Опорный каток гусеничного транспортного средства
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Опорный каток гусеничного транспортного средства содержит два жестко скрепленных соосных металлических обода одного размера и две одинаковые монолитные шины из упругого износостойкого материала. Шины навулканизированы раздельно на наружную цилиндрическую поверхность обоих ободов. В качестве металлической части катка использован серийно выпускаемый автомобильный колесный диск требуемого типоразмера и материала. Шины навулканизированы на выступающие ребра-бурты ободов колесного диска и на внутренние подреберные поверхности ободов. Достигается упрощение технологии изготовления и повышение надежности опорного катка. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат
Область техники
Изобретение относится к области транспортных средств на гусеничном ходу, в частности к конструкциям их опорных катков.
Уровень техники
Конструкция прототипного опорного катка (патент РФ №2096235, опубл. 20.11.1997), также как и других традиционных опорных катков гусеничных транспортных средств, обычно представляет собой два зеркально симметричных обода, соединенных парно на одной ступице. Ободы жестко соединены своими внутренними торцевыми поверхностями друг с другом, например, болтовым соединением. Наружная поверхность обода представляет собой, как правило, выпуклую криволинейную поверхность, на которую навулканизирована монолитная резина.
Недостатки прототипа как типичного опорного катка: ободы опорных катков, применяемые в настоящее время, изготавливаются под определенное гусеничное транспортное средство и не могут быть использованы еще где бы то ни было. Из-за этого опорные катки изготавливают достаточно малыми сериями и со сравнительно высокой себестоимостью. Также выпуклая наружная цилиндрическая поверхность обода обычно не имеет дополнительных ребер или других выступающих элементов для более надежной фиксации монолитной резины на поверхности обода.
Раскрытие изобретения
В качестве альтернативы для снижения себестоимости, упрощения технологии изготовления, а также для повышения надежности крепления резины к ободам опорных катков, применяемых на гусеничных машинах, в том числе на снегоходах, предлагается использовать массово или серийно изготавливаемые автомобильные штампованные, литые или кованые колесные диски (без резиновой покрышки). Задача изобретения - упрощение технологии, расширение ассортимента катков, применение серийно выпускаемых колесных дисков автомобилей в качестве заготовок для опорных катков с соответствующим снижением себестоимости изготовления таких катков.
Задача решается тем, что опорный каток гусеничного транспортного средства содержит два жестко скрепленных соосных металлических (например, из алюминия или из стали) обода одного размера и две одинаковые монолитные шины из упругого износостойкого материала, навулканизированные раздельно на наружную цилиндрическую поверхность обоих ободов, и отличается тем, что в качестве металлической части катка использован серийно выпускаемый автомобильный колесный диск требуемого типоразмера и материала, причем шины навулканизированы на выступающие ребра-бурты ободов колесного диска и на внутренние подреберные поверхности ободов, что способствует более надежному креплению шин на ободах.
В местах нанесения износостойкого материала на поверхность обода можно предусмотреть и сделать предварительно (до нанесения и вулканизации материала) сквозные отверстия в металле (по всей окружности обода), чтобы части навулканизированного материала не только прилипли к металлу обода в процессе вулканизации, но и дополнительно слиплись между собой сквозь эти отверстия и таким образом закрепились в этих отверстиях. Это дополнительно усилит крепление всего материала в целом к металлическому ободу.
Материалом шины может быть как традиционный материал на базе износостойкой резины, так и прочная износостойкая полимерная композиция, в первую очередь на базе полиуретана.
На чертеже схематично показан предлагаемый опорный каток гусеничной машины.
Осуществление изобретения
Автомобильные диски выпускаются в большом количестве отечественным и зарубежным автопромом и изготавливаются всевозможных типоразмеров и конструкций. При этом автомобильные диски практически совпадают по габаритному диаметру или радиусу с катками, используемыми в гусеничных машинах. Например, автомобильный диск легкового автомобиля с посадочным размером по резине, равным 13 дюймам, обладает максимальной нагрузкой 405 кгс, и максимальной скоростью вращения 156 км/ч, что вполне обеспечивает потребности малых гусеничных транспортных средств, например, снегоходов и минивездеходов.
Основные элементы наиболее распространенного в настоящее время штампованного колесного диска - это штампованный обод 1, сваренный со штампованной «обечайкой» 2. Колесный диск снабжен буртами-ребрами 3, предотвращающими сползание резиновой покрышки. Предлагается использовать данные ребра как дополнительный элемент более надежного крепления вулканизируемого материала 4 на металлическом ободе 1.
Также более надежному креплению способствует и тот факт, что материал как два монолитных куска вулканизируют раздельно не только на наружную поверхность ободов с буртами-ребрами, но и на внутренние подреберные поверхности обоих ободов. При этом в местах нанесения износостойкого материала на поверхность обода можно предварительно (до нанесения и вулканизации материала) сделать сквозные отверстия в металле (по всей окружности обода), чтобы части навулканизированного материала не только прилипли к металлу обода в процессе вулканизации, но и дополнительно слиплись между собой сквозь эти отверстия. Это дополнительно усилит крепление материала к металлическим ободам. После этого проводят балансировку катка. Получающийся промежуток между ободами с упругими монолитами, также как и в традиционном исполнении катка, будет играть роль направляющего желоба для центрального гребня гусеницы, предотвращающего самопроизвольное боковое сползание гусеницы с катка.
Материалом шины может быть как традиционный материал на базе резины, так и более прочная износостойкая полимерная композиция, в первую очередь на базе полиуретана.
В результате обеспечивается упрощение технологии, расширение ассортимента опорных катков гусеничных транспортных средств, применение серийно выпускаемых колесных дисков автомобилей в качестве заготовок для опорных катков с соответствующим снижением себестоимости изготовления таких опорных катков.
1. Опорный каток гусеничного транспортного средства, содержащий два жестко скрепленных соосных металлических обода одного размера и две одинаковые монолитные шины из упругого износостойкого материала, навулканизированные раздельно на наружную цилиндрическую поверхность обоих ободьев, отличающийся тем, что в качестве металлической части катка использован серийно выпускаемый автомобильный колесный диск требуемых типоразмера и материала, причем шины навулканизированы на выступающие ребра-бурты ободьев колесного диска и на внутренние подреберные поверхности ободьев.
2. Опорный каток по п.1, отличающийся тем, что в местах нанесения материала на поверхность обода предусмотрены предварительные до нанесения и вулканизации материала сквозные отверстия в металле по всей окружности обода.
3. Опорный каток по п.1 или 2, отличающийся тем, что материалом шины является традиционный материал на базе износостойкой резины или прочная износостойкая полимерная композиция, в первую очередь на базе полиуретана.