Ко-электронное автоколлимационное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Я,Я

ВятьнтнО тОхнттчВФ иаве библиотека MBA

ОП ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

243 88l

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 31.1.1967 (№ 1130163/18-10) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 14.V.1969. Бюллетень ¹ 17

Дата опубликования описания 6.Х.1969

Кл. 42h, 10/07

21g, 29/20

МПК G 02d

Н Oll

УДК. 535.22:681.383.29 (088.8) Комитет по полам изобретений и открытий прн Совете Министров

СССР

Авторы изобретения В. Г. Бурачек, В. Ю. Мещерский, О. С. Бандуркииа и В. К. Винник

Завод «Арсенал» им. В. И. Ленина

Заявитель

ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОЕ АВТОКОЛЛИМАЦИОННОЕ

УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к оптико-электронным углоизмерительным устройствам, работающим по автоколлимационному принципу и может быть использовано в различных областях приборо- и машиностроения, где используются фотоэлектрические регистраторы.

Известные устройства, содержащие автоколлимационную систему с фотоэлектрическим анализатором поля зрения в виде расположенного на,подвижной каретке инверсионного фотоэлемента, включенного в мостовую схему, управляющую работой исполнительного органа механизма перемещения каретки, не обеспечивают необходимой точности из-за дрейфа нуля фотоэлемента.

В предлагаемом устройстве на каретке с инверсионным фотоэлементом, являющимся анализатором поля зрения, смонтирована система нулевого отсчета в виде дополнительной о птико-механической системы с исполнительным двигателем, кинематически связанным с системой потенциометров мостовой схемы.

Такое выполнение позволяет компенсировать дрейф нуля фотоэлемента.

Принципиальная схема устройства представлена на чертеже.

Устройство состоит из рабочего канала, канала компенсации и блока управления.

Рабочий канал содержит оптическую систему, состоящую из источника 1 света, задающей диафрагмы 2, пентапризмы 8 с клином, служащей для поворота отраженного от контрольного элемента 4 светового потока в плоскость изображения, объектива 5 и фотоэлектрическую следящую систему, состоящую из инверсионного фотоэлемента б, расположенного на каретке 7, перемещающейся по микрометрическому винту 8, и включенного в мостовую схему 9, служащей для выделения управ10 ляющего сигнала. Полученный сигнал поступает в усилитель 10 и передается на исполнительный орган двигателя 11, перемещающего каретку по микрометрическому винту. Съем информации с винта 8 осуществляется двухка15 нальной сельсинной системой с помощью сельсин-датчиков 12, 18 точного и грубого отсчетов и сельсин-приемников 14, 15, связанных между собой редуктором lб. Канал компенсации 17 дрейфа нуля инверспонного фотоэле20 мента содержит оптико-механическую систему из источника света 18, диафрагмы 19, призмы

20 и объектива 21, собранных на каретке 7 и отъюстированных таким образом, что положение задающей диафрагмы 19 на светочув25 ствительной поверхности фотоэлемента б всегда соответствует его первоначальному {принятому при настройке) электрическому нулю, электромагнитной шторки 22 и исполнительного реверсивного электродвигателя 28, слу30 жащего для балансировки мостовой схемы в

243881 режиме компенсации. Блок управления 24 служит для обеспечения логики работы устройства.

Световой поток, отраженный от контрольного элемента 4, регистрируется инверсионным фотоэлементом, выдающим сигнал напряжения, являющийся функцией координаты положения пятна на поверхности фотоэлемента относительно электрической оси симметрии. На выходе мостовой схемы 9, в которую включен 10 фотоэлемент, появляется сигнал разбаланса, который после усиления служит для управления исполнительного органа двигателя 11. Исполнительный орган перемещает каретку 7 с фотоэлементом Ь по винту 8 до момента, ког- 15 да сигнал разбаланса станет равным нулю.

При этом положение изображения задающей диафрагмы 2 на поверхности фотоэлемента будет соответствовать его электрическому нулю. Результат измерений снимается с микро- 20 метрического винта двухканальной сельспнной системой (12, 18, 14, 15). Перед каждым циклом измерений или в моменты времени, задаваемые программным механизмом, электромагнитная шторка 22 перекрывает основной 25 оптический канал и открывает канал компенсации дрейфа нуля фотоэлемента. Оптическая система этого канала на поверхности фотоэлемента б строит изображение задающей диафрагмы 19. Так как положение этого изобра- 30 жения всегда соответствует первоначальному электрическому нулю фотоприемника, то при наличии дрейфа на выходе мостовой схемы 9 появится сигнал, пропорциональный смещению его электрического нуля. Этот сигнал после соответствующего усиления служит управляющим напряжением реверсивного электродвигателя 28, который изменением сопротивлений в плечах мостовой схемы скомпенсирует. сигнал разбаланса моста. По окончании этой операции электромаг итная шторка вновь открывает основной оптический канал, Предмет изобретения

Оптико-электронное автоколлимациоnnîå устройство, содержащее автоколлимацион чую систему с фотоэлектрическим анализатором поля зрения в виде расположенного на подвижной каретке инверсионного фотоэлемента, включенного в мостовую схему, управляющую работой исполнительного органа механизма перемещения каретки, отлича ощееся тем, что, с целью компенсации дрейфа нуля фотоэлемента, на каретке с инверсионным фотоэлементом смонтирована система нулевого отсчета, выполненная в виде дополнительной оптико-механической системы с исполнительным двигателем, кинематически связанным с систе-. мой потенциометров мостовой схемы.

243881

Ъ 3

Редактор А. Гофман

Заказ 2452!13 Тираж 480 Подписное

ЦНИ11ПИ Комитета по делам изобретений и озкрытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2

А-А

18 /9 20

Составитель IN. И. Илленко

Техред Л. К. Малова

Корректоры: Л. Корогод и А. Николаева