Способ ярусного рыболовного промысла на мелководных акваториях

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к промышленному рыболовству, а именно к технологии промысла рыбы. Может быть использовано для прибрежного промысла в условиях необорудованного побережья, в прибрежно-морском промысле на мелководных акваториях. Способ заключается в переходе морских рыболовных плавсредств в район лова, постановке яруса, застое, выборке яруса с уловом, хранении улова, сдаче улова в обработку, при этом после застоя процессы выборки и постановки яруса осуществляют одновременно при скорости движения судна от 0 до 3-х узлов. В качестве морского рыболовного плавсредства используют мореходный вездеход с ходовой системой на воздухоопорных гусеницах. На палубе мореходного вездехода устанавливают навигационно-промысловую рубку, съемное рыболовное оборудование для ярусного лова. В способе обеспечивается повышение эффективности ярусного промысла, улучшение его экологичности, что позволяет осваивать прибрежные территории в районах мелководных и прибрежных участков, недоступных для традиционных водоизмещающих судов. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к промышленному рыболовству, а именно к технологии промысла рыбы с использованием морских плавсредств.

Может быть использовано для прибрежного промысла в условиях необорудованного побережья, в прибрежно-морском промысле на мелководных акваториях, например при ярусном способе лова, преимущественно горизонтальном, как наиболее перспективном в прибрежье.

В рыболовстве известны способы добычи рыбы с использованием крючковых ярусных орудий лова. Для мелководья наиболее эффективными являются крючковые ярусы с горизонтальным положением хребтины в пространстве.

Для ярусного промысла традиционным является использование водоизмещающих судов с винтовым движительно-рулевым комплексом, оборудованных механизмами для постановки и выборки горизонтальных ярусных порядков.

Однако использование рыболовных судов с винтовым движительно-рулевым комплексом в прибрежной зоне обладает рядом недостатков. Достаточно сложно использовать на мелководных акваториях суда, имеющие винто-рулевой комплекс управления, поскольку существует опасность, с одной стороны, посадки судна на мель, с другой - разрушение сложившегося подводного ландшафта и биоценозов.

Технология ярусного промысла в настоящее время состоит из двух раздельных самостоятельных процессов - постановки ярусного порядка и выборка ярусного порядка. Выполнять постановку яруса технические возможности оборудования, задействованного в процессе постановки, позволяют на скорости судна 5-7 узлов (иногда больше). Выполнять выборку яруса технические возможности оборудования, задействованного в процессе выборки, позволяют, как правило, на скорости от 0 до 2-3 узлов.

С точки зрения оборудования, входящего в линию, это вполне совместимые технические операции.

Для работы с горизонтальными ярусными порядками оборудование может включать различные механизированные линии, отличающиеся как по схеме расположения механизмов, так и по степени автоматизации процессов. Рыболовное оборудование может быть размещено как непосредственно на открытой палубе, так и внутри контейнеров, устанавливаемых на палубе (патент РФ №14193, опубл. 10.07.2000 г.). Морской ярусный порядок состоит из большого числа секций. Каждая секция представляет собой хребтину, к которой крепят поводцы с крючками.

В течение всего процесса выборки судно маневрирует таким образом, чтобы хребтина яруса не сильно натягивалась и шла под небольшим углом к вертикали, не касаясь борта. Однако традиционно использующиеся на промысле одновинтовые водоизмещающие суда, движущиеся со скоростью до 2-3 узлов, находятся на грани управляемости даже при спокойной погоде. Ветер и волнение существенно усложняют управляемость и выборку яруса. Для удержания судна на курсе выполняются частые реверсы машиной на передний и задний ход. Поскольку постановка яруса обычно ведется с кормы, то и при работе машины на задний ход намотка рыболовных снастей на винт неизбежна. Поэтому процессы выборки и постановки ярусов на традиционных водоизмещающих судах-ярусоловах не совместимы во времени. Обычно после окончания выборки судно с поиском следует в новую точку постановки порядка и после его подготовки ставит ярусный порядок на новом месте.

Существенным недостатком использования традиционных водоизмещающих судов в ярусном лове также является невозможность безопасной работы на мелководных акваториях, вблизи берега и навигационных опасностей (рифы, затопленные объекты и т.п.), что существенно ограничивает районы ярусного лова в прибрежной зоне.

Ключевыми недостатками традиционного ярусного промысла являются следующие:

- невозможность эффективного рыбодобывающего промысла на мелководных и прибрежных участках;

- невозможность совмещения во времени выполнения процессов постановки и выборки ярусов в одном и том же районе лова.

По мнению авторов изобретения, одним из способов решения проблемы может стать использование в качестве плавсредства вездехода-амфибии. Известен вездеход-амфибия (патент РФ №64140, опубл. 27.06.2007). Однако для движения по воде он снабжен гребным битном, то есть не может быть использован для промысла ярусным способом по причинам, указанным выше.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является способ ярусного рыболовного промысла на мелководных акваториях, включающий переход морских рыболовных судов, оборудованных под ярусный лов в район лова, постановку яруса, застой, выборку яруса с уловом, хранение улова, сдачу улова в обработку (A.M.Мизюркин, А.В.Мизюркина, В.А.Пимнев, Л.И.Сорокин. «Снюрреводный и ярусный промыслы»: Уч. пос. Владивосток: Дальрыбвтуз (ТУ), 1997. Ч.2, 155 с.).

Недостатком этого способа промысла является невозможность эффективного освоения мелководных и прибрежных участков: во-первых, ввиду возможности наматывания на винт традиционных рыбодобывающих судов водорослей, ярусов и т.п. и, во-вторых, ввиду невозможности совместить во времени процессы выборки и постановки яруса.

Задачей изобретения является расширение возможностей для освоения мелководных и прибрежных участков, недоступных для традиционных судов, повышение эффективности рыболовного промысла на мелководных и прибрежных акваториях лова за счет совмещения во времени процессов выборки и постановки яруса, а также улучшение экологичности промысла за счет сохранения подводного ландшафта и сформировавшихся морских биоценозов.

Для решения поставленной задачи в способе ярусного рыболовного промысла на мелководных акваториях, включающем переход морских рыболовных плавсредств в район лова, постановку яруса, застой, выборку яруса с уловом, хранение улова, сдачу улова в обработку, согласно изобретению после застоя процессы выборки и постановки яруса осуществляются одновременно при скорости движения судна от 0 до 3-х узлов, а в качестве морского рыболовного плавсредства используют мореходный вездеход с ходовой системой на воздухоопорных гусеницах, на палубе которого устанавливают навигационно-промысловую рубку, съемное рыболовное оборудование для ярусного лова.

Съемное рыболовное оборудование для ярусного лова предварительно закрепляют на платформах, которые затем устанавливают на палубе мореходного вездехода с помощью стандартных узлов крепления.

Для промысла используют горизонтальный тип яруса.

Съемное рыболовное оборудование для ярусного лова, размещаемое на палубе вездехода, устанавливают в контейнере.

Предложенное в изобретении известное транспортное средство-амфибия на воздухоопорных гусеницах (именуемое в настоящей заявке - мореходный вездеход), обладает повышенными ходовыми качествами в условиях морского мелководья и прибойной полосы (www.msun.ru/res/www/Azovcev/tsvgrus.htm). Сочетание в мореходном вездеходе, мореходности, вездеходности, амфибийности позволяет одним видом транспорта, а в малых хозяйствах одним экземпляром, выполнять работы на море и побережье.

На фиг.1 показан общий вид мореходного рыболовного вездехода с контейнером с установленным в нем промысловым оборудованием.

На фиг.2 показан общий вид расположения промыслового оборудования на рыболовном мореходном вездеходе (контейнер показан без покрытия).

На фиг.3 представлена схема расположения элементов ярусной системы во время лова.

Мореходный вездеход с ходовой системой на воздухоопорных гусеницах удовлетворяет требованиям универсальности, мореходности, амфибийности, является экологичным, сохраняющим управляемость при низких скоростях хода (www.msun.ru/res/www/Azovcev/tsvgrus.htm). По мнению авторов настоящей заявки, в отличие от обычного судна такое мореходное плавсредство для рыбного промысла ярусным оборудованием позволяет исключить опасность посадки на мель, так как конструкция ходовой системы вездехода создает возможность перемещаться и по воде, и берегу, что позволяет производить добычу рыбы как на мелководье, так и вблизи отдельных навигационных опасностей. Это позволит наиболее объемлюще осваивать прибрежные промысловые участки.

Отличие мореходного вездехода от обычного водоизмещающего судна с точки зрения управляемости состоит в отсутствии винто-рулевого комплекса, а управляемость осуществляется за счет различной скорости вращения параллельно расположенных воздухоопорных гусениц. Мореходный вездеход остается управляемым при движении с любой сколь угодно малой скоростью, и даже при наличии ветра и волнения. Намотка орудий лова на движитель исключается даже при кратковременных движениях задним ходом во время постановки яруса с кормы. Это позволяет замкнуть технологический процесс постановки и выборки горизонтальных ярусных порядков, то есть совместить два процесса во времени, что позволяет сократить время нахождения судна на промысле и, следовательно, расход топлива.

Изобретение осуществляется следующим образом.

Перед выходом мореходного вездехода в район лова на его палубе устанавливают контейнер, состоящий из платформы и съемного покрытия. Внутри контейнера размещают рыболовное оборудование для ярусного лова, которое крепится на платформах с помощью стандартных узлов крепления (фиг.1, фиг.2).

Рыболовное оборудование, предварительно закрепленное на съемных платформах, при размещении на мореходном вездеходе устанавливается таким образом, чтобы выборка яруса производилась на переднем ходу через расположенную в носовой части судна выборочную лебедку 1, а постановка яруса производилась после наживочной машины 3, расположенной в кормовой части вездехода (фиг.3).

При достижении места промысла скорость движения вездехода устанавливают 2-3 узла и начинают лов рыбы (постановку яруса с наживленными крючками, застой, когда рыба заглатывает наживку, выборку ярусов с пойманной рыбой). Скорость в 2-3 узла является оптимально технологичной для постановки и выборки ярусов.

Согласно заявляемому изобретению после застоя при движении передним ходом со скоростью до 2-3 узлов с помощью выборочной лебедки 1, установленной в носовой части судна, поднимается хребтина яруса. Поднятую на палубу рыбу снимают с крючков. В случае запутывания поводцов или сложности, возникшей при снятии рыбы с крючка, выборка хребтины может приостанавливаться (малая скорость судна позволяет это делать). Далее ярус по направляющим протягивается к отделителю крючков 2, откуда поступает дальше на наживочную машину 3, где производится наживление крючков. Запасные кассеты яруса хранятся в системе-магазине 4.

После наживления крючков ярус опускают с кормы в воду. Таким образом, складывается замкнутый цикл ловли рыбы, когда совмещаются во времени выборка и постановка яруса. Малая скорость протягивания через наживочную машину обеспечивает 100% наживление крючков, чего невозможно добиться при скоростях постановки яруса 5-6 узлов, когда наживляется до 80% крючков. По окончании рыболовных работ вездеход доставляет улов на береговые рыбообрабатывающие предприятия. Использование вездехода позволяет отказаться от дополнительного перегрузочного транспорта.

Таким образом, достигается технический результат - повышение эффективности ярусного промысла и улучшение его экологичности.

Изобретение способствует развитию технологии прибрежного промысла в условиях необорудованного побережья за счет применения мореходных вездеходов на воздухоопорных гусеницах.

Применение для ярусного лова морского вездехода в качестве рыболовного плавсредства, вместо традиционных водоизмещающих судов, позволяет:

1) осваивать прибрежные территории в районах мелководных и прибрежных участков, недоступных для традиционных водоизмещающих судов;

2) снизить производственные затраты за счет интенсификации производства путем внедрения замкнутого технологического процесса постановки и выборки ярусного порядка, а также за счет отказа от иного транспорта для доставки улова с места промысла.

1. Способ ярусного рыболовного промысла на мелководных акваториях, включающий переход морских рыболовных плавсредств в район лова, постановку яруса, застой, выборку яруса с уловом, хранение улова, сдачу улова в обработку, отличающийся тем, что после застоя процессы выборки и постановки яруса осуществляют одновременно при скорости движения судна от 0 до 3 узлов, а в качестве морского рыболовного плавсредства используют мореходный вездеход с ходовой системой на воздухоопорных гусеницах, на палубе которого устанавливают навигационно-промысловую рубку, съемное рыболовное оборудование для ярусного лова.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что съемное рыболовное оборудование для ярусного лова предварительно закрепляют на платформах, которые затем устанавливают на палубе мореходного вездехода с помощью стандартных узлов крепления.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют горизонтальный тип яруса.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что съемное рыболовное оборудование для ярусного лова, размещаемое на палубе вездехода, устанавливают в контейнере.