Топливные композиции

Изобретение относится к получению топливных композиций, содержащих дистиллятное топливо и определенный тип присадок. Способ уменьшения отрицательного влияния моющей присадки на хладотекучесть топливной композиции, содержащей дистиллятное топливо, моющую присадку и присадку, улучшающую хладотекучесть, который включает введение в указанную композицию дополнительной присадки, выбранной из: (а) кислот и их смесей; и (b) присадок, улучшающих смазывающую способность. Так же предложены способ улучшения хладотекучести топливной композиции, способ повышения концентрации моющей присадки в топливной композиции, способ получения топливной композиции, способ уменьшения количества присадки, улучшающей хладотекучесть, и способ эксплуатации системы, потребляющей топливо. Технический результат - улучшение эксплуатационного качества хладотекучести топливной композиции, содержащей дистиллятное топливо, моющую присадку и присадку, улучшающую хладотекучесть. 6 н. и 20 з.п. ф-лы, 7 пр., 10 табл.

Реферат

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к применению с новой целью определенных типов присадок в топливных композициях, содержащих дистиллятные топлива.

Уровень техники

Известно, что в топливные композиции, содержащие дистиллятные топлива, в том числе такие среднедистиллятные топлива, как композиции дизельного топлива, вводят присадки, улучшающие хладотекучесть, с целью улучшения эксплуатационных качеств топлив при низких температурах. Особенно это применимо для "зимних" топливных композиций, которые предназначены для использования в холодных климатических зонах и/или в холодное время года. Известные присадки, улучшающие хладотекучесть, включают в себя присадки, улучшающие текучесть средних дистиллятов, и присадки, предотвращающие осаждение парафинов.

Кроме того, в такие топливные композиции вводят моющие присадки с целью уменьшения, удаления или замедления образования осадков в двигателе.

Однако было установлено, что на эффективность присадок, улучшающих хладотекучесть, может оказывать отрицательное воздействие введение моющих присадок в топливную композицию, содержащую дистиллятное топливо. В некоторых случаях моющие присадки могут деактивировать (по меньшей мере, частично) присадку, улучшающую хладотекучесть, причем сочетание этих двух факторов ухудшает эксплуатационное качество хладотекучести, по сравнению с качеством топливной композиции, без моющих присадок.

Краткое изложение изобретения

Цель настоящего изобретения заключается в разработке топливных композиций, содержащих дистиллятные топлива и/или присадки, для применения в таких композициях, для того, чтобы можно было преодолеть или, по меньшей мере, ослабить описанные выше проблемы.

Согласно первому замыслу настоящего изобретения разработано применение в топливной композиции, содержащей дистиллятное топливо, моющую присадку и присадку, улучшающую хладотекучесть, дополнительной присадки, которую выбирают из:

(a) кислот, особенно карбоновых кислот и их смесей; и

(b) присадок, улучшающих смазывающую способность,

с целью уменьшения эффекта моющей присадки на эксплуатационное качество хладотекучести композиции.

Во втором замысле настоящее изобретение обеспечивает применение в топливной композиции, содержащей дистиллятное топливо, моющую присадку и присадку, улучшающую хладотекучесть, дополнительной присадки, которая определена выше, с целью улучшения эксплуатационного качества хладотекучести композиции.

В третьем замысле настоящее изобретение обеспечивает применение в топливной композиции, содержащей дистиллятное топливо, моющую присадку и присадку, улучшающую хладотекучесть, дополнительной присадки, которая определена выше, с целью увеличения концентрации моющей присадки в композиции, или без ухудшения эксплуатационного качества хладотекучести композиции, или с меньшим ухудшением эксплуатационного качества хладотекучести, по сравнению с тем, которое могло быть вызвано увеличением концентрации моющей присадки.

В связи с этим третьим замыслом настоящего изобретения, термин "увеличение" охватывает любую степень увеличения, например, на 1% или больше от исходной концентрации моющей присадки, предпочтительно 2 или 5, или 10, или 20%, или больше. Это увеличение может быть сопоставлено с концентрацией моющей присадки, которая в ином случае была бы введена в топливную композицию с целью достижения характеристик и эксплуатационных качеств, которые требуются и/или являются желательными в контексте предполагаемого использования. Например, это может быть концентрация моющей присадки, которая присутствовала в топливной композиции до понимания того, что может быть использована дополнительная присадка, таким образом, как указано в настоящем изобретении, и/или которая присутствовала в другой, аналогичной топливной композиции, использование которой предполагается (например, на рынке сбыта) в аналогичном контексте, до добавления дополнительной присадки в композицию.

Согласно четвертому замыслу настоящего изобретения разработан способ получения рецептуры топливной композиции, который включает в себя: (i) совместное смешение топлива на основе дистиллята, моющей присадки и присадки, улучшающей хладотекучесть, необязательно с другими топливными компонентами, (ii) измерение эксплуатационного качества хладотекучести полученной смеси и (iii) введение дополнительной присадки, которая определена выше, в достаточном количестве, чтобы улучшить эксплуатационное качество хладотекучести смеси. Кроме того, этот способ может включать в себя измерение эксплуатационного качества хладотекучести базового топлива и присадки, улучшающей хладотекучесть, измерение изменения эксплуатационного качества хладотекучести в результате введения моющей присадки, и введение дополнительной присадки в количестве, достаточном, по меньшей мере, для частичного и предпочтительно полного противодействия любому отрицательному воздействию моющей присадки на эксплуатационное качество хладотекучести смеси базового топлива с присадкой, улучшающей хладотекучесть.

В пятом замысле настоящее изобретение обеспечивает применение в топливной композиции, содержащей дистиллятное топливо, моющую присадку и присадку, улучшающую хладотекучесть, дополнительной присадки, которая определена выше, с целью уменьшения количества присадки, улучшающей хладотекучесть, в этой композиции. Поскольку дополнительная присадка может быть использована, по меньшей мере, для частичного противодействия любому отрицательному воздействию моющей присадки на эксплуатационное качество хладотекучести, потенциально это дает возможность снизить концентрацию присадки, улучшающей хладотекучесть, которая может быть использована с целью достижения желаемого заданного уровня эксплуатационного качества хладотекучести во всей композиции.

В контексте этого пятого замысла настоящего изобретения, термин "снижение" охватывает любую степень уменьшения, например, на 1% или больше от исходной концентрации присадки, улучшающей хладотекучесть, предпочтительно на 2 или 5%, или 10 или 20%, хотя целесообразно нет снижения до нуля. Это снижение может быть сопоставлено с концентрацией присадки, улучшающей хладотекучесть, которая в ином случае была бы введена в топливную композицию с целью достижения характеристик и эксплуатационных качеств, которые требуются и/или являются желательными в контексте предполагаемого использования. Например, это может быть концентрация присадки, улучшающей хладотекучесть, которая присутствовала в топливной композиции до понимания того, что может быть использована дополнительная присадка, таким образом, как указано в настоящем изобретении, и/или которая присутствовала в другой, аналогичной топливной композиции, использование которой предполагается (например, на рынке сбыта) в аналогичном контексте, до добавления дополнительной присадки в композицию.

Например, в случае композиции дизельного топлива, использование которой предполагается в двигателе автомобиля, может быть желательным определенный уровень эксплуатационного качества хладотекучести для того, чтобы эта композиция соответствовала современным техническим условиям на топливо, и/или чтобы гарантировать эксплуатацию двигателя, и/или чтобы удовлетворить потребительский спрос, особенно в холодной климатической зоне или в холодный сезон. В соответствии с настоящим изобретением, такие стандарты еще могут быть достигнуты, даже при пониженной концентрации присадки, улучшающей хладотекучесть, благодаря тому, что дополнительная присадка ослабляет отрицательное воздействие любых присутствующих моющих присадок.

В следующем описании, используемый термин "дистиллятная топливная композиция" означает топливную композицию, содержащую дистиллятное топливо, обычно среднедистиллятное топливо. Такая композиция может содержать 0,1% по объему или больше дистиллятного топлива, обычно 1%, или 2, или 5% по объему или больше, предпочтительно 5%, или 10, или 25, или 50% по объему или больше, типично 75%, или 80, или 90, или 95% по объему или больше, причем в каждом случае дистиллятное топливо предпочтительно представляет собой среднедистиллятное топливо. Само дистиллятное топливо может включать в себя два или больше топливных компонентов. Наиболее предпочтительно, топливная композиция, полученная в соответствии с настоящим изобретением, полностью представляет собой среднедистиллятное топливо.

Среднедистиллятные топливные композиции, для которых используется настоящее изобретение, могут включать, например, печное топливо, промышленные газойли, автомобильные дизельные топлива, дистиллятное судовое топливо или топливные керосины, такие как авиационное топливо или отопительный керосин. Типичная композиция будет представлять собой или автомобильное дизельное топливо, или печное топливо. Предпочтительно топливная композиция, для которой используется настоящее изобретение, предназначается для применения в двигателе внутреннего сгорания; более предпочтительно, она представляет собой композицию автомобильного топлива, еще более предпочтительно - это композиция дизельного топлива, которая подходит для использования в автомобильном дизельном двигателе (с компрессионным воспламенением).

В частности, топливная композиция может быть приспособлена и/или предназначена для более холодных климатических зон и/или для более холодного времени года (например, оно может представлять собой так называемое "зимнее топливо").

В контексте настоящего изобретения дистиллятная топливная композиция обычно может содержать основную долю дистиллятного топлива на углеводородной основе, или в существенной степени или полностью состоит из него. Термин "основная доля" обычно означает 80% по объему или больше, более целесообразно 90 или 95% по объему или больше, наиболее предпочтительно 98 или 99 или 99,5% по объему или больше.

В частности, такое базовое топливо может быть топливом на основе среднего дистиллята, особенно дизельным базовым топливом, и в этом случае оно может включать в себя смесь компонентов среднедистиллятного топлива (обычно эти компоненты получают путем дистилляции или вакуумной дистилляции сырой нефти), или топливных компонентов, которые вместе образуют смесь среднего дистиллята. Компоненты среднедистиллятного топлива или их смеси обычно могут иметь диапазон выкипания в пределах обычного диапазона для средних дистиллятов от 125 до 550°С или от 150 до 400°С.

Дизельное базовое топливо может быть автомобильным газойлем (AGO). Предпочтительно, дизельное базовое топливо, используемое в настоящем изобретении, может иметь содержание серы не более 2000 вес.ч./млн (частей на миллион по весу). Более предпочтительно, это топливо будет иметь низкое или очень низкое содержание серы, например, не более 500 вес.ч./млн, предпочтительно не более чем 350 вес.ч./млн, наиболее предпочтительно не более чем 100, или 50, или 10 вес.ч./млн серы.

Типичные компоненты дизельного топлива представляют собой жидкие углеводородные масла среднедистиллятного топлива, например, произведенные из нефти газойли. Такие компоненты базового топлива могут иметь органическое или синтетическое происхождение. Обычно они могут иметь диапазон выкипания в пределах обычного диапазона для дизельного топлива от 125 или 150 до 400 или 550°С, в зависимости от сорта и применения. Типичные значения плотности топлива составляют от 0,75 до 1,0 г/см3, предпочтительно от 0,8 до 0,86 г/см3, при 15°С (стандарт IP 365) и измеренные значения метанового числа (ASTM D613) от 35 до 80, более предпочтительно от 40 до 75 или 70. Температура начала кипения топлив обычно находится в диапазоне от 150 до 230°С, а температура конца кипения - в диапазоне от 290 до 400°С. Кинематическая вязкость топлив при 40°С (ASTM D445) обычно может составлять от 1,5 до 4,5 мм2/с (сСт). Однако топливная композиция для использования в соответствии с настоящим изобретением может содержать топливные компоненты с показателями вне указанных диапазонов, так как свойства всей смеси могут отличаться, часто существенно, от свойств индивидуальных компонентов.

Такие виды топлива обычно подходят для использования в двигателе внутреннего сгорания с компрессионным воспламенением (дизель), с инжекцией или косвенного, или прямого типа.

Композиция дизельного топлива, которая получается при выполнении настоящего изобретения, предпочтительно также будет соответствовать этим общим техническим условиям. Целесообразно она будет соответствовать подходящим современным стандартным техническим требованиям, например, таким как EN 590:99 (для Европы) или ASTM D-975-05 (для США). В качестве примера, топливная композиция может иметь плотность от 0,82 до 0,845 г/см3 при 15°С; температуру конца кипения (ASTM D86) 360°С или меньше; цетановое число (ASTM D613), равное 51 или больше; кинематическую вязкость при 40°C (ASTM D445) от 2 до 4,5 мм2/с (сСт)); содержание серы (ASTM D2622) 350 вес.ч./млн или меньше; и/или суммарное содержание ароматических углеводородов (IP 391 (модификация)) меньше чем 11% мас. Однако соответствующие технические условия могут отличаться в разных странах, с каждым годом, и могут зависеть от предполагаемого использования топливной композиции.

Произведенный из нефти газойль может быть получен при нефтепереработке и необязательно при (гидро)очистке источника сырой нефти. Это может быть единственный поток газойля, полученный в таком процессе нефтепереработки, или смесь нескольких газойлевых фракций, полученных в процессе нефтепереработки с использованием различных технологических маршрутов. Примерами таких газойлевых фракций являются прямогонный газойль, вакуумный газойль, газойль, полученный в процессе термического крекинга, легкие и тяжелые рецикловые газойли, которые получены в установке флюидного каталитического крекинга, и газойль, который получен в установке гидрокрекинга. Необязательно, произведенный из нефти газойль может содержать некоторое количество керосиновой фракции, произведенной из нефти.

Такие газойли могут быть обработаны в установке гидрообессеривания (ГОС) для того, чтобы снизить содержание серы в газойле до уровня, подходящего для композиции дизельного топлива.

В способах настоящего изобретения базовое топливо может представлять собой или содержит так называемый "биодизельный" топливный компонент, такой как растительное масло или производное растительного масла (например, эфир жирной кислоты, в частности метиловый эфир жирной кислоты) или другие кислородсодержащие соединения, такие как кислоты, кетоны или сложный эфир. Такие компоненты необязательно являются биологическими производными.

Базовое топливо может представлять собой или содержать топливный компонент, произведенный в синтезе Фишера-Тропша, в частности газойль, произведенный в синтезе Фишера-Тропша. Такие виды топлива известны и применяются в композициях дизельного топлива. Они представляют собой или получаются из продуктов конденсационного синтеза Фишера-Тропша, как например имеющийся на рынке газойль, полученный в способе «Синтез среднего дистиллята фирмы Shell» (технология "Газ в жидкое топливо»), который эксплуатируется в г.Bintulu, Малайзия.

Обычно другие продукты способа "Газ в жидкое топливо" могут быть подходящими для введения в топливную композицию, полученную в соответствии с настоящим изобретением. Газы, которые превращают в жидкие топливные компоненты с использованием таких способов, могут включать в себя природный газ (метан), сжиженный нефтяной газ (например, пропан или бутан), "конденсаты", такие как этан, синтез-газ (СО/водород) и газообразные продукты, произведенные из угля, биомассы и других углеводородов.

Моющая присадка в топливной композиции может быть любой присадкой, содержащей моющее средство. Известно множество таких присадок, которые имеются на рынке; обычно их добавляют в автомобильные топливные композиции в концентрации, обеспечивающей снижение, удаление или замедление образования осадка в двигателе.

Примеры моющих средств, пригодных для использования в топливных присадках для целей настоящего изобретения, включают сукцинимиды, замещенные полиолефином, или сукцинамиды полиаминов, например, полиизобутилен-сукцинимиды или полиизобутиленамин- сукцинамиды, алифатические амины, основания Манниха или амины и полиолефин- (например, полиизобутилен-) малеинового ангидрида. Сукцинимидные диспергирующие добавки описаны, например, в документах GB-A-960493, ЕР-А-0147240, ЕР-А-0482253, ЕР-А-0613938, ЕР-А-0557516 и WO-A-98/42808. Особенно предпочтительными являются сукцинимиды, замещенные полиолефином, такие как полиизобутилен-сукцинимиды.

Моющие присадки могут присутствовать в композиции с концентрацией активного компонента от 50 до 1000 вес.ч./млн, целесообразно от 100 до 500 или от 100 до 300 вес.ч./млн.

Присадка, улучшающая хладотекучесть топливной композиции, может быть определена как любое вещество, которое способно улучшать эксплуатационное качество хладотекучести композиции, как описано ниже. Присадкой, улучшающей хладотекучесть, может быть, например присадка, улучшающая текучесть среднего дистиллята (MDFI), или присадка, предотвращающая осаждение парафинов (WASA), или их смесь, что более типично. В контексте настоящего изобретения присадкой, улучшающей хладотекучесть, может быть присадка, предотвращающая осаждение парафинов, или, по меньшей мере, она включает в себя такую присадку.

Например, присадки MDFI могут включать в себя соединения, содержащие виниловые сложные эфиры, такие как соединения, содержащие винилацетат, особенно полимеры. Сополимеры алкенов (например, этилен, пропилен или стирол, более типично этилен) и ненасыщенные сложные эфиры (например, винилкарбоксилаты, обычно винилацетат) являются известными примерами соединений, используемых в качестве MDFI.

Другие известные присадки, улучшающие хладотекучесть (также называются добавками, улучшающими хладотекучесть), включают полимеры с гребенчатой структурой (полимеры, имеющие множество ответвлений, содержащих углеводородные группы, свисающие от основной цепи полимера), полярные азотсодержащие соединения, которые включают в себя амиды, амины и соли аминов, углеводородные полимеры и линейные полиоксиалкилены. Примеры таких соединений приведены в документе WO-A-95/33805, на стр.3-16 и в примерах.

Дополнительные примеры соединений, применяемых в качестве присадок, улучшающих хладотекучесть, включают в себя те, что описаны в документе WO-A-95/23200. Они включают полимеры с гребенчатой структурой, которые определены на страницах 4-7, особенно те, что содержат сополимеры винилацетата и алкилфумаратные эфиры; и дополнительно присадки, улучшающие текучесть при низких температурах, описанные на страницах 8-19, такие как линейные кислородсодержащие соединения, включающие спиртовые алкоксилаты (например, этоксилаты, пропоксилаты или бутоксилаты) и другие сложные и простые эфиры; этиленовые сополимеры ненасыщенных сложных эфиров, такие как винилацетат или винилгексаноат; полярные азотсодержащие вещества, такие как амид фталевой кислоты или гидрированные амины (в частности, гидрированные амины жирных кислот); углеводородные полимеры (в частности, этиленовые сополимеры с другими альфа-олефинами, такими как пропилен или стирол); сернистые карбокси-соединения, такие как сульфонатные соли аминов с длинной цепью, аминосульфоны или аминокарбоксамиды; и алкилированные ароматические углеводороды.

В идеале соединения, применяемые в качестве присадок, улучшающих хладотекучесть, будут иметь доступные или ассоциированные протоны.

Особенно предпочтительными для применения в настоящем изобретении присадками, улучшающими хладотекучесть, являются присадки, которые содержат атомы азота, предпочтительно ассоциированные с протонами. Подходящие соединения представляют собой амины, соли аминов и амиды, в частности амины и их соли, наиболее предпочтительно протонированные амины. Целесообразно, по меньшей мере, одно такое соединение присутствует в топливной композиции, полученной в соответствии с настоящим изобретением.

Присадки, улучшающие хладотекучесть, традиционно входят в состав композиций среднедистиллятного топлива, таких как композиции дизельного топлива, с целью улучшения их эксплуатационного качества при пониженных температурах, и таким образом, улучшения работоспособности систем при низких температурах (обычно автомобилей), работающих на таких композициях.

Концентрация (активного компонента) присадки, улучшающей хладотекучесть, в топливной композиции, полученной в соответствии с настоящим изобретением может доходить до 1000 вес.ч./млн, предпочтительно до 500 вес.ч./млн, более предпочтительно до 400 или 300 вес.ч./млн. Концентрация активного компонента целесообразно будет составлять, по меньшей мере, 20 вес.ч./млн, предпочтительно, по меньшей мере, 30 или 50 вес.ч./млн, более предпочтительно, по меньшей мере 100 вес.ч./млн.

При практическом осуществлении настоящего изобретения присадка, улучшающая хладотекучесть, и моющая присадка обычно являются такими, что эксплуатационное качество хладотекучести композиции ухудшается, когда присутствуют обе присадки, по сравнению с ситуацией, когда присутствовала бы только присадка, улучшающая хладотекучесть (при той же самой концентрации). В таких ситуациях настоящее изобретение может предоставить положительный результат, за счет противостояния нежелательному взаимодействию между присадками, обеспечивающими хладотекучесть и моющий эффект.

Эксплуатационное качество хладотекучести топливной композиции можно удобно оценить с помощью измерений точки закупоривания холодного фильтра (CFPP) для композиции, предпочтительно с использованием стандартного метода испытания IP 309 или аналогичной методики. Точка закупоривания холодного фильтра топлива соответствует температуре, при которой (и ниже нее) парафины в топливе будут испытывать серьезные ограничения течения через сетчатый фильтр, и может коррелировать с работоспособностью транспортного средства при пониженных температурах. Уменьшение значения CFPP будет соответствовать улучшению эксплуатационного качества хладотекучести, при прочих равных условиях. Улучшение характеристики хладотекучести увеличивает диапазон климатических условий или сезонов, в которых топливо может быть эффективно использовано.

Эксплуатационное качество хладотекучести можно оценить любым другим подходящим способом, например, с использованием ускоренного испытания осаждения по методу Aral (EN 23015), и/или путем оценки эксплуатационных качеств дизельного двигателя, транспортного средства или других систем, работающих на топливной композиции при низких температурах. Температура, при которой измеряются такие эксплуатационные качества, может зависеть от климата, в котором предполагается применение топливной композиции, например, в Греции "низкотемпературные эксплуатационные качества" могут оцениваться при -5°С, тогда как в Финляндии низкотемпературные эксплуатационные качества могут потребоваться при -30°С. В более теплых странах, где топливо обычно применяется при повышенной температуре окружающей среды, может потребоваться оценка "низкотемпературного" эксплуатационного качества при температуре лишь на 5-10°С ниже температуры окружающей среды. Обычно улучшение эксплуатационного качества хладотекучести может проявляться как снижение минимальной температуры, при которой работа системы, потребляющей эту топливную композицию, может удовлетворять требованиям данного стандарта.

Улучшение эксплуатационного качества хладотекучести может проявляться как уменьшение, в идеале подавление, так называемых "колебательных" эффектов, которые могут наблюдаться в испытании CFPP при более высоких температурах, чем значение CFPP топлива. "Колебание" можно интерпретировать как, по меньшей мере, частичную закупорку фильтра в испытании CFPP, происходящую при более высокой температуре, чем CFPP. Такая закупорка будет проявляться в приборе CFPP, модифицированном с целью проведения таких измерений, как увеличение времени фильтрации, хотя бы на уровне менее 60 секунд. В случае достаточно серьезных колебаний испытание приходится преждевременно прерывать, причем значение CFPP будет зарегистрировано при более высокой температуре. Таким образом, когда колебания протекают в достаточно большой степени, это не проявляется как колебания, а просто наблюдается повышенное значение CFPP. В этой заявке ссылки на значения CFPP обычно могут быть измерены таким образом, чтобы учесть вклад таких колебательных эффектов (то есть значения CFPP завышены за счет этих эффектов).

Уменьшение колебательных эффектов может проявляться как полное отсутствие колебательного эффекта, который мог бы наблюдаться при измерении значения CFPP топливной композиции без добавления дополнительной присадки; и/или как уменьшение интенсивности такого колебательного эффекта (например, серьезные колебания становятся лишь слабыми колебаниями); и/или как снижение температуры, при которой возникает такой колебательный эффект. Поскольку колебательный эффект может привести к изменчивости измеряемых значений CFPP для топливной композиции, в жестком режиме испытаний происходит рост регистрируемой величины; такое снижение может быть выгодным, так как это может обеспечить более надежное и точное измерение значения CFPP композиции. В свою очередь это обеспечивает получение композиции, состав которой будет более точно соответствовать и доказательно соответствовать техническим условиям, таким как промышленные или регулятивные стандарты.

Ссылки на "нежелательный эффект" в отношении эксплуатационного качества хладотекучести могут быть истолкованы в соответствии с указанным выше. Такой эффект обычно будет соответствовать увеличению значения CFPP топливной композиции, и/или увеличению колебательных эффектов при измерении CFPP композиции, и/или ухудшению эксплуатационных качеств двигателя или транспортного средства, или других систем, работающих на композиции, особенно при низких температурах, как описано выше.

В контексте первого замысла настоящего изобретения, "снижающий" эффект моющей присадки на эксплуатационное качество хладотекучести охватывает любую степень уменьшающего эффекта (обычно нежелательный эффект, например, проявляющийся как повышение значения CFPP) моющей присадки на эксплуатационное качество хладотекучести топливной композиции. Это можно оценить по измерению эксплуатационного качества хладотекучести композиции (в том числе присадки, улучшающей хладотекучесть) как до, так и после введения моющей присадки. Таким образом, дополнительная присадка может быть добавлена с целью снижения степени дезактивации присадки, улучшающей хладотекучесть, за счет моющей присадки и/или за счет любых других компонентов, присутствующих в топливной композиции. В идеале влияние моющей присадки на эксплуатационное качество хладотекучести может быть полностью устранено под действием дополнительной присадки. Другими словами, эксплуатационное качество хладотекучести окончательной композиции будет не хуже, чем (в некоторых случаях меньше чем) качество композиции с присадкой, улучшающей хладотекучесть, но без моющей присадки.

В контексте второго и четвертого замысла настоящего изобретения, термин "улучшение" эксплуатационного качества хладотекучести топливной композиции включает в себя любую степень улучшения, по сравнению с эксплуатационным качеством композиции до введения дополнительной присадки. Например, этот термин может включать регулирование эксплуатационного качества хладотекучести композиции, под действием дополнительной присадки для того, чтобы соответствовать заданной цели, например, заданному значению CFPP.

С использованием настоящего изобретения значение CFPP композиции может быть снижено, по меньшей мере, на 1°С, по сравнению со значением CFPP до введения дополнительной присадки, предпочтительно, по меньшей мере, на 2°С, более предпочтительно, по меньшей мере, на 3°С и наиболее предпочтительно, по меньшей мере, на 4°С, или на 5, или иногда на 6, или 7, или 8°С.

С использованием настоящего изобретения значение CFPP композиции может быть снижено, по меньшей мере, на 0,3% от его значения (выраженного в градусах Кельвина) до введения дополнительной присадки, более предпочтительно, по меньшей мере, на 0,5% и наиболее предпочтительно, по меньшей мере, на 1%, или на 1,5, или на 2, или даже на 3, или 4%.

Топливная композиция, полученная в соответствии с настоящим изобретением, может иметь значение CFPP -5°С или ниже, предпочтительно -10 или -15°С или ниже. В предпочтительном варианте осуществления, композиция может иметь значение CFPP -20°С или ниже, предпочтительно -25, или -28, или -30°С или ниже.

В соответствии с настоящим изобретением "дополнительную присадку", применяемую в дистиллятной топливной композиции, выбирают из: (а) кислот и их смесей и (b) присадок, улучшающих смазывающую способность. Сама присадка (b), улучшающая смазывающую способность, может содержать одну или больше кислот; таким образом, дополнительная присадка, которая представляет собой кислоту (в частности, карбоновую кислоту, и наиболее конкретно жирную кислоту), может быть использована в качестве компонента композиции другой топливной присадки, такой как присадка, улучшающая смазывающую способность.

Кислота (а) может быть неорганической (например, азотной) или органической кислотой, причем последняя предпочтительна. В общем виде кислоту можно определить как любое вещество, способное отдавать протоны. Она может быть моно-, ди-, три- или поликислотой, предпочтительно моно-кислотой (особенно, если она является органической). Это может быть олигомер или полимер, имеющий одну или несколько функциональных групп кислоты, например олефиновый олигомер с кислотной функциональной группой. Этот материал может представлять собой кислую соль (например, карбоксилат протонированного амина), хотя целесообразно он может иметь или, по меньшей мере, быть ассоциированным с доступными протонами. В некоторых случаях соединения, включающие группы фенола, сложного эфира, амида или протонированного амина, могут быть достаточно кислотными, в плане их способности отдавать протоны, для того чтобы быть пригодными в качестве дополнительной присадки (а) в настоящем изобретении. Примеры таких соединений включают в себя те, что имеют группы, оттягивающие электроны, вблизи потенциально доступных атомов водорода, например, соединения формулы CH2(CO2R)2 или CH3COCH2CO2R, где R представляет собой гидрокарбильную, обычно алкильную, группу. В этой связи, в качестве донора протонов могут быть использованы полностью или частично гидролизированные карбоксилатные эфиры.

Если кислота (а) представляет собой органическую кислоту, например она может быть выбрана из карбоновых кислот и сульфоновых кислот (в частности, бензолсульфоновые кислоты, необязательно замещенные, например, алкильной или гидроксильной группами). Предпочтительно она является карбоновой кислотой и таким образом, может быть любой органической кислотой, содержащей группы -СO2Н или -CO2-H+. Кислота может быть алифатической (или насыщенной, или, по меньшей мере, частично ненасыщенной, и необязательно включает в себя циклические фрагменты) или ароматической, с прямой или разветвленной цепью. Например, она может содержать от 1 до 30, предпочтительно от 1 до 20 атомов углерода. Кислота может быть замещена другими группами, а также кислотной группой; например, она может быть гидроксикислотой, такой как молочная или гликолевая кислота, или карбонилзамещенной кислотой, такой как левулиновая кислота. Она может быть ненасыщенной кислотой, такой как акриловая или метакриловая кислота, или их производные, в частности олигомеры или полимеры.

Особенно предпочтительными карбоновыми кислотами для применения в настоящем изобретении являются жирные кислоты и их смеси. Такие жирные кислоты могут быть насыщенными или ненасыщенными (которые включают в себя полиненасыщенные кислоты). Например, они могут содержать от 1 или 2 до 30 атомов углерода, обычно от 10 до 22 атомов углерода, предпочтительно от 12 до 22, или от 14 до 20 атомов углерода, более предпочтительно от 16 до 18 атомов углерода и наиболее предпочтительно 18 атомов углерода. Примеры включают в себя олеиновую кислоту, линолеиновую кислоту, линоленовую кислоту, линолевую кислоту, стеариновую кислоту, пальмитиновую кислоту и миристиновую кислоту. Из них могут быть предпочтительными, олеиновая, линолеиновая и линоленовая кислоты, более предпочтительно олеиновая и линолеиновая кислоты.

Димеры или олигомеры жирных кислот также могут быть использованы в качестве дополнительных присадок (а).

В одном варианте осуществления настоящего изобретения, дополнительная присадка (а) представляет собой жирную кислоту таллового масла, которая произведена из таллового масла и содержит, главным образом, жирные кислоты (такие как олеиновая и линолеиновая) с небольшой долей смоляных кислот. Жирные кислоты таллового масла уже нашли применение в качестве присадки, улучшающей смазывающую способность.

В другом варианте осуществления настоящего изобретения дополнительная присадка (а) представляет собой уксусную кислоту. Кроме того, могут быть использованы другие карбоновые кислоты от C1 до С10, или от C1 до C8, или от C1 до С6, или от C1 до C4 в качестве дополнительной присадки.

Например, смесь, содержащая две или более, предпочтительно три или более, целесообразно четыре или более, карбоновых кислот (в идеале жирные кислоты) может быть предпочтительной для применения в настоящем изобретении. Такие кислоты могут быть выбраны, например, из олеиновой, линолеиновой, линоленовой, стеариновой и пальмитиновой кислот.

Особенно предпочтительная смесь может содержать от 25 до 85% мас. (обычно от 35 до 75 или от 40 до 70 или от 50 до 60% мас.) олеиновой кислоты, и/или от 5 до 50% мас. (целесообразно от 10 до 40, или от 10 до 30, или от 15 до 25% мас.) линолеиновой кислоты, и/или от 1 до 30% мас. (целесообразно от 2 до 20 или от 5 до 15% мас.) линоленовой кислоты, и/или от 1 до 30% мас. (целесообразно от 2 до 20, или от 5 до 15, или от 5 до 10% мас.) стеариновой кислоты, и/или от 1 до 30% масс.(целесообразно от 2 до 20, или от 5 до 15, или от 5 до 10% мас.) пальмитиновой кислоты. Такая смесь предпочтительно содержит, по меньшей мере, олеиновую и линолеиновую кислоты, более предпочтительно, по меньшей мере, олеиновую, линолеиновую и линоленовую кислоты, и наиболее предпочтительно олеиновую, линолеиновую, линоленовую, стеариновую и пальмитиновую кислоты.

Другая предпочтительная карбоновая кислота для применения в настоящем изобретении представляет собой ароматическое соединение, имеющее, по меньшей мере, одну карбоксильную группу, соединенную с ароматическим ядром, как раскрыто в документе WO-A-98/01516, в частности на стр.2, строки 28-35, на с.4, строка 3 до с.5, строка 11 и на с.8, строки от 4 до 18. Такие ароматические кислоты могут включать нафталиновые и другие диароматические или полиароматические кислоты, а также бензойную кислоту. Предпочтительно эти кислоты замещены одной или несколькими алкильными и/или алкоксильными группами. Обычно кислота представляет собой алкил-замещенную салициловую кислоту, имеющую формулу (R)n6Н(4-n)(ОН)СO2Н, где каждый заместитель R независимо выбирают из алкильных групп с прямой и разветвленной цепью, необязательно замещенных (хотя предпочтительно незамещенных), имеющих от 6 до 30, предпочтительно от 8 до 22, более предпочтительно от 8 до 18 атомов углерода, и n означает целое число от 1 до 4, предпочтительно 1. Разумеется, дополнительная присадка (а) может представлять собой смесь из двух или более таких алкилзамещенных ароматических кислот.

Присадка, улучшающая смазывающую способность (b), представляет собой любую присадку, способную улучшать смазывающую способность дистиллятной топливной композиции, и/или придающую противоизносные свойства композиции при ее использовании в двигателе или другой системе, потребляющей топливо. Хотя известно, что такие присадки входят в состав дистиллятных топливных ко