Способ кормления сухостойных и дойных коров

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано для организации биологически полноценного кормления крупного рогатого скота в условиях Магаданской области. Способ кормления сухостойных и дойных коров включает скармливание животным рациона, содержащего биологически активную добавку, в комплексе с водно-спиртовым экстрактом родиолы розовой Rhodiola rosea L и солями микроэлементов. В качестве биологически активной добавки используют муку морских водорослей: ламинарии или фукуса. В качестве солей микроэлементов взяты кобальт хлористый, цинк сернокислый. Морские водоросли с микроэлементами скармливают ежедневно в количестве 150 г на голову в сутки, а водно-спиртовой экстракт родиолы розовой в количестве 40 г на голову по 10 дней с перерывами в 20 дней. Осуществление изобретения позволяет увеличить суточные удои, повысить содержание жира в молоке, повысить адаптогенные и иммуномоделирующие свойства рациона, улучшить показатели крови и резистентность животных. 1 пр.

Реферат

Изобретение относится к сельскому хозяйству (кормление сельскохозяйственных животных).

Известны фармакологические препараты, применение которых уменьшает отрицательное влияние стрессового состояния организма на продуктивность и резистентность животных. Это применение соединений лития с глицином в птицеводстве (RU 2005137708 А, Лукичева В.А. Способ коррекции естественной резистентности экологически безопасной солью лития глицината при стрессе у птицы), арабиногалактанов (RU 2007116887 А, Галочкин В.А., Максименко С.В. Способ повышения неспецифической резистентности телят в период молочного питания; RU 2007116907 А, Галочкин В.А., Максименко С.В. Способ повышения неспецифической резистентности телят, выращиваемых на племя) и эпофена (RU 2290797 С1, Галочкин В.А. и др. Способ снижения транспортных потерь живой массы откармливаемых бычков) в животноводстве.

Недостатком этих кормовых добавок является то, что они не покрывают недостаток микроэлементов в рационе, их высокая стоимость и стоимость транспортных расходов на их завоз в регион.

Известны растительные адаптогены, применяемые для повышения резистентности животных. Из этих препаратов наиболее изучены экстракты из корней женьшеня, элеутеракокка колючего (RU 2186498 С2 ООО «Компания по производству специальных продуктов питания «Динкома» Корм для собак) и лимонника китайского.

Известно применение эфирного масла душицы в сочетании с 1,2 пропиленгликолем или бентонитом для повышения резистентности и продуктивности сельскохозяйственных животных и птицы (RU 2297775 C1, Енгашев С.В. Кормовая добавка для повышения резистентности и продуктивности сельскохозяйственных животных и птицы; RU 2294648 C1, Енгашев С.В. Кормовая добавка для повышения резистентности и продуктивности сельскохозяйственных животных и птицы). В кормлении коров в качестве биологически активной добавки используют жом стевии (RU 2313951 C1, Востроилов А.В. и др. Способ кормления сухостойных и дойных коров). В кормлении молодняка кур используют кормовую добавку с иммуностимулирующей активностью, содержащую скорлупу кедровых орехов и сине-зеленую микроводоросль (RU 2228643, Исаев В.В. Кормовая добавка для сельскохозяйственной птицы; RU 2305951 C1, Зоткин Г.В. и др. Кормовая добавка для молодняка кур с иммуностимулирующей активностью).

Недостатком кормовых добавок из данных растений является то, что они не произрастают в нашем регионе и также не покрывают недостаток микроэлементов в рационе.

На Дальнем Востоке для животноводов представляет интерес родиола розовая или золотой корень, обладающая биологически активным действием. Установлено, что новогаленовые препараты родиолы розовой - родозиды А и Б, обладают адаптогенными и стимулирующими свойствами [Краснов, 1967]. По адаптогенным свойствам препараты золотого корня сходны с препаратами растений семейства аралиевых (женьшеня, элеутерококка). По стимулирующему действию превосходит элеутерококк [Баева, 2004]. В доступных для нас литературных источниках данных по использованию Родиолы розовой в рационах крупного рогатого скота нами не обнаружено.

Известны кормовые добавки, в состав которых входят ряд микроэлементов, оказывающих значительное влияние на разные стороны обмена веществ (RU 2220589 С1, Федотов А.С. Протеиноуглеводно-минерально-витаминная кормовая добавка «Золотой фелуцен»; RU 2161416 С1, Заживихина Е.И., Смирнова С.Н. Кормовая добавка для животных и птиц; RU 2145479 С1, Старикова Н.П. Премикс для коров (варианты); RU2303367 С2, Кузьмина Л.Н. и др. Минерально-витаминный премикс для стабилизации физиологического состояния коров (варианты); RU 2006105995 А, Родина В.П. Способ получения кормовой добавки для сельскохозяйственных животных; RU 2295255 C2, Донник И.М. и др. Способ кормления коров в зонах йодной недостаточности; RU 2007121548 А, Занкевич А.Ю. и др. Премикс витаминно-минерально-органический для сельскохозяйственных животных, птицы и пушных зверей; RU 2340207 С1, Попов A.M. Способ получения комплексной минеральной кормовой добавки; RU 2335920 С1, Храмов В.А. Способ приготовления кормовой добавки для крупного рогатого скота).

Недостатком кормовых добавок, в состав которых входят микроэлементы, является низкое содержание биологически активных веществ.

Наиболее близкими из известных кормовых добавок являются добавки, в состав которых входит ламинария. Ламинария - основной компонент нашей кормовой добавки. Ее в натуральном и сухом виде в качестве биологически активной кормовой добавки используют в кормлении кур (RU 2006106437 А, Старикова Н.П., Мамаева Т.В. Биологически активная кормовая добавка для кур). Известны кормовые добавки, в которых ламинария входит в их состав (RU 2292160 C2, Шевченко В.Н. Кормовая добавка для птиц, домашних и сельскохозяйственных животных; RU 2292732 C2, Царегородцева Г.Н. Кормовая добавка для увеличения мышечной массы тела животных; RU 2005128752 А, Рахимов А.А., Андросова Л.Ф. Кормовое средство для сельскохозяйственных животных).

Недостатками таких кормовых добавок являются несбалансированность микроэлементного состава и низкое содержание биологически активных веществ.

Решаемая задача - обогащение рациона КРС биологически активным веществом на базе местной сырьевой базы и микроэлементами.

Задача достигается путем включения в основной рацион крупного рогатого скота кормовой добавки с биологически активным веществом, содержащей муку морских водорослей, отличающейся тем, что она скармливается в комплексе с водно-спиртовым экстрактом родиолы розовой Rhodiola rosea L. и солями микроэлементов, в качестве которых взяты кобальт хлористый, цинк сернокислый. В качестве водорослей она содержит морские водоросли: ламинарию или фукус. Кормовая добавка используется в кормлении сухостойных и дойных коров ежедневно в количестве 150 г на голову в сутки, а экстракт родиолы розовой в количестве 40 г на голову по 10 дней с перерывами в 20 дней.

Пример

С целью изучения влияния экстракта родиолы розовой (РР) и КМКД (комплексной минеральной кормовой добавки) на основе ламинарии с добавлением солей недостающих по нормам микроэлементов на физиологическое состояние коров в период последних 2 месяцев стельности и двух месяцев после отела проведен научно-хозяйственный опыт в УМСХП «Новая Армань» Магаданской области.

Для приготовления кормовой добавки производился сбор морской капусты на Охотском побережье (бухта Веселая). Всего было собрано 650 кг штормовых выбросов ламинарии. Водоросли досушивали в специально оборудованном складском помещении на сетчатых стеллажах с активным вентилированием подогретым воздухом при температуре +26-27°С. Измельчение производилось на лабораторной мельнице. И хранилось в крафтмешках в помещениях складского типа. При приготовлении подкормки измельченные морские водоросли и микроэлементы развешивались на аналитических весах.

Перемолотые корневища родиолы розовой настаивались на спирту в темном месте в соотношении: 1 л - 400 г в течение 10 дней.

Дозу подкормки микроэлементами рассчитывали по данным содержания микроэлементов в кормах хозяйства, по разнице между содержанием их в рационе и рекомендуемыми детализированными нормами кормления для стельных и лактирующих коров с учетом содержания микроэлементов в ламинарии. Суточные дозы подкормок солями микроэлементов составили: кобальт хлористый - 18 мг, сернокислый цинк - 365 мг на голову в сутки для стельных коров и кобальт хлористый - 17 мг, сернокислый цинк - 664 мг для дойных коров.

Изучение молочной продуктивности коров показало, что введение в рацион РР и КМКД оказало влияние на увеличение суточного удоя на 3% и составило 0.9 литров на корову. Это позволило избежать сезонного спада молочной продуктивности, характерного для стойлового периода.

Подкормка также оказала определенное положительное влияние на изменение содержания жира в молоке. К концу опыта жирность молока у коров опытной группы составила в среднем 4,10%, в контрольной группе этот показатель равен 4%.

По плотности, кислотности и вкусовым свойствам молоко коров всех групп отвечало требованиям первого сорта согласно ГОСТу 13264-70. При его органолептической оценке не обнаружено кормовых привкусов и запахов. Плотность молока колеблется в пределах 1026,2-1027,8.

Влияние введения в рацион коров РР с КМКД оптимизирует биохимические и гематологические показатели крови, что подтверждается результатами исследований.

Изменения в содержании общего белка и его фракций в крови создают оптимальные условия для повышения гидрофильности тканей в конце стельности, необходимой для подготовки и нормального течения родов и в послеродовой период.

Применение КМКД с РР сдерживает лейкоцитоз и оказывает благотворное влияние на организм животных

Проведенные научно-хозяйственные опыты на стельных сухостойных, дойных коровах по применению в рационах РР и КМКД доказывают их положительное влияние на показатели крови, резистентность животных, молочную продуктивность.

Полученные данные могут быть использованы для организации биологически полноценного кормления крупного рогатого скота в условиях Магаданской области.

Источники информации

1. Аксенова Р.А. К фармакологии радиолозида: Автореф. Дис. канд. биол. наук. Томск. - 1968. - 14 с.

2. Аксенова Р.А. и др. Стимулирующее и адаптогенное действие очищенного препарата золотого корня - родозина. / Р.А. Аксенова, М.И.Зотова, М.Ф.Нехода, С.Г.Чердынцев // Стимуляторы центральной нервной системы. Томск. - 1966. - Вып.1 С.77-79.

3. Баева В.М. Лечение растениями. Основы фитотерапии. / М.: ACT. Астрель. Ермак. - 2004. - С.140-141.

4. Дикорастущие полезные растения флоры Монгольской Народной Республики. Л. - 1985. - 236 с.

5. Запесочная Г.Г., Куркин В.А., Щавлинский А.Н. Химическое изучение корневищ и надземной части Rhodiola rosea L. // Тез. докл. Всесоюз. Науч. Конф.: Результаты и перспективы научных исследований в области создания лекарственных средств из растительного сырья. М. - 1985. - С.92-93.

6. Запесочная Г.Г., Куркин В.А. Гликозиды коричного спирта из корневищ Rhodiola rosea. // Химия природных соединений. - 1982, №6. С.723-727.

7. Запесочная Г.Г., Куркин В.А. Флавоноиды и циннамилгликозиды корневищ Rhodiola rosea. // 4 Всесоюз. Симпоз. По фенольным соединениям; Тез. докл. Ташкент. - 1982. - С.32-33.

8. Запесочная Г.Г., Куркин В.А. Флавоноиды корневищ Rhodiola rosea. // Химия природных соединений. - 1983. - №1. С.23-32.

9. Зотова М.И. Сравнительная характеристика стимулирующего и адаптогенного действия экстрактов золотого корня и элеутерококка. // Стимуляторы центральной нервной системы. Томск. - 1966. Вып.1 С.67-71.

10. Зотова М.И., Крылов Т.В., Саратиков А.С. Золотой корень - новое стимулирующее и адаптогенное средство. // Изв. Сиб. Отделения АН СССР. Сер. Биол.-мед. Наук 1965. - №8, вып.2. С.111-120.

11. Казаринова Н.В., Краснов Е.А., Стяжкина Н.М. Динамика биологически активных веществ в дикорастущей родиоле розовой, собранной в горном Алтае. // Исследование лекарственных препаратов природного и синтетического происхождения. Томск. - 1975. С.14-15.

12. Краснов Е.А., Саратиков А.С., Суров Ю.П. Растения семейства толстянковых. / Томск. - 1979. - 208 с;

13. Краснов Е.А. и др. Фитохимическое исследование золотого корня. / Е.А.Краснов, Л.М.Дувидзон, Л.А.Хныкина, Р.П.Евстигнеева // Стимуляторы центральной нервной системы. - Томск. - 1966. - С.72-76.

14. Краснов Е.А., Вейц Л.А. Исследование эфирного масла родиолы розовой (Rhodiola rosea). // Стимуляторы центральной нервной системы. Томск. - 1968. - Вып.2. С.18-20.

15. Краснов Е.А. и др. Сравнительное фитохимическое исследование родиолы розовой и родиолы четырехлепестной. // Е.А.Краснов, Л.А.Хныкина, Л.М.Дувидзон, Р.П.Евстигнеева // 1-й Всесоюз. Съезд фармацевтов. - М. - 1967. - С.48.

16. Краснов Е.А. и др. Материалы к исследованию золотого корня - Rhodiola rosea. / Е.А.Краснов, Л.М.Дувидзон, Р.А.Аксенова, М.Ф.Нехода, М.И.Зотова // Материалы город. Научной конф. Молодых ученых-медиков, посвящ. 50-летию Великого Октября. Томск. - 1969. - С.486-490.

17. Куркин В.А. и др. Метод определения подлинности и качества корневищ родиолы розовой. / В.А.Куркин, Г.Г.Запесочная, А.Н.Щавлинский, Е.Л.Нухимовский, В.В.Вандышев // Хим.-фармац. Журнал 1985. №3. С.185-190.

18. Куркин В.А., Запесочная Г.Г., Щавлинский А.Н. Флавоноиды корневищ Rhodiola rosea. // Химия природ. соединений. 1984. - №3. С.390.

19. Киселенко П.С. Влияние аэрозольного введения экстракта корня элеутерококка колючего на естественную резистентность организма телят. / Оптимизация параметров индустриальных технологий в растениеводстве и животноводстве, н-т бюллетень, вып.2-3. // Новосибирск. - 1988. - С.39-41.

20. Лекарственные растения. Энциклопедия. / Сост. И.Н.Путырский, В.Н.Прохоров. - Минск.: Книжный дом. - 2003. С.27-39, 242-244.

21.Положий А.В., Суров Ю.П., Выдрина С.И. Некоторые итоги изучения ресурсов лекарственных растений в Туве. // Успехи изучения лекарственных растений Сибири. - Томск. - 1973. С.3-5.

22. Растительные ресурсы СССР: Цветковые растения, их химический состав, использование; Семейства Caprifoliaceae-Plantaginaceae. - Л.: Наука. - 1990. - С.197-199.

23. Ревина Т.А. и др. Биологические особенности и химический состав Rhodiola rosea L., выращиваемой в Томске. / Т.А.Ревина, Е.А.Краснов, Т.П.Свиридова, Г.Я.Степанюк, Ю.П.Суров // Растительные ресурсы. 1976. Т.12, вып.3. С.355-360.

24. Саратиков А.С., Марина Т.Ф., Калико И.М. Стимулирующее действие золотого корня на высшие отделы головного мозга. // Изв. Сиб. Отдел. / АНСССР. Сер. Биол. Науки. 1965. №8. С.120-125.

25. Свиридова Т.П. Интродукция некоторых видов рода Rhodiola L. В лесную зону Западной Сибири: Автореф. Дис. Канд. Биолог. Наук. Томск. - 1982. - 16 с.

26. Старикова Н.П. Биологически активные добавки: состояние и проблемы: монография. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2005. - С.86-99.

27. Трощенко А.Г., Кутикова Г.А. Родиолозид Rhodiola rosea и Rh. Guadrifida. // Химия природ. соединен. 1967. №4. С.244-249.

28. Marion L. The alkaloids of Sedum acre L. // Can. J. Res. B. 1945. Vol.23, N5. P.165-166.

Способ кормления сухостойных и дойных коров, включающий скармливание животным рациона, содержащего биологически активную добавку, отличающийся тем, что в качестве биологически активной добавки используют муку морских водорослей: ламинарии или фукуса в комплексе с водно-спиртовым экстрактом родиолы розовой Rhodiola rosea L и солями микроэлементов, в качестве которых взяты кобальт хлористый, цинк серно-кислый, при этом морские водоросли с микроэлементами скармливают ежедневно в количестве 150 г на голову в сутки, а водно-спиртовой экстракт родиолы розовой - в количестве 40 г на голову по 10 дней с перерывами в 20 дней.