Износостойкий чугун
Изобретение относится к металлургии, в частности к составам износостойких чугунов. Может использоваться для изготовления литых деталей двигателей внутреннего сгорания с повышенной эксплуатационной стойкостью. Чугун содержит, мас.%: углерод 2,8-3,3; кремний 2,4-2,8; марганец 0,8-1,5; хром 0,3-0,7; никель 0,6-1,3; медь 0,2-0,8; молибден 0,2-0,8; алюминий 0,6-1,4; кобальт 0,02-0,28; олово 0,002-0,015; кальций 0,02-0,05; карбонитриды титана 0,02-0,25; ниобий 0,13-0,30; бор 0,03-0,10; фосфор 0,02-0,07; лантан 0,02-0,07; железо остальное. Чугун обладает высокой ударной вязкостью, эксплуатационной стойкостью при кавитации, износостойкостью и коррозионной стойкостью. 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к изысканию низколегированных чугунов, работающих в условиях износа при кавитации, в частности при изготовлении гильз цилиндров, втулок и других деталей двигателей внутреннего сгорания с повышенной эксплуатационной стойкостью.
Известен низколегированный чугун (а.с. СССР №734308, МПК C22C 37/10, 1980) следующего химического состава, мас.%:
Углерод | 2,8-3,4 |
Кремний | 2,2-4,0 |
Марганец | 0,05-0,7 |
Никель | 0,4-1,0 |
Медь | 0,4-1,0 |
Хром | 0,05-0,4 |
Кальций | 0,003-0,25 |
Редкоземельные металлы | 0,001-0,25 |
Магний | 0,01-0,07 |
Иттрий | 0,005-0,25 |
Фосфор | 0,05-0,3 |
Железо | Остальное |
Известный чугун имеет низкие механические свойства и высокий износ при кавитации и фреттинг-коррозии. Эксплуатационная стойкость гильз и других деталей при интенсивном изнашивании в условиях кавитации составляет от 50 до 70 часов.
Известен также износостойкий низколегированный чугун (патент ПНР №102522, МПК C22C 37/08, 1979) содержащий, мас.%:
Углерод | 2,51-3,8 |
Кремний | 1,35-2,49 |
Марганец | 0,40-1,28 |
Хром | 1,35-1,95 |
Металлы из группы, содержащей | |
титан, кальций, бор, алюминий, | |
сурьму и теллур, в сумме | 0,25-1,20 |
Медь | 0,11-1,49 |
Железо | Остальное |
Этот чугун имеет высокую твердость (до 400 НВ) и низкие пластические свойства. В отливках деталей двигателей из-за высокого содержания хрома в структуре преобладают карбиды цементитного типа, что снижает ударную вязкость и эксплуатационную стойкость при кавитации.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является износостойкий чугун (а.с. СССР №926057, МПК C22C 37/10, 1982), содержащий, мас.%:
Углерод | 2,7-3,2 |
Кремний | 1,2-2,0 |
Марганец | 0,7-1,2 |
Хром | 0,3-0,5 |
Никель | 0,6-1,2 |
Молибден | 0,3-0,6 |
Фосфор | 0,02-0,15 |
Медь | 0,30-1,2 |
Кальций | 0,01-0,08 |
Олово | 0,02-0,1 |
Алюминий | 0,05-0,4 |
Железо | Остальное |
Физико-механические свойства этого чугуна:
Предел прочности при изгибе, МПа | 840-930 |
Предел коррозийной усталости, МПа | 315-375 |
Износ, мг/100 ч | 51,2-61,4 |
Демпфирующая способность | 51-60 |
Кавитационно-эксплуатационная стойкость, ч | 63-75 |
Недостаток - низкие эксплуатационные свойства в условиях кавитации, сложно-напряженного состояния и износа.
Задачей данного технического решения является повышение эксплуатационных свойств.
Поставленная задача решается тем, что чугун, содержащий углерод, кремний, марганец, хром, молибден, медь, никель, алюминий, фосфор, олово, кальций и железо, дополнительно содержит кобальт, карбонитриды титана, ниобий, бор и лантан при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Углерод | 2,8-3,3 |
Кремний | 2,4-2,8 |
Марганец | 0,8-1,5 |
Хром | 0,3-0,7 |
Никель | 0,6-1,3 |
Медь | 0,2-0,8 |
Молибден | 0,2-0,8 |
Алюминий | 0,6-1,4 |
Кобальт | 0,02-0,28 |
Олово | 0,002-0,015 |
Кальций | 0,02-0,05 |
Карбонитриды титана | 0,02-0,25 |
Ниобий | 0,13-0,30 |
Бор | 0,03-0,10 |
Фосфор | 0,02-0,07 |
Лантан | 0,02-0,07 |
Железо | Остальное |
Проведенный анализ предложенного технического решения показал, что на данный момент не известны технические решения, в которых были бы отражены указанные отличия. Кроме того, указанные признаки являются необходимыми и достаточными для достижения положительного эффекта, указанного в цели изобретения. Это позволяет сделать вывод о том, что данные отличия являются существенными.
Дополнительное введение кобальта (0,02-0,28 мас.%) и лантана (0,02-0,07 мас.%) обусловлено их высокой химической и модифицирующей активностью в расплавленном металле, способностью упрочнять матрицу, измельчать структуру, улучшать форму графита и повышать механические и эксплуатационные свойства. При этом кобальт в большей степени влияет на упруго-пластические свойства и демпфирующую способность, а лантан упрочняет матрицу, улучшает форму графита, повышает задиростойкость, износостойкость и эксплуатационные свойства. При увеличении их концентрации выше верхних пределов повышаются угар, отбел чугуна, снижается стабильность демпфирующей способности и эксплуатационных свойств. При концентрации кобальта до 0,02 мас.% и лантана до 0,02 мас.% их модифицирующий и стабилизирующий эффекты недостаточны, а механические и эксплуатационные свойства чугуна низкие.
Карбонитриды титана снимают отбел, ускоряют процессы графитизации и бейнитного превращения, измельчают структуру, повышают демпфирующую способность, предел коррозийной усталости и эксплуатационные свойства. При введении их в количестве до 0,02 мас.% измельчение структуры и повышение механических и эксплуатационных свойств незначительно, а при повышении концентрации их более 0,25 мас.% увеличивается количество карбонитридов по границам зерен, снижаются однородность структуры, механические и эксплуатационные свойства.
Введения ниобия (0,13-0,30 мас.%) и бора (0,03-0,10 мас.%) обусловлено их высоким микролегирующим влиянием на структуру при стабилизации упруго-пластических и эксплуатационных свойств. Их влияние начинает сказываться с концентрации соответственно 0,13 мас.% и 0,03 мас.%, а при увеличении их содержания более 0,30 мас.% и 0,10 мас.% соответственно возрастает отбел в тонких стенках литых деталей, снижаются механические и эксплуатационные свойства.
Кальций вводят как эффективный модификатор, очищающий границы зерен от неметаллических включений и повышающий стабильность структуры и эксплуатационных свойств. Верхний предел концентрации кальция обусловлен ограниченной растворимостью его в перлите, а при концентрации его до 0,02 мас.% модифицирующий эффект недостаточен.
Введение в чугун (0,3-0,7 мас.%) хрома и (0,002-0,015 мас.%) олова микролегирует и упрочняет структуру, улучшает распределение графита и неметаллических включений, повышает плотность чугуна, сопротивляемость износу и воздействию кавитации, что повышает эксплуатационные свойства. Микролегирующее влияние начинает сказываться с концентрации 0,3 мас.% хрома и 0,002 мас.% олова. При увеличении их содержания выше верхних пределов увеличивается отбел, снижаются упруго-пластические и эксплуатационные свойства.
Содержание основных компонентов (углерод 2,8-3,3 мас.%, кремний 2,4-2,8 мас.% и марганец 0,8-1,5 мас.%) определены экспериментально с учетом практики производства износостойких чугунов для деталей двигателей с повышенными характеристиками кавитационной стойкости и демпфирующей способности. Увеличение содержания их выше верхних пределов снижает однородность структуры, предел коррозионной усталости, стабильность механических и эксплуатационных свойств. При их концентрации менее нижних пределов ухудшается процесс графитации и снижаются характеристики демпфирующей способности, пластических и эксплуатационных свойств. При уменьшении содержания углерода менее 2,8 мас.% и кремния менее 2,4 мас.% и увеличения концентрации марганца более 1,5 мас.% и хрома более 0,7 мас.% значительно увеличивается отбел, в структуре выделяются участки цементита при литье в кокиль и снижаются механические и эксплуатационные свойства, стабильность структуры и свойств.
Содержание фосфора в составе чугуна снижено до 0,02-0,07 мас.%, так как при более высоких концентрациях он снижает стабильность структуры и демпфирующую способность, предел выносливости при изгибе и пластические свойства.
Молибден (0,2-0,8 мас.%), медь (0,2-0,8 мас.%) и никель (0,6-1,3 мас.%) упрочняют металлическую основу и повышают механические свойства, кавитационно-эксплуатационную стойкость, ускоряют бейнитное превращение. Увеличение содержания этих легирующих компонентов выше верхних пределов снижает однородность структуры, ударную вязкость и эксплуатационную стойкость. При концентрации их менее нижних пределов упрочнение металлической основы, износостойкость и эксплуатационные свойства недостаточны.
Введение в расплав алюминия (0,6-1,4 мас.%) основано на его высоком сродстве к кислороду и сере, эффективном микролегирующем влиянии, стабилизирующем значения предела коррозийной усталости, физико-механических и эксплуатационных свойств. Его нижний предел (0,6 мас.%) обусловлен заметным повышением стабильности структуры, механических и эксплуатационных свойств, начиная с этой концентрации. При увеличении концентрации алюминия более 1,4 мас.% увеличивается содержание неметаллических включений в структуре и снижаются пластические и эксплуатационные свойства.
Чугун выплавляют в открытых индукционных печах. В качестве шихтовых материалов используют стальной лом, бой электродов, стружку, литейные и передельные чугуны, брикеты феррониобия, кобальт К2 (ГОСТ 123-87), брикеты карбонитридов титана, ферробор и другие ферросплавы, микролегирующие и модифицирующие присадки. Ферромолибден, кобальт, никель, ферробор, феррониобий и феррохром вводит в электропечь, а измельченные присадки карбонитридов титана, лантана, силикокальция, олова и других модифицирующих добавок в виде спрессованных экзотермических таблеток диаметром 50 мм и высотой 50 мм на основе алюминия и оксидов железа вводят в ковше при выпуске чугуна с температурой 1460-1480°С. Заливку литейных форм производят при температуре чугуна 1400-1430°С.
В таблице 1 приведены химические составы чугунов опытных плавок. Отливки втулок цилиндров производят способом литья в кокиль, технологические пробы и образцы для механических испытаний в песчаные литейные формы. Отливки и образцы подвергают термической обработке - изотермической выдержке при температуре 350-410°C.
В таблице 2 приведены механические и эксплуатационные свойства чугунов опытных плавок (составы 2, 3 и 4 - предложенный износостойкий чугун).
Предел прочности при изгибе, ударную вязкость и предел коррозионной усталости определяют по стандартным методикам на образцах, вырезанных из пробных отливок согласно ГОСТ 7293-85, а эксплуатационную стойкость при кавитации и износостойкость - на деталях и образцах, отлитых в кокиль, с использованием специальных стендов. Величину отбела определяют на клиновых пробах. Механические и эксплуатационные свойства определяют после термической обработки стандартных образцов и отливок двигателей. Ударная вязкость определена на образцах 10×10×55 мм с полукруглым надрезом.
Как видно из таблицы 2, предлагаемый чугун обладает более высокими показателями ударной вязкости, эксплуатационной стойкости при кавитации, износостойкости и коррозионной стойкости, чем известный.
Таблица 1 | ||||||
Химические составы чугунов опытных плавок | ||||||
Компоненты | Содержание компонентов, мас.% (железо - остальное) | |||||
1 (Изв.) | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Углерод | 3,0 | 2,8 | 3,0 | 3,3 | 2,6 | 3,6 |
Кремний | 1,2 | 2,4 | 2,7 | 2,8 | 2,1 | 3,2 |
Марганец | 0,8 | 0,8 | 1,2 | 1,5 | 0,6 | 1,8 |
Хром | 0,5 | 0,3 | 0,5 | 0,7 | 0,2 | 0,8 |
Никель | 1,1 | 0,6 | 0,9 | 1,3 | 0,3 | 2,0 |
Медь | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,8 | 0,1 | 1,0 |
Молибден | 0,6 | 0,2 | 0,5 | 0,8 | 0,05 | 1,1 |
Алюминий | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,4 | 0,35 | 2,2 |
Олово | 0,08 | 0,002 | 0,005 | 0,015 | 0,001 | 0,06 |
Кобальт | - | 0,02 | 0,12 | 0,28 | 0,01 | 0,35 |
Карбонитриды титана | - | 0,02 | 0,2 | 0,25 | 0,01 | 0,3 |
Ниобий | - | 0,13 | 0,15 | 0,30 | 0,10 | 0,36 |
Бор | - | 0,03 | 0,06 | 0,1 | 0,02 | 0,12 |
Кальция | 0,08 | 0,02 | 0,03 | 0,05 | 0,01 | 0,09 |
Фосфор | 0,12 | 0,02 | 0,04 | 0,06 | 0,01 | 0,08 |
Лантан | - | 0,02 | 0,05 | 0,07 | 0,01 | 0,1 |
Таблица 2 | ||||||
Механические и эксплуатационные свойства чугунов опытных плавок | ||||||
Свойства чугунов | Показатели свойств состава чугунов опытных плавок | |||||
1 (Изв.) | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Предел прочности при изгибе, МПа | 926 | 1130 | 1230 | 1192 | 948 | 986 |
Ударная вязкость, Дж/см2 | 16,6 | 20,8 | 24,8 | 21,5 | 15,4 | 18,2 |
Износ, мг/100 г | 52 | 20,1 | 16,2 | 19,6 | 46,0 | 38,1 |
Предел коррозионной усталости, МПа | 360 | 393 | 405 | 394 | 372 | 383 |
Эксплуатационная стойкость при кавитации, ч | 73 | 106 | 128 | 112 | 92 | 95 |
Коэффициент износостойкости (эталон сталь 20 ГЛ) | 3,2 | 9,8 | 10,6 | 9,2 | 4,2 | 6,8 |
Предел усталости, МПа | 372 | 402 | 428 | 422 | 380 | 362 |
Износостойкий чугун, содержащий углерод, кремний, марганец, хром, никель, молибден, алюминий, медь, фосфор, олово, кальций и железо, отличающийся тем, что он дополнительно содержит кобальт, карбонитриды титана, ниобий, бор и лантан при следующем соотношении компонентов, мас.%:
углерод | 2,8-3,3 |
кремний | 2,4-2,8 |
марганец | 0,8-1,5 |
хром | 0,3-0,7 |
никель | 0,6-1,3 |
медь | 0,2-0,8 |
молибден | 0,2-0,8 |
алюминий | 0,6-1,4 |
кобальт | 0,02-0,28 |
олово | 0,002-0,015 |
кальций | 0,02-0,05 |
карбонитриды титана | 0,02-0,25 |
ниобий | 0,13-0,30 |
бор | 0,03-0,10 |
фосфор | 0,02-0,07 |
лантан | 0,02-0,07 |
железо | остальное |