Устройство безопасности для лифтовой установки, а также лифтовая установка с таким устройством безопасности

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к устройствам безопасности лифтовых установок. Лифтовая установка (10) содержит первую лифтовую кабину (А1), вторую лифтовую кабину (А2), которые установлены с возможностью перемещения в вертикальном направлении (z) в общей лифтовой шахте (11) лифтовой установки (10), привод тормоза останова, устройство безопасности. Устройство безопасности содержит систему обработки данных (22), по крайней мере одну электрооптическую систему (20) сбора информации с первым источником (21) света в первой лифтовой кабине (А1) и первым детектором (22, 24) во второй лифтовой кабине (А2) или в зоне конца шахты. Первый детектор (22, 24) включает в себя светочувствительную сенсорную зону. Первый источник (21) света излучает сфокусированный первый световой луч (L1) под первым углом (W1) по отношению к вертикальному направлению (z) и первый угол (W1) заранее задан таким, что при сближении лифтовых кабин (A1, А2) первый световой луч (L1) падает на первую сенсорную зону (22), и поэтому может детектироваться первым детектором (22, 24) и первый детектор (22, 24) вызывает ответное действие: размыкание цепи безопасности, по меньшей мере, одной лифтовой кабины (A1, А2), сигнал системе управления лифтом, включение тормозного механизма, по меньшей мере, одной лифтовой кабины (A1, А2), включение шахтного парашюта, по меньшей мере, одной лифтовой кабины (A1, А2), перевод, по меньшей мере, одной лифтовой кабины (A1, А2) в режим раннего предупреждения, корректировка вертикальной скорости (v1, v2), по меньшей мере, одной лифтовой кабины (А1, А2). Повышается надежность системы безопасности лифтовой установки, а также упрощение ее конструкции. 4 н. и 16 з.п. ф-лы, 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к устройству безопасности для лифтовой установки, по меньшей мере, с одной лифтовой кабиной согласно ограничительной части независимых пунктов формулы изобретения. Кроме того, изобретение относится к соответствующей лифтовой установке.

Как правило, каждая лифтовая кабина мультимобильной лифтовой установки оборудована своим собственным приводом и своей собственной тормозной системой. Электронное управление всей лифтовой установкой часто исполнено таким, что столкновение между отдельными лифтовыми кабинами исключено. Особенно при аварийной остановке, но также и при штатной остановке кабины нельзя гарантировать, что при любых обстоятельствах другая находящаяся в той же самой лифтовой шахте кабина может еще своевременно остановиться, чтобы избежать столкновения. Это можно было бы предотвратить, если бы посредством системы управления были предусмотрены достаточные расстояния между отдельными лифтовыми кабинами, а также соответствующие им вертикальные скорости. При этом, однако, не может быть полностью реализована транспортирующая производительность мультимобильной лифтовой установки, что сказывается на экономической эффективности.

Из европейского патента ЕР 769469 В1 в настоящее время известна мультимобильная лифтовая установка, в которой имеется устройство для размыкания цепи безопасности лифтовой кабины в случае нежелательного ее сближения с другой лифтовой кабиной. Согласно указанному патенту на каждой лифтовой кабине установлен модуль безопасности, который определяет местоположения кабин и их скорости, чтобы при необходимости можно было применить торможение и к другим лифтовым кабинам. Любой из модулей безопасности должен всегда располагать информацией о местоположениях и скоростях движения всех других взаимосвязанных лифтовых кабин и обрабатывать ее, чтобы правильно реагировать на аварийную ситуацию. Для этого необходим специальный модуль для принятия решения, который ответственен за выработку команды на остановку в аварийной ситуации.

Аналогичное требующее больших затрат решение известно из международной патентной заявки WO 2004/043841 А1. Согласно этой патентной заявке на каждой лифтовой кабине могут быть установлены инфракрасные, лазерные или ультразвуковые датчики, которые определяют расстояние конкретной лифтовой кабины до ближайшей сверху или снизу лифтовой кабины. Кроме того, предлагается дополнительно использовать шахтную информационную систему, чтобы, например, могли сканироваться расположенные в шахте измерительные линейки датчиков лифтовых кабин в форме световых отражателей. С помощью и этого электрооптического метода обеспечивается возможность контролирования расстояния между лифтовыми кабинами, а при необходимости и расстояния до дна шахты, и в аварийной ситуации вмешиваться в управление с целью предотвратить столкновение.

В первую очередь описанное в международной патентной заявке WO 2004/043841 А1 решение требует больших затрат, потому что оно требует взаимосвязи между различными ортоэлектронными компонентами лифтовых кабин, чтобы обеспечить получение информации о мгновенном расстоянии между лифтовыми кабинами и их мгновенной скорости.

Кроме того, описанные решения трудно реализовать практически, так как все системы должны быть согласованы друг с другом. Сложность системы обусловливает и вероятность того, что эти решения подвержены влиянию помех.

С учетом известных устройств, первой задачей настоящего изобретения является создание мультимобильной лифтовой установки, в которой кабины при сближении двух лифтовых кабин во избежание столкновения самостоятельно останавливаются, без необходимости требующего больших затрат обмена информацией между указанными лифтовыми кабинами.

Другая задача настоящего изобретения состоит в том, чтобы в лифтовой установке, по меньшей мере, с одной лифтовой кабиной при приближении лифтовой кабины к одному из концов шахты предотвратить нежелательное сближение или столкновение кабины с концами шахты.

Другими словами, речь идет о простом и надежном устройстве для повышения безопасности лифтовых установок.

Решение задачи достигается в соответствии с признаками независимых пунктов формулы изобретения. Предпочтительные варианты осуществления изобретения реализованы согласно зависимым пунктам формулы изобретения.

Настоящее изобретение может использоваться в одинаковой степени как для предотвращения столкновения двух лифтовых кабин, которые сближаются друг с другом, так и для предотвращения столкновения одной лифтовой кабины с одним концом шахты. Далее описываются равноценные варианты соответствующего изобретению устройства безопасности для лифтовой установки.

В первом варианте устройство безопасности для лифтовой установки с верхней лифтовой кабиной и нижней лифтовой кабиной, которые могут по существу независимо друг от друга перемещаться в вертикальном направлении в общей лифтовой шахте лифтовой установки, включает в себя первую электрооптическую систему сбора информации с первым источником света в нижней зоне верхней лифтовой кабины и первый детектор. Первый детектор имеет светочувствительную первую сенсорную зону в верхней зоне нижней лифтовой кабины. Первый источник света излучает сфокусированный первый световой луч под первым углом по отношению к вертикальному направлению. Первый угол задан таким, чтобы при сближении верхней и нижней лифтовых кабин первый луч света падал на первую сенсорную зону, и поэтому может быть детектирован первым детектором, а первый детектор инициировал ответное действие, направленное на предотвращение столкновения указанных лифтовых кабин.

Кроме того, устройство безопасности включает в себя вторую электрооптическую систему сбора информации со вторым источником света в верхней зоне нижней лифтовой кабины и второй детектор в нижней зоне верхней лифтовой кабины.

Применение настоящего изобретения позволяет реализовать первый вариант и при наличии более чем двух лифтовых кабин, которые могут по существу независимо друг от друга перемещаться вертикально в общей лифтовой шахте. Причем в этом случае между каждой из этих лифтовых кабин имеется, по меньшей мере, один источник света и один выделенный для него детектор.

Во втором варианте устройство безопасности для лифтовой установки с нижним концом шахты и, по меньшей мере, с одной лифтовой кабиной, которая может перемещаться по существу независимо в вертикальном направлении в лифтовой шахте лифтовой установки, включает в себя первую электрооптическую систему сбора информации с первым источником света в нижней зоне лифтовой кабины и первым детектором. У первого детектора имеется светочувствительная первая сенсорная зона в зоне нижнего конца лифтовой шахты. Первый источник света излучает сфокусированный первый световой луч под первым углом по отношению к вертикальному направлению. Первый угол задан таким, чтобы при сближении верхней лифтовой кабины с нижним концом шахты первый луч света падал на первую сенсорную зону, и поэтому может быть детектирован первым детектором, а первый детектор инициировал ответное действие, направленное на предотвращение столкновения указанной лифтовой кабины.

Кроме того, устройство безопасности включает в себя вторую электрооптическую систему сбора информации со вторым источником света в зоне нижнего конца лифтовой шахты и второй детектор в нижней зоне указанной лифтовой кабины.

В третьем варианте устройство безопасности для лифтовой установки с верхним концом шахты и, по меньшей мере, с одной лифтовой кабиной, которая может перемещаться по существу независимо в вертикальном направлении в лифтовой шахте лифтовой установки, включает в себя первую электрооптическую систему сбора информации с первым источником света в зоне верхнего конца шахты и первым детектором. У первого детектора имеется светочувствительная первая сенсорная зона в верхней зоне лифтовой кабины. Первый источник света излучает сфокусированный первый луч света под первым углом по отношению к вертикальному направлению. Первый угол задан таким, что при сближении верхней лифтовой кабины с верхним концом шахты первый луч света падает на первую сенсорную зону, и поэтому может быть детектирован первым детектором, а первый детектор инициирует ответное действие, направленное на предотвращение столкновения указанных лифтовых кабин.

Кроме того, устройство безопасности включает в себя вторую электрооптическую систему сбора информации со вторым источником света в верхней зоне лифтовой кабины и второй детектор в зоне верхнего конца лифтовой шахты.

Само собой разумеется, указанные варианты можно комбинировать предпочтительным образом, т.е. лифтовая кабина второго варианта может быть нижней из нескольких лифтовых кабин в общей лифтовой шахте лифтовой установки первого варианта, обе из которых могут перемещаться по существу независимо в вертикальном направлении в лифтовой шахте.

Аналогично, лифтовая кабина третьего варианта может быть верхней из нескольких лифтовых кабин в общей лифтовой шахте лифтовой установки первого варианта, обе из которых могут перемещаться по существу независимо в вертикальном направлении в лифтовой шахте.

Конечно же, в одной лифтовой установке возможна и комбинация всех трех вариантов. Такая комбинация обеспечивает предотвращение столкновения обеих лифтовых кабин друг с другом и с концами шахты.

Преимущество изобретения следует из простоты компоновки всегда имеющихся в торговой сети электрооптических элементов, обеспечивающей предотвращение столкновения лифтовой кабины в лифтовой шахте. Следующее преимущество заключается в самостоятельности детектора в отношении определения удаления и вызывания автономного действия при нежелательном сближении лифтовых кабин. Кроме того, детектор во взаимодействии с локальным вычислительным устройством может при небольшой вычислительной трудоемкости с учетом информации о скорости вызвать предотвращающее столкновение ответное действие. К тому же резервирующая компоновка устройства безопасности обеспечивает дополнительную безопасность и допускает автономное и быстрое предотвращающее столкновение ответное действие всех лифтовых кабин.

Далее дается подробное описание изобретения на примерах вариантов его осуществления и с использованием немасштабных чертежей. Показывают:

фиг.1А - схематичный вид сбоку первой соответствующей изобретению мультимобильной лифтовой установки в первый момент времени;

фиг.1В - схематичный вид сбоку мультимобильной лифтовой установки согласно фиг.1А в более поздний момент времени;

фиг.2 - схематичный вид сбоку части второй соответствующей изобретению мультимобильной лифтовой установки;

фиг.3 - схематичный вид сбоку третьей соответствующей изобретению мультимобильной лифтовой установки.

Первый вариант осуществления изобретения описан с использованием обоих мгновенных изображений на фиг.1А и 1В. Показана простая мультимобильная лифтовая установка 10 с верхней лифтовой кабиной А1 и нижней лифтовой кабиной А2, которые могут перемещаться вертикально по существу независимо в общей лифтовой шахте 11 лифтовой установки 10 в вертикальном направлении z. С этой целью лифтовые кабины A1, A2 могут быть оборудованы одним приводом и одной тормозной системой для каждой лифтовой кабины A1, A2 или, например, могут быть подключены к центральной приводной системе по отдельности, чтобы обеспечить возможность индивидуального перемещения в лифтовой шахте 11. Кроме того, имеются и другие возможности обеспечения индивидуального перемещения лифтовых кабин мультимобильной лифтовой установки.

Предусмотрено устройство безопасности, включающее в себя первую электрооптическую систему 20 сбора информации с первым источником 21 света, который установлен в нижней зоне верхней лифтовой кабины A1, как схематично показано на фиг.1А и 1В. В качестве источников света особенно пригодны светодиоды, которые излучают сфокусированный свет. Еще более пригодны лазерные диоды или твердотельный лазер.

Кроме того, в состав системы 20 сбора информации входит первый детектор 22, который имеет светочувствительную первую сенсорную зону 22 в верхней зоне нижней лифтовой кабины A2. В качестве сенсорной зоны 22 можно использовать фотодиоды, фототранзисторы или другие светочувствительные элементы.

Первый источник 21 света исполнен и расположен так, что он излучает сфокусированный первый световой луч L1 под первым углом W1 по отношению к вертикальному направлению z. В показанном примере световой луч L1 направлен вниз.

На фиг.1А показано мгновенное изображение (расстояние между кабинами равно S1), где верхняя кабина лифта А1 движется со скоростью v1 вниз, а нижняя лифтовая кабина А2 находится в неподвижном состоянии (v2=0). В показанное мгновение луч света L1 падает на стену лифтовой шахты 11 где-то выше нижней лифтовой кабины А2.

Когда расстояние между обеими лифтовыми кабинами А1 и А2 уменьшится до некоторой минимальной величины S2, как показано на фиг.1В, то луч впервые окажется на сенсорной зоне 22.

Согласно изобретению первый угол W1 заранее задан или установлен таким, что при сближении верхней и нижней лифтовых кабин A1, A2 первый луч света L1 упадет на первую сенсорную зону, как только будет достигнуто минимальное расстояние S2. В этот момент падения световой луч L1 может быть детектирован первым детектором 22, 24 и этот детектор вызывает ответное действие R1, которое передается далее, например, по линии связи или соединительной линии 23 системе управления или аналогичному ей устройству.

Настоящее изобретение делает теперь возможными различные формы исполнения или стадии модификации устройства безопасности.

При простейшей форме реализации ответное действие может вызываться непосредственно при первом падении светового луча L1 на сенсорную зону 22. В этом случае достаточно, чтобы сенсорная зона 22 имела площадь, которая бы позволяла наверняка считать, что, несмотря на колебания в лифтовой установке 10, надежное детектирование светового луча L1 детектором 22, 24 возможно.

Следующая форма осуществления изобретения показана на фиг.2. На этой фигуре показано мгновенное изображение вскоре после того, как световой луч L1 был зарегистрирован первый раз светочувствительным участком 22.1 сенсорной зоны 22.

Участки предпочтительно могут наблюдаться отдельно, т.е. каждый из них имеет отдельное электрическое подключение. Предпочтительно для различных форм осуществления предусмотрена одна соответствующая система 24 (или 24 и 28 на фиг.3) обработки информации, чтобы можно было вызывать соответствующее адекватное действие (R1, R2, R3, R4) с учетом того, на какой из участков 22.1-22.n падает первый световой луч L1.

Если предположить такие же расстояния между кабинами, как на фиг.1А и 1В, то в показанный момент каждое из них было бы меньше, чем S2. Так как верхняя лифтовая кабина A1 продолжает двигаться в направлении нижней кабины A2 со скоростью v1, обусловленное световым лучом L1 «светящееся пятно» перемещается влево. Устройство безопасности теперь может быть исполнено, запрограммировано или отрегулировано так, что при первом падении луча на участок 22.1 сенсорной зоны 22 в качестве ответного действия объявляется раннее предупреждение или же лифтовая установка 10, соответствующая лифтовая кабина А1 и/или А2 переводится в режим предупреждения. Если же теперь светящееся пятно минует предварительно заданный следующий участок 22.4 сенсорной зоны 22, то может быть вызвано окончательное ответное действие (например, аварийная остановка в результате срабатывания тормозного устройства или шахтного парашюта верхней и/или нижней лифтовой кабины A1, A2). Такое двухступенчатое действие обеспечивает дополнительную безопасность и помогает таким путем предотвратить ложные срабатывания.

С использованием фиг.2 рассматривается теперь следующая форма реализации изобретения. Как показано стрелкой под сенсорной зоной 22, световое пятно перемещается со скоростью v1* влево, если относительное расстояние между лифтовыми кабинами A1, A2 уменьшается со скоростью v1. С учетом скорости v1* расчетным путем можно с помощью простых тригонометрических методов определить скорость v1. В случае когда, например, угол W1 составляет 45 градусов, v1*=v1, так как тангенс угла 45 градусов равен 1. Если W1 станет больше 45 градусов, то и v1* станет больше, чем v1. При еще меньших углах W1 v1* становится меньше, чем v1, т.е. могут быть достигнуты состояния снижения или замедления. В результате такого замедления размер сенсорной зоны 22 может уменьшаться, что, возможно, может быть преимуществом, так как соответствующие датчики являются дорогими.

На фиг.3 показан следующий вариант. Этот вариант в настоящее время является предпочтительным, так как обеспечивает наибольшую безопасность. Используются, как показано, две электрооптические системы сбора информации. Первая система сбора информации устроена аналогично показанной на предшествующих фигурах системе. Вторая система сбора информации может быть выполнена аналогично, но установлена в некотором роде зеркально в верхней зоне нижней лифтовой кабины A2. Соответствующая вторая сенсорная зона 26 находится в нижней зоне верхней лифтовой кабины A1.

В показанном примере оба угла равны, т.е. W1=W2. Углы, однако, могут быть заданы предварительно или отрегулированы и по-другому. При одинаковом исполнении электрооптических систем сбора информации и в случае, когда W1=W2, обе электрооптические системы сбора информации подают сигналы одновременно или вызывают на одно и одновременно ответные действия R3, R4.

На фигурах схематично показано, что детекторы вызывают соответствующие ответные действия. Форма ответных действий зависит от формы исполнения, программирования или регулировки устройств. На фигурах показано, что детекторы в состоянии через электропроводку или другие соединения 23 или 27 передавать сигналы или информацию. Эти сигналы или информация затем подвергаются обработке, прежде чем осуществятся ответные действия, или же сразу вызывают ответные действия, например, в виде размыкания переключателя, являющегося частью цепи безопасности.

Имеются много технических возможностей вызывания ответных действий. Соответствующий способ реализации этого зависит от различных особенностей соответствующей лифтовой установки 10. Если, например, в лифтовой установке 10 у каждой лифтовой кабины A1, A2 имеется своя индивидуальная цепь безопасности, можно с помощью детектора/детекторов разрывать цепь безопасности верхней и/или нижней лифтовой кабины A1, A2.

Мультимобильная лифтовая установка 10 имеет предпочтительно на каждую лифтовую кабину A1, A2 отдельную цепь безопасности, в которой несколько элементов безопасности, как например контакты и переключатели безопасности, соединены последовательно. В данном случае соответствующие лифтовые кабины A1 или A2 могут двигаться только тогда, когда цепь безопасности и тем самым все входящие в нее контакты безопасности замкнуты. Цепь безопасности соединена с приводом или тормозным механизмом лифтовой установки 10, чтобы прекращать движение соответствующей лифтовой кабины A1 или A2 в случае необходимости.

Изобретение может быть использовано также и в лифтовых установках, которые вместо упомянутой цепи безопасности включают в себя шинную систему безопасности.

В качестве альтернативы или дополнительно к размыканию цепей безопасности могут также включаться тормоза соответствующих лифтовых кабин A1, A2.

В качестве альтернативы или дополнительно могут приводиться в действие также возможно имеющиеся шахтные парашюты соответствующих лифтовых кабин A1, A2.

Таким образом, в зависимости от формы исполнения детекторы 22, 24 или 26, 28 могут вызывать одно или несколько следующих ответных действий:

- размыкание цепи безопасности, по меньшей мере, одной лифтовой кабины A1, A2,

- сигнал системе управления лифтом,

- включение тормозного механизма, по меньшей мере, одной лифтовой кабины A1, A2,

- включение шахтного парашюта, по меньшей мере, одной лифтовой кабины A1, A2,

- перевод, по меньшей мере, одной лифтовой кабины A1, A2 в режим раннего предупреждения,

- корректировка вертикальной скорости v1, v2, по меньшей мере, одной лифтовой кабины A1, A2.

Можно также при использовании изобретения реализовать дистанционный контроль расстояния или комбинированный контроль расстояния и скорости.

Углы W1, W2 можно установить в диапазоне от 0 до 90 градусов относительно вертикального направления z. Предпочтительно углы W1, W2 находятся в диапазоне от 0 до 60 градусов, особенно предпочтительно от 0 до 50 градусов.

Преимущественно угол W1, W2 во времени устанавливается переменным, в зависимости от некоторых или нескольких параметров, например от местоположения, скорости или ускорения лифтовой кабины A1, A2, от удаления, относительной скорости или относительного ускорения лифтовой кабины A1, A2 по отношению к точке отсчета или от режима работы лифтовой установки 10.

Благодаря регулировке угла W1, W2, можно, например, при повышенной скорости кабины A1, A2 устанавливать угол W1, W2 меньшим, для того, чтобы световой луч L1, L2 раньше падал на детектор 22, 24 и в результате последний мог раньше вызвать ответные действия R1, R2, R3, R4. При меньшей скорости необходимость раннего ответного действия R1, R2, R3, R4 соответственно уменьшается и поэтому можно устанавливать больший угол W1, W2. Аналогичная зависимость существует между ускорением и углом.

Режим работы лифтовой установки 10, как например в режиме проверки или в режиме обслуживания, предопределяет часто уменьшенную максимальную скорость. Поэтому в случае проверочного хода лифтовой кабины A1, A2 угол W1, W2 светового луча L1, L2 уже после перевода лифтовой кабины A1, A2 в режим проверки увеличивается, так как лифтовая кабина A1, A2 может перемещаться только с уменьшенной скоростью.

Местоположение лифтовых кабин A1, A2 служит, например, для определения времени переменной установки угла W1, W2. В соответствии с этим определяется критическое расстояние между лифтовыми кабинами A1, A2 или между лифтовой кабиной A1, A2 и конкретным концом шахты. Если достигнуто значение этого параметра, начинается переменная установка угла W1, W2.

В случае использования в одной и той же шахте 11 нескольких лифтовых кабин, соответствующее устройство безопасности может быть установлено и между этими лифтовыми кабинами.

Кроме того, могут быть также установлены соответствующие сенсорные зоны на нижнем и/или верхнем концах лифтовой шахты 11, чтобы предотвратить опасное приближение лифтовой кабины к соответствующему концу лифтовой шахты. Принцип действия в данном случае такой же, как и описанный применительно к другим формам исполнения.

1. Устройство безопасности для лифтовой установки (10) с первой лифтовой кабиной (А1) и второй лифтовой кабиной (А2), которые установлены с возможностью перемещения в вертикальном направлении (z) в общей лифтовой шахте (11) лифтовой установки (10), при этом устройство безопасности включает в себя первую электро-оптическую систему (20) сбора информации с первым источником(21) света в первой лифтовой кабине (А1) и первым детектором (22, 24), отличающееся тем, что- первый детектор (22, 24) включает в себя светочувствительную, первую сенсорную зону (22) во второй лифтовой кабине (А2), и- что первый источник (21) света излучает сфокусированный первый световой луч (L1) под первым углом (W1) по отношению к вертикальному направлению (z), и первый угол (W1) заранее задан таким, что при сближении лифтовых кабин (A1, А2) первый световой луч (L1) падает на первую сенсорную зону (22) и поэтому может детектироваться первым детектором (22, 24), и первый детектор (22, 24) вызывает ответное действие (R1, R2, R3, R4).

2. Устройство (20) безопасности по п.1, отличающееся тем, что устройство (20) безопасности включает в себя вторую электро-оптическую систему сбора информации со вторым источником света (25) во второй лифтовой кабине (А2) и вторым детектором (26, 28) в первой лифтовой кабине (А1).

3. Устройство безопасности по п.1, отличающееся тем, что первая сенсорная зона (22) имеет несколько светочувствительных участков (22.1-22.n), которые могут обрабатываться отдельно.

4. Устройство безопасности по п.1, отличающееся тем, что первый детектор (22, 24) включает в себя систему (24) обработки данных, чтобы можно было вызвать соответствующее ответное действие (R1, R2, R3, R4) в зависимости от того, на какой из участков (22.1-22.n) падает первый световой луч (L1).

5. Устройство безопасности по п.1, отличающееся тем, что первым детектором (22, 24) могут быть вызваны одно или несколько из следующих ответных действий:- размыкание цепи безопасности, по меньшей мере, одной лифтовой кабины (A1, А2),- сигнал системе управления лифтом,- включение тормозного механизма, по меньшей мере, одной лифтовой кабины (A1, А2),- включение шахтного парашюта, по меньшей мере, одной лифтовой кабины (A1, А2),- перевод, по меньшей мере, одной лифтовой кабины (A1, А2) в режим раннего предупреждения,- корректировка вертикальной скорости (v1, v2), по меньшей мере, одной лифтовой кабины (А1, А2).

6. Устройство безопасности по п.1, отличающееся тем, что с помощью одной или нескольких электро-оптических систем реализуется контроль расстояния или комбинированный контроль расстояния и скорости.

7. Устройство безопасности по любому из пп.1-6, отличающееся тем, что угол (W1, W2) между световым лучом (LI, L2) и вертикальным направлением (z) можно изменять во времени в зависимости от отдельных или нескольких параметров.

8. Устройство безопасности по п.7, отличающееся тем, что параметры характеризуют местоположение, скорость или ускорение лифтовой кабины (A1, А2), удаление, относительную скорость или относительное ускорение лифтовой кабины (A1, А2) по отношению к точке отсчета или режим работы лифтовой установки (10).

9. Лифтовая установка с устройством (20) безопасности по любому из пп.1-8, при этом лифтовая установка (10) имеет, по меньшей мере, одну лифтовую кабину (A1, А2) с приводом и тормозом останова для каждой лифтовой кабины (A1, А2), и при этом столкновение лифтовой кабины (А1, А2) можно предотвратить путем ответного действия (R1, R2, R3, R4).

10. Устройство безопасности для лифтовой установки (10) с нижним концом шахты и, по меньшей мере, одной лифтовой кабиной (А2), которая установлена с возможностью перемещаться в вертикальном направлении (z) в лифтовой шахте (11) лифтовой установки (10), при этом устройство безопасности включает в себя первую электро-оптическую систему (20) сбора информации с первым источником (21) света в лифтовой кабине (А2) и первым детектором (22, 24), отличающееся тем, что- первый детектор (22, 24) включает в себя светочувствительную, первую сенсорную зону (22) в зоне конца шахты, и- что первый источник (21) света излучает сфокусированный первый световой луч (L1) под первым углом (W1) по отношению к вертикальному направлению (z), и первый угол (W1) предварительно задан таким, что при приближении лифтовой кабины (А2) к концу шахты первый световой луч (L1) падает на первую сенсорную зону (22) и поэтому может быть детектирован первым детектором (22, 24), и первый детектор (22, 24) вызывает ответное действие (R1, R2, R3, R4).

11. Устройство (20) безопасности по п.10, отличающееся тем, что устройство (20) безопасности включает в себя вторую электро-оптическую систему сбора информации со вторым источником света (25) в зоне нижнего конца шахты и вторым детектором (26, 28) в лифтовой кабине (А2).

12. Устройство (20) безопасности по п.10 или 11, отличающееся тем, что лифтовая кабина (А2) является нижней из нескольких лифтовых кабин (A1, A2) в общей лифтовой шахте (11) лифтовой установки (10), причем обе лифтовые установки установлены с возможностью перемещаться в вертикальном направлении (z) в лифтовой шахте (11).

13. Устройство (20) безопасности по п.10 или 11, отличающееся тем, что лифтовая кабина (А1) является верхней из нескольких лифтовых кабин (A1, А2) в общей лифтовой шахте (11) лифтовой установки (10), причем обе лифтовые установки установлены с возможностью перемещаться в вертикальном направлении (z) в лифтовой шахте (11).

14. Устройство безопасности по п.10, отличающееся тем, что первая сенсорная зона (22) имеет несколько светочувствительных участков (22.1-22.n), которые могут обрабатываться отдельно.

15. Устройство безопасности по п.10, отличающееся тем, что первый детектор (22, 24) включает в себя систему (24) обработки данных, чтобы можно было вызвать соответствующее ответное действие (R1, R2, R3, R4) в зависимости от того, на какой из участков (22.1-22.n) падает первый световой луч (L1).

16. Устройство безопасности по п.10, отличающееся тем, что первым детектором (22, 24) могут быть вызваны одно или несколько из следующих ответных действий:- размыкание цепи безопасности, по меньшей мере, одной лифтовой кабины (A1, А2),- сигнал системе управления лифтом,- включение тормозного механизма, по меньшей мере, одной лифтовой кабины (A1, А2),- включение шахтного парашюта, по меньшей мере, одной лифтовой кабины (A1, А2), перевод, по меньшей мере, одной лифтовой кабины (А1, А2) в режим раннего предупреждения,- корректировка вертикальной скорости (v1, v2), по меньшей мере, одной лифтовой кабины (A1, А2).

17. Устройство безопасности по п.10, отличающееся тем, что с помощью одной или нескольких электро-оптических систем реализуется контроль расстояния или комбинированный контроль расстояния и скорости.

18. Устройство безопасности по п.10, отличающееся тем, что угол (W1, W2) между световым лучом (LI, L2) и вертикальным направлением (z) можно изменять во времени в зависимости от отдельных или нескольких параметров.

19. Устройство безопасности по п.18, отличающееся тем, что параметры характеризуют местоположение, скорость или ускорение лифтовой кабины (A1, А2), удаление, относительную скорость или относительное ускорение лифтовой кабины (A1, А2) по отношению к точке отсчета или режим работы лифтовой установки (10).

20. Лифтовая установка с устройством (20) безопасности по любому из пп.10-19, при этом лифтовая установка (10) имеет, по меньшей мере, одну лифтовую кабину (A1, А2) с приводом и тормозом останова для каждой лифтовой кабины (A1, А2), и при этом столкновение лифтовой кабины (А1, А2) можно предотвратить путем ответного действия (R1, R2, R3, R4).