Устройство для предотвращения вылива нефти и нефтепродуктов из аварийного трубопровода
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области охраны окружающей среды. Устройство содержит трубопровод сжатого воздуха с дросселирующим соплом. Трубопровод сжатого воздуха подведен к перфорированному кожуху, закрепленному над аварийным участком трубопровода. Давление сжатого воздуха выбирается в зависимости от исходной вязкости жидкости. Обеспечивается быстрое снижение текучести нефти и нефтепродуктов в месте их выхода из аварийного трубопровода и полное прекращение их вылива. 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к области охраны окружающей среды от загрязнения, в частности к устройствам предотвращения аварийных выливов нефти и нефтепродуктов при повреждении трубопроводов.
Известно устройство «Розливопредотвратитель нефтепродуктов» по заявке на изобретение 94009414/26, опубликованной 10.04.1996 г. Сущность изобретения состоит в том, что розливопредотвратитель содержит корпус с встроенным в него устройством для хранения сжатого воздуха под давлением и абсорбент, хранящийся в остальном объеме корпуса. При повороте поворотной штанги на 3-5° совмещают отверстия в нижней неподвижной и верхней подвижной крышках устройства для хранения сжатого воздуха, и воздух, выходящий под давлением 5-8 атмосфер из отверстий, увлекает частицы абсорбента, находящегося в части корпуса, выполненного в виде усеченного конуса, из выходного устройства, которым служит верхнее основание усеченного конуса, распыляют на поверхность нефтепродуктов, истекающих в окружающую среду при авариях, что позволяет значительно снизить риск попадания нефтепродуктов в почву и воду за счет превращения нефтепродуктов в желеобразное состояние при попадании в них абсорбента и повысить вероятность извлечения нефтепродуктов при их утилизации.
Недостатком известного устройства является сложность его конструкции, необходимость наличия как сжатого воздуха, так и абсорбента, и оно не позволяет предотвратить вылив нефти и нефтепродуктов из аварийного трубопровода.
Наиболее близким к заявленному по технической сущности и достигаемому результату является «Способ предотвращения аварийных разливов нефти и нефтепродуктов из грузового танка нефтеналивного судна» по заявке 4922243/11(025229) от 25.03.1991 г. (признана изобретением решением патентной экспертизы 09.01.1992 г.). В известном способе предотвращения аварийных разливов нефти и нефтепродуктов из грузового танка нефтеналивного судна при повреждении корпуса судна путем снижения их текучести достигается за счет подачи в нефть и нефтепродукты связующего агента - сжатого воздуха, причем подачу сжатого воздуха осуществляют через дросселирующие сопла в район днищевой и бортовой обшивки судна.
Известно, что за счет дросселирования воздуха под давлением 180-200 кг/см2 на выходе из дросселирующего сопла можно получить температуру до минус 90°С. Известно также, что основная масса сырых нефтей и нефтепродуктов (мазут, масло и т.д.), в зависимости от их вязкости, имеет температуру замерзания в пределах от минус 5°C до минус 15°C. Таким образом основная масса транспортируемых по трубопроводам нефти и нефтепродуктов теряет свою текучесть даже при небольших отрицательных температурах.
Данный способ и устройство для его осуществления могут быть использованы на нефтеналивных судах в грузовых танках, но не может быть использован для предотвращения вылива нефти и нефтепродуктов из аварийных нефтепроводов.
Техническая задача заявленного изобретения - устройство для предотвращения вылива нефти и нефтепродуктов из аварийного трубопровода.
Технический результат заявленного устройства для предотвращения вылива нефти и нефтепродуктов из аварийного трубопровода, содержащего трубопровод сжатого воздуха с дросселирующим соплом, достигается тем, что трубопровод сжатого воздуха с дросселирующим соплом подведен к перфорированному кожуху, закрепленному на аварийном участке трубопровода. При этом сжатый воздух находится под давлением, которое выбирается в зависимости от исходной вязкости жидкости (чем больше вязкость, тем ниже давление сжатого воздуха).
На фиг.1 изображено устройство, общий вид.
На фиг.2 изображен продольный разрез фиг.1.
На фиг.3 изображен разрез А-А.
Устройство содержит перфорированный кожух 1, к которому подведен трубопровод сжатого воздуха 2 с дросселирующим соплом 3. Кожух 1 закреплен над аварийным участком трубопровода 4.
Устройство работает следующим образом.
В закрепленный над аварийным участком трубопровода 4 перфорированный кожух 1 подают сжатый воздух из трубопровода сжатого воздуха 2 через дросселирующее сопло 3 к месту выхода нефти из аварийного трубопровода. При выходе воздуха из дросселирующего сопла его давление резко падает, а воздух охлаждается до минусовой температуры, что приводит к быстрому снижению текучести нефти и нефтепродуктов в месте их выхода из аварийного трубопровода и полному прекращению их вылива.
Снижение температуры под кожухом приводит к охлаждению аварийного трубопровода и уже на подходе к аварийному участку снижает текучесть нефти и нефтепродуктов в аварийном трубопроводе, т.е. происходит закупорка аварийного трубопровода.
Перфорированный кожух не создает препятствий для выхода нефти при его установке на поврежденном трубопроводе и для выхода отработанного воздуха при работе устройства.
Данное устройство может быть использовано для предотвращения вылива нефти и нефтепродуктов как на наземном, так и на подводном трубопроводе.
Устройство для предотвращения вылива нефти и нефтепродуктов из аварийного трубопровода, содержащее воздушный трубопровод с дросселирующим соплом, отличающееся тем, что трубопровод сжатого воздуха с дросселирующим соплом подведен к перфорированному кожуху, закрепленному над аварийным участком трубопровода, при этом давление сжатого воздуха выбирается в зависимости от исходной вязкости жидкости.