Способ идентификации водителя транспортного средства (варианты) и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Группа изобретений относится к области идентификации водителя транспортного средства (ТС) и самого ТС и может быть использована, в частности, в системах контроля движения ТС. Предусмотрены: установка на ТС ответчика и блока регистрации водителя, встраивание в водительское удостоверение энергонезависимой памяти с данными о владельце, считывание с помощью блока регистрации водителя данных из энергонезависимой памяти и запись этих данных в память ответчика, формирование радиосигнала ответчика, прием с помощью узла опроса радиосигнала ответчика, декодирование ответного радиосигнала после его приема для извлечения данных о водителе. На ТС может быть установлен также блок биометрической идентификации. Запись данных в память ответчика осуществляют перед началом и в процессе движения ТС. Ответчик облучают зондирующим радиосигналом с помощью узла опроса, после чего формируют ответный радиосигнал ответчика. Устанавливают, что до следующего ввода данных в память ответчика водителем данного ТС признается владелец водительского удостоверения, данные из памяти удостоверения которого считаны. Узлы опроса размещают на мобильной основе и/или в определенных местах трассы движения ТС стационарно. Группа изобретений, обеспечивающая автоматическую надежную идентификацию водителей ТС, позволяет повысить безопасность движения. 4 н. и 11 з.п. ф-лы, 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к области идентификации водителя транспортного средства и самого транспортного средства и может быть использовано, в частности, в системах контроля движения транспортных средств.

Наиболее близким по технической сущности - прототипом к способу по варианту 1 - является способ контроля движения транспортных средств, включающий определение скоростей движения транспортных средств путем выбора заданных величин контролируемых перемещений транспортных средств с помощью двух и более датчиков контроля перемещения, разнесенных в пространстве, считывание и обработку сигналов, регистрирующих время перемещения транспортных средств на заданные величины перемещения, с последующим вычислением скорости перемещения транспортных средств, при этом каждое транспортное средство идентифицируют с помощью установки на него, по меньшей мере, одного датчика идентификации, в качестве которого применены пассивные или активные радиометки, а в качестве датчиков контроля перемещения используют антенны, при этом считывание сигналов с датчиков идентификации, содержащих информацию о каждом транспортном средстве производят с помощью этих антенн и приемопередатчика, регистрирующих время перемещения каждого транспортного средства на заданные величины перемещения (см. RU (11) 2377572 (13) С2 (51), кл. G01P 3/66).

Недостатками известного способа является невозможность идентификации водителя транспортного средства, тем более дистанционной, а также ограниченная возможность идентификации самого транспортного средства, так как идентификация основывается лишь на данных, обеспеченных устройством идентификации, которое может быть заменено или модифицировано правонарушителем без соответствующей санкции, что снижает надежность автоматической идентификации транспортного средства. Известное решение также не обеспечивает возможности выявления в автоматическом режиме неправомерного использования транспортного средства, а также водительского удостоверения, например, когда лицо, лишенное права вождения, использует не изъятое у него водительское удостоверение либо чужое водительское удостоверение, так как известное решение не предполагает получение и обработку соответствующих данных.

Кроме того, известное решение не обеспечивает пресечение в автоматическом режиме неправомерного использования данным водителем транспортного средства. Вышеперечисленные недостатки не позволяют обеспечить необходимый уровень безопасности дорожного движения.

Наиболее близким по технической сущности - прототипом к заявленному устройству - является комплекс проверки транспортных средств в процессе движения, включающий информацию об объекте на пластине, считывающее устройство, состоящее из источника излучения и приемника излучения, содержащего многорядовый блок из чувствительных элементов для данного вида излучения, причем считывающее устройство соединено с вычислительной частью, в память которого введена поисковая информация, отличающийся тем, что пластина размещена на крыше транспортного средства по крайней мере на одной высоте для одного класса транспортных средств, а считывающее устройство размещено своими элементами по обе стороны транспортной магистрали, причем источник излучения и приемник его снабжены совпадающими коллиматорами по потоку излучения и его приему и закреплены на стойках на одной высоте с пластиной (см. RU 2106987 С1, кл. B60R 13/10, B60R 25/00).

Известное устройство позволяет идентифицировать проезжающее транспортное средство путем считывания информации в автоматическом режиме без участия постового.

Недостатком известного решения является невозможность идентификации в автоматическом режиме водителя транспортного средства, что в свою очередь не позволяет использовать известное устройство для предотвращения несанкционированного использования транспортного средства данным лицом. Другим недостатком известного устройства является невозможность правильной идентификации транспортного средства в условиях многорядного движения транспортных средств, что снижает надежность работы устройства. Еще одним недостатком, снижающим надежность идентификации, является неизбежность ошибок идентификации из-за разброса высоты различных транспортных средств. Вышеперечисленные недостатки не позволяют обеспечить необходимый уровень безопасности дорожного движения.

Наиболее близким по технической сущности - прототипом к способу по варианту 2 - является способ контроля движения транспортных средств, включающий определение скоростей движения транспортных средств путем выбора заданных величин контролируемых перемещений транспортных средств с помощью двух и более датчиков контроля перемещения, разнесенных в пространстве, считывание и обработку сигналов, регистрирующих время перемещения транспортных средств на заданные величины перемещения, с последующим вычислением скорости перемещения транспортных средств, при этом каждое транспортное средство идентифицируют с помощью установки на него, по меньшей мере, одного датчика идентификации, в качестве которого применены пассивные или активные радиометки, а в качестве датчиков контроля перемещения используют антенны, при этом считывание сигналов с датчиков идентификации, содержащих информацию о каждом транспортном средстве - производят с помощью этих антенн и приемопередатчика, регистрирующих время перемещения каждого транспортного средства на заданные величины перемещения (см. RU (11) 2377572 (13) С2 (51), кл. G01P 3/66).

Недостатками известного способа является невозможность идентификации водителя транспортного средства, тем более дистанционной, а также ограниченная возможность идентификации самого транспортного средства, так как идентификация основывается лишь на данных, обеспеченных устройством идентификации, которое может быть заменено или модифицировано правонарушителем без соответствующей санкции, что снижает надежность автоматической идентификации транспортного средства. Известное решение также не обеспечивает возможности выявления в автоматическом режиме неправомерного использования транспортного средства, а также водительского удостоверения, например, когда лицо, лишенное права вождения, использует не изъятое у него водительское удостоверение либо чужое водительское удостоверение, так как известное решение не предполагает получение и обработку соответствующих данных.

Кроме того, известное решение не обеспечивает пресечение в автоматическом режиме неправомерного использования данным водителем транспортного средства. Вышеперечисленные недостатки не позволяют обеспечить необходимый уровень безопасности дорожного движения.

Задачей и обусловленным ею техническим результатом является повышение безопасности дорожного движения за счет:

- обеспечения возможности дистанционной идентификации водителя транспортного средства в любой заданной точке трассы;

- повышения надежности автоматической идентификации транспортного средства за счет возможности сопоставления полученных сведений о водителе с идентификационными данными транспортного средства;

- выявления и/или пресечения в автоматическом режиме неправомерного использования данным водителем транспортного средства за счет сравнения данных водителя с действующими данными допущенных к управлению лиц;

- выявления в автоматическом режиме неправомерного использования водительского удостоверения.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе идентификации водителя транспортного средства, вариант 1, заключающемся в установке на транспортном средстве ответчика и приеме с помощью узла опроса радиосигнала ответчика, на транспортном средстве устанавливают блок регистрации водителя, а в водительское удостоверение встраивают энергонезависимую память, в которую, при его выдаче, заносят данные о его владельце, перед началом и/или в процессе движения транспортного средства с помощью блока регистрации водителя осуществляют считывание данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения и записывают эти данные в память ответчика, облучают ответчик зондирующим радиосигналом с помощью узла опроса, формируют ответный радиосигнал ответчика так, чтобы сформированный радиосигнал представлял собой кодовое слово, содержащее информационную часть с данными водительского удостоверения, после приема ответного радиосигнала его декодируют для извлечения данных о водителе, устанавливают, что до следующего ввода данных в память ответчика и/или до остановки двигателя водителем данного транспортного средства признается владелец водительского удостоверения, данные из памяти удостоверения которого считаны, а узлы опроса размещают на мобильной основе и/или в определенных местах трассы движения транспортных средств стационарно.

Кроме того:

- данные для формирования и переизлучения кодового слова, считывают из энергонезависимой памяти водительского удостоверения и заносят в память ответчика с помощью блока регистрации водителя дистанционно по радиоканалу и/или через гальваническое соединение;

- считывание данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения осуществляют путем радиоопроса пространства предполагаемого места нахождения водительского удостоверения, при этом осуществляют излучение радиосигналов опроса, прием ответного радиосигнала, содержащего данные из энергонезависимой памяти водительского удостоверения, и выделение данных о водителе;

- в случае нахождения в зоне радиоопроса нескольких водительских удостоверений, предлагают выбрать одно из них для считывания его данных в память;

- осуществляют радиоопрос водительского удостоверения периодически в процессе движения транспортного средства;

- считывание данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения осуществляют через разъемное гальваническое соединение блока регистрации водителя с выходом энергонезависимой памяти водительского удостоверения путем установки водительского удостоверения с соответствующими электрическими контактами в разъем считывателя блока регистрации водителя с последующей передачей из энергонезависимой памяти водительского удостоверения сигналов, соответствующих данным о владельце водительского удостоверения, и выделением этих данных;

- считывание данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения осуществляют с использованием оптического или магнитного считывателя;

- в память ответчика записывают кодовое слово, содержащее информационную часть с данными о транспортном средстве;

- ответчик устанавливают на номерном знаке транспортного средства и/или в других конструктивных частях кузова транспортного средства;

- ответчик устанавливают на номерном знаке транспортного средства или на транспортном средстве неразъемно, обеспечивая невозможность отсоединения без его разрушения;

- снимают биометрические данные водителя для подтверждения считанных данных из водительского удостоверения.

Задачей и обусловленным ею техническим результатом является повышение безопасности дорожного движения за счет:

- обеспечения возможности дистанционной идентификации водителя транспортного средства в любой заданной точке трассы;

- повышения надежности автоматической идентификации транспортного средства за счет возможности сопоставления полученных сведений о водителе с идентификационными данными транспортного средства в условиях многорядного движения транспортных средств;

- выявления в автоматическом режиме неправомерного использования данным водителем транспортного средства; а также

- выявления в автоматическом режиме неправомерного использования водительского удостоверения.

Технический результат достигается тем, что в устройство для реализации способа идентификации водителя транспортного средства, включающее носитель информации и считыватель, введены множество узлов опроса, содержащих приемопередатчик с антенной, блок декодирования, выход которого подключен к средствам визуализации данных, носителем информации является водительское удостоверение, считыватель соединен с блоком памяти, образующими блок регистрации водителя, выход которого подключен к приемопередатчику ответчика, снабженного антенной и блоком энергонезависимой памяти.

Кроме того:

- водительское удостоверение снабжено радиочипом, для дистанционного считывания данных;

- водительское удостоверение снабжено магнитной полосой или штрихкодом, а считыватель выполнен соответственно магнитным или оптическим;

- водительское удостоверение снабжено энергонезависимой памятью и разъемом, ответная часть которого соединена со считывателем;

- узел визуализации выполнен в виде монитора и/или принтера;

- узлы опроса установлены на дороге вблизи проезжей части или встроены в дорожное полотно;

- выход блока регистрации водителя подключен к приемопередатчику ответчика дистанционно по радиоканалу и/или через гальваническое соединение.

- устройство снабжено блоком биометрической идентификации, выход которого подключен к входу блока регистрации водителя.

Задачей и обусловленным ею техническим результатом является повышение безопасности дорожного движения за счет:

- обеспечения возможности дистанционной идентификации водителя транспортного средства в любой заданной точке трассы;

- повышения надежности автоматической идентификации транспортного средства за счет возможности сопоставления полученных сведений о водителе с идентификационными данными транспортного средства;

- выявления и/или пресечения в автоматическом режиме неправомерного использования данным водителем транспортного средства за счет сравнения данных водителя с действующими данными допущенных к управлению лиц;

- выявления в автоматическом режиме неправомерного использования водительского удостоверения.

Указанный результат достигается тем, что в способе идентификации водителя транспортного средства, вариант 2, заключающемся в установке на транспортном средстве ответчика и приеме с помощью узла опроса радиосигнала ответчика, на транспортном средстве устанавливают блок биометрической идентификации, с помощью которого считывают биометрические данные водителя, распознают водителя из заранее установленного круга лиц, для чего предварительно запоминают биометрические данные, по меньшей мере, одного лица, при этом считывание биометрических данных и распознавание водителя осуществляют перед началом и/или в процессе движения транспортного средства, затем заносят данные о водителе в память ответчика для формирования и переизлучения кодового слова, облучают ответчик зондирующим радиосигналом с помощью узла опроса, формируют ответный радиосигнал ответчика так, чтобы сформированный радиосигнал представлял собой кодовое слово, содержащее информационную часть с данными водительского удостоверения, после приема ответного радиосигнала его декодируют для извлечения данных о водителе, узлы опроса размещают на мобильной основе и/или в определенных местах трассы движения транспортных средств стационарно.

Кроме того:

- в память ответчика записывают кодовое слово, содержащее информационную часть с данными о транспортном средстве;

- ответчик устанавливают на номерном знаке транспортного средства и/или в других конструктивных частях кузова транспортного средства;

- ответчик устанавливают на номерном знаке транспортного средства и/или на самом транспортном средстве неразъемно, обеспечивая невозможность отсоединения без его разрушения;

- данные для формирования и переизлучения кодового слова заносят в память ответчика из блока биометрической идентификации водителя дистанционно по радиоканалу и/или через гальваническое соединение.

Способ идентификации водителя транспортного средства поясняется с помощью чертежей, где на Фиг.1 показана структурная схема устройства для реализации способа идентификации водителя транспортного средства, вариант 1, на Фиг.2 схематично показан чертеж расположения ответчика и радиосчитывателя на транспортном средстве, устройства для реализации способа идентификации водителя транспортного средства, вариант 1, на Фиг.3 схематично показан чертеж расположения средств для реализации способа идентификации водителя транспортного средства, для обоих вариантов, в месте облучения и приема переизлученного сигнала, на Фиг.4 - пример структурной схемы устройства для реализации способа идентификации водителя транспортного средства, вариант 2.

На чертежах сделаны следующие обозначения: 1 - узел опроса, 2 - антенна узла опроса, 3 - приемопередатчик узла опроса; 4 - блок декодирования, 5 - средства визуализации данных, 6 - ответчик, 7 - приемопередатчик ответчика, 8 - блок энергонезависимой памяти ответчика, 9 - блок регистрации водителя, 10 - водительское удостоверение, 11 - энергонезависимая память водительского удостоверения, 12 - антенна ответчика, 13 - опоры навесной конструкции, 14 - диаграмма направленности антенны приемопередающего узла, 15 - транспортное средство, 16 - водитель, 17 - полосы дороги, 18 - считыватель блока регистрации водителя, 19 - узел памяти блока регистрации водителя, 20 - блок биометрической идентификации.

Способ идентификации водителя транспортного средства, вариант 1, заключается в установке на транспортном средстве ответчика с антенной, облучении ответчика зондирующим радиосигналом облучения с помощью узла опроса, переизлучении ответчиком сформированного радиосигнала, представляющего собой кодовое слово, содержащее информационную часть с данными, записанными в энергонезависимую память ответчика, приеме узлом опроса переизлученного радиосигнала с последующим декодированием информации. При этом данные для формирования и переизлучения кодового слова заносят в память ответчика из памяти блока регистрации водителя дистанционно по радиоканалу и/или через гальваническое соединение, ввод данных в память блока регистрации водителя осуществляют путем считывания их из энергонезависимой памяти водительского удостоверения, в которую при выдаче водительского удостоверения заносят данные о водителе. Считывание данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения осуществляют с использованием блока регистрации водителя перед началом и/или в процессе движения транспортного средства путем радиоопроса пространства предполагаемого места нахождения водительского удостоверения, и/или через разъемное гальваническое соединение блока регистрации водителя с выходом энергонезависимой памяти водительского удостоверения, и/или с использованием оптического считывателя, и/или с использованием магнитного считывателя. Устанавливают, что до следующего ввода данных в память ответчика и/или до остановки двигателя водителем данного транспортного средства признается владелец водительского удостоверения, данные из памяти которого считаны, а облучение ответчика транспортного средства зондирующим радиосигналом и прием переизлученного сигнала осуществляют с помощью узлов опроса, установленных на мобильной основе и/или в заранее определенных местах трассы движения транспортных средств стационарно.

Занесение данных в память ответчика для формирования и переизлучения кодового слова осуществляют путем передачи сигнала, представляющего собой кодовое слово, содержащее информационную часть с данными из водительского удостоверения.

Считывание данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения через разъемное гальваническое соединение блока регистрации водителя с выходом энергонезависимой памяти водительского удостоверения осуществляют путем установки водительского удостоверения с соответствующими электрическими контактами в разъем считывателя блока регистрации водителя и последующей автоматической передачей сигналов, соответствующих данным, по меньшей мере, содержащим сведения о владельце удостоверения, из энергонезависимой памяти водительского удостоверения.

Считывание данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения посредством оптического или магнитного считывателя осуществляют путем расположения водительского удостоверения с размещенным на нем штрихкодом или магнитной полосой в зоне действия соответствующего считывателя блока регистрации водителя.

Считывание данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения со встроенной радиочастотной электронной меткой в память блока регистрации водителя осуществляют путем радиоопроса пространства предполагаемого места нахождения водительского удостоверения. При этом блок регистрации водителя обеспечивает излучение радиосигналов опроса, прием ответного радиосигнала, содержащего данные из энергонезависимой памяти водительского удостоверения, и выделение данных, по меньшей мере, содержащих сведения о владельце водительского удостоверения. Для большинства случаев считанные таким образом данные соответствуют данным о водителе этого транспортного средства. В случае же нахождения в зоне радиоопроса нескольких водительских удостоверений, предлагают выбрать одно из них для считывания его данных в память блока регистрации водителя. Радиоопрос осуществляют перед началом движения и/или периодически в процессе движения транспортного средства.

В энергонезависимую память ответчика предварительно записывают кодовое слово, содержащее информационную часть с данными о транспортном средстве.

Ответчик устанавливают на номерном знаке транспортного средства и/или в других конструктивных частях кузова транспортного средства неразъемно, обеспечивая невозможность его снятия без разрушения.

В качестве ответчика используют пассивные или активные радиометки RFID.

В энергонезависимую память блока регистрации водителя предварительно записываются сведения о водителе и/или водителях, имеющих право управления данным транспортным средством. Дополнительно в энергонезависимую память блока регистрации или ответчика может быть занесена информация о владельце транспортного средства.

Считывают биометрические данные водителя для подтверждения данных, считанных из памяти водительского удостоверения.

Заявленный способ идентификации водителя транспортного средства реализуется следующим образом.

В процессе изготовления или на этапе обязательной регистрации транспортного средства, на нем закрепляют ответчик (пассивный или активный), который может быть выполнен встроенным в номерной знак и который не может быть удален или заменен без его разрушения.

На транспортном средстве устанавливают также блок регистрации водителя подключенный своим выходом со входом ответчика. Блок регистрации водителя включает в себя считыватель данных с водительского удостоверения и память для сохранения этих данных. Соединение между блоком регистрации водителя и ответчика может быть либо гальваническим, либо с использованием радиоканала, налаженного в пределах габаритов транспортного средства. В память блока регистрации предварительно заносятся данные водительских удостоверений, владельцам которых разрешено управление данным транспортным средством, например, на основе данных страховки.

Считыватель блока регистрации водителя может быть выполнен на основе узла радиоопроса, в этом случае водительское удостоверение снабжено средствами формирования ответного сигнала, несущего данные о его владельце. При этом в зону действия радиосчитывателя могут попасть пассажиры, также имеющие при себе водительские удостоверения. Так как вести транспортное средство может лишь один водитель, то при обнаружении ответных сигналов от нескольких водительских удостоверений, программой работы блока регистрации водителя предлагается выбрать одно из обнаруженных, например, по номеру регистрации. После уточнения выбранного водительского удостоверения из его энергонезависимой памяти осуществляется считывание данных, относительно которых предполагается, что они соответствуют данным водителя транспортного средства. После сравнения в блоке регистрации водителя считанных данных с данными лиц, имеющих право управлять данным транспортным средством, выдается команда разрешения на движение транспортного средства.

Наличие запрета на движение транспортного средства при отсутствии в зоне действия радиосчитывателя водительского удостоверения водителя, имеющего право на управление данным транспортным средством, является дополнительным препятствием к несанкционированному использованию этого транспортного средства.

Считыватель блока регистрации водителя может быть выполнен на основе разъемного соединения контактов энергонезависимой памяти водительского удостоверения с контактами считывателя. В этом случае считывание данных осуществляют путем установки водительского удостоверения в гнездо разъема считывателя блока регистрации водителя с соответствующими электрическими контактами.

При использовании оптического считывателя на водительском удостоверении при его выдаче наносят оригинальный штрихкод, являющийся, по сути, энергонезависимой памятью и несущий информацию о владельце удостоверения, а считывание осуществляют путем сканированием этого штрихкода, для чего водительское удостоверение временно размещают в зоне действия считывателя блока регистрации водителя.

При использовании магнитного считывателя на водительском удостоверении при его выдаче наносят магнитную полосу, в которую заносят данные о владельце удостоверения. Магнитная полоса с данными является, по сути, энергонезависимой памятью. Считывание данных осуществляют путем временного размещения удостоверения в зоне действия считывателя блока регистрации водителя и сканирования записанной информации.

После считывания данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения с помощью блока регистрации водителя эти данные в виде цифрового кода заносят в память ответчика, в которой может также хранится информация о самом транспортном средстве, а также о его владельце.

В определенные, заранее установленные моменты времени, например перед началом движения транспортного средства, осуществляют считывание биометрических данных человека, находящегося за рулем, - водителя. Такое считывание может осуществляться путем снятия изображения радужной оболочки или сетчатки глаз либо отпечатков пальца и пр. Считанные соответствующими датчиками биометрические данные поступают в блок биометрической идентификации, в памяти которого хранятся заранее занесенные образы, позволяющие идентифицировать человека из заранее определенного круга лиц. Этот круг лиц определяется владельцем транспортного средства, который и обеспечивает снятие биометрических данных и занесение их в память блока биометрической идентификации. Данные биометрической идентификации подаются на вход блока регистрации водителя, где осуществляется сравнение данных из памяти водительского удостоверения и данных биометрической идентификации, в случае соответствия биометрических данных водителя данным из памяти водительского удостоверения формируется сигнал подтверждения, обеспечивающий разрешение регистрации водителя согласно данным из памяти водительского удостоверения.

Завершением регистрации водителя, которое может быть осуществлено либо специальным действием водителя, например нажатием соответствующей кнопки, либо подтверждением соответствия биометрических данных, устанавливают, что водителем данного транспортного средства признается владелец водительского удостоверения, данные из памяти которого считаны. Данное установление действует в течение одной поездки, после чего сбрасывается. Начало следующей поездки определяется моментом ввода данных в память ответчика и/или началом движения транспортного средства.

В заранее определенных местах проезжей части дороги, на столбах или на специальных конструкциях над дорогой, устанавливают узлы опроса, снабженные радиоантеннами для формирования диаграммы излучения и приема электромагнитных сигналов. Узлы опроса могут устанавливаться также под проезжей частью или на мобильном основании - транспортном средстве.

Приемопередатчик узла опроса обеспечивает формирование специальных зондирующих сигналов опроса, например периодическую последовательность радиоимпульсов. В качестве реакции на зондирующий сигнал опроса, ответчик, установленный на транспортном средстве, вырабатывает радиосигнал, представляющий собой кодовое слово, содержащее информационную часть с хранящимися в его памяти данными о транспортном средстве и данными, считанными из памяти водительского удостоверения. В необходимых случаях, передаваемые данные могут шифроваться для затруднения несанкционированного доступа к ним. Дешифрация при этом осуществляется средствами узла опроса или удаленного центра обработки и хранения информации.

Сигнал ответчика принимают средствами приемопередатчика узла опроса и обрабатывают с целью выделения информационной части об обнаруженном транспортном средстве, в том числе о номерном знаке, под которым это транспортное средство зарегистрировано, и данных водительского удостоверения, содержащих, по меньшей мере, сведения о его владельце, то есть о водителе этого транспортного средства.

На выходе блока декодирования средств узла опроса формируется цифровой сигнал в виде параллельного кода, который подается на узел визуализации: монитор или принтер, непосредственно либо через коммуникационные каналы, соединяющие узел опроса с удаленными средствами обработки и хранения информации, например с центром анализа дорожной обстановки для дальнейшей визуализации. В случае использования для обработки и хранения информации центра анализа дорожной обстановки, дешифрация может осуществляться средствами этого аналитического центра.

Пример

При изготовлении транспортного средства на нем устанавливают ответчик, в энергонезависимую память которого впоследствии записывают данные регистрационного номера, а также блок регистрации водителя с радиосчитывателем, антенна которого ориентирована так, что зоной действия радиосчитывателя блока регистрации водителя является салон транспортного средства и, главным образом, пространство с водительским креслом.

Радиосчитыватель блока регистрации водителя включается поворотом ключа зажигания или включением скорости (подключением трансмиссии к двигателю) и начинает формировать сигналы радиоопроса. Встроенная в водительское удостоверение энергонезависимая память со средствами радиообмена при попадании в зону действия радиосчитывателя блока регистрации водителя в ответ на радиосигнал опроса формирует ответный сигнал, содержащий необходимые данные, по меньшей мере, содержащие сведения о владельце водительского удостоверения, то есть о водителе, в виде последовательного кода, который заносится в память блока регистрации водителя. Данные сохраняются в оперативной памяти блока регистрации (на время работы двигателя) и передаются также по радиоканалу связи на вход приемопередатчика ответчика транспортного средства. В энергонезависимой памяти ответчика могут содержатся также занесенные в нее ранее данные о регистрационном номере транспортного средства.

При наличии в зоне действия радиосчитывателя блока регистрации водителя двух и более водительских удостоверений, считывателем воспринимаются и несколько ответных сигналов. В этом случае алгоритм работы предполагает предложение выбора одного удостоверения для считывания с него данных о владельце этого удостоверения. Выбор может быть осуществлен путем набора на клавиатуре номера удостоверения водителя или указания на один из выведенных в режиме меню на мониторе номеров обнаруженных считывателем удостоверений или имен их владельцев. После осуществления такого выбора, при условии наличия права лица на управление данным транспортным средством, осуществляется считывание данных из памяти выбранного водительского удостоверения. После считывания данных радиосчитыватель прекращает генерировать сигналы опроса до следующего ввода данных.

Транспортное средство может быть снабжено блоком биометрической идентификации, В этом случае в определенные моменты времени, например в начале движения транспортного средства, осуществляют считывание биометрических данных человека, находящегося за рулем, - водителя. Считывание биометрических данных может осуществляться с помощью соответствующих датчиков путем снятия изображения радужной оболочки или сетчатки глаз либо отпечатков пальца и пр. Считанные биометрические данные поступают в блок биометрической идентификации, в памяти которого хранятся заранее занесенные образы, позволяющие идентифицировать человека из заранее определенного круга лиц. Данные идентификации подаются на блок регистрации водителя, где осуществляется сравнение данных из памяти водительского удостоверения и данных биометрической идентификации, в случае соответствия данных биометрической идентификации данным из памяти водительского удостоверения формируется сигнал подтверждения, обеспечивающий разрешение регистрации водителя согласно данным из памяти водительского удостоверения.

Регистрации водителя завершается либо специальным нажатием соответствующей кнопки, либо подтверждением соответствия биометрических данных из блока биометрической идентификации данным водительского удостоверения, в этот момент устанавливают, что водителем данного транспортного средства признается владелец водительского удостоверения, данные из памяти которого были ранее считаны. Данное лицо признается водителем в течение одной поездки (до остановки двигателя). Начало следующей поездки определяется моментом ввода данных в память ответчика и/или началом движения транспортного средства.

Ответчик выполнен с возможностью формирования в ответ на специальный зондирующий сигнал ответного сигнала, содержащего данные об основных агрегатах, регистрационном номере и данные, полученные из памяти водительского удостоверения, а также иные необходимые данные, например данные биометрической идентификации. В целях безопасности работы данные, предполагаемые к передаче ответчиком, шифруются и передаются в зашифрованном виде, обеспечивающем препятствие для несанкционированного получения этих данных. Дешифрацию данных в этом случае осуществляют средствами узла опроса или удаленного аналитического центра.

На участках дороги, где предполагается движение транспортных средств, устанавливают узлы опроса с приемопередающими узлами, обеспечивающими формирование специальных зондирующих сигналов. Антенны узлов опроса устанавливают над соответствующей полосой проезжей части дороги и ориентируют вдоль полосы, так чтобы пятно главного лепестка диаграммы направленности антенны соответствовало ширине полосы на расстоянии 50-100 м. Ширина главного лепестка диаграммы направленности антенны может соответствовать ширине всей проезжей части. Это возможно, например, при наличии дополнительных средств измерения параметров движения транспортных средств или при отсутствии необходимости измерения этих параметров.

Приемопередающие узлы опроса обеспечивают формирование зондирующего сигнала, прием ответного сигнала от ответчика транспортного средства и выделение из ответного сигнала данных о транспортном средстве, в том числе данных о его регистрационном номере и о водителе (владельце выбранного водительского удостоверения), путем его декодирования, а также дешифрации данных в случаях шифрованного сигнала, которые получены с использованием радиосчитывателя из энергонезависимой памяти ответчика. Декодированные и, в необходимых случаях, дешифрованные данные выводят на средства визуализации либо передают на удаленные пункты обработки информации. При этом дешифрацию данных могут осуществлять средствами удаленных пунктов обработки