюзии, ортодонтическое и ортопедическое лечение заболеваний пародонта. Монография. СамГМУ, Самара, 2005. - 208 с.).
Предлагалась также проволочная шина, изготовленная из лигатурной или кламмерной проволоки с дополнительной фиксацией шины к твердым тканям зубов с помощью парапульпарных штифтов. Имеется даже специальный набор для шинирования - Splint-lock System, включающий в себя плетеную проволочную шину с отверстиями для парапульпарных штифтов и набор штифтов (Акулович А.В., Рогатнев В.П. Применение системы «Splint-It» для шинирования подвижных зубов в комплексном лечении заболеваний пародонта. // Новое в стоматологии, 2000. - №4. - С.3-12).
Вместе с тем известные методики шинирования зубов с помощью волоконного каркаса и фотокомпозита не лишены недостатков. Поскольку при функционировании основная нагрузка приходится на композит, фиксирующий волокно к зубам, что вызывает в нем перенапряжение и ведет со временем к образованию микротрещин, а это в свою очередь приводит расколу конструкции и отсоединению ее от поверхности зубов (Перова Н.Ю., Бондаренко А.Н. Возможные ошибки и осложнения при временном шинировании подвижных зубов при пародонтите волоконными адгезивными шинами. // Кубанский научный медицинский вестник, 2002. - №4. - С.27-29).
Не умаляя достоинств известных способов шинирования, следует отметить, что одним из основных их недостатков является невозможность сохранения зубов III-IV степени подвижности, которые в таком случае подлежат удалению (Жулев Е.Н. Клиника, диагностика и ортопедическое лечение заболеваний пародонта. Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2003. - С.205).
Наиболее близкими по технической сущности и достигаемому результату являются вантовые способы шинирования, применяемые для устранения патологической подвижности зубов при пародонтите различной степени тяжести (Ряховский А.Н. Вантовые зубные протезы. М.: Изд. дом «Сельская новь», 2003. - С.25-35).
При всех достоинствах известных вантовых способов шинирования следует отметить, что при использовании этих способов нарушается эстетика, так как визуально создается эффект дисгармонии размера и формы зубов за счет наличия арамидной нити и композиционного материала в межзубных промежутках. При III-IV степени подвижности зубов применяют двухрядное шинирование, чаще со стяжками в межзубных промежутках. Наличие композиционного материала в межзубных промежутках нарушает биомеханику и блокирует амортизирующие свойства арамидной нити. Кроме того, при наличии у пациента значительных промежутков между зубами, веерообразное расхождение зубов, межзубные промежутки оказываются залиты большим объемом композита. В этом случае композит часто не выдерживает нагрузки при жевании и трескается, приводя к подвижности шинированных зубов и необходимости починки шины.
Техническим результатом, на достижение которого направлено создание данного изобретения, является упрощение способа шинирования, повышение эффективности лечения за счет устранения патологической подвижности зубов, сохранения зубов с III-IV степенью подвижности, восстановления нормальной биомеханики и эстетики в комплексном лечении больных пародонтитом, особенно при наличии значительных промежутков между зубами, веерообразном расхождении зубов.
Поставленный технический результат достигается тем, что способ шинирования зубов при пародонтите, включающий препарирование бороздок в области экватора зубов, прокладывание в бороздки нити, которая пересекает сама себя в межзубных промежутках, и укрепление ее посредством композитного материала, отличающийся тем, что используют металлическую лигатуру, образующую скрутки в межзубных промежутках, которые от композитного материала свободны.
Предлагаемый способ шинирования зубов при пародонтите позволяет за счет высокой точности повторения направления металлической лигатурной проволоки волокнам циркулярной связки здорового пародонта зубов устранить патологическую подвижность зубов, сохранить зубы с III-IV степенью подвижности даже при наличии значительных промежутков между зубами, веерообразном их расхождении, не нарушая при этом формы зубов и, соответственно, эстетики. Освобождение скруток лигатуры в межзубных промежутках и самих межзубных промежутков от композиционного материала позволяет восстановить полноценную биомеханику, поскольку лигатура находится в напряженном состоянии и выполняет амортизирующую функцию. Кроме того, дополнительную амортизацию дают скрутки. Помимо этого предлагаемый способ менее травматичен для твердых тканей зубов, так как даже при наличии III-IV степени подвижности требует препарирования одного ряда бороздок, только в области экватора зубов.
Способ шинирования зубов при пародонтите заключается в следующем: (Фиг.1) по периметру в области экватора 1 коронок шинируемых зубов 2 формируют бороздки 3.
(Фиг.2) Металлическую лигатурную проволоку (например, никелид титана или сталь толщиной 0,3 мм), визуально разделяют на три части: язычную (среднюю) 4 и вестибулярные (боковые): правую 5 и левую 6 части.
Язычную часть лигатуры натягивают и располагают в бороздках 3 с язычной стороны (Фиг.3), вестибулярные правую 5 и левую 6 части проводят навстречу друг другу в бороздках 3 с вестибулярной стороны так, чтобы они (Фиг.4), пересекая язычную 4 часть в межзубных промежутках 7, образовывали скрутки 8 не менее чем в два оборота. В конечном межзубном промежутке (Фиг.5), когда вестибулярные правая 5 и левая 6 части лигатуры встречаются (А), их скручивают между собой 9 (Б). (Фиг.6) Скрутку 9 вестибулярных частей шины вводят в бороздку 3 экватора 1 коронки зуба 2.
(Фиг.7) Бороздки 3 экватора 1 коронок зубов 2 закрывают композиционным материалом 10. При этом скрутки 8 в межзубных промежутках 7 композиционным материалом не заливают, то есть межзубные промежутки 7 от композиционного материала свободны.
Предлагаемый способ шинирования подвижных зубов при пародонтите позволяет за счет высокой точности повторения направления металлической лигатурной проволоки волокнам циркулярной связки здорового пародонта зубов устранить патологическую подвижность, сохранить зубы с III-IV степенью подвижности даже при наличии значительных промежутков между зубами, веерообразном их расхождении, не нарушая при этом формы зубов и, соответственно, эстетики. Освобождение скруток лигатуры в межзубных промежутках и самих межзубных промежутков от композиционного материала позволяет восстановить полноценную биомеханику (Меленберг Т.В., Ревякин А.В. Биомеханические аспекты шинирования зубов. Часть II. Сравнительный анализ результатов расчета напряженно-деформированного состояния (НДС) нижней челюсти при пародонтите до и после шинирования подвижных зубов. // Маэстро стоматологии, 2006. - №21. - С.70-76), поскольку лигатура находится в напряженном состоянии и выполняет амортизирующую функцию (Меленберг Т.В., Ревякин А.В. Биомеханические аспекты шинирования зубов. Часть III. Сравнительный анализ результатов расчета напряженно-деформированного состояния (НДС) нижней челюсти при пародонтите после шинирования подвижных зубов по традиционной методике и предлагаемой авторами (экспериментальное исследование). // Маэстро стоматологии, 2006. - №22. - С.38-44). Кроме того, дополнительную амортизацию дают скрутки. Помимо этого предлагаемый способ шинирования зубов при пародонтите менее травматичен для твердых тканей зубов, так как даже при наличии III-IV степени подвижности требует препарирования одного ряда бороздок только в области экватора зубов.
Способ шинирования зубов при пародонтите применен у 18 пациентов, получены положительные результаты. При контрольном обследовании через 3, 6 месяцев (Фиг.8), 1 и 2 года пациенты жалоб не предъявляют, конструкции состоятельны.
Способ шинирования зубов при пародонтите, включающий препарирование бороздок в области экватора зубов, прокладывание в бороздки нити, которая пересекает сама себя в межзубных промежутках, и укрепление ее посредством композитного материала, отличающийся тем, что используют металлическую лигатуру, образующую скрутки в межзубных промежутках не менее чем в два оборота, которые от композитного материала свободны.