Средство защиты транспортных средств

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к средствам защиты самоходной бронетехники и самоходных транспортных средств на гусеничном ходу. Средство защиты состоит из бронеколпака, посаженного на колесную пару таким образом, что вертикальная ось поворота колесной пары совпадает с осью поворота всей системы защищаемое средство-бронеколпак. Бронеколпак составлен из двух равновеликих половинок, снабженных механизмом скрепления и быстрого разъединения, например, с применением люверсов, пружинных либо взрывных приспособлений. Взрывные приспособления выполнены с возможностью срабатывания при поступлении соответствующего управляющего импульса. Линия соединения половинок бронеколпака вписана в вертикальную плоскость, проходящую через продольную ось симметрии вертикальной проекции системы транспортное средство-бронеколпак. Средство защиты содержит перископическое устройство, выведенное через соответствующее отверстие за пределы башни и верхней части бронеколпака и снабженное оптической либо телевизионной системой визуального наблюдения для командира, наводчика и водителя танка. Средство защиты содержит ложементы, скрепленные с транспортным средством с внутренней поверхностью бронеколпака. Ложементы служат опорными элементами, предназначенными для передачи части весовой нагрузки на защищаемое транспортное средство, а также для передачи импульса движения от транспортного средства бронеколпаку. В случае использования танка или самоходного артиллерийского орудия в качестве защищаемого транспортного средства в передней части бронеколпака выполнено отверстие, в которое помещен ствол орудия. Вместе со стволом совмещено устройство оптического или телевизионного наблюдения для водителя. Ствол орудия снабжен маской-блендой, прикрепленной или составляющей единое целое со стволом орудия. На стыковых кромках половинок бронеколпака выполнены устройства фиксации-разъединения, выполненные с возможностью как фиксации половинок бронеколпака между собой, так и отсоединения указанных половинок друг от друга с получением соответствующего управляющего импульса на устройства разъединения. Достигается дополнительное бронирование самоходной бронетехники и самоходных транспортных средств на гусеничном ходу. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к области колесных броневых закрытий, в частности к броневым средствам защиты самоходной бронетехники и самоходных транспортных средств на гусеничном ходу.

Известны устройства, представляющие собой колесные броневые закрытия, в частности мобильное защитное устройство изменяемой конфигурации (RU 2304753 С2, заявка от 10.102005 г.), состоящее из соединенных вместе разъемными соединениями секций, сегментов, водруженную на колесную тележку.

Недостатком данного устройства является: 1) сложность конструкции, обусловленная большим количеством соединенных частей и связанная с этим функциональная ненадежность и уязвимость как от воздействия обстрелов, так и от динамических нагрузок, возникающих во время движения; 2) устройство может обеспечить бронезащиту только для личного состава, но не для транспортных средств; 3) устройство приводится в движение приложением внешней тяговой силы, причем бронезащиту для тягача данное устройство не обеспечивает.

Известна также практика бронирования транспортных средств методом прикрепления внешних броневых пластин. Такая практика также имеет ряд недостатков, главные из которых: а) дополнительная нагрузка на ходовую часть транспортного средства, что обуславливает резкие ограничения применения данной практики; б) требуются значительные затраты усилий и времени на установку и снятия данной броневой защиты при возникновении таковой необходимости.

Технический результат изобретения есть совокупность трех технических результатов: 1) обеспечение возможности дополнительного бронирования танков и других самоходных транспортных средств на гусенечном ходу без существенного увеличения нагрузки на ходовую часть защищаемого транспортного средства; 2) сокращение необходимого времени и усилий для установки и снятия броневой защиты для защищаемого транспортного средства; 3) расширение функциональных возможностей.

Предлагаемая бронезащита представляет собой броневой колпак, посаженный на колесную пару, с возможностью размещения в его внутреннем пространстве либо танка, либо другого гусеничного транспортного средства, имеющего ось поворота, проходящую через середину оси колесной пары.

На фиг.1 изображен вид слева в частичном разрезе и вид спереди в полном разрезе предлагаемого средства, а также защищаемое транспортное средство (в данном варианте танка). Под цифрой (1) показано защищаемое гусенечное транспортное средство. Под цифрой (2) показан бронеколпак, составленный из двух равновеликих половинок и снабженный механизмом скрепления и быстрого разъединения (например, с применением люверсов, а также с применением пружинных либо взрывных приспособлений) при поступлении соответствующего управляющего импульса, причем линия соединения половинок вписана в вертикальную плоскость, проходящую через продольную ось симметрии вертикальной проекции системы транспортное средство - бронеколпак. То есть, упомянутая плоскость делит данную систему на две равновеликие в зеркальном отражении боковые части. Цифрой 3 обозначена колесная пара, на которую посажен бронеколпак. Цифрой 4 обозначено перископическое устройство, снабженное либо оптической, либо телевизионной системой визуального наблюдения для командира, а также для наводчика и водителя танка (самоходного орудия). Функция данного устройства аналогична перископу подводной лодки с возможностью кругового обзора. В качестве возможного варианта с перископическим устройством (4) может быть совмещена огневая точка (5) (пулемет, ракетная установка) с возможностью совмещения оси прицеливания с осью обозрения. Цифрой (6) показаны оптимальным образом расположенные ложементы, скрепленные либо с транспортным средством (1), либо с внутренней поверхностью бронеколпака (2), причем данные ложементы служат опорными элементами, предназначенными передавать часть весовой нагрузки на защищаемое транспортное средство, а, кроме того, предавать импульс движения от данного средства бронеколпаку (2) и, соответственно, колесной паре (3).

На фиг.2 изображен фрагмент разреза (вид слева) стенки бронеколпака (2) в районе отверстия, в которое помещен ствол орудия (7). Под цифрой (8) изображено устройство оптического или телевизионного наблюдения для водителя в качестве возможного дополнения к перископическому устройству (3). Под цифрой (9) изображена маска-бленда, прикрепленная или составляющая единое целое со стволом (7), предназначенная прикрывать спереди отверстие для ствола (7) при перемещении последнего в процессе наводки на цель.

На фиг.3 изображено сечение фрагмента стенки бронеколпака (2) в месте, где ствол перископическго устройства (4) изнутри башни танка (1) через отверстие в верхней части колпака (2) выходит наружу с выполненным на его окончании приемной частью упомянутой оптической или телевизионной системой визуального наблюдения и прицеливания, а также огневой точкой (5) с целью обеспечения возможности кругового (при необходимости и сферического) обзора местности, а, кроме того, прицеливания и ведения огня из огневой точки (5).

На фиг.4 изображена фронтальная проекция защищаемого транспортного средства (изображен танк) в процессе разъединения половинок бронеколпака (2). Цифрой 10 обозначены приспособления размыкания половинок бронеколпака (например, ракетные, взрывные, ракетные) в процессе их срабатывания.

Технический результат достигается следующим образом. Перед тем как преодолеть зону повышенной опасности, защищаемое транспортное средство помещают между разъединенными половинками бронеколпака (2), в исходном положении вертикально стоящими на земле с опорой на собственные колеса (3). После этого данные половинки начинают с поворотом приближать друг к другу до соединения контактными кромками, после чего соединение половинок фиксируется вышеупомянутыми устройствами сцепления. В результате этого транспортное средство оказывается внутри бронеколпака, причем ложементы (6) передают часть веса бронеколпака на корпус защищаемого транспортного средства вышеупомянутым образом, а, кроме того, фиксируют данные транспортное средство и бронеколпак друг с другом. Орудие (7), своим стволом выходящее за пределы бронеколпака, имеет возможность вести прицельный огонь с достаточно широким сектором обстрела за счет соответственным образом выполненного отверстия в передней части колпака (2) с использованием совмещенного визуального устройства (6), а, при необходимости, перископического устройства (3). Благодаря тому обстоятельству, что ось вращения транспортного средства совпадает с осью вращения бронеколпака (2), транспортное средство (1) и бронеколпак имеют возможность совершать совместный поворот синхронно, не мешая друг другу, то есть колеса не будут испытывать сдвига во время поворота. Перископическое устройство (4) позволяет экипажу защищаемого транспортного средства не только обозревать окрестности, но и поднять точку наблюдения на большую высоту, чем это возможно без броневого колпака, поскольку высоко поднятый перископ (4) вместе с огневой точкой (5) имеет высоко поднятую боковую поддержку за счет верхнего отверстия в бронеколпаке (2). Это обстоятельство обуславливает также возможность соответственно поднять и точку ведения огня. Кроме того, верхняя оконечность перископического устройства с совмещенной огневой точкой (5) в процессе подъема и опускания имеет возможность укрываться либо внутри бронеколпака (2), либо за выступы, выполненные на внешней поверхности данного бронеколпака (на чертеже не показаны). В условиях, когда необходимость в бронеколпаке отпадает, на устройства сцепления подается управляющий импульс, фиксация половинок бронеколпака устраняется, затем срабатывают пиротехнические патроны или пружинные толкатели, и в результате полученного импульса силы упомянутые половинки отбрасываются в стороны, обеспечивая транспортному средству возможность дальнейшего передвижения по местности (см. фиг.4).

Использование предлагаемого защитного средства представляется особенно важным в условиях применения противником оружия кумулятивного действия, поскольку пустое пространство под колпаком способно рассеять кумулятивную струю и тем самым либо ослабить, либо устранить поражающий эффект данного оружия в отношении защищаемого транспортного средства. Кроме того, свободное пространство внутри бронеколпака позволяет обеспечить защиту не только собственно защищаемому транспортному средству, но также и дополнительному грузу, размещенному в прикрепленной емкости или на прикрепленной площадке. В отношении танка или самоходного орудия это обстоятельство в значительной степени расширяет их функциональные возможности, поскольку способно также обеспечить защиту для пехоты сопровождения, раненых и эвакуируемых лиц, перевозимому грузу. Следует подчеркнуть и то обстоятельство, что в условиях передвижения в городской среде мимо высокорасположенных зданий данное защитное средство способно предохранить защищаемое транспортное средство от брошенных сверху зажигательных средств и от огня стрелкового оружия. Еще одно полезное свойство: высокорасположенная точка обзора и ведения огня, выполненная с возможностью укрываться за выступами бронеколпака в процессе подъема и опускания ствола перископического устройства с совмещенной огневой точкой, обеспечивает дополнительную защиту средствам наблюдения и прицеливания, а кроме того, открывает тем самым дополнительные возможности для превращения защищаемого транспортного средства в автоматизированную систему с либо кибернетическим, либо дистанционным управлением.

1. Средство защиты самоходной бронетехники и самоходных транспортных средств на гусеничном ходу, характеризующееся тем, что оно представляет собой бронеколпак, посаженный на колесную пару таким образом, что вертикальная ось поворота колесной пары совпадает с осью поворота всей системы защищаемое средство - бронеколпак, причем бронеколпак составлен из двух равновеликих половинок, снабженных механизмом скрепления и быстрого разъединения, например, с применением люверсов, а также, например, с применением пружинных либо взрывных приспособлений, причем последние выполнены с возможностью срабатывания при поступлении соответствующего управляющего импульса, линия соединения половинок бронеколпака вписана в вертикальную плоскость, проходящую через продольную ось симметрии вертикальной проекции системы транспортное средство - бронеколпак, т.е. упомянутая плоскость делит данную систему на две равновеликие в зеркальном отражении боковые части, кроме того, предлагаемое защитное средство содержит перископическое устройство, через соответствующие отверстие, выведенное за пределы башни и верхней части бронеколпака и снабженное либо оптической, либо телевизионной системой визуального наблюдения для командира, наводчика и водителя танка (самоходного орудия), причем функция данного устройства аналогична функции перископа подводной лодки, дополненного возможностью не только кругового, но и сферического обзора, кроме того, предлагаемое средство содержит ложементы, скрепленные либо с транспортным средством, либо с внутренней поверхностью бронеколпака, причем данные ложементы служат опорными элементами, предназначенными передавать часть весовой нагрузки на защищаемое транспортное средство и передавать импульс движения от транспортного средства бронеколпаку, в случае использования танка или самоходного артиллерийского орудия в качестве защищаемого транспортного средства в передней части бронеколпака выполнено отверстие, в которое помещен ствол орудия, причем вместе со стволом орудия совмещено устройство оптического или телевизионного наблюдения для водителя, а ствол орудия снабжен маской-блендой, прикрепленной или составляющей единое целое со стволом орудия с возможностью прикрывать спереди отверстие для данного ствола при перемещении последнего в процессе наводки на цель, на стыковых кромках половинок бронеколпака выполнены устройства фиксации-разъединения с возможностью как фиксировать половинки бронеколпака между собой, так и отсоединять последние друг от друга с получением соответствующего управляющего импульса на устройства разъединения (например, пружинные, взрывные, ракетные), причем с сообщением данным половинкам импульса силы достаточного, чтобы данные половинки оказались либо вертикально посаженными на колеса, либо поваленными на землю с освобождением переднего направления достаточной ширины, чтобы защищаемое транспортное средство могло дальнейшее продвижение осуществлять самостоятельно.

2. Средство защиты самоходной бронетехники и самоходных транспортных средств на гусеничном ходу по п.1, отличающееся тем, что на верхней оконечности перископического устройства выполнена огневая точка (например, пулемет, ракетная установка), дистанционно управляемая экипажем защищаемого транспортного средства.