Лавинозащитное устройство
Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности к устройствам для защиты автомобильного и железнодорожного транспорта от снежных лавин. Технический результат заключается в повышении надежности и долговечности работы лавинозащитного устройства, снижении опасности при движении автомобильного транспорта, устранении вынужденных задержек и заторов на лавиноопасных участках горных дорог, а также в удобстве изготовления и монтажа деталей. Лавинозащитное устройство состоит из металлической арочной галереи и металлического каркаса треугольной формы, закрепленного с помощью металлических стержней на скальном массиве. На каркасе установлено перекрытие-кровля из металлических листов, причем наклон перекрытия-кровли соответствует наклону скального массива. Металлические листы перекрытия-кровли выполнены гофрированными, причем направление гофр совпадет с направлением наклона скального массива. Элементы каркаса выполнены из прямолинейных деталей. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности к устройствам для защиты автомобильного и железнодорожного транспорта от снежных лавин.
Известно устройство защиты горной трасы от снежных лавин и каменных обвалов, выполненное в виде лотков по форме стола лыжного трамплина на наклонных участках горного склона, причем лотки установлены на гидроподъемниках, подключенных к гидроагрегату, управляемому дистанционно по каналу связи (см. патент РФ №2369684, МПК8 E01F 7/04, опубл. 10.10.2009 г.).
Недостатками данного устройства являются сложность монтажа на верхней бровке откоса полки дороги, громоздкость конструкции, низкое сопротивление удару лавинной массы, что повышает вероятность сноса устройства самой лавиной и другими обвальными явлениями, особенно при значительной ширине покрываемого участка дороги. Кроме того, в определенных условиях не создастся трамплинный эффект при падении лавинной массы в мокром виде и сходе селевых потоков, каменных обвалов и оползней, и осыпающаяся масса будет падать прямо на дорогу. Также недостатком является сложность эксплуатации, так как создается необходимость постоянного наблюдения в период схода лавин или обвалов и наличия информации о метеоусловиях для приведения устройства в необходимое рабочее положение.
Наиболее близким к заявленному техническому решению является лавинозащитное устройство, состоящее из металлической арочной гофрированной конструкции с надгалерейной насыпью (см. материалы Всероссийской научно-технической конференции «Концепция современного развития автомобилестроения и эксплуатации транспортных средств», г.Новочеркасск, 9-12 октября 2001 г., стр.199-201).
Недостатками прототипа являются лобовое восприятие (через насыпь) силы удара от лавинной массы и необходимость возведения насыпи над галереей со сложной технологией и значительными неудобствами производства работ.
Технический результат заключается в повышении надежности и долговечности работы лавинозащитного устройства, снижении опасности при движении автомобильного транспорта, устранении вынужденных задержек и заторов на лавиноопасных участках горных дорог, а также в удобстве изготовления и монтажа деталей.
Этот технический результат достигается тем, что лавинозащитное устройство, состоящее из металлической арочной галереи, согласно изобретению дополнительно снабжено металлическим каркасом треугольной формы, закрепленным с помощью металлических стержней на скальном массиве, на котором установлено перекрытие-кровля из металлических листов, причем наклон перекрытия-кровли соответствует наклону скального массива.
Металлические листы перекрытия-кровли выполнены гофрированными, причем направление гофр совпадет с направлением наклона скального массива.
Элементы каркаса выполнены из прямолинейных деталей.
Данная конструкция позволит повысить надежность, так как исключает непосредственный удар по галерее лавинной массой, повысить долговечность работы лавинозащитного устройства, снизить опасность при движении автомобильного транспорта, а также позволит устранить вынужденные задержки и заторы на лавиноопасных участках горных дорог. Кроме того, все элементы конструкции легкодоступны для проведения ремонтных работ, что повышает их безопасность, а также устраняет расходы, связанные с возведением массивной насыпи над галереей.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен поперечный разрез лавинозащитного устройства.
Лавинозащитное устройство состоит из металлической арочной галереи 1, над которой смонтирован металлический каркас 2 треугольной формы, закрепленный с помощью металлических стержней 3 на скальном массиве 4. На металлическом каркасе 2 установлено перекрытие-кровля 5 из металлических листов. Причем наклон перекрытия-кровли 5 совпадает с наклоном скального массива 4. Металлические листы перекрытия-кровли 5 выполнены гофрированными, при этом направление гофр совпадет с направлением наклона скального массива 4. Элементы каркаса 2 выполнены из прямолинейных деталей. Свод арочной галереи 1 выполнен трапециевидной формы. Устройство расположено в разработанной выемке 6 горной дороги.
Лавинозащитное устройство монтируют следующим образом.
Арочную галерею 1 устанавливают в разработанную выемку 6 горной дороги. Над галереей 1 монтируют металлический каркас 2 треугольной формы и закрепляют его с помощью металлических стержней 3, вставленных в шпуры, выполненные в скальном массиве 4. Металлический каркас 2 покрывают перекрытием-кровлей 5 из гофрированных металлических листов. Устанавливают перекрытие-кровлю 5 таким образом, чтобы ее наклон совпадал с наклоном скального массива 4. Лавинная масса движется вдоль направления склона по перекрытию-кровле 5, скользя по ее поверхности. Все элементы конструкции устройства легкодоступны, что значительно упрощает проведение антикоррозионных и ремонтных работ.
Использование предлагаемого лавинозащитного устройства позволит по сравнению с прототипом повысить надежность и долговечность работы лавинозащитного устройства, снизить опасность при движении автомобильного транспорта, а также устранить вынужденные задержки и заторы на лавиноопасных участках горных дорог и расходы, связанные с возведением массивной насыпи над галереей.
1. Лавинозащитное устройство, состоящее из металлической арочной галереи, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено металлическим каркасом треугольной формы, закрепленным с помощью металлических стержней на скальном массиве, на котором установлено перекрытие-кровля из металлических листов, причем наклон перекрытия-кровли соответствует наклону скального массива.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что металлические листы перекрытия-кровли выполнены гофрированными, причем направление гофр совпадет с направлением наклона скального массива.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что элементы каркаса выполнены из прямолинейных деталей.