Способ прогнозирования формирования врожденных пороков развития плода у беременных в первом триместре беременности

Настоящее изобретение относится к медицине и описывает способ прогнозирования формирования врожденных пороков развития плода у беременных в первом триместре беременности с помощью анализа крови, где у беременной в первом триместре беременности рассчитывают лейкоцитарный индекс интоксикации и при его значении выше 3,0 прогнозируют формирование врожденного порока развития плода. Данный способ обеспечивает упрощенное прогнозирование формирования врожденных пороков развития плода у беременной в первом триместре беременности при высокой достоверности получаемых результатов, обеспечивающее обоснованное назначение своевременного лечения, направленного на коррекцию патологического состояния. 4 пр.

Реферат

Изобретение относится к области медицины, а именно к гинекологии и акушерству, может быть использовано для прогнозирования формирования врожденных пороков развития плода у беременных в первом триместре.

Известны способы прогнозирования осложнений беременности, в частности врожденных пороков развития плода, основанные на оценке факторов риска, получаемых при обследовании пациентки (анализ анамнестических данных) при взятии на учет (Приказ №50 от 10.02.2003 МЗ РФ, Приложение №1 «Инструкция по организации работы женской консультации»). Поскольку риск формирования врожденных пороков развития плода в ранние сроки беременности у матери определяется не столько особенностями анамнеза и изменениями в клинических анализах, сколько состоянием здоровья женщины в целом в ранние сроки гестации, недостатком прототипа следует считать отсутствие объективной интегративной оценки состояния здоровья беременной в ранние сроки. Больше того, считают, что если тератогенное действие оказывает возбудитель инфекционного процесса, то прогнозировать формирование врожденных пороков развития плода не удается. Вот почему иногда женщины с высокими факторами риска имеют минимальные осложнения гестации и рожают здоровых детей, а у детей беременных с минимальными отягощающими моментами формируется врожденные пороки развития.

Существуют способы прогнозирования формирования врожденных пороков развития плода по уровню гормонов в крови - альфа-фетопротеина (Акушерство. Справочник калифорнийского университета. Под редакцией К. Нисвандера и А. Эванса. - М.: Практика. - 1999. - С.488). Однако эти методы позволяют прогнозировать риск формирования врожденных пороков развития плода поздно - после 16 недель и имеют недостаточно высокую эффективность (50% ошибок).

Технический результат: упрощение прогнозирования формирования врожденных пороков развития плода у беременных в первом триместре при высокой достоверности получаемых результатов, обеспечивающее обоснованное назначение своевременного лечения, направленного на коррекцию патологического состояния.

Указанный результат достигается тем, что по общему анализу крови, взятой у женщины в первом триместре беременности, проводится оценка лейкоцитарного индекса интоксикации.

Способ осуществляют следующим образом: после получения общего анализа крови беременной женщины с угрожающим выкидышем в первом триместре рассчитывается лейкоцитарный индекс интоксикации по формуле Я.Я. Кальф-Калиф, 1947.

При анализе лейкоцитарного индекса интоксикации обращает на себя внимание, что у женщин с не осложненным течением беременности в первом триместре он находится в пределах от 0,5 до 1,5. У пациенток с лейкоцитарным индексом интоксикации выше 3,0 в первом триместре беременности высок риск формирования врожденных пороков развития плода.

К достоинствам данного метода прогнозирования формирования врожденных пороков развития плода следует отнести высокую прогностическую ценность с минимальными затратами времени, технических и материальных средств.

Примеры конкретного выполнения

Пример 1. Беременная К., 32 лет. Встала на учет по поводу беременности в 5 недель. Особенности анамнеза: редкие ОРВИ, хронический пиелонефрит с 24 лет. Первая беременность закончилась операцией медицинского аборта, осложнившегося эндометритом. Вторая - рождением ребенка с врожденным пороком сердца, не совместимым с жизнью. В ранние сроки данной беременности перенесла ОРВИ. В 8-9 недель лечилась в гинекологическом отделении с угрожающим выкидышем, получала магнезии сульфат, дидрогестерон, витамины. Оценена как группа высокого риска - 10 баллов, т.е. высокий риск развития осложнений беременности. При обследовании в первом триместре в общем анализе крови лейкоцитов - 5,9×10 9/л, эозинофилов - 1%, палочкоядерных нейтрофилов - 2%, сегментоядерных нейтрофилов - 57%, лимфоцитов - 36%, моноцитов - 5%, лейкоцитарный индекс интоксикации - 0,74 (соответствует показателям лейкоцитарного индекса интоксикации у женщин с не осложненным течением беременности). Ультразвуковое и доплерометрическое (во втором и третьем триместрах) исследование в 12, 22 и 34 недели беременности патологии не выявило. АФП - 1,6 Мом, ХГЧ - 1,5 Мом (вариант нормы). В дальнейшем беременность протекала без осложнений, закончилась физиологическими родами в 39 недель с рождением живой доношенной девочки весом 3 кг 500 г по Апгар 9/10 баллов.

Заключение: у беременной с отягощенным соматическим и акушерским анамнезом, угрожающим выкидышем в первом триместре беременности, высокой группой риска, с рождением в анамнезе ребенка с врожденным пороком развития при низких показателях лейкоцитарного индекса интоксикации беременность протекала без осложнений и закончилась физиологическими родами с рождением живого, здорового ребенка.

Пример 2. Беременная Б., 29 лет. Встала на учет по поводу беременности в 9 недель. Особенности анамнеза: редкие ОРВИ, грипп. Первая и третья беременности закончилась самопроизвольными выкидышами в 4 и 7 недель, вторая - физиологическими родами с рождением здорового мальчика весом 3 кг 940 г, после родов было удаление плацентарного полипа. С 8-9 недель с профилактической целью (как угрожаемой по невынашиванию) был назначен дюфастон по 10 мг 2 раза в сутки до 13 недель. В 12 недель по УЗИ диагностировано предлежание хориона. Оценена как группа среднего риска - 8 баллов, т.е. средний риск развития осложнений беременности. При обследовании в первом триместре в общем анализе крови лейкоцитов - 5,9×109/л, эозинофилов - 0%, палочкоядерных нейтрофилов - 2%, сегментоядерных нейтрофилов - 79%, лимфоцитов - 14%, моноцитов - 5%. ЛИИ - 4, 3 (соответствует показателям лейкоцитарного индекса интоксикации у женщин, имеющих риск формирования врожденных пороков развития у плода). Ультразвуковое и доплерометрическое исследования во втором и третьем триместрах (22 и 34 недели беременности) патологии не выявило. АФП - 1,9 Мом, ХГЧ -1,7 Мом (вариант нормы). В дальнейшем беременность протекала без осложнений. Роды в 41 неделю, оперативные по поводу угрожающей асфиксии плода. Родился живой доношенный мальчик массой 3 кг 580 г по Апгар 7/8 баллов с врожденным пороком сердца, переведен для обследования и лечения в специализированное отделение (в институт сердца).

Заключение: у беременной с отягощенным двумя выкидышами гинекологическим анамнезом, с диагностированной по УЗИ низкой плацентацией с первого триместра беременности, средней группы риска, с высокими показателями лейкоцитарного индекса интоксикации беременность протекала без осложнений, закончилась оперативными родами по поводу угрожающей асфиксии плода и рождением живого ребенка с врожденным пороком сердца.

Пример 3. Беременная 3., 26 лет. Встала на учет по поводу беременности в 5 -6 недель. Особенности анамнеза: редкие ОРВИ. Гинекологические заболевания - хламидиоз, клинические проявления папилломавирусной инфекции, пролеченные до беременности. Первая беременность закончилась выкидышем в 10 недель. Данная беременность протекала хорошо. Оценена как группа среднего риска - 8 баллов, т.е. средний риск развития осложнений беременности. При обследовании в первом триместре выявлен кандидозный вульвовагинит (проведена местная санация). В общем анализе крови лейкоцитов - 8,9×109/л, эозинофилов - 0%, палочкоядерных нейтрофилов - 4%, сегментоядерных нейтрофилов - 75%, лимфоцитов - 15%, моноцитов - 6%. Лейкоцитарный индекс интоксикации - 3, 9 (соответствует показателям лейкоцитарного индекса интоксикации у женщин с риском формирования врожденных пороков развития плода). Ультразвуковое исследование в 13 недель беременности патологии не выявило. АФП - 1,43 Мом, ХГЧ - 0,66 Мом (нижняя граница нормы). В 33-34 недели лечилась стационарно с диагнозом ФПН (констатированы нарушения маточно-плацентарного кровотока 1 А степени), угрожающие преждевременные роды, лечение - внутривенное введение магнезии, актовегина, никотиновая кислота в таблетках. В 37 недель по данным УЗИ диагностирована гидроцефалия у плода (лечили вифероном в течение 2 недель). В 39 недель родилась живая доношенная девочка весом 3 кг 345 г по Апгар 9/9 баллов, с диагнозом «внутриутробное инфицирование, гидроцефалия» переведена в детскую больницу.

Заключение: у беременной с неотягощенным соматическим анамнезом, пролеченными генитальными инфекциями до беременности, группы среднего риска, при значительном повышении показателей лейкоцитарного индекса интоксикации в ранние сроки сформировался врожденный порок развития плода - гидроцефалия.

Пример 4. Беременная К., 26 лет. Встала на учет по поводу беременности в 8 недель. Особенности анамнеза: частые ангины с 12 до 16 лет (прекратились после проведения криодеструкции миндалин), ювенильные кровотечения с 15 до 16 лет. Первая беременность закончилась операцией медицинского аборта в 7 недель, осложненного эндометритом. С данной беременностью с 7 недель лечилась в гинекологическом отделении с угрожающим выкидышем, получала папаверин, витамины, свечи «Гексикон». Оценена как группа среднего риска - 6 баллов, т.е. средний риск развития осложнений беременности. При обследовании в первом триместре в общем анализе крови лейкоцитов - 8,4×109/л, эозинофилов - 0%, палочкоядерных нейтрофилов - 4%, сегментоядерных нейтрофилов - 81%, лимфоцитов - 12%, моноцитов - 3%. Лейкоцитарный индекс интоксикации - 2,9 (соответствует показателям лейкоцитарного индекса интоксикации у женщин с высоким риском развития пороков у плода). Ультразвуковое, а позднее 22 недель - и доплерометрическое, исследование в 12, 23 и 30 недель беременности патологии не выявило. АФП - 0,4 Мом, ХГЧ -1,7 Мом (вариант нормы). С 22 недель беременности периодически лечилась в стационаре по поводу отеков беременных (общая прибавка массы тела составила 32 кг), с 32 недель - повышение артериального давления (АД) до 150/100 мм рт.ст. В 38 недель -повышение АД до 180/100 мм рт.ст., угрожающая асфиксия плода, по поводу чего была прооперирована. Родился живой доношенный мальчик весом 3 кг 500 г по Апгар 7/9 баллов. На вторые сутки послеродового периода у ребенка была диагностирована атрезия ануса и он был переведен в детское хирургическое отделение для оперативного лечения.

Заключение: у первородящей с отягощенным хроническим тонзиллитом с частыми обострениями соматическим анамнезом, ювенильными кровотечениями и абортом с эндометритом гинекологическим анамнезом, группы среднего риска, при значительном повышении показателей лейкоцитарного индекса интоксикации в ранние сроки беременности сформировались ФПН и врожденный порок развития плода - атрезия ануса.

Предложенный способ диагностики апробирован на 19 пациентках, родивших детей с врожденными пороками развития.

Способ прогнозирования формирования врожденных пороков развития плода у беременных в первом триместре беременности с помощью анализа крови, отличающийся тем, что у беременной в первом триместре беременности рассчитывают лейкоцитарный индекс интоксикации и при его значении выше 3,0 прогнозируют формирование врожденного порока развития плода.