Способ диагностирования рулевого управления автотранспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению. В способе диагностирования рулевого управления устанавливают управляемые колеса в положение движения «прямо». Обеспечивают контроль за моментом начала трогания управляемых колес при повертывании рулевого колеса сначала в одну сторону, а затем в другую и одновременно определяют суммарный люфт в рулевом управлении. Наносят метку в виде точки на рулевое колесо в центре вращения его обода и на приборной панели таким образом, чтобы ее центр лежал в вертикальной плоскости, параллельной продольной оси симметрии автотранспортного средства и проходящей через центр вращения обода рулевого колеса. При повертывании рулевого колеса сначала в одну сторону фиксируют положение его обода в момент начала трогания управляемых колес путем нанесения метки на ободе рулевого колеса относительно меток на приборной панели и на рулевом колесе в указанном центре. При повертывании рулевого колеса в другую сторону также в момент начала трогания управляемых колес наносят метку на обод относительно тех же меток. Каждую метку наносят на обод таким образом, чтобы ее центр лежал в одной и той же вертикальной плоскости, параллельной продольной оси симметрии автотранспортного средства и проходящей через центр метки на приборной панели. Измеряют длину хорды, образованной между метками на ободе рулевого колеса, и диаметр обода рулевого колеса. По полученным данным вычисляют суммарный люфт рулевого колеса. Достигается снижение трудоемкости и повышение точности определения суммарного люфта в рулевом управлении. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к диагностированию автотранспортных и военных колесных машин, в частности к способам измерения суммарного люфта в рулевом управлении.

Известен способ измерения суммарного люфта в рулевом управлении автотранспортного средства, основанный на применении прибора КИ-28163 ГОСНИТИ. Этот способ заключается в том, что суммарный люфт определяют по фиксации на шкале прибора момента срабатывания концевого выключателя (датчика начала трогания направляющего колеса автотранспортного средства) при повертывании рулевого колеса сначала в одну сторону (влево или вправо), а затем в другую /1/.

Недостатки указанного способа обусловлены применением сложных технических средств, к которым относятся световой указатель и шкала.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ диагностирования рулевого управления колесных тракторов, при котором устанавливают управляемые колеса в положение движения «прямо», обеспечивают контроль за моментом начала трогания управляемых колес при повертывании рулевого колеса сначала в одну сторону, а затем в другую и одновременно определяют суммарный люфт в рулевом управлении /2/.

Недостатком известного способа является то, что для его реализации дополнительно требуется шкала и световой указатель. Необходимость их применения повышает затраты труда и средств на диагностирование.

Задачей изобретения является создание способа, обеспечивающего возможность диагностирования рулевого управления с наименьшими затратами труда и материально-денежных средств.

Сущность изобретения заключается в следующем. Наносят метку в виде точки на рулевое колесо в центре вращения его обода и на приборной панели таким образом, чтобы ее центр лежал в вертикальной плоскости, параллельной продольной оси симметрии автотранспортного средства и проходящей через центр вращения обода рулевого колеса. Затем повертывают рулевое колесо сначала в одну сторону и при этом фиксируют положение его обода в момент начала трогания управляемых колес путем нанесения метки относительно меток на приборной панели и на рулевом колесе в указанном центре. После чего повертывают рулевое колесо в другую сторону и также в момент начала трогания управляемых колес наносят метку на указанный обод относительно тех же меток. Каждую метку наносят на обод таким образом, чтобы ее центр лежал в одной и той же вертикальной плоскости, параллельной продольной оси симметрии автотранспортного средства и проходящей через центр метки на приборной панели. Это позволяет более точно нанести метки на обод рулевого колеса относительно контрольных меток на рулевом колесе и на панели. В завершение измеряют длину хорды, образованной между метками на ободе рулевого колеса, и диаметр обода рулевого колеса. По полученным данным вычисляют суммарный люфт рулевого колеса. В совокупности представляется возможным достаточно точно и с наименьшими затратами труда и средств определить суммарный люфт в рулевом управлении автотранспортного средства.

На чертеже изображен способ диагностирования рулевого управления автотранспортных средств. Практически его осуществляют следующим образом. Устанавливают управляемые колеса в положение движения «прямо». Обеспечивают контакт концевого выключателя (датчика начала трогания управляемого колеса) с боковой поверхностью обода или шины (не показано). Наносят метку 5 в виде точки на рулевое колесо 4 в центре вращения его обода и метку 2 на приборной панели 1 таким образом, чтобы ее центр лежал в вертикальной плоскости, параллельной продольной оси симметрии автотранспортного средства и проходящей через центр вращения обода рулевого колеса 4. Для наглядности все метки на чертеже показаны в виде штрихов. Затем повертывают рулевое колесо 4 сначала в одну сторону и при этом фиксируют положение его обода в момент начала трогания управляемых колес путем нанесения метки 3 на ободе рулевого колеса 4 относительно меток 2 и 5. После чего повертывают рулевое колесо 4 в другую сторону и также в момент начала трогания управляемых колес наносят метку 6 на указанный обод относительно тех же меток 2 и 5. Каждую метку (3 и 6) наносят на обод таким образом, чтобы ее центр лежал в одной и той же вертикальной плоскости, параллельной продольной оси симметрии автотранспортного средства и проходящей через центр метки 2 на приборной панели 1. Практически центры меток 3 и 6 (точки) на виде сверху должны находиться на прямой, проходящей через метки 2 и 5. Это позволяет более точно нанести метки (3 и 6) на обод рулевого колеса 4 относительно меток 2 и 5. В завершение измеряют обычной линейкой длину хорды AB, образованной между метками 3 и 6 на ободе рулевого колеса 4, и диаметр обода рулевого колеса 4. По полученным данным вычисляют суммарный люфт рулевого колеса 4. В совокупности представляется возможным достаточно точно и с наименьшими затратами труда и средств определить суммарный люфт в рулевом управлении автотранспортного средства.

Предложен способ диагностирования рулевого управления автотранспортных средств, основанный на фиксации моментов трогания управляемого колеса посредством меток 3 и 6 на ободе рулевого колеса 4 относительно контрольных меток 2 и 5. Он прост в реализации и при этом позволяет достаточно точно и с наименьшими затратами труда и средств определить суммарный люфт в рулевом управлении. Способ обеспечивает возможность проверки рулевого управления автотранспортных средств в соответствии с современными требованиями ГОСТ 51709-2001.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

1. Технологическое руководство по диагностированию тракторов и самоходных сельскохозяйственных комбайнов. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2006. - с.173-178.

2. Технологическое руководство по диагностированию тракторов и самоходных сельскохозяйственных комбайнов. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2006. - с.173-178 - прототип.

Способ диагностирования рулевого управления автотранспортных средств, при котором устанавливают управляемые колеса в положение движения «прямо», обеспечивают контроль за моментом начала трогания управляемых колес при повертывании рулевого колеса сначала в одну сторну, а затем в другую и одновременно определяют суммарный люфт в рулевом управлении, отличающийся тем, что наносят метку в виде точки на рулевое колесо в центре вращения его обода и на приборной панели таким образом, чтобы ее центр лежал в вертикальной плоскости, параллельной продольной оси симметрии автотранспортного средства и проходящей через центр вращения обода рулевого колеса, при повертывании рулевого колеса сначала в одну сторону фиксируют положение его обода в момент начала трогания управляемых колес путем нанесения метки на ободе рулевого колеса относительно меток на приборной панели и на рулевом колесе в указанном центре, при повертывании рулевого колеса в другую сторону также в момент начала трогания управляемых колес наносят метку на обод относительно тех же меток, причем каждую метку наносят на обод таким образом, чтобы ее центр лежал в одной и той же вертикальной плоскости, параллельной продольной оси симметрии автотранспортного средства и проходящей через центр метки на приборной панели, после чего измеряют длину хорды, образованной между метками на ободе рулевого колеса, и диаметр обода рулевого колеса, по полученным данным вычисляют суммарный люфт рулевого колеса.