Способ повышения умственной работоспособности человека
Изобретение относится к области медицины, а именно - к физиотерапии. Способ включает воздействие крайневысокочастотным излучением в шумовом режиме с модуляциями. Воздействие осуществляют частотой от 30 до 300 ГГц. Используют плотность мощности до 10 мВт/см2. Воздействуют на точку, расположенную по средней линии предплечья, выше проксимальной лучезапястной складки на 3 см. Время воздействия 10 минут. Затем выполняют циклы мобилизующего дыхания. При этом осуществляют свободный вдох, а выдох осуществляют активно, выдыхая воздух через нос. Циклы выполняют в течение 10 минут, в первой половине дня. Процедуры проводят ежедневно, на курс 7 процедур. Способ повышает умственную работоспособность. 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, в частности к физиологии труда, и может быть использовано для повышения умственной работоспособности человека.
Известен способ повышения умственной работоспособности человека путем применения фармакологических препаратов: этимизол, бемитил и т.д. (Справочник лекарственных средств М.Д.Машковского. I, II том. 2005 г.).
Недостатком этого способа является наличие побочных эффектов.
Известен способ оптимизации умственной работоспособности с использованием физических средств (при помощи аппарата «ЛЭНАР», приказ главнокомандующего Военно-воздушными силами РФ №99 от 12.04.1991 г.). Методика применения. Воздействует на центральную нервную систему импульсными токами. В положении лежа на 15-20 слойные марлевые прокладки, смоченные 4,0% раствором соды, накладывают электроды: в области лба - раздвоенный катод; под сосцевидными отростками - раздвоенный анод. В режиме переменной скважности выставляется частота следования импульсов 1000 Гц, длительностью 0,2 мс. Величина силы тока устанавливается в пределах 0,3-1,0 мА в зависимости от функционального состояния, индивидуальной чувствительности к электрическому току. Продолжительность сеанса 30-60 минут.
Недостатком этого способа является сложность выполнения и низкая эффективность.
Известен способ оптимизации умственной работоспособности человека с использованием дыхания чистым кислородом. Воздействие проводится специалистом в лечебных и профилактических учреждениях.
Недостатком данного способа является необходимость в использовании труда высококвалифицированных специалистов.
Цель изобретения: упростить способ и повысить его эффективность.
Цель достигается тем, что воздействуют сверхмалой мощностью крайневысокочастотного излучения частотного диапазона от 30 ГГц до 300 ГГц, соответствующего миллиметровому участку длин электромагнитных волн, включающему волны от 10,0 мм до 1,0 мм, энергией не более 10 мВт/см2 и глубиной проникновения через кожу человека 300-500 мкм. После чего выполняются специальные дыхательные упражнения по авторской методике в течение 10 минут.
Способ реализуют следующим образом: на точку, расположенную по средней линии предплечья выше проксимальной лучезапястной складки на 3 сантиметра накладывают датчик. Устанавливается шумовой режим с модуляцией на точку в течение 10 минут. После чего выполняются специальные дыхательные упражнения в течение 10 минут.
Применяется курсом 7 процедур ежедневно в течение 20 минут (10 минут крайневысокочастотное воздействие +10 минут специальные дыхательные упражнения) в первой половине дня.
Для доказательства возможности промышленного применения способа повышения умственной работоспособности, при помощи сочетанного применения крайневысокочастотного воздействия и специальных дыхательных упражнений, было проведено исследование. Под наблюдением было 45 студента третьего курса гуманитарного ВУЗа. Численность экспериментальной группы составила 33, контрольной - 12 человек.
Вначале испытуемые экспериментальной и контрольной групп прошли обследование в объеме: - самооценка состояния; - уровень тревожности (по Спилбергеру - Ханину); - распределение внимания (красно-черные таблицы); - пространственно-временная антиципация по реакции на движущийся объект; - методики «компасы» и «установление закономерностей»; - определение частоты сердечных сокращений; - измерение систолического и диастолического артериального давления.
Затем в первой половине дня, в течение семи дней испытуемые экспериментальной группы подвергались сочетанному применению крайневысокочастотного воздействия и специальных дыхательных упражнений. Испытуемые контрольной группы получали крайневысокочастотное плацебо воздействие и не выполняли специальные дыхательные упражнения. На заключительном этапе обе группы повторно прошли обследование в первоначальном объеме.
Психофизиологические показатели обследуемых до и после сочетанного применения крайневысокочастотного воздействия и дыхательных упражнений (M±m) | ||||
Психофизиологические показатели | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
До | После | До | После | |
Самооценка состояния (баллы) | 36,3±2,1 | 36,7±2,2 | 35,2±1,2 | 39,7±1,5* |
Реактивная тревожность (баллы) | 36,3±2,0 | 36,9±2,1 | 36,1±2,2 | 32,7±2,1* |
Красно-черные таблицы (сек) | 174,3±13,2 | 176,4±15,4 | 169,7±14,8 | 144,1±15,8* |
Реакция на движущийся объект (м/с) | 15,1±1,1 | 14,8±1,2 | 16,0±1,7 | 12,9±2,4* |
Методика «Компасы» (баллы) | 4,3±1,7 | 4,2±1,9 | 4,1±2,2 | 4,9±2,1* |
Методика «Установление закономерностей» (баллы) | 3,4±1,8 | 3,5±1,9 | 3,3±1,9 | 4,6±2,1* |
Частота сердечных сокращений (удар/мин) | 72,4±3,4 | 73,1±3,6 | 73,2±3,1 | 72,8±3,0 |
АД систолическое (мм рт.ст.). | 118,1±5,8 | 120,1±6,7 | 118,1±9,2 | 117,2±7,8 |
АД диастолическое (мм рт.ст.) | 72,3±3,8 | 73,4±2,4 | 74,5±3,4 | 73,8±4,8 |
Примечание. Достоверность различий p<0,05, по сравнению с исходными данными, обозначена - * |
Полученные данные были обработаны общепринятыми методами статистического анализа и представлены в таблице. При оценке значимости различий сравниваемых величин применялся общепринятый 5,0% уровень нулевой гипотезы.
В результате проведенного исследования было установлено, что у испытуемых, прошедших курс сочетанного применения крайневысокочастотного воздействия и специальных дыхательных упражнений, достоверно изменились следующие показатели: - возросла самооценка (с 35,2±1,2 до 39,7±1,5*); - снизился уровень личностной тревожности (с 36,1±2,2 до 32,7±2,1*); - улучшились результаты при работе с черно-красными таблицами (с 169,7±14,8 до 144,1±15,8*); - улучшилось качество выполнения элементов операторской деятельности (с 16,0±1,7 до 12,9±2,4*); - улучшилось мышление и сообразительность по методикам «компасы» (4,1±2,2 до 4,9±2,1*) и «установление закономерностей» (с 3,3±1,9 до 4,6±2,1*).
Показатели АД и ЧСС в ходе эксперимента достоверно не изменялись. Побочных, нежелательных реакций в ходе проводимого эксперимента и после курсового применения сочетанного воздействия крайневысокочастотного воздействия и специальных дыхательных упражнений у испытуемых не отмечалось.
Приводим пример практической реализации способа выполнения специальных дыхательных упражнений.
Основой данного способа является мобилизующее дыхание. Данные упражнения предназначены для быстрого повышения общего тонуса организма. В отличие других дыхательных упражнений, при которых вдох совершается активно, а выдох пассивно, в мобилизационном варианте вдох менее активный, а выдох осуществляется активно и достаточно резко с искусственно создаваемым затруднением. Исходное положение должно быть максимально комфортное для выполняющего упражнения, делается свободный вдох (4 с) и удлиненный (8 с) выдох. Выдох осуществляется с искусственным затруднением за счет напряжения мышц языка и гортани (движение наподобие зевка с закрытым ртом), а воздух при этом через нос с силой выдыхается из легких. Данное упражнение выполняется 5 раз. Далее совершается полный выдох, живот вбирается внутрь. Затем воздух медленно вдыхается через нос. При этом объем живота должен постепенно увеличиваться, мышцы живота должны быть расслаблены, ребра неподвижны. При наполнении нижних отделов легких воздухом осуществляется плавный переход, при котором начинается расширяться грудная клетка. В этой фазе воздухом наполняется средняя часть легких. Когда ребра достигнут максимального подъема, обеспечивается наполнение самой верхней части легких. В процессе вдоха воздух должен поступать постепенно непрерывной постоянной струей. Дышать необходимо спокойно и свободно.
Выдох совершается аналогично последовательности вдоха. Втягивая живот, выдыхаете воздух из нижней части легких. Опуская грудную клетку, выдыхаете воздух из средней части легких, выдыхаете воздух из верхних отделов легких, это делается медленно, без перерывов и усилий. В конце выдоха живот снова втягивается внутрь. Затем начинается вдох. Упражнение выполняется 5 раз.
Способ повышения умственной работоспособности человека путем использования физического фактора, отличающийся тем, что используют воздействие крайне высокочастотным излучением в шумовом режиме с модуляциями частотного диапазона от 30 до 300 ГГц, до 10 мВт/см2 на точку, расположенную по средней линии предплечья выше проксимальной лучезапястной складки на 3 см, в течение 10 мин, после чего выполняют циклы мобилизующего дыхания, при котором осуществляют свободный вдох, а выдох осуществляют активно, выдыхая воздух через нос, в течение 10 мин, в первой половине дня, курсом 7 процедур, ежедневно.