Способ экстренной диагностики трубопроводов высокого давления
Применяют в нефтегазовой промышленности для диагностики морских магистральных трубопроводов. Диагностику осуществляют посредством измерительных датчиков, объединенных в систему блоков магнитной и акустической диагностики, инерциального и профилеметрического блоков, блоков регистрации микросейсмических сигналов и устранения внутритрубных механических повреждений. По измеренным параметрам выполняют факторный анализ на уровнях естественного геофизического фона и путем построения графика амплитуд градиентов сейсмических, геодеформационных, геохимических, гидрофизических показателей. Производят построение карты амплитудных вариаций микросейсмического сигнала для каждой частоты спектра пространственных вариаций, а также привязку каждой полученной карты соответствующей ей глубине выполняют путем аппроксимации профиля рельефа по разрезу относительно береговой линии и трассы пролегания подводного трубопровода. Определяют нагрузки путем выполнения операции корреляции сигналов всех блоков. При определении координат мест утечек или механических повреждений внутри трубопровода, в качестве координат, принимают значения географических координат, соответствующих местонахождению поперечных сварных швов трубопровода. Посредством газоанализаторов, регистрируют концентрацию метана вдоль трассы подводного трубопровода. При обнаружении внутритрубной коррозии выполняют перекрытие поврежденного участка и устраняют повреждение, посредством внутритрубного диагностического снаряда, состоящего из измерительного модуля, модуля управления, силового модуля и модуля локализации повреждений, соединенных между собой информационными связями и устройством сочленения со стыковочными узлами и элементами. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей способов оперативной диагностики за счет обеспечения избыточности измерений для определения характеристик состояния трубопровода, с одновременным повышением производительности процесса диагностики.
Реферат
Предлагаемый способ относится к контрольно-измерительной технике и может быть использован для обнаружения дефектов в трубопроводах, преимущественно коррозионных дефектов в трубопроводах центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения коммунальных хозяйств городов и магистральных трубопроводах для транспортировки углеводородов.
К коррозионным дефектам относятся:
- локальное утончение стенки трубы до толщины менее 50% от номинала;
- серия язв, охватывающих площадь с осевым простиранием более 100 мм;
- дефекты сварных швов;
- раскрытие трещин, через которые идет истечение транспортируемых продуктов, в том числе и малой интенсивности, и другое.
Известны способы обнаружения дефектов в трубопроводах (авт. свид. SU №№336463, 380910, 411268, 417675, 724957, 724959, 930034, 932098, 941776, 947666, 1079946, 1208402, 1368685, 1657988, 1778597, 1781577, 1800219; патенты RU №№2011110, 2026372, 2047039, 2047815, 2053436, 2084757; патенты US 3045116, 3744298, 4289019; патент GB 1349120; патенты FR 2374628, 2504651; патент DE 3112829; патенты JP 4611795, 556856, 6322531; Волошин В.И. и др. Акустический определитель местоположения развивающегося дефекта // Дефектоскопия, 1980. 8. - С.69-74 и другие [1-35]), которые могут быть использованы для контроля состояния трубопроводов центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения коммунальных хозяйств городов. В известном способе обнаружения дефектов [34], упрощение процесса определения местоположения дефекта и его характера, а также независимость процесса определения от свойств материала контролируемой среды достигается тем, что по концам исследуемого участка трубопровода устанавливают пары акустических датчиков, один из которых в каждой паре регистрирует продольные колебания, а другой - поперечные колебания. После обработки сигналов от датчиков определяют местоположение и характер обнаруженного дефекта.
Недостатками известного способа являются низкая производительность, обусловленная необходимостью прокладывать кабель между датчиками, устанавливаемыми на концах контролируемого участка трубопровода, и невозможность его применения в ряде ситуаций, например на переходах через транспортные магистрали кабельная связь не используется.
Технической задачей известного способа обнаружения дефектов в трубопроводах (патент RU №2229708 [35]) является повышение производительности и увеличение длин надежно диагностируемых секций трубопроводов центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения коммунальных хозяйств городов.
При этом поставленная задача решается за счет того, что для обнаружения дефектов в трубопроводах на концах контролируемого участка трубопровода устанавливают пары акустических датчиков, в каждой паре одним датчиком фиксируют продольные колебания, а другим - поперечные колебания, при этом регистрацию колебаний, генерируемых дефектом, осуществляют всеми датчиками одновременно с последующей их фильтрацией для выделения сигналов с частотой 1000-2500 Гц и сравнивают сигналы акустических датчиков в каждой паре между собой для выделения сигналов от дефекта, сигналы от датчиков продольных колебаний, генерируемых дефектом, преобразуют в цифровые коды, цифровым кодом одного из датчиков манипулируют высокочастотное колебание по фазе, усиливают полученный фазоманипулируемый сигнал по мощности, излучают его в эфир, принимают фазоманипулированный сигнал на другом конце контролируемого участка трубопровода, умножают и делят его фазу на два, выделяют гармоническое напряжение, стабилизируют его начальную фазу, перемножают с принимаемым фазоманипулированным сигналом, выделяют модулирующий цифровой код, задерживают его по времени, перемножают с другим цифровым кодом, выделяют взаимную корреляционную функцию цифровых кодов, изменяют время задержки до получения максимального значения взаимной корреляционной функции, поддерживают максимальное значение взаимной корреляционной функции автоматическим изменением времени задержки, фиксируют время задержки, определяют местоположение дефекта на контролируемом участке трубопровода и регистрируют его, что выгодно отличает данный способ от известных способов [1-34].
Известный способ обнаружения дефектов в трубопроводах [35] реализован в известном устройстве (патент RU №2196312 [36]), которое включает два датчика вибрации, два усилителя, два фильтра, цифровой коррелятор, дисплей, передатчик, приемник, два аналого-цифровых преобразователя, шифратор, дешифратор, генератор высокой частоты, фазовый манипулятор, усилитель мощности, селектор фазоманипулированных сигналов, удвоитель фазы, два измерителя ширины спектра, блок сравнения, пороговый блок, ключ, демодулятор фазоманипулированных сигналов, два перемножителя, узкополосный фильтр и фильтр низких частот, что позволяет повысить надежность радиоканала путем использования сложных сигналов с фазовой манипуляцией.
Однако данный способ позволяет достичь технического результата только в условиях открытых трубопроводов, так как для передача зарегистрированных сигналов на диспетчерский пункт осуществляется по радиоканалу.
Как известно, трассы большинства магистральных трубопроводов пролегают по местности со сложным рельефом, включая дно водоемов, в том числе и морей. При этом для исключения влияния внешних условий на эксплуатационные характеристики магистрального трубопровода его, как правило, заглубляют, а на самых неблагоприятных участках местности размещают в бетонном «саркофаге», что практически исключает применение известного способа [35] для обнаружения дефектов в закрытых трубопроводах.
Кроме того, использование низких частот, с выделением сигналов с частотой 1000-2500 Гц, отягощается возрастанием влияния шумовой помехи, что для исключения влияния шумовой помехи требует усложнения аппаратуры и позволяет регистрировать акустические сигналы с достаточной надежностью при определении только линейных свойств среды.
Известен также способ определения места и размеров течи в трубопроводе и устройство для его реализации (патент RU №2221230 [37]), который относится к технике контроля трубопроводных систем и предназначен для определения места повреждения и оценок размера повреждения в труднодоступных или недоступных техническому надзору напорных трубопроводах, в частности в подводных трубопроводах и в дюкерах. Техническим результатом является обеспечение помехоустойчивости, высокой точности определения места течи и оценки размеров повреждения трубопровода. Для этого осуществляют прием акустических сигналов шума течи двумя датчиками, расположенными вдоль трубопровода, преобразуют акустические сигналы в электрические сигналы, а после усиления, фильтрации, накопления и определения взаимного спектра электрических сигналов определяют наличие признаков акустических сигналов течи по уровню энергии взаимного спектра. Формируют сигнал тревоги и определяют места течи по разности времен прибытия акустических сигналов к двум датчикам. Оценивают диаметр повреждения по данным о частоте максимума модуля взаимного спектра, о скорости истечения струи, определяемой исходя из информации о давлениях и плотностях сред в трубопроводе и в окружающей среде, а также о скорости движения продукта в трубопроводе. Для трубопроводов большой протяженности в предлагаемый способ введен прием сигналов от акустических датчиков, расположенных параллельно трубопроводу на дистанциях d друг от друга, которые определяются по предлагаемым согласно изобретению математическим зависимостям. При этом накопление результатов и взаимно спектральный анализ сигналов осуществляют между каждой парой соседних датчиков непрерывно или эпизодически по заданной программе, а при выявлении сигнала тревоги, до уточнения места течи, определяют аварийный участок трубопровода между парой соседних датчиков, сигнализировавших о наличии течи. Устройство для определения параметров течи в трубопроводе содержит n измерительных каналов, каждый из которых состоит из последовательно соединенных блока акустических преобразователей, блока усиления, выход которого соединен с первым входом блока фильтрации, блока аналого-цифрового преобразования, а также содержит блок управления.
В устройство для осуществления известного способа [37] дополнительно введены: последовательно соединенные n-канальный блок уплотнения информации, мультиплексный канал передачи информации и блок разуплотнения информации, при этом n входов n-канального блока уплотнения информации соединены с соответствующими выходами n блоков аналого-цифрового преобразования, также введен n-1 канальный блок накопления и анализа взаимных спектров, имеющий n входов и n-1 выходов, при этом каждый из n физических каналов выхода блока разуплотнения информации соединен с соответствующим входом n-1 канального блока накопления, и канальный блок определения места течи, n-1 канальный блок определения размеров течи, n-1 канальный блок определения полосы фильтрации, входы которых параллельно соединены с соответствующими выходами n-1 канального блока накопления и анализа взаимных спектров, а выход n-1 канального блока определения полосы фильтрации соединен со вторыми входами блоков фильтрации, также введен блок формирования сигнала тревоги, вход которого соединен с выходом n-1 канального блока обнаружения течи, с выходом n-1 канального блока определения места течи и с выходом n-1 канального блока определения размеров течи, также введен индикатор места и размера течи, вход которого подсоединен к выходу блока формирования сигнала тревоги. Блок управления своими управляющими выходами и информационными входами присоединен к n-канальному блоку уплотнения информации, блоку разуплотнения информации, n-1 канальному блоку накопления и анализа взаимных спектров, n-1 канальному блоку обнаружения течи, n-1 канальному блоку определения места течи, n-1 канальному блоку определения размеров течи, n-1 канальному блоку определения полосы фильтрации, блоку формирования сигнала тревоги и индикатору места и размера течи.
Данный способ и устройство для его реализации выгодно отличаются от известного способа [35] и устройства [36], однако основным недостатком данного способа является то, что для сравнения вновь полученных функционалов с полученным в стационарных условиях требуется достаточно большой интервал времени, что не позволяет использовать его для экстренной диагностики трубопроводов высокого давления.
Кроме того, для получения достаточной оценки необходимо выполнить объемные измерения для набора статистических данных с последующей их обработкой, с использованием сложного математического аппарата (ковариационные функции, бактеровские и логарифмические функционалы), что в сочетании с отсутствием в известном способе (как и аналогах) учета условий влияния внешней среды, обусловленных литодинамическими процессами, придонными течениями, волнением и ледовыми нагрузками в прибрежной зоне, не позволяет оперативно оценить степень воздействия внешних факторов. При диагностике по виброакустическим шумам для трубопроводов, размещенных на дне водоема, акустические шумы внешней среды при экстремальных условиях вносят дополнительную погрешность при измерениях, что существенно снижает эффективность экстренной диагностики магистральных трубопроводов высокого давления и сужает область применения известных способов, особенно в зонах, подверженных динамическому изменению физико-географических и гидрологических факторов.
Известные способы диагностики трубопроводов обеспечивают решение задач, направленных на выявление мест утечек транспортируемого продукта, или связанных с обнаружением дефектов механического происхождения (вмятины, нарушение целостности сварных соединений и изоляции), вызванных питинговой и общей коррозией на теле трубы и потерей металла вследствие вмятин и задиров, преимущественно путем измерения сигналов по виброакустическим шумам или изменением давления с использованием зонного принципа. Использование известных способов для экстренной диагностики магистральных трубопроводов, уложенных по дну водоемов (морей и заливов) и имеющих длину сотни километров, практически неэффективно по причине их низкой производительности.
Для диагностики трубопроводов большой протяженности, уложенных по дну водоемов, помимо решения задач внутренней и внешней дефектоскопии на локальных участках необходимо и решение задачи по определению проблемных участков трубопровода на ранних стадиях развития предаварийной ситуации одновременно по всей длине трубопровода, что может быть достигнуто при обеспечении непрерывного контроля технического состояния трубопровода с обеспечением синхронизации измеряемых параметров по всей длине трубопровода от единой системы часов реального времени и календаря. Необходимость решения данной задачи обусловлена тем, что собственная динамика таких трубопроводов подвержена существенному влиянию внешних факторов. Так, элементы трубопроводов, лежащих над разломами или каньонами морского дна, под воздействием морских течений и движением песчаных волн испытывают как стационарные, так и пульсирующие нагрузки большой интенсивности. Эти нагрузки помимо статических деформаций трубопровода вызывают и их вибрацию. Последняя в процессе эксплуатации в экстремальных условиях может сравнительно за короткое время привести к появлению в материале трубопровода усталостных напряжений и, как следствие этого, к его преждевременному разрушению. Низкочастотные пульсации давления перекачиваемого продукта оказывают влияние на значения перерезывающих сил и изгибающих моментов, возникающих на изогнутых участках трубопровода. Возникающие нагрузки зависят от геометрии изогнутых участков и условий их закрепления и в определенной степени определяют ресурс изогнутых участков.
И если, при использовании известных способов диагностики локальных участков трубопровода, включающих критические узлы и элементы, обеспечивается возможность по измеренным посредством датчиков сигналам с последующей их обработкой по статистическим характеристикам, таким как спектры мощности и корреляционные функции, с последующим сравнением с эталонными значениями выполнить анализ возможных последующих повреждений, то обеспечить контроль технического состояния по всей длине трубопровода одновременно посредством известных способов практически невозможно ввиду того, что известные способы диагностики по набору измеряемых физических параметров не позволяют определить степень воздействия на трубопровод изменяющихся во времени таких факторов, как увеличение статических нагрузок на трубопровод вследствие его деформации, вызванной горизонтально-вертикальным перемещением конструкций вследствие заглубления в грунт морского дна, возникновением свободных пролетов, влиянием морских отложений, ввиду изменчивости критических элементов гидрометеорологических факторов, таких как ледяной покров, абразия, в том числе ледовая в прибрежной зоне, литодинамические процессы, поверхностное волнение в прибрежной зоне, подводные течения, колебания уровня моря, скорость и направление ветра в прибрежной зоне, температура воздуха и морской воды в прибрежной зоне, рост морских отложений, влияние ингибиторов, движение песчаных волн.
Известен также способ экстренной диагностики трубопроводов высокого давления (патент RU №2382270 [40]). Задачей заявленного технического решения [40] является расширение функциональных возможностей способа экстренной диагностики трубопроводов высокого давления, размещенных преимущественно на дне водоемов.
Поставленная задача достигается за счет того, что в способе экстренной диагностики трубопроводов высокого давления [40], заключающемся в измерении физических величин несколькими датчиками, расположенными по всей длине трубопровода, о состоянии изделия судят по результатам сравнения измеренных физических величин с полученными для стационарных условий в течение некоторого интервала времени, согласно изобретению измерение физических величин выполняют посредством датчиков, размешенных внутри трубопровода и с внешней стороны с синхронизацией измеряемых величин от единой системы часов реального времени и календаря, при этом посредством датчиков, размещенных внутри трубопровода, дополнительно измеряют географические координаты; при установлении эталонных параметров дополнительно определяют физические параметры внешней среды с последующей их коррекцией при изменении параметров внешней среды в период эксплуатации трубопровода непрерывно и циклами, при этом n-датчиков, размещенных внутри трубопровода, перемещаются в потоке транспортируемого продукта; n-датчиков перемещаются в потоке транспортируемого продукта со скоростью, равной скорости потока или менее чем скорость потока; дополнительно определяют степень воздействия на трубопровод внешней среды при изменении ее физических параметров по одновременно измеренным сигналам посредством датчиков, размещенных внутри трубопровода и с внешней стороны, о степени воздействия судят по сравнению измеренных и эталонных физических величин посредством кластеризации и численного моделирования до и после воздействия; измерение физических параметров внешней среды выполняют посредством датчиков, размещенных в точках наблюдения, расположенных на разных уровнях в горизонтальной и вертикальной плоскостях внешней среды; n-датчиков, расположенных в точках наблюдения, размещены стационарно и на подвижных морских объектах; n-датчиков, размещенных в точках наблюдения, дополнительно регистрируют сигналы искусственных акустических аномалий в водной среде и акустического импеданса донных слоев.
В отличие от известных способов, в данном способе экстренной диагностики трубопроводов высокого давления посредством датчиков измеряют конкретные физические параметры, а именно линейное смещение, угловую скорость, частоту и амплитуду вибрации на стыковых участках трубопроводов, географические координаты, а сравнение результатов измерений выполняют с учетом корректирующих сигналов, обусловленных влиянием литодинамических процессов, придонных течений, волнения и ледовых нагрузок в прибрежной зоне, измерение физических величин, характеризующих состояние трубопровода и внешней среды, выполняют с синхронизацией измеряемых величин от единой системы часов реального времени и календаря, что не требует достаточно большого интервала времени для набора достоверного объема статистических данных с последующей обработкой с привлечением сложного математического обеспечения, что позволяет оперативно производить диагностику трубопровода, а ввод корректирующих сигналов, обусловленных влиянием внешних факторов, расширяет функциональные возможности способа и исключает субъективные ошибки при диагностике, что особенно существенно для магистральных трубопроводов высокого давления, уложенных по дну водоемов, в том числе морей и океанов.
Новым в техническом решении [40] является то, что выполняют измерение конкретных физических величин, таких как линейное смещение, угловая скорость, частота и амплитуда вибрации на стыковых участках трубопровода, определение планово-высотных и географических координат посредством датчиков, размещенных внутри трубопровода и с внешней стороны, с синхронизацией измеряемых величин от единой системы часов реального времени и календаря; при установлении эталонных параметров дополнительно определяют физические параметры внешней среды с последующей их коррекцией при изменении физических параметров внешней среды в период эксплуатации трубопровода непрерывно и циклами; n-датчиков, размещенных внутри трубопровода перемещаются в потоке транспортируемого продукта; n-датчиков перемещаются в транспортируемом продукте со скоростью, равной скорости потока или менее скорости потока; дополнительно определяют степень воздействия на трубопровод внешней среды при изменении ее физических параметров по одновременно измеренным сигналам посредством датчиков, размещенных внутри трубопровода и с внешней стороны, о степени воздействия судят по сравнению измеренных и эталонных физических величин посредством кластеризации и численного моделирования в процессе непрерывной обработки и циклами до и после воздействия; измерение физических параметров внешней среды выполняют посредством датчиков, размещенных в точках наблюдения, расположенных на разных уровнях в горизонтальной и вертикальной плоскостях внешней среды; n-датчиков, расположенных в точках наблюдения, размещены стационарно и на подвижных морских объектах, посредством которых дополнительно регистрируют сигналы искусственных аномалий в водной среде и акустического импеданса донных слоев. Определение эталонных параметров выполняют с учетом корректирующих сигналов, обусловленных влиянием литодинамических процессов, придонных течений, волнения и ледовых нагрузок в прибрежной зоне, что выгодно отличает его от известных аналогов. Однако, как показывает анализ мирового опыта создания морских трубопроводных систем, особенностей, например региона Балтийского и Северного морей, а также имеющихся исходных данных по морским участкам Северо-Европейского газопровода («Северный поток»), потенциальные опасности для возникновения аварий и отказов трубопровода обусловлены рядом причин (Концепция создания и эксплуатации комплексной системы мониторинга технического состояния морских участков подводного газопровода / Биндер Я.И., Добротворский А.Н., Пешехонов В.Г., Яценко С.В. // С-П.: Ассоциация «Морские технологии и безопасность», Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт МО РФ, ЦНИИ «Электроприбор», ОАО «Электромеханика». Доклад на семинаре ОАО «Гипроспецгаз» и компании DNV по проблеме разработки нефтегазовых месторождений в арктических ледовых условиях, включая вопросы экспорта сжиженного природного газа, ноябрь 2004 г. [38]).
Потенциальные опасности для возникновения аварий и отказов трубопровода обусловлены в основном тремя группами причин:
I группа - процессами в геологической среде, экстремальными гидрометеорологическими условиями и природно-климатическими факторами;
II группа - опасностями техногенного происхождения;
III группа - нештатными технологическими режимами, а также естественными процессами, развивающимися с течением времени.
Особую опасность представляют процессы и явления в геологической среде, а именно экзогенные геологические процессы, гравитационное перемещение донного материала, изменение несущей способности грунта, сейсмичность морского дна и береговых зон, эндогенная геодинамика.
Проявлениями экзогенных (поверхностных) геологических процессов являются: размыв берега, ледовая абразия, абразионно-аккумулятивные процессы, связанные с волнением на открытых акваториях и придонными течениями.
Максимальная скорость дрейфа льда может составить 32-40 см/с. Наибольшие скорости придонных течений и связанные с ними литодинамические эффекты могут наблюдаться вблизи берега на глубинах до 15-20 м и достигать 180-220 см/с.
Возможным проявлением экзогенной геодинамики в пределах проектируемой трассы следует считать различного рода гравитационные перемещения донного материала в виде небольших оползней, просадок, связанных со склонами впадин в различных районах моря, когда угол наклона достигает 2-3 и более градусов на расстоянии нескольких сотен метров.
К числу опасностей природно-техногенного происхождения, формирующихся в поверхностной геологической среде, также относится динамическая деформация поверхностного слоя дна под воздействием вибрации лежащего на морском дне трубопровода.
Основная угроза эндогенной геодинамики связана с перемещением блоков земной коры и ее разуплотнением. Неравенство в скоростях движения, а тем более направленности этого движения для отдельных массивов (блоков земной коры), даже при минимальных скоростях неизбежно приводит в движение весь комплекс рыхлых покровных образований.
Экспериментально подтвержденные скорости таких перемещений составляют несколько миллиметров в год и более. Суммарное перемещение морского дна, возможное за весь эксплуатационный период газопровода, может составить заметную величину и создать определенную угрозу безопасности, особенно на участках перегиба и сочленения газопровода, а также выхода его на берег.
Можно сказать, что сейсмичность морского дна и береговых зон выступает в роли интегрального показателя и индикатора современной эндогенной геодинамики.
Инструментальная оценка сейсмичности затруднена, так как в настоящее время в этих зонах на территории РФ сейсмические станции наблюдения отсутствуют.
В тоже время большое количество наблюдательных пунктов на территории Финляндии указывает на периодическое, хотя и незначительное, колебание показателей сейсмической активности в пределах склона Балтийского кристаллического щита. К числу действующих практически постоянно факторов сейсмической опасности относятся микросейсмические процессы и явления, обуславливающие медленное накопление усталостных деформаций элементов сооружений и конструкций.
Экстремальные гидрометеорологические и природно-климатические условия обуславливают целый ряд факторов (ледяной покров, абразия береговой зоны, литодинамические процессы, поверхностное волнение, течения, штормы, изменения уровня моря, ветер, температура воздуха и морской воды, рост морских отложений и т.д.), приводящих к повышенным нагрузкам и нештатным эксплуатационным режимам газопровода.
Перечисленные выше воздействия, а также причины техногенного происхождения могут привести к планово-высотным перемещениям газопровода и увеличению статических и динамических нагрузок и, как следствие, накоплению усталостных напряжений, увеличению вибрационных нагрузок, возникновению свободных пролетов, заглублению отдельных участков в связи с изменением несущей способности грунта, что в итоге может привести к повреждению элементов конструкции газопровода вплоть до полного их разрушения.
Кроме того, нестабильность (смещение) грунта, внешние повреждения, напряжения в газопроводе влияют на восприимчивость последнего к появлению стресс-коррозионного растрескивания (Stress Corrosion Cracking (SCC)), основными причинами которого является воздействие окружающей среды (почвы, температуры, водного окружения, бактериальной активности) и действующих операционных нагрузок (прежде всего высокого циклического давления, например для СЕГ оно составляет - 25 МПа). Трещины SCC располагаются в колониях, содержащих сотни или тысячи индивидуальных трещин, которые со временем могут объединиться и вызвать утечку или разрыв трубы.
Указанные выше отличительные особенности СЕГ, а также протяженность трассы на морских участках (около 1200 км), отсутствие шлюзовых камер по трассе обуславливают необходимость постановки и решения задачи обеспечения комплексной системы мониторинга технического состояния морских участков магистральных трубопроводов, посредством технических средств их решения, а также режимов использования этих средств.
При этом применение тех или иных аппаратных средств диагностики (прежде всего внутритрубных снарядов, а также ROV - автоматизированного подводного движущегося средства, предназначенного в основном для обеспечения визуального осмотра участка трубопровода) должно определяться на основании информации, полученной с помощью систем первичных наблюдений и обработанной комплексом программ оперативной обработки, в результате чего вырабатываются обоснованные предложения (или рекомендации) по применению диагностических средств.
Так прогоны внутритрубных снарядов могут определяться следующими факторами:
- воздействием гидрометеорологических и природно-климатических факторов (например, ледяным покровом прибрежных районов (для региона Северных морей), вызывающим резкие изменения условий окружающей трубопровод среды, течениями и другими причинами, обуславливающими появление свободных пролетов трубопровода, его вибрационную нагрузку);
- сейсмической активностью.
И если гидрометеорологические и даже техногенные факторы, воздействующие на трубопровод, в значительной степени доступны контролю штатными средствами первичных наблюдений, то наблюдения сейсмической активности потребуют создания и развертывания принципиально новых технических средств.
Все вышесказанное позволяет выделить следующие определяющие составные части системы мониторинга технического состояния трубопровода:
внутритрубные диагностические снаряды, позволяющие:
- измерять изгибы (изгибные усилия), обусловленные планово-высотными смещениями трубопровода;
- измерять и привязывать профили проходных сечений трубопровода, а также деформации стенок, типа вмятин, овальностей, гофр, складок и т.д.;
- определять пространственное положение (позиционирование) трубопровода на местности;
- измерять и идентифицировать коррозионные дефекты и определять их точное положение;
комплекс программ апостериорной обработки полученной снарядами информации (ПАО);
системы первичных наблюдений, среди которых выделяется комплекс сейсмического мониторинга, назначением которого является выработка информации для программ оперативной обработки с целью формирования сигналов «сейсмической тревоги» и прогнозирования механических деформаций.
Так как планируемая трасса СЕГ (а также газопровода «Южный поток») проходит в тектонической зоне повышенного риска, что ставит остро вопрос об ее обустройстве сейсмическими станциями с современным оборудованием.
Эти станции должны быть оснащены сейсмическими датчиками сверхвысокой чувствительности, позволяющими регистрировать даже низкобальные колебания изменения несущей способности грунта в зоне проходящей трассы. Задача этих станций состоит не только в оперативном оповещении о проявлении сейсмической активности, но и в записи и сохранении всех зарегистрированных тектонических проявлений, на основании анализа которых могут строиться суммарные векторные диаграммы воздействий и рассчитываться интегральные оценки возможных смещений участков газопровода.
На каждой береговой станции вдоль трассы магистрального подводного трубопровода целесообразно разместить пары градиентометрических сейсмических приемников, в которых чувствительные элементы развернуты относительно друг друга в азимуте на 45 град. Каждая пара градиентометрических сейсмических приемников при этом выполняет роль направленной антенны. Расположение на разных сейсмических станциях при соответствующем повороте приборов в азимуте позволяет настроить сейсмические датчики на прием сигналов из определенной зоны, где пересекаются направления приема упругих колебаний.
Практика внутритрубной диагностики существующих трубопроводов подразумевает применение снарядов трех типов - измерительного (ИС) и дефектоскопического (ДС), а также снаряда для перекрытия трубопровода что обусловлено, прежде всего, необходимостью решения трех функционально разных задач:
- первой - измерения «геометрических параметров» трубопровода: координат, изгибов и соответствующих этим изгибам напряжений, что может быть решено путем применения бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) в составе измерительного снаряда, а также - измерения профиля поперечных сечений трубопровода, что решается применением профилеметрического модуля. Выявление изгибающих напряжений должно обязательно сопровождаться измерением профиля стенок трубопровода, с тем чтобы оперативно выявить величины деформаций стенок, обусловленных появившимися изгибами.
- второй - выявления, измерения и локализации коррозионных дефектов трубопровода, что решается применением дефектоскопического снаряда с магнитной диагностикой (отметим, что магнитная диагностика и профилеметрия не сочетаются в одном снаряде по ряду причин и прежде всего по разной пропускной способности прохождения сквозь искаженные за счет деформаций стенок диаметры трубопровода);
- третий - для перекрытия трубопровода и герметизации трубопровода при обнаружении мест утечек и удалении коррозии.
Кроме того, есть и экономические причины.
Измерительный снаряд определенно дешевле дефектоскопического снаряда. При обследовании трубопровода ИС не требует низкой скорости движения в отличие от снарядов с магнитной(4-5 м/с) и ультразвуковой диагностикой (1-2 м/с). Скорость измерительного снаряда может совпадать со скоростью носителя, т.е. прогон может осуществляться за время в несколько раз меньшее, чем прогон ДС, что, соответственно, снижает затраты на проведение прогона. Обслуживание прогона измерительного снаряда также экономичнее, чем обслуживание прогона ДС.
Все вышесказанное, а также тот факт, что частота прогонов измерительного снаряда в силу литодинамических, природно-климатических и других факторов в несколько раз выше, чем частота прогонов дефектоскопического снаряда, делает экономически более выгодным наличие двух типов снарядов.
Существующая на сегодня практика организации диагностики технического состояния трубопроводов с помощью снарядов внутритрубной диагностики показывает главное - снарядов внутритрубной диагностики как отдельного товара на рынке практически не существует. Потенциальному заказчику предлагается пакет услуг по проведению внутритрубной диагностики силами и средствами исполнителя (сервисной компанией, обеспечивающей разработку и изготовление подобных снарядов).
Данные для оценки расходов на каждый пропуск диагностического снаряда по морскому участку СЕГ (включая расходы на подготовку, собственно операцию по пропуску снаряда, техническое обслуживание после прохода, обработку информации, полученной снарядом) весьма разноречивы (от 4 до 13 млн долларов), но в любом случае не оставляют сомнений в чрезвычайной дороговизне внешнего сервиса.
Как показывает практика, для диагностики магистральных трубопроводов аналогичных СЕГ необходим измерительный снаряд, включающий БИНС и модуль профилеметрических измерений.
БИНС в составе измерительного снаряда позволяет решать следующие вопросы.
1. Точное определение местоположения трассы (позиционирование) трубопровода на местности, так называемый «mapping», что в первую очередь отвечает обязательным требованиям международного стандарта безопасности, выработанным ASME (American Society of Mechanical Engineers), особенно жестким для урбанизированных районов прокладки трубопровода, а также решает ряд прикладных вопросов (упрощает проведение ремонтных работ в отдаленных районах и т.д.).
Точность вычисления координат определяется типом применяемых инерциальных чувствительных элементов (ЧЭ) и числом маркерных точек с известными координатами (полученных с помощью GPS) по трассе трубопровода.
2. Определение с высокой точностью изгибов и деформаций линий трубопровода.
Сравнение результатов съемок, производимых внутритрубным снарядом через определенные промежутки времени, обеспечивает точный мониторинг планово-высотных смещений трубопровода и его изгибов, что доказывается многолетним опытом применения подобных снарядов за рубежом [38].
Так, например, анализ данных обследования подводных участков газового трубопровода в норвежском секторе Северного моря показал, что в условиях действия циклических значений эксплуатационного давления и температуры на подводных газовых линиях вероятно появление изгибов газопровода и выхода его отдельных участков из заглубления в траншеи. При этом сравнивается «старая» технология контроля смещений газовых линий с помощью ROV, оборудованного системой гидравлического щупа с регулируемой длиной для поиска поверхности трубопровода в траншее, и «новая» - с применением внутритрубного снаряда с БИНС на борту. «Старая» технология позволяла обследовать приблизительно 1,5 км в день, т.е. требовала большого ресурса времени и была очень дорогостоящей. «Новая» технология показала более высокую точность и оперативность обследования (