Вспомогательное устройство для повышения проходимости полноприводного колесного трактора
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к сельскохозяйственному транспорту, к дополнительно устанавливаемым вспомогательным устройствам для повышения проходимости полноприводных транспортных средств. Вспомогательное устройство для повышения проходимости полноприводного колесного трактора содержит дополнительный принудительно заблокированный ведущий мост (1), раздаточную коробку, обгонную муфту и цилиндроприжимной механизм, гидрораспределитель, гидронасос, рычаг включения гидронасоса, эластичные гидрошланги подачи гидрожидкости. Дополнительный ведущий мост установлен при помощи сварных косынок-упоров (6) на раму (5) между передним и задним мостами колесного трактора перпендикулярно вектору его движения и подпружинен вертикальными силовыми гидроцилиндрами (3). Цилиндроприжимной механизм состоит из гидроцилиндров (7) и прижимных пружин (8) и установлен на раме с помощью сварных косынок-упоров. Дополнительный мост соединен карданным валом (9) с раздаточной коробкой (10). Раздаточная коробка соединена карданными передачами (11, 12) с редуктором переднего моста и, через обгонную муфту (13), с коробкой отбора мощности. В горизонтальной плоскости дополнительный мост фиксируется к раме трактора двумя реактивными тягами (2). Достигается увеличение проходимости полноприводного колесного транспортного средства при снижении техногенного воздействия его ходовых систем на обрабатываемые почвы. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к сельскохозяйственному транспорту, а именно к дополнительно устанавливаемым вспомогательным устройствам для повышения проходимости полноприводных транспортных средств при их движении по скользкой дороге, в условиях бездорожья, плохих погодных условиях и малой несущей способности почв.
Известно устройство (Михайловский Е.А. и др. Устройство автомобиля. M., 1981, с.224-225, рис.139), содержащее корпус, дифференциал, кулачки, шестерни.
Недостатком данного устройства является большое количество задействованных узлов и деталей, неэффективная работа ненагруженного движителя при движении транспортного средства в условиях бездорожья.
Известно устройство для повышения проходимости колесного транспортного средства, состоящее из приводных колес с выступающими относительно поверхностей их качения элементами взаимодействия с опорной поверхностью, установленных сзади на рычагах, шарнирно закрепленных на корпусе транспортного средства и связанных с гидравлическим приводом их подъема и опускания (Патент РФ №2033929 МКИ В60В 39/00, взято за прототип).
Недостатком данного устройства является недостаточная жесткость крепления дополнительного движителя, значительная трудоемкость установки и большое количество задействованных узлов и деталей, высокая энергоемкость, неудобство при эксплуатации, неснижаемый объем занимаемого им места в транспортном положении в предусмотренном конструктором месте - в багажнике транспортного средства.
Технической задачей изобретения является увеличение проходимости полноприводного колесного транспортного средства при снижении техногенного воздействия его ходовых систем на обрабатываемые почвы при достаточно простой конструкции вспомогательного устройства, малой силе удельного давления движителя устройства на грунт при проведении работ, простоте изготовления, высокой надежности, удобстве в обслуживании и эксплуатации.
Техническим решением задачи является создание устанавливаемого на раме полноприводного колесного трактора, подключаемого из кабины вспомогательного устройства с регулируемой глубиной выдвижения его движителя при помощи силовых вертикальных гидроцилиндров, системой амортизации его колебаний и возможностью перераспределения массы передней части трактора на движитель устройства в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства.
Поставленная задача достигается тем, что устройство выполнено в виде дополнительного принудительно-заблокированного ведущего моста, устанавливаемого при помощи сварных косынок-упоров и подпружиненных вертикальных силовых гидроцилиндров между передним и задним мостами трактора перпендикулярно вектору его движения, подключаемого карданными передачами через дополнительную раздаточную коробку, обгонную муфту и коробку отбора мощности к коробке переключения передач трактора и возможностью, в зависимости от условий эксплуатации и несущей способности почв, перераспределения массы передней части трактора на дополнительный ведущий мост через цилиндроприжимной механизм, состоящий из подпружиненных гидроцилиндров. Для придания системе жесткости в горизонтальной плоскости дополнительный ведущий мост фиксируется к раме трактора двумя реактивными тягами.
На фиг.1 изображено вспомогательное устройство для повышения проходимости полноприводного колесного трактора, на фиг.2 изображено вспомогательное устройство для повышения проходимости полноприводного колесного трактора в рабочем положении, с подключенным дополнительным ведущим мостом.
Устройство содержит дополнительный принудительно-заблокированный ведущий мост 1, реактивные тяги 2, вертикальные силовые гидроцилиндры 3 с амортизирующими пружинами 4, установленными на раме трактора 5 перпендикулярно вектору его движения при помощи сварных косынок-упоров 6, цилиндро-прижимной механизм, установленный на раме трактора 5 при помощи сварных косынок-упоров 6, состоящий из гидроцилиндров 7 и прижимных пружин 8, дополнительный принудительно-заблокированный ведущий мост 1 соединен карданным валом 9 с раздаточной коробкой 10, один вывод которой карданной передачей 11 соединен с редуктором переднего моста, второй вывод карданной передачей 12 через обгонную муфту 13 соединяется с коробкой отбора мощности, установленной на коробку переключения передач трактора, гидрораспределитель, гидронасос, рычаг включения гидронасоса, эластичные гидрошланги подачи гидрожидкости (на рисунке не показаны).
Устройство работает следующим образом.
При въезде на мягкую поверхность (на поле) через рычаг включения гидронасоса и гидрораспределитель, расположенные в кабине трактора, эластичные гидрошланги подачи гидрожидкости, подается давление на вертикальный гидроцилиндр 3, шток которого при выдвижении опускает дополнительный принудительно-заблокированный ведущий мост 1, являющийся движителем устройства, в рабочее положение. Крутящий момент от двигателя на устройство передается через обгонную муфту 13, карданную передачу 12, раздаточную коробку 10 и карданный вал 9 при подключении оператором трактора коробки отбора мощности, установленной на коробке переключения передач трактора. В зависимости от условий эксплуатации, для перераспределения веса передней части трактора в целях увеличения нагрузки на дополнительный принудительно-заблокированный ведущий мост 1, через гидрораспределитель подается давление на гидроцилиндр 7, шток которого при выходе давит на прижимную пружину 8, что позволяет без пробуксовки передвигаться и производить сельскохозяйственные работы при низкой несущей способности обрабатываемых почв.
При выезде на дорогу с твердым покрытием или отсутствии необходимости передвижения с подключенным вспомогательным устройством через рычаг включения гидронасоса и гидрораспределитель, расположенные в кабине трактора, эластичные гидрошланги подачи гидрожидкости, подается давление на вертикальный гидроцилиндр 3, шток которого при движении поднимает дополнительный принудительно-заблокированный ведущий мост 1, являющийся движителем устройства, в транспортное положение. Коробка отбора мощности, установленная на коробке переключения передач трактора, рычаг включения гидронасоса и гидрораспределитель отключаются.
Использование данного изобретения, обладающего высокой надежностью, низкой себестоимостью, удобством в обслуживании и эксплуатации, при достаточно простой конструкции и простоте изготовления вспомогательного устройства, позволит увеличить проходимость транспортного средства. Малая сила удельного давления на грунт повысит его тягово-сцепные свойства при выполнении энергоемких работ и уменьшит техногенное воздействия его ходовых систем на обрабатываемые почвы.
Вспомогательное устройство для повышения проходимости полноприводного колесного трактора, содержащее дополнительный принудительно-заблокированный ведущий мост, отличающееся тем, что он установлен при помощи сварных косынок-упоров на раму между передним и задним мостами колесного трактора перпендикулярно вектору его движения, подпружинен вертикальными силовыми гидроцилиндрами, присутствуют раздаточная коробка, обгонная муфта и цилиндроприжимной механизм, установленный на раме трактора при помощи сварных косынок-упоров, состоящий из гидроцилиндров и прижимных пружин, дополнительный принудительно-заблокированный ведущий мост соединен карданным валом с раздаточной коробкой, которая соединена карданными передачами с редуктором переднего моста и через обгонную муфту - с коробкой отбора мощности, установленной на коробку переключения передач трактора, гидрораспределитель, гидронасос, рычаг включения гидронасоса, эластичные гидрошланги подачи гидрожидкости, в горизонтальной плоскости дополнительный принудительно-заблокированный ведущий мост фиксируется к раме трактора двумя реактивными тягами.