Способ определения номинальной тяговой мощности транспортной машины

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к способу определения номинальной тяговой мощности транспортной машины (преимущественно трактора). Способ заключается в следующем. Подготавливают к испытанию машину и тяговое устройство с динамографом или динамометром, присоединяют машину к тяговому устройству и измеряют силу тяги в режиме трогания машины с места. Далее после измерения силы тяги при номинальной частоте вращения двигателя номинальную тяговую мощность транспортного средства вычисляют по формуле. Технический результат заключается в упрощении и сокращении времени.

Реферат

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к способу определения номинальной тяговой мощности транспортной машины (преимущественно трактора). Кроме того, оно может быть использовано в машиностроении при выпуске из производства автотранспортных средств и их двигателей.

Известен способ определения технического состояния колесных тракторов при помощи стенда КИ-8927 [1].

Недостатком указанного способа является то, что для его практической реализации требуется сложный и дорогой стенд.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения максимальной силы тяги на крюке транспортной машины в тяговом режиме трогания с места [2].

Недостатком известного способа является то, что он позволяет определить только максимальную силу тяги на крюке транспортной машины.

Задачей изобретения является создание способа, обеспечивающего возможность определения номинальной тяговой мощности транспортной машины в режиме ее трогания с места.

Сущность изобретения заключается в следующем. Измеряют силу тяги в режиме трогания машины с места при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. После чего вычисляют номинальную эффективную мощность двигателя машины по формуле, учитывающей следующие параметры: номинальную касательную силу тяги машины, радиус качения ведущих колес машины, частоту вращения коленчатого вала двигателя на номинальном скоростном режиме, передаточное отношение трансмиссии от коленчатого вала к оси ведущих колес машины. В результате представляется возможным определить просто (без применения сложного оборудования) и быстро (в течение 2-3 мин) номинальную тяговую мощность транспортной машины.

В основу данного способа положена формула, известная из теории трактора и автомобиля (Фере Н.Э. Пособие по эксплуатации машинно-тракторного парка. / Н.Э.Фере. - М.: Колос, 1978. - С.12):

где - номинальная касательная сила тяги трактора, кН; - номинальная эффективная мощность двигателя, кВт; iT - передаточное отношение трансмиссии от коленчатого вала к оси ведущих колес трактора; ηM - механический к.п.д. трансмиссии; rK - радиус качения, м; nH - частота вращения коленчатого вала двигателя на номинальном скоростном режиме, с-1.

Для определения номинальной эффективной мощности двигателя из выражения (1) может быть получена следующая формула:

Умножив обе части уравнения (2) на ηM, получим искомую формулу для вычисления номинальной тяговой мощности машины

где - номинальная тяговая мощность машины.

Таким образом, при известных значениях rK и iT определения номинальной тяговой мощности транспортного средства нужно измерить в тяговом режиме трогания машины с места ее касательную силу тяги при номинальной частоте вращения коленчатого вала nH. Это можно сделать в течение 2-3 мин. При этом подготавливают к испытанию транспортное средство и тяговое устройство с динамографом или динамометром. Присоединяют машину к тяговому устройству. Измерение номинальной касательной силы тяги осуществляют динамографом или динамометром в режиме трогания машины с места. При постоянных значениях rK, iT и nH погрешность определения будет зависеть только от погрешности измерений Следовательно, предложенный способ испытания машины в тяговом режиме трогания с места позволяет быстро и достаточно точно определить номинальную тяговую мощность машины.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Практикум по эксплуатации машинно-тракторного парка. / В.А.Аллилуев, А.Д.Ананьин, А.X.Морозов. - М.: Агропромиздат, 1987, С.157-167.

2. Патент РФ №2164670, 7 G01L 5/13, 31.07.96. - прототип.

Способ определения номинальной тяговой мощности транспортной машины, при котором подготавливают к испытанию машину и тяговое устройство с динамографом или динамометром, присоединяют машину к тяговому устройству и измеряют силу тяги в режиме трогания машины с места, отличающийся тем, что силу тяги измеряют при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, после чего номинальную тяговую мощность машины вычисляют по формуле где - номинальная касательная сила тяги машины;rK - радиус качения ведущих колес машины;nн - частота вращения коленчатого вала двигателя на номинальном скоростном режиме;iT - передаточное отношение трансмиссии от коленчатого вала к оси ведущих колес машины.