Способ мраморирования текстильного материала

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области художественно-колористического оформления, росписи текстильных изделий типа панно, платков, шарфов, галстуков, салфеток и т.д. из любых видов текстильных волокон. Способ мраморирования текстильного материала включает нанесение красок на вязкую подложку. Затем создают при помощи инструмента декоративный узор. После этого соединяют текстильный материал с поверхностью декоративного узора. В качестве вязкой подложки используют смесь загустки и текстильных вспомогательных веществ. Вещества растворяют в горячей воде при температуре 50-70°С. Потом перемешивают в высокоскоростной мешалке до образования устойчивой пены. Добавляют в смесь 15-30 г/кг сухого хлорида натрия. Повторно перемешивают в высокоскоростной мешалке в течение 5-10 минут. После соединения текстильного материала с полученной на подложке композицией красок излишки краски с поверхности текстильного материала удаляют. Удаление производят механическим способом и посредством адсорбирующего материала. Высушивают и проводят термическую фиксацию красителя. Затем промывают. Техническим результатом изобретения является повышение четкости, яркости и устойчивости к мокрым обработкам художественных изображений. 5 з.п. ф-лы, 8 ил.

Реферат

Изобретение относится к области художественно-колористического оформления (росписи) текстильных изделий типа панно, платков, шарфов, галстуков, салфеток и т.д. из любых видов текстильных волокон.

Украсить «мраморными» разводами можно любую поверхность. Известен способ мраморирования краской по воде (Marabu. Easy marble. Декоративная краска для создания мраморного эффекта на поверхности: бумага, картон, пластик, железо, ткань. hobbi@digl.ru, www.digl.ru). В емкость с водой добавляется несколько капель специальных красок разных цветов. Образовавшиеся на поверхности воды пятна «растягиваются» инструментом, например деревянной кисточкой или палочкой, создавая тончайшую узорную пленку, адсорбирующуюся за несколько секунд на любом предложенном к ней предмете, в том числе и текстильном материале.

Недостатком данного способа является то, что при мраморировании по воде используются краски (типографские или масляные), содержащие бензин или скипидар, т.е. горючие материалы. При использовании этой технологии мраморирования не получается прочной окраски на текстильных материалах, кроме того, самому материалу придается нежелательная жесткость. В этом способе отсутствует возможность использования водорастворимых красителей, что не позволяет получить стойкие окраски на текстильном материале, а применение органических растворителей снижает экологические характеристики процесса создания рисунков.

Наиболее близким является способ мраморирования, включающий нанесение растворов красителей на вязкую подложку, создание при помощи инструмента декоративного узора (оригинального рисунка), соединение текстильного материала с поверхностью красочного слоя, промывку (Ю.С.Сараева. Роспись по ткани. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000 г., с.84-85).

Недостатком этого способа является то, что получаемый рисунок недостаточно четкий, получаемые окраски неинтенсивные и неустойчивые к мокрым обработкам.

Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков, получение высококачественного художественного изображения, расширение художественных возможностей, получение многоцветных рисунков на материалах из всех видов текстильных волокон.

Поставленная задача достигается тем, что при мраморировании текстильного материала, включающем нанесение красок на вязкую подложку, создание при помощи инструмента декоративного узора, соединение текстильного материала с его поверхностью, предложено в качестве вязкой подложки использовать смесь загустки и текстильных вспомогательных веществ, которые растворяют в горячей воде при температуре 50-70°С, перемешивают в высокоскоростной мешалке до образования устойчивой пены, а затем добавляют в смесь 15-30 г/кг сухого хлорида натрия, после чего повторно перемешивают в высокоскоростной мешалке в течение 5-10 минут, а после соединения текстильного материала с полученной на подложке композицией красок излишки краски с поверхности текстильного материала удаляют механическим способом и посредством адсорбирующего материала, высушивают, проводят термическую фиксацию красителя, затем промывают.

При использовании активных красителей в качестве смеси загустки и текстильных вспомогательных веществ используют смесь 2-5% альгината натрия, мыла, мочевины, при соотношении компонентов 10:1:1 соответственно, перемешивают в высокоскоростной мешалке, а затем добавляют в смесь дополнительные текстильные вспомогательные вещества - бикарбонат натрия из расчета 10-20 г/кг.

При использовании дисперсных или кислотных красителей в качестве смеси загустки и текстильных вспомогательных веществ используют смесь 2-5% альгината натрия, мыла, мочевины, при соотношении компонентов 10:1:2 соответственно.

При использовании кубовых красителей в качестве смеси загустки и текстильных вспомогательных веществ используют смесь 6-9% крахмала, мыла, дитионит натрия и гидроксид натрия при соотношении компонентов 15:1:2:(1-1,5) соответственно.

При использовании пигментов в качестве смеси загустки и текстильных вспомогательных веществ используют смесь 2-5% альгината натрия, мыла при соотношении компонентов 10:1 соответственно.

При использовании диазолей в качестве смеси загустки и текстильных вспомогательных веществ используют смесь 6-9% крахмала и мыла при соотношении компонентов 10:1 соответственно.

Предложенный способ позволяет получить невоспроизводимые другими методами декоративные рисунки, также можно использовать ткани любой плотности. Рисунки, получаемые данной технологией мраморирования, многокрасочны и по большей степени абстрактные, позволяющие создавать различные цветовые вариации и импровизированный орнамент. При совмещении краски с вязкой пенной подложкой и перенесении краски на ткань получается более четкий рисунок, так как такая композиция создается на подложке с большой структурной устойчивостью, не растекающейся по поверхности стола, а наличие мыла в составе композиции позволяет хорошо пропитывать любой текстильный материал. Получаемые изделия сохраняют мягкий гриф и драпируемость, обладают высокой устойчивостью окрасок к мокрым обработкам и трению, поэтому могут быть использованы в качестве элементов одежды.

На фиг.1 представлен образец изобразительного рисунка, полученного предлагаемым способом на вискозно-штапельной ткани при использовании активных красителей; на фиг.2 - образец декоративного узора на хлопчатобумажной ткани при использовании кубовых красителей; на фиг.3 - образец изобразительного рисунка на азотолированной хлопчатобумажной ткани при использовании диазолей; на фиг.4 - образец декоративного рисунка на хлопчатобумажной ткани при использовании текстильных пигментов; на фиг.5 - образец декоративного узора на шерстяной ткани при использовании кислотных красителей; на фиг.6 - образец декоративного узора на ткани из полиэфирного волокна при использовании дисперсных красителей; на фиг.7 - образец декоративного рисунка на ткани из натурального шелка при использовании активных красителей; на фиг.8 - образец декоративного узора на ацетатной ткани при использовании дисперсных красителей.

Способ осуществляется следующим образом.

Приготовление композиций заключается в последовательном введении компонентов вязкой подложки и интенсивном перемешивании с помощью высокоскоростной мешалки, способствующей образованию устойчивой пены. После нанесения красящей композиции на подложку, содержащей различные по цвету текстильные красители, на горизонтальную поверхность их перемешивают, обрабатывают ими текстильный материал, высушивают изделия и фиксируют окраску принятым для данного класса красителей, способом.

На твердую поверхность наносят пенную подложку слоем не менее 0,5 см, сверху тонкими струями выливают печатные краски и с помощью инструмента - стеклянной палочки, редкого гребня или шпателя - создают абстрактные или изобразительные рисунки и узоры. Рядом помещают несколько листов адсорбирующего материала, например бумаги (газета) и нож.

Ткань закрепляют на рамке, опускают на поверхность композиции не более чем на 1 минуту. Красители впитываются в ткань, но при подъеме вместе с тканью забираются большое количество краски и немного загустителя, излишки удаляются ножом. Ткань с лица и изнанки несколько раз подсушивается с помощью адсорбирующего материала. Далее она высушивается горячим воздухом (или в сушильном шкафу) при температуре 80-100°С, затем, например, заворачивается в ткань или бумагу и запаривается от 15 до 60 минут в зависимости от размеров или обрабатывается горячим воздухом при температуре 100-170°С в течение 10-30 мин.

После запаривания ткань промывается. Для материалов из целлюлозных волокон готовят несколько кипящих растворов ПАВ (2-3 г/л), куда последовательно, по мере их загрязнения, опускаются образцы. Материалы из белковых или химических волокон промывают сначала теплой водой, а потом проводят ручную стирку в теплом растворе ПАВ.

Оставшуюся смесь, добавляя в нее краски, можно использовать еще 2-3 раза. От раза к разу фон рисунка будет более сложным по цвету.

Пример 1.

Для нанесения рисунка активными монохлортриазиновыми красителями на вискозно-штапельную ткань предлагаемым способом мраморирования предварительно изготовили вязкую подложку. Для этого использовали смесь 2% альгината натрия, хозяйственного 72% мыла и мочевины при соотношении компонентов 10:1:1 соответственно.

Смесь растворили в горячей воде при температуре 60°С, перемешали в высокоскоростной мешалке при скорости 1000 об/мин до образования устойчивой пены. Затем в смесь добавили бикарбоната натрия в количестве 20 г/кг, смесь перемешали и добавили сухого хлорида натрия до концентрации 15 г/кг, после чего еще раз перемешали в мешалке в течение 5 минут.

На твердую поверхность нанесли полученную вязкую пенную подложку, сверху вылили печатные краски с активными красителями и с помощью шпателя, а затем стеклянной палочки, создали изобразительный рисунок.

Ткань закрепили на рамке, опустили на поверхность композиции на 1 минуту. Красители впитались в ткань, через 0,5-1 мин материал подняли, но при подъеме вместе с тканью забралось большое количество краски и подложки. Излишки удалили ножом. Ткань с лица и изнанки несколько раз промакнули адсорбирующим материалом. Далее ткань высушили горячим воздухом при температуре 80-100°С и запарили в запарном аппарате в течение 30 минут.

После запаривания ткань промыли сначала теплой водой, а потом в горячем растворе ПАВ (Фиг.1).

Пример 2.

При создании узора на хлопчатобумажной ткани при использовании кубовых красителей для изготовления вязкой подложки применяли смесь загустки и текстильных вспомогательных веществ: использовали смесь 9% крахмала, мыла, дитионита натрия и гидроксида натрия, при соотношении компонентов 15:1:2:1 соответственно. Мыло растворили в горячей воде при температуре 60°С, добавили крахмальную загустку, перемешали в высокоскоростной мешалке при скорости 1000 об/мин до образования устойчивой пены. Затем добавили дитионит натрия и гидроксид натрия и после перемешивания ввели сухого хлорида натрия до концентрации 15 г/кг, после чего еще раз перемешали в мешалке в течение 5 минут.

Краски с кубовыми красителями готовили по стандартной технологии. На керамическую поверхность наносили приготовленную представленным способом подложку, на которую наливали густые краски, смешивали их шпателем, затем тонкими струями выливали другие краски с кубовыми красителями и создавали рисунок. На поверхность композиции опустили образец ткани, после пропитывания ее красками сняли со стола, удаляли избыток краски ножом, подсушивали с помощью фильтровальной бумаги, а затем горячим воздухом. Материал запаривали в запарном аппарате насыщенным паром при температуре 100°С в течение 30 мин. Затем выдерживали на воздухе около 30 мин, промывали холодной водой и в горячих растворах ПАВ.

Рисунки, полученные на хлопчатобумажных тканях с помощью кубовых красителей, отличаются высокой четкостью и устойчивостью к действию света (Фиг.2).

Пример 3.

При создании узора на хлопчатобумажной ткани при использовании диазолей для изготовления вязкой подложки в качестве смеси загустки и текстильных вспомогательных веществ использовали смесь 6% крахмала и мыла при соотношении компонентов 10:1 соответственно. Краски, содержащие диазоли, готовили по стандартной технологии. На защищенную поверхность стола наносили готовую подложку, на которую тонкими струями наливали краски с диазолями и с помощью стеклянной палочки создавали абстрактный рисунок. Азотолированную (обработанную щелочным раствором азотолята натрия концентрацией 10 г/л) по стандартной технологии и высушенную ткань помещали на поверхность рисунка, пропитывали в течение нескольких секунд, снимали и удаляли избыток краски, как было описано ранее. Изделие высушивали горячим воздухом, запаривали в течение 10 минут, а затем промывали холодной и горячей водой и в кипящих растворах ПАВ. Окраски, полученные с помощью диазолей по азотолированной ткани, характеризуются высокой интенсивностью окрасок, высокой устойчивостью к мокрым обработкам и графической четкостью (Фиг.3).

Пример 4.

При создании узора на хлопчатобумажной ткани при использовании пигментов для изготовления вязкой подложки в качестве смеси загустки и текстильных вспомогательных веществ использовали смесь 3% альгината натрия и мыла при соотношении компонентов 10:1 соответственно. В качестве красок с пигментами использовали готовые композиции фирмы «БАСФ», которые тонкими струями наносили на поверхность подложки и с помощью редкого гребня стеклянной палочки создавали декоративный рисунок. После удаления излишков краски материал высушивали горячим воздухом, а фиксацию окраски осуществляли в сушильном шкафу при температуре 150°С в течение 7 мин. Текстильно-вспомогательные вещества удаляли сначала в теплой воде, содержащей стиральный БИО-порошок в коцентрации 2 г/л, выдерживая в ней ткань в течения часа, затем в горячих растворах ПАВ.

Рисунки, полученные с помощью пигментов, отличаются высокой графичностью (Фиг.4).

Пример 5.

При создании узора на шерстяной ткани при использовании кислотных обычных и кислотных металлокомплексных красителей для изготовления вязкой подложки использовали композицию из смеси 4% альгината натрия, мыла, мочевины при соотношении компонентов 10:1:2 соответственно. Краски для колорирования шерстяной ткани готовили стандартным методом. Дальнейшие действия осуществляли, как показано в примере 3. Фиксацию окраски осуществляли обработкой насыщенным паром в течение 60 мин. Промывали образец теплой водой и в теплых (40-45°С) растворах ПАВ (Фиг.5).

Пример 6.

При нанесении декоративного узора мраморированием полученного предлагаемым способом на ткани из полиэфирного волокна при использовании дисперсных красителей подготовлена вязкая подложка аналогично описанной в примере 5. Краски, содержащие дисперсные полиэфирные красители, готовили по стандартной технологии. Дальнейшие действия осуществляли также, как в предыдущих примерах. Фиксацию окраски проводили в сушильном шкафу при температуре 160°С в течение 10 мин. Промывку осуществляли три раза в теплых растворах ПАВ (Фиг.6).

Пример 7.

При нанесении декоративного узора мраморированием полученного предлагаемым способом на ткани из натурального шелка при использовании активных красителей была подготовлена вязкая подложка аналогично описанной в примере 1. Дальнейшие действия осуществляли, как показано в примере 1. Запаривание образца проводили насыщенным паром в течение 40 мин (Фиг.7). Образец три раза промывали теплым раствором ПАВ. После промывки осуществляли «оживку» обработкой образца в растворе уксусной кислоты 0,5%-ной при комнатной температуре в течение 5 минут.

Пример 8.

При нанесении декоративного узора мраморированием полученного предлагаемым способом на ткани из ацетатного шелка при использовании дисперсных красителей подготовлена вязкая подложка аналогично описанной в примере 6. В качестве красителей использовали обычные дисперсные красители и дисперсные красители для ацетата. На подложку нанесли приготовленные краски и с помощью редкого гребня создали абстрактный рисунок (Фиг.8). Затем тонкой струей краски по фону создали изображение и частично смешали краску с подложкой. После сушки изделие запарили насыщенным паром в течение 15 мин. Промывку осуществляли теплой водой и в теплых растворах ПАВ.

Предлагаемый способ позволяет использовать текстильные материалы из любых видов текстильных волокон и получать на них высококачественные художественные изображения, декоративные рисунки методом, отличным от известных способов художественной росписи.

Использования предлагаемой вязкой подложки снижает содержание в печатной краске веществ, способных к некоторому взаимодействию с красителем и затрудняющих диффузию крашения из пленки загустителя в волокно. Средняя фиксация красителей предлагаемым способом выше, чем при колорировании обычным способом, следовательно, использование этих красителей при мраморировании является более выгодным и экономичным. Остатки подложки и краски легко удаляются с оборудования водой без применения органических растворителей. Они не обладают запахом, не токсичны и могут быть использованы в детском творчестве.

1. Способ мраморирования текстильного материала, включающий нанесение красок на вязкую подложку, создание при помощи инструмента декоративного узора, соединение текстильного материала с его поверхностью, отличающийся тем, что в качестве вязкой подложки используют смесь загустки и текстильных вспомогательных веществ, которые растворяют в горячей воде при температуре 50-70°С, перемешивают в высокоскоростной мешалке до образования устойчивой пены, затем добавляют в смесь 15-30 г/кг сухого хлорида натрия, после чего повторно перемешивают в высокоскоростной мешалке в течение 5-10 мин, а после соединения текстильного материала с полученной на подложке композицией красок излишки краски с поверхности текстильного материала удаляют механическим способом и посредством адсорбирующего материала высушивают, проводят термическую фиксацию красителя, затем промывают.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при использовании активных красителей в качестве смеси загустки и текстильных вспомогательных веществ используют смесь 2-5% альгината натрия, мыла, мочевины при соотношении компонентов 10:1:1 соответственно, перемешивают в высокоскоростной мешалке, а затем добавляют в смесь дополнительные текстильные вспомогательные вещества - бикарбонат натрия из расчета 10-20 г/кг.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что при использовании дисперсных красителей в качестве смеси загустки и текстильных вспомогательных веществ используют смесь 2-5% альгината натрия, мыла, мочевины при соотношении компонентов 10:1:2 соответственно.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что при использовании кубовых красителей в качестве смеси загустки и текстильных вспомогательных веществ используют смесь 6-9% крахмала, мыла, дитионит натрия и гидроксид натрия при соотношении компонентов 15:1:2:(1-1,5) соответственно.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что при использовании пигментов или кислотных красителей в качестве смеси загустки и текстильных вспомогательных веществ используют смесь 2-5% альгината натрия, мыла при соотношении компонентов 10:1 соответственно.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что при использовании диазолей в качестве смеси загустки и текстильных вспомогательных веществ используют смесь 6-9% крахмала и мыла при соотношении компонентов 10:1 соответственно.