Способ определения степени адаптированности человека к водолазной подготовке
Изобретение относится к области медицины, в частности к морской медицине. Определяют адаптационный потенциал водолаза (APD). При этом показатели психофизиологического статуса оценивают до погружения, а состояние функций сердечно-сосудистой и нервной систем оценивают после погружения, а затем по формуле:
APD=0,12·P+0,15·S-0,025·A+0,06·D+0,002·M+0,014·C-0,22·K+0,31·T-31,7 где:
Р - частота сердечных сокращений, S - систолическое артериальное давление, А - скорость переработки информации, D - диастолическое артериальное давление, М - минутный объем кровообращения, С - время сложной сенсомоторной реакции, K - критическая частота слияния световых мельканий, Т - реактивная тревожность. Испытуемых с APD не менее 7,3 и не более 16,8 относят к группе имеющих удовлетворительную адаптированность к водолазной подготовке, 16,81-20,1 - к группе с напряженной адаптированностью, а набравших менее 7,3 балла и более 20,1 балла - к группе, имеющих неудовлетворительную адаптированность к водолазной подготовке. Способ повышает достоверность оценки при определении адаптированности к водолазной практике.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, в частности к морской медицине, может быть использовано в области водолазной медицины для повышения точности определения степени адаптированности человека (курсанта - будущего водолаза) к водолазной подготовке путем оценки показателей функционального состояния организма до и после выполнения погружения под воду.
Известны способы определения адаптированности человека к работе в экстремальных условиях (например, к военной службе) путем оценки функционального состояния организма. Определение, в основном, основано на исследовании показателей деятельности центральной нервной системы. При этом практически не учитываются показатели, характеризующие функции сердечно-сосудистой системы и психофизиологического статуса организма (Мызников И.Л. Состояние здоровья подводников в послепоходовый период / И.Л.Мызников, Л.В.Погост, В.Н.Соловьев // Воен.-мед. журн. - 1997. - №9. - С.36-39).
Адекватных способов определения степени адаптированности человека к водолазной подготовке в настоящее время не существует, что повышает вероятность возникновения нештатных ситуаций при ее проведении у курсантов - будущих водолазов. При этом водолазную подготовку курсантов - будущих водолазов можно рассматривать, как один из элементов их профессионального отбора (Мызников И.Л. Изменение функционального образа организма подводников на организованном послепоходовом отдыхе в условиях Европейского Севера / И.Л.Мызников, В.Н.Соловьев // Воен.-мед. журн. - 2007. - №12. - С.36-39).
Недостатком существующих способов определения адаптированности человека к работе в экстремальных условиях является их невысокая точность, а также отсутствие оценки состояния функций сердечно-сосудистой системы и психофизиологического статуса.
Целью изобретения является повышение точности определения степени адаптированности человека к водолазной подготовке, повышение безопасности проведения водолазной подготовки и улучшение качества профессионального отбора водолазов.
Цель достигается тем, что используется способ определения степени адаптированности человека к водолазной подготовке путем оценки функционального состояния организма до и после выполнения погружения в водолазном снаряжении регенеративного типа под воду в бассейне на глубину 3 метра и пребывания его на грунте в течение 10 мин, причем показатели психофизиологического статуса оценивают до погружения, а состояние функций сердечно-сосудистой и нервной систем оценивают после погружения, а затем по формуле:
APD=0,12·P+0,15·S-0,025·A+0,06·D+0,002·M+0,014·С-0,22·K+0,31·T-31,7
где:
P - частота сердечных сокращений после погружения под воду в бассейне (уд/мин);
S - систолическое артериальное давление после погружения под воду в бассейне (мм рт.ст.);
A - скорость переработки информации после погружения под воду в бассейне по корректурной пробе с кольцами Ландольта (бит/с);
D - диастолическое артериальное давление после погружения под воду в бассейне (мм рт.ст);
M - минутный объем кровообращения после погружения под воду в бассейне (мл);
C - латентный период сложной сенсомоторной реакции с выбором после погружения под воду в бассейне (мс);
K - критическая частота слияния световых мельканий после погружения под воду в бассейне (Гц);
T - реактивная тревожность до погружения под воду в бассейне (баллы);
определяют адаптационный потенциал водолаза (APD) при проведении водолазной подготовки, в баллах.
Водолазов (курсантов - будущих водолазов), набравших APD не менее 7,3 балла и не более 16,8 баллов, относят к группе имеющих удовлетворительную адаптированность к водолазной подготовке, 16,81-20,1 баллов - к группе с напряженной адаптированностью, а курсантов - будущих водолазов, набравших менее 7,3 балла и более 20,1 балла, - к группе, имеющих неудовлетворительную адаптированность к водолазной подготовке. При этом курсанты - будущие водолазы, имеющие АРК не менее 7,3 балла и не более 16,8 баллов, могут быть допущены к дальнейшей отработке задач водолазной подготовки и последующему назначению на должности, связанные с выполнением погружений под воду. Курсанты - будущие водолазы, имеющие APD 16,81-20,1 баллов, нуждаются в психофизиологическом сопровождении при проведении водолазной подготовки, а их допуск к дальнейшей отработке задач водолазной подготовки и последующему назначению на должности, связанные с выполнением погружений под воду, определяется индивидуально, после собеседования и углубленного психофизиологического обследования. Курсанты - будущие водолазы, у которых выявлен APD более 20,1 балла, а также 7,3 балла и менее должны быть отстранены от дальнейшей отработки задач водолазной подготовки, они не рекомендуются к назначению на должности, связанные с выполнением погружений под воду, а вопрос о годности их к дальнейшей службе в плавсоставе определяется индивидуально, после собеседования, а также углубленного медицинского и психофизиологического обследования.
Способ реализуется следующим образом.
Используют способ определения степени адаптированности человека к водолазной подготовке путем оценки функционального состояния организма до и после выполнения погружения в водолазном снаряжении регенеративного типа под воду в бассейне на глубину 3 метра и пребывания его на грунте в течение 10 мин, причем показатели психофизиологического статуса оценивают до погружения, а состояние функций сердечно-сосудистой и нервной систем оценивают после погружения, а затем по формуле:
APD=0,12·P+0,15·S-0,025·A+0,06·D+0,002·M+0,014·C-0,22·K+0,31-T-31,7
где:
P - частота сердечных сокращений после погружения под воду в бассейне (уд/мин);
S - систолическое артериальное давление после погружения под воду в бассейне (мм рт.ст.);
A - скорость переработки информации после погружения под воду в бассейне по корректурной пробе с кольцами Ландольта (бит/с);
D - диастолическое артериальное давление после погружения под воду в бассейне (мм рт.ст.);
M - минутный объем кровообращения после погружения под воду в бассейне (мл);
C - латентный период сложной сенсомоторной реакции с выбором после погружения под воду в бассейне (мс);
K - критическая частота слияния световых мельканий после погружения под воду в бассейне (Гц);
T - реактивная тревожность до погружения под воду в бассейне (баллы);
определяют адаптационный потенциал водолаза (APD) при проведении водолазной подготовки, в баллах.
Водолазов (курсантов - будущих водолазов), набравших APD не менее 7,3 балла и не более 16,8 баллов, относят к группе имеющих удовлетворительную адаптированность к водолазной подготовке, 16,81-20,1 баллов - к группе с напряженной адаптированностью, а курсантов - будущих водолазов, набравших менее 7,3 балла и более 20,1 балла, - к группе, имеющих неудовлетворительную адаптированность к водолазной подготовке. При этом курсанты - будущие водолазы, имеющие APD не менее 7,3 балла и не более 16,8 баллов, могут быть допущены к дальнейшей отработке задач водолазной подготовки и последующему назначению на должности, связанные с выполнением погружений под воду. Курсанты - будущие водолазы, имеющие APD 16,81-20,1 баллов, нуждаются в психофизиологическом сопровождении при проведении водолазной подготовки, а их допуск к дальнейшей отработке задач водолазной подготовки и последующему назначению на должности, связанные с выполнением погружений под воду, определяется индивидуально, после собеседования и углубленного психофизиологического обследования. Курсанты - будущие водолазы, у которых выявлен APD более 20,1 балла, а также 7,3 балла и менее должны быть отстранены от дальнейшей отработки задач водолазной подготовки, они не рекомендуются к назначению на должности, связанные с выполнением погружений под воду, а вопрос о годности их к дальнейшей службе в плавсоставе определяется индивидуально, после собеседования, а также углубленного медицинского и психофизиологического обследования.
Например, необходимо определить степень адаптированности четырех курсантов - будущих водолазов А., Б., В. и Г. к водолазной подготовке. Для этого у курсантов оценивают исходное состояние функций сердечно-сосудистой, нервной систем и психофизиологического статуса. После этого производят одевание курсантов в водолазное снаряжение регенеративного типа, и проводится погружение в бассейн на глубину 3 метра, где курсанты - будущие водолазы находятся 10 минут. При этом курсанты осуществляют хождение по дну бассейна. Через 10 минут курсанты подводники выходят из бассейна на поверхность, снимают водолазное снаряжение, после чего у них оценивают состояние функций сердечно-сосудистой, нервной систем и психофизиологического статуса.
При этом у курсанта А. были получены следующие показатели состояния функций сердечно-сосудистой, нервной систем и психофизиологического статуса:
- до погружения под воду в бассейне:
реактивная тревожность (T) - 29 баллов;
- после погружения под воду в бассейне:
частота сердечных сокращений (P) - 72 уд/мин;
систолическое артериальное давление (S) - 118 мм рт.ст.;
скорость переработки информации по корректурной пробе с кольцами Ландольта (A) - 0,76 бит/с;
диастолическое артериальное давление (D) - 70 мм рт.ст.;
минутный объем кровообращения (M) - 4200 мл;
латентный период сложной сенсомоторной реакции с выбором (С) - 320 мс;
критическая частота слияния световых мельканий (K) - 36 Гц;
Используя формулу, получаем:
APD=0,12·P+0,15·S-0,025·A+0,06·D+0,002·M+0,014·C-0,22·K+0,31·Т-31,7;
APD=0,12·72+0,15·118-0,025·0,76+0,06·70+0,002·4200+0,014·320-0,22·36+0,31·29-31,7;
APD=8,64+17,7-0,019+4,2+8,4+4,48-7,92+8,99-31,7;
APD=12,77
Следовательно, курсанта - будущего водолаза А. мы отнесем к группе курсантов, имеющих удовлетворительную адаптированность к водолазной подготовке. Курсант А. может быть допущен к дальнейшей отработке задач водолазной подготовки и последующему назначению на должности, связанные с выполнением погружений под воду.
У курсанта Б. были получены следующие показатели состояния функций сердечно-сосудистой, нервной систем и психофизиологического статуса:
- до погружения под воду в бассейне:
реактивная тревожность (T) - 32 балла;
- после погружения под воду в бассейне:
частота сердечных сокращений (P) - 83 уд/мин;
систолическое артериальное давление (S) - 125 мм рт.ст.;
скорость переработки информации по корректурной пробе с кольцами Ландольта (A) - 0,64 бит/с;
диастолическое артериальное давление (D) - 85 мм рт.ст.;
минутный объем кровообращения после (M) - 5100 мл;
латентный период сложной сенсомоторной реакции с выбором (C) - 370 мс;
критическая частота слияния световых мельканий (K) - 36 Гц;
Используя формулу, получаем:
APD=0,12·P+0,15·S-0,025·A+0,06·D+0,002·M+0,014·C-0,22·K+0,31·T-31,7;
APD=0,12·83+0,15·125-0,025·0,64+0,06·85+0,002·5100+0,014·370-0,22·36+0,31·32-31,7;
APD=9,96+18,75-0,016+5,1+10,2+5,18-7,92+9,92-31,7;
APK=19,47
Следовательно, курсанта - будущего водолаза Б. мы отнесем к группе курсантов с напряженной адаптированностью к водолазной подготовке. Курсант Б. нуждается в психофизиологическом сопровождении при проведении водолазной подготовки, а его допуск к дальнейшей отработке задач водолазной подготовки и последующему назначению на должности, связанные с выполнением погружений под воду, определяется индивидуально, после собеседования и углубленного психофизиологического обследования.
У курсанта - будущего водолаза В. были получены следующие показатели состояния функций сердечно-сосудистой, нервной систем и психофизиологического статуса:
- до погружения под воду в бассейне:
реактивная тревожность (T) - 35 баллов;
- после погружения под воду в бассейне:
частота сердечных сокращений (P) - 83 уд/мин;
систолическое артериальное давление (S) - 129 мм рт.ст.;
скорость переработки информации по корректурной пробе с кольцами Ландольта (A) - 0,65 бит/с;
диастолическое артериальное давление (D) - 89 мм рт.ст.;
минутный объем кровообращения (M) - 5400 мл;
латентный период сложной сенсомоторной реакции с выбором (C) - 410 мс;
критическая частота слияния световых мельканий (K) - 34 Гц;
Используя формулу, получаем:
APD=0,12·P+0,15·S-0,025·A+0,06·D+0,002·M+0,014·C-0,22·K+0,31·T-31,7;
APD=0,12·83+0,15·129-0,025·0,65+0,06·89+0,002·5400+0,014·410-0,22·34+0.31·35-31,7;
APD=9,96+19,35-0,016+5,34+10,8+5,74-7,48+10,85-31,7;
APD=22,84
Следовательно, курсанта - будущего водолаза В. мы можем отнести к группе курсантов, имеющих неудовлетворительную адаптированность к водолазной подготовке. Курсант В. должен быть отстранен от дальнейшей отработки задач водолазной подготовки, он не рекомендуется к назначению на должности, связанные с выполнением погружений под воду, а вопрос о годности его к дальнейшей службе в плавсоставе определяется индивидуально, после собеседования, а также углубленного медицинского и психофизиологического обследования.
У курсанта - будущего водолаза Г. были получены следующие показатели состояния функций сердечно-сосудистой, нервной систем и психофизиологического статуса:
- до погружения под воду в бассейне:
реактивная тревожность (T) - 29 баллов;
- после погружения под воду в бассейне:
частота сердечных сокращений (P) - 54 уд/мин;
систолическое артериальное давление (S) - 105 мм рт.ст.;
скорость переработки информации по корректурной пробе с кольцами Ландольта (A) - 0,75 бит/с;
диастолическое артериальное давление (D) - 58 мм рт.ст.;
минутный объем кровообращения (M) - 3420 мл;
латентный период сложной сенсомоторной реакции с выбором (С) - 320 мс;
критическая частота слияния световых мельканий (K) - 36 Гц;
Используя формулу, получаем:
APD=0,12·P+0,15·S-0,025·A+0,06·D+0,002·M+0,014·C-0,22·K+0,31·Т-31,7;
APD=0,12·54+0,15·105-0,025·0,75+0,06·58+0,002·3420+0,014·320-0,22·36+0,31·29-31,7;
APD=6,48+15,75-0,018+3,48+6,84+4,48-7,92+8,99-31,7;
APD=6,2
Следовательно, курсанта Г. мы можем отнести к группе курсантов, имеющих неудовлетворительную адаптированность к водолазной подготовке. Курсант - будущий водолаз Г. должен быть отстранен от дальнейшей отработки задач водолазной подготовки, он не рекомендуется к назначению на должности, связанные с выполнением погружений под воду, а вопрос о годности его к дальнейшей службе в плавсоставе определяется индивидуально, после собеседования, а также углубленного медицинского и психофизиологического обследования.
Проведенные нами исследования с участием 178 испытуемых курсантов - будущих водолазов убедительно доказали надежность использования данной формулы и высокую точность определения степени адаптированности курсантов к водолазной подготовке. При этом 109 курсантов были признаны имеющими удовлетворительную адаптированность, 47 курсантов - напряженную адаптируемость, а 22 курсанта - неудовлетворительную адаптируемость к водолазной подготовке.
Таким образом, используя способ определения степени адаптированности человека к водолазной подготовке путем оценки функционального состояния организма до и после выполнения погружения, лицо, осуществляющее медицинское и психофизиологическое сопровождение деятельности курсантов - будущих водолазов, сможет повысить точность определения адаптированности курсантов к водолазной подготовке, а следовательно, повысить качество профессионального отбора водолазов и увеличить безопасность проведения водолазной подготовки.
Способ определения степени адаптированности человека к водолазной подготовке путем оценки функционального состояния организма до и после выполнения погружения в водолазном снаряжении регенеративного типа под воду в бассейне на глубину 3 м и пребывания его на грунте в течение 10 мин, причем показатели психофизиологического статуса оценивают до погружения, а состояние функций сердечно-сосудистой и нервной систем оценивают после погружения, а затем по формулеAPD=0,12·P+0,15·S-0,025·A+0,06·D+0,002·M+0,014·C-0,22·K+0,31·T-31,7,где Р - частота сердечных сокращений после погружения под воду в бассейне, уд/мин;S - систолическое артериальное давление после погружения под воду в бассейне, мм рт.ст.;А - скорость переработки информации после погружения под воду в бассейне по корректурной пробе с кольцами Ландольта, бит/с;D - диастолическое артериальное давление после погружения под воду в бассейне, мм рт.ст;М - минутный объем кровообращения после погружения под воду в бассейне, мл;С - латентный период сложной сенсомоторной реакции с выбором после погружения под воду в бассейне, мс;K - критическая частота слияния световых мельканий после погружения под воду в бассейне, Гц;Т - реактивная тревожность до погружения под воду в бассейне, баллы;определяют адаптационный потенциал водолаза (APD) при проведении водолазной подготовки, в баллах; водолазов (курсантов - будущих водолазов), набравших APD не менее 7,3 балла и не более 16,8 баллов, относят к группе имеющих удовлетворительную адаптированность к водолазной подготовке, 16,81-20,1 баллов - к группе с напряженной адаптированностью, а курсантов - будущих водолазов, набравших менее 7,3 балла и более 20,1 балла, - к группе, имеющих неудовлетворительную адаптированность к водолазной подготовке.