Способ коррекционно-педагогического воздействия на ход психического развития детей с последствиями перенесенного перинатального поражения центральной нервной системы в процессе лечения

Изобретение относится к медицинской психологии. Проводят системный анализ данных анамнеза, результатов первичного психолого-педагогического обследования, лабораторных и инструментальных методов исследования, социальной ситуации развития, возраста ребенка в каждом из 3-х возрастных периодов первого года жизни. Последующей психолого-педагогической диагностики уровня и темпа нервно-психического развития. Затем проводят сопоставление результатов психолого-педагогической диагностики, данных анамнеза и данных инструментальных и лабораторных методов обследования, определяют содержание методов и приемов дидактического инструментария коррекционно-педагогической помощи. Проводят индивидуальную программу обучения и воспитания, индивидуальную коррекционно-педагогическую работу с ребенком с целью активизации темпа формирования новых, более сложных способов его взаимодействия с окружающей действительностью и людьми. Также проводят обучение родителей методам педагогического воздействия на ход психического развития малыша и выполняют контрольное обследование с целью оценки динамики психического развития. Способ позволяет обеспечить восстановительное лечение ребенка первого года жизни с целью своевременного развития его сохранных психологических возможностей. 2 з.п. ф-лы, 5 прим.

Реферат

Изобретение относится к медицинской психологии, т.к. представляет собой информативный, точный и удобный в практическом применении способ определения и реализации индивидуального маршрута психолого-педагогической помощи ребенку в процессе его лечения. Изобретение наиболее эффективно может быть использовано в учреждениях здравоохранения для осуществления систематического психолого-педагогического воздействия на ход психического развития конкретного ребенка в зависимости от его индивидуальных возможностей в процессе роста и лечения, а также контроля темпа психического развития детей младенческого возраста (первого года жизни) при динамическом наблюдении на педиатрическом участке в течение первых 12 месяцев жизни.

Ведущее место среди причин, вызвавших отклонения в нервно-психическом развитии детей первого года жизни, занимает патология центральной и периферической нервной систем, возникающая вследствие воздействия различных патогенных факторов на плод во время закладки, внутриутробного созревания или родов. Внутриутробный и перинатальный периоды чрезвычайно насыщены нейроонтогенетическими событиями. В связи с чем, время возникновения, длительность и выраженность патогенного воздействия влияют на морфологический субстрат, вызывают диффузные нарушения коры головного мозга, подкорковых структур, а иногда приводят к изменениям в стволовых структурах и периферических нервах. Чаще всего, они проявляются относительной общность клинических симптомов и синдромов при всех нарушениях психоневрологического развития, независимо от причины, их вызвавшей. В структуре болезней детского возраста от 70 до 80% заболеваний возникли вследствие перенесенного внутриутробного или перинатального поражения ЦНС, причем в 35-40% случаев они привели к ограничению жизнедеятельности и инвалидизации. Последствия перенесенного перинатального поражения ЦНС различной этиологии и степени тяжести проявляются в виде нарушения центральной гемодинамики, недостаточности функционирования отдельных органов и функциональных систем. Возможные исходы заболеваний представляются в виде умеренной внутричерепной гипертензии, цебростенических и неврозоподобных состояний, а также тяжелых форм органического поражения ЦНС, синдрома двигательных расстройств, поражения зрительного и (или) слухового анализатора, особенностей развития эмоционально-волевой сферы, задержки темпа психического развития, синдрома дефицита внимания и гиперактивности и в редких случаях в виде полного выздоровления. Учеными доказано, что темп и уровень психического развития детей напрямую зависит от степени тяжести и характера первичного нарушения здоровья. Причем наличие структурного нарушения здоровья, при котором пораженными оказались несколько органов или функциональных систем организма, является непреодолимым препятствием в осуществлении адекватного взаимодействия психики ребенка с окружающей средой, что, в свою очередь, крайне негативно влияет на сам процесс ее развития.

Независимо от степени тяжести перенесенного перинатального поражения ЦНС и его последствий такой ребенок в течение первого года жизни постоянно нуждается в тщательном уходе и в социальной защите из-за ограничения жизнедеятельности, которое проявляется в неспособности к самостоятельной адаптации в новых условиях окружающей среды, владению телом и передвижению в пространстве, к развитию эмоциональных и речевых реакций, осуществлению социальных контактов, приобретению навыков и знаний. По мнению Л.С.Выготского: «Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, но иначе развитой. Специфичность органической и психологической структуры, тип развития и личности отличают аномального ребенка от нормального» (Л.С.Выготский, 1983, т.5, с.38). При этом отечественными учеными доказано, что вместе с органическим дефектом организму даны силы, тенденции, стремления к его преодолению или выравниванию. Воспитание детей с различными нарушениями должно базироваться на том, что одновременно с дефектом существуют психологические тенденции противоположного направления, обнаруживаются компенсаторные возможности для преодоления дефекта, и именно они выступают на первый план в развитии ребенка и должны быть включены в воспитательный процесс как его движущая сила. Это положение Л.С.Выготского должно быть использовано в коррекционно-воспитательном процессе с момента выявления у детей нарушений в развитии. Для этого необходимо с первых месяцев жизни создать специальные условия окружающей среды с целью предупреждения появления у детей вторичных отклонений в развитии, а также активизации темпа психического развития. От того, в каких условиях пройдет ранний постнатальный период детства, зависит дальнейшее нервно-психическое развитие ребенка. В отечественном специальном образовании обосновано положение о том, что ребенок с отклонениями в развитии не может без специального обучения усвоить не только общеобразовательные программы, но и жизненно значимые социальные навыки. Возникает потребность в использовании «обходных путей», других способов и инструментов воспитания и обучения, то есть в специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить такому ребенку все необходимые условия для реализации своего права на наследование социального и культурного опыта человечества (Е.Л.Гончарова, Н.Н.Малофеев, 1997; Е.А.Стребелева, 1998; Л.И.Фильчикова, 2001 г. и др.). Эти указания подтверждают необходимость включения специальных педагогических технологий в комплексную медицинскую реабилитацию детей первого года жизни с проблемами здоровья после рождения, так как именно в этот возрастной период можно наиболее эффективно использовать пластические компенсаторные возможности организма для коррекции и предупреждения вторичных отклонений в развитии детей.

В большинстве детских клиник восстановительное лечение детей с перинатальной патологией начинается сразу после рождения ребенка: из родильного отделения дети с проблемами послеродовой адаптации поступают на второй этапа выхаживания (возраст детей от двух дней до 1,5-2 месяцев) и, в случае необходимости, продолжают лечение на третьем этапе выхаживания (от трех месяцев до 1-1,5 лет), в психоневрологических отделениях, в стационарах дневного пребывания, в детских поликлиниках или амбулаторных отделениях реабилитации.

Медицинская и психолого-педагогическая помощь детям первого года жизни с нарушениями развития оказывается в форме комплексной реабилитации. Известен способ педагогического воздействия, созданный А.Бинэ, Э.Сегена, который строится по принципу тренировки конкретных умений и навыков и представляет собой набор упражнений по совершенствованию психических или физических данных здоровых детей (Бине А. Измерение умственных способностей. - СПб.: Союз, 1998. - 431 с.).

Данный подход не позволяет оказать помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, т.к. не учитывает особенностей, специфических психологических трудностей этих детей, не обладает специальными методами и приемами коррекционно-педагогического воздействия, необходимым для этого дидактическим инструментарием. Существует система коррекционно-воспитательной работы, в которой сочетаются специальные педагогические приемы с комплексом лечебных мероприятий (Е.Ф. Архипова, Н.Н.Еременко, Н.Т. Жукова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, К.А. Семенова и др.) Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) - М.: Просвещение, 1989. - 77 с.; Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина. - 1982. - 272 с.; Старковская В.Л. Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни. - Л.: Медицина, 1991. - 158 с. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие. - М.: Издат.центр «Академия», 2001. - 192 с.

Комплекс специальных развивающих занятий в ней разработан для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и направлен на коррекцию и развитие двигательных навыков, когнитивных функций и речи. Данная система помощи направлена на развитие скоординированной системы межанализаторных связей с обязательным участием двигательно-кинестетического анализатора. Для этого применяются как педагогические методы и приемы воздействия, так и физиотерапевтические методы лечения, медикаментозная терапия, ортопедическая коррекция. Недостатками данного способа являются отсутствие алгоритма оказания данного вида воздействия конкретному ребенку, его узкоспециальная направленность: развитие двигательной функции, нарушенной с рождения, у одной категории детей с заболеванием детский церебральный паралич. Другим известным способом развития сенсорных возможностей и речи детей со снижением слуха является метод коррекционно-педагогической помощи по воспитанию у детей первых лет жизни навыка использования ими имеющихся остатков или зачатков слуха, а также формирование тактильно-двигательного восприятия и вибрационной чувствительности, развитие познавательной активности, речевого слуха и словесной речи Pay Е.Ф. Воспитание детей с недостатками слуха в специальных яслях. - М.: Медгиз, 1955. - 95 с. Paу Е.Ф. Логопедия. - М.: Просвещение, 1969. - 127 с. Paу Е.Ф. О воспитании глухонемого ребенка дошкольного возраста в семье. / Под ред. канд. пед. наук РСФСР. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1954. - 28 с. Салахова А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка. - М.: Педагогика, 1973. - 119 с. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… - М.: Просвещение, 1995. - 124 с. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. - М.: «Просвещение», 1971. - 280 с. В его создании принимали участие такие ученые, как Е.Ф.Рау, Р.Д.Бабенкова, Г.Л.Выготская, А.А.Катаева, Э.И.Леонгард, Л.А.Головчиц, Л.П.Носкова, А.Д.Салахова, Н.Д.Шматко, Т.В.Пелымская. Методические рекомендации представляют собой обширный научно-практический материал, позволяющий педагогу обучить малыша восприятию звуков окружающей среды, развить ориентировку в пространстве, своевременно сформировать основные виды детской деятельности. Методика проста в использовании, может применятся как педагогами, так и родителями больного ребенка при проведении обычных домашних игр.

Недостатком данной методики является то, что процесс педагогического воздействия осуществляется без учета характера первичного заболевания, вызвавшего снижение слуха, без согласования с другими методами и видами восстановительной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья, оказывается в отрыве от лечебного процесса. При этом в методике отсутствует дифференцированный подход к оказанию коррекционно-педагогической помощи в зависимости от степени снижения слуха, наличия или отсутствия кохлеарного имплантата, возраста ребенка. В литературе подробно описаны программы психолого-педагогической помощи слепым и слабовидящим детям следующих авторов (П.Я.Ефремовым, Ю.Д.Жаренцевой, М.И.Земцовым, Б.И.Коваленко, Л.И.Солнцевой, С.М.Хорош, М.Э.Бернадской, Л.С.Волковой, О.В.Парамей, В.А.Феоктистовой, Л.И.Фильчиковой). Хорош С.М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника. - М., 1983. - 73 с.; Хрестоматия по истории тифлопедагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология» / Сост. В.А.Феоктистова. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1987. - 191 с. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети // Развитие психики в процессе формирования поведения. - М.: Педагогика, 1974. - 327 с. Мещеряков А.И., Мареева Р.А. Первоначальное обучение слепоглухонемого ребенка (для учителей и воспитателей слепоглухонемых детей) - М.: Просвещение, 1964. - 55 с. Проблемы психофизиологии развития познавательных процессов у детей со сложными нарушениями /Л.П.Григорьева, З.С.Алиева, М.Э.Бернадская и др. //Дефектология. - 2002. - №4. - С.3-14.

Фильчикова Л.И. Нарушения зрения у детей раннего возраста: диагностика и коррекция.: Метод. пособие для педагогов, психологов и врачей /Л.И.Фильчикова, М.Э.Бернадская, О.В.Парамей. - М.: Полиграф сервис, 2003. - 174 с.

В этих пособиях реализуется концепция отечественных дефектологов о необходимости раннего обучения слепого ребенка. Ведущая роль в педагогическом процессе отведена близким взрослым, которые могут создать под руководством педагога благоприятные условия для развития сохранных сенсорных возможностей ребенка на первом году жизни. Основное внимание уделяется стимуляции ориентировочно-исследовательской и познавательной активности ребенка, развитию средств и способов общения, а также обучению их практической ориентировке в окружающем пространстве с помощью тактильно-двигательного анализатора.

Недостатком данной методики является то, что процесс педагогического воздействия осуществляется без учета характера первичного заболевания, вызвавшего снижение зрения, без согласования с другими методами и видами восстановительной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья, оказывается в отрыве от лечебного процесса. При этом в методике отсутствует дифференцированный подход к оказанию коррекционно-педагогической помощи в зависимости от возраста ребенка. Методика содержит общие принципы, методы и приемы специальной психолого-педагогической помощи, рекомендуемые к использованию на протяжении всего раннего детства. Еще одним примером эффективной ранней коррекционной помощи может служить разработанная система работы с детьми младенческого возраста с проблемами развития в условиях домов ребенка (И.М.Кононова, 1985; Е.М.Мастюкова, 1992; С.Л.Новоселова, 1985; Л.Н.Павлова, 1987; Э.Г.Пилюгина, 1983, 1996; Ю.А.Разенкова, 1998; В.Л.Страковская, 1991; Э.Л.Фрухт, 1987).

Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. - М.: Педагогика, 1978. - 159 с. Фрухт Э.Л. Контроль за нервно-психическим развитием и поведением детей в Доме ребенка // Оздоровительная и воспитательная работа в Доме ребенка / Сост. Э.Л. Фрухт. - М.: Просвещение, 1989. - С.156-168. Щелованов Н.М., Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. - М., 1955. - 139 с. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка //Дефектология. - 1998. - №3. - С.57-63; Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка //Дефектология. - №1. - С.62-69. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с. Суть метода заключается в формировании адекватных эмоциональных, познавательных способов взаимодействия ребенка с миром предметов и взрослыми путем создания благоприятного сенсорного окружения и коррекционно-развивающего игрового пространства.

Содержание коррекционно-педагогической работы в данной системе имеет определенные цели и задачи на каждом возрастном этапе:

1) 0-3,5 месяца - создание и поддержание ощущения безопасности и комфорта, стимуляция интереса к окружающим объектам и общению со взрослыми;

2) 3,5-4,5 месяца - расширение спектра моторных навыков и взаимодействий с предметами (захват и тактильное исследование, использование внутреннего образа объекта) и взрослыми (узнавание знакомых, эмоциональное реагирование на взрослых);

3) 4,5-6 месяцев - укрепление моторных навыков, повышение коммуникативной активности и избирательности эмоционального реагирования на успех - неуспех, формирование совместных игровых действий;

4) 6-10 месяцев - развитие навыков общей моторики (сидения, ползания, стояния), игровых и совместных предметных действий, слоговой импрессивной речи;

5) 10-12 месяцев - укрепление способности самостоятельно сидеть, стоять, подтягиваться к предмету, развитие сложных манипуляций, импрессивной речи. Недостатком данной методики является то, что основным ориентиром для развития психологических умений и навыков больного ребенка являются онтогенетические нормативы развития психики, а не индивидуальные потенциальные возможности малыша с ограниченными возможностями здоровья. В ней не учитывается характер, степень выраженности и структура нарушений в развитии конкретного ребенка, не определены эффективные методы и приемы, дидактический инструментарий для стимуляции ослабленных с рождения функций и возможностей организма. В настоящее время в Санкт-Петербурге разработана и широко используется в практике программа по оказанию ранней реабилитационной помощи детям первого года жизни с проблемами здоровья - «Система раннего вмешательства».

Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - 288 с.

Она предназначена для детей от рождения до трех лет из групп медицинского, социального и психологического риска отставания в развитии и их родителей. В программе предусмотрено междисциплинарное сопровождение младенца и членов его семьи в течение длительного времени (Е.Кожевникова, Р.Ж.Мухамедрахимов, О.И.Пальмов, И.А.Чиствоич и др.). Кожевникова Е.В., Чистович Л.А. Абилитация младенцев - Первая в России программа раннего вмешательства. // Научные труды института раннего вмешательства / под. редакцией Л.А.Чистович О.В.Довтян., СПб., 1996. Медико-психолого-педагогическая помощь оказывается в форме консультирования родителей больного ребенка по вопросам воспитания и обучения, оказания им психотерапевтической помощи, обучения эффективным способам общения и ухода за ослабленным малышом. В ней обобщен зарубежный опыт, используются иностранные, не утвержденные Министерством Образования РФ методики оценки психологического потенциала ребенка. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на ход психического развития ребенка, ее содержание в данной программе отсутствуют. Таким образом, данная программа не относится к методу психолого-педагогического воздействия на психическое развитие ребенка путем применения специальных психолого-педагогических методов, так как в ней отсутствуют специальные условия, методы и приемы для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирования его позитивных личностных качеств и максимально возможного уровня усвоения им социального опыта, а предназначена для оказания психологической помощи родителям больного ребенка, способствует нормализации микроклимата в семье и созданию позитивных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья социальных условий среды.

В 2005 году Лазуренко С.Б. были опубликованы результаты использования коррекционно-педагогической помощи как одного из методов восстановительного лечения детей, родившихся недоношенными. Анализ процесса развития детской психики построен на основе системного комплексного подхода. Процесс коррекционно-педагогического воздействия реализовывается с целью предупреждения появления вторичных отклонений в развитии недоношенных детей, поэтапного формирования психологических новообразований возраста. Для этого автором были определены этапы коррекционно-педагогического воздействия, представлено содержание коррекционно-педагогической работы в течение первого года жизни ребенка, основанное на онтогенетических нормативах развития психики, доказана необходимость ее применения в ходе реабилитации в силу наличия у недоношенных детей нарушений развития, медленного темпа усвоения нового.

К сожалению, содержание коррекционно-педагогического воздействия представлено в общем виде, определено без учета уровня и темпа психического развития ребенка, его индивидуальных особенностей усвоения нового. Оно содержит лишь общие принципы, методы и приемы специальной психолого-педагогической помощи, рекомендуемые к использованию на протяжении первого года жизни ребенка с одним видом нарушения здоровья - низкая масса тела при рождении, не раскрывает дифференцированного индивидуального подхода к обучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья и активизации их потенциальных возможностей развития психики. В ней не изучен результат применения коррекционно-педагогического воздействия в процессе лечения детей с другими нарушениями развития и проблемами здоровья, не определено содержание коррекционно-педагогической помощи детям в зависимости от их индивидуальных возможностей психического развития, отсутствует четкий алгоритм оказания коррекционно-педагогического воздействия в процессе лечения детей с проблемами здоровья, продолжительность коррекционно-педагогической работы в течение года, количество и частота встреч ребенка со специалистом, не определена форма оценки коррекционно-педагогического воздействия, что затрудняет определение эффекта коррекционно-педагогической работы.

Техническим результатом изобретения является схема, позволяющая провести активизацию темпа психического развития детей с последствиями перинатального поражения ЦНС различного генеза и степени тяжести средствами коррекционно-педагогического воздействия. Также схема обладает показателем эффективности коррекционно-педагогического воздействия на ход психического развитии ребенка, который можно использовать в качестве базовых показателей в широкой педагогической практике для оценки результативности коррекционно-педагогического воздействия на ход психического развитии ребенка.

Содержание и длительность коррекционно-педагогической помощи определяется в зависимости от темпа и уровня психического развития ребенка, специальных образовательных потребностей, характера и степени тяжести нарушения здоровья. Указанный технический результат - достигается способ коррекционно-педагогического воздействия на ход психического развития детей с последствиями перенесенного перинатального поражения центральной нервной системы в процессе лечения, характеризующийся анализом анамнестических сведений о ребенке, осуществлением психолого-педагогической диагностики уровня и темпа нервно-психического развития, в зависимости от длительности овладения каждым из уровней психического развития устанавливают темп психического развития, который определяют по критериям:

- нормальный темп психического развития, соответствующий возрастному нормативу;

- задержанный темп психического развития характеризует переход ребенка на каждый последующий уровень психического развития по времени на 1-1,5 месяца дольше, чем положено в онтогенезе;

- выражено задержанный темп психического развития характеризует формирование каждого последующего уровня психического развития ребенка в течение 4-6 месяцев жизни, в отличие от положенных 3-4 месяцев согласно онтогенетическому темпу созревания психики на первом году жизни;

- грубый задержанный темп психического развития характеризует переход на новый уровень психического развития ребенка по времени на срок более чем 6 месяцев жизни ребенка;

после чего производят сопоставление результатов психолого-педагогической диагностики, данных анамнеза и данных инструментальных и лабораторных методов обследования, на основе которых определяют содержание методов и приемов, дидактического инструментария коррекционно-педагогической помощи, затем проводят индивидуальную программу обучения и воспитания, составленную по следующему алгоритму:

- не более 20% развивающих упражнений отводят на закрепление актуального уровня развития;

- не менее 50% специальных приемов на то, чтобы стимулировать появление последующего, более сложного уровня психического развития;

- около 20% упражнений направляют на активизацию психологических новообразований возраста, которые появляются у детей на данном возрастном этапе при нормальном онтогенетическом созревании психики;

далее осуществляют индивидуальную коррекционно-педагогическую работу с ребенком в виде занятий в утреннее время в промежутке между 10 и 12 часовым кормлением или 12 и 14 часовым кормлением в следующих режимах: щадящем - с детьми в соматофизическом состоянии средней тяжести от 5 до 15 минут; среднем - с детьми в стабильном соматофизическом состоянии с неврологическими нарушениями здоровья от 10 до 20 минут, нормальном - с детьми в стабильном соматофизическом состоянии при отсутствии сопутствующей неврологической патологии от 15 до 30 минут;

далее проводят обучение родителей методам педагогического воздействия на ход психического развития малыша и на конечном этапе проводят контрольное обследование с целью оценки динамики психического развития, и в случае отклонения развития от нормы процесс воздействия повторяют.

Уровень психического развития ребенка определяют для каждого из 3-х возрастных периодов первого года жизни:

- 1 период - с момента стабилизации состояния здоровья новорожденного после рождения до 3,5 месяцев жизни характеризует уровень первых условно-рефлекторных реакций и ориентировочного поведения на воздействие окружающей среды, т.е. элементарных форм социальной активности;

- 2 период с 3,5 месяцев жизни до 7 месяцев жизни характеризует уровень первых специфических социальных реакций на воздействие окружающей среды, сложные сенсомоторные акты и коммуникативную активность;

- 3 период с 7 месяцев жизни до 12 месяцев жизни характеризует уровень дифференцированной социальной активности ребенка в процессе взаимодействия с окружающей средой и людьми путем подражания действиям взрослого.

Содержание методов и приемов, дидактического инструментария коррекционно-педагогической помощи определяют в соответствии с условиями:

- формирование социальных поведенческих реакций ребенка в соответствии с подходящим его возрасту биологическим ритмом: сон, прием пищи, активное бодрствование;

- обеспечение условий для уравновешивания нервных процессов возбуждения и торможения путем чередования активности и отдыха ребенка;

- развитие соответствующих возрасту малыша статических и локомоторных функций, двигательной активности, зрительной-моторной координации;

- формирование сенсорной активности и сенсомоторных навыков ребенка,

ориентировочно-исследовательской, а затем поисковых действий и предметной деятельности;

- проведение дыхательных упражнений, стимуляция голосовых проявлений и формирование на их основе речевой активности малыша;

- формирование социальных и эмоциональных способов взаимодействия младенца со взрослыми.

Задачей данного изобретения является разработка эффективной схемы психолого-педагогической помощи как одного из методов восстановительного лечения ребенка первого года жизни с последствиями перенесенного перинатального поражения ЦНС различного генеза и степени тяжести с целью активизации темпа психического развития путем своевременного использования его сохранных психологических возможностей, а также контроля темпа психического развития. Для оценки результативности коррекционно-педагогического воздействия данная схема снабжена показателем эффективности коррекционно-педагогического воздействия на ход психического развитии ребенка, который может быть использован в широкой педагогической практике. Содержание и длительность коррекционно-педагогической помощи определяются в зависимости от темпа и уровня психического развития ребенка, специальных образовательных потребностей, характера и степени тяжести нарушения здоровья. Решение поставленной задачи достигается путем системного анализа данных анамнеза, результатов первичного психолого-педагогического обследования, лабораторных и инструментальных методов исследования, социальной ситуации развития, возраста ребенка. На основании полученных данных выявляется актуальный уровень психического развития, зона потенциальных возможностей и индивидуальные особенности ребенка. Актуальный уровень психического развития - это то, что ребенок умеет делать самостоятельно в течение активного бодрствования, а его потенциальные психологические возможности - то, что ребенок может сделать при использовании специального дидактического инструментария с помощью взрослого. Сведения об актуальном уровне и потенциальных психических возможностях ребенка соотносятся с его физиологическим возрастом, в зависимости от полученной разницы определяется темп психического развития на первом году жизни ребенка. На первом году жизни все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют 4 варианта темпа психического развития, согласно которому они переходят с одного уровня психического развития на другой: нормальный темп психического развития, когда ребенок осваивает новый уровень психического развития, приобретает новые психологические умения за 3-4 месяца, т.е. в соответствии с онтогенетическими нормативами, задержанный темп психического развития (переход на каждый последующий уровень психического развития занимает на 1-1,5 месяца больше, чем положено в онтогенезе, т.е. примерно 4-4,5 месяца); выражено задержанный темп психического развития (формирование каждого последующего уровня психического развития происходит в течение 5-6 месяцев жизни, в отличие от положенных 3-4 месяцев согласно онтогенетическому темпу созревания психики на первом году жизни); грубый задержанный темп психического развития, когда переход на новый уровень психического развития занимает более 6 месяцев жизни ребенка. Таким образом, дети с нормальным темпом психического развития своевременно переходят с одного уровня психического развития на другой, последовательно овладевают всеми необходимыми психологическими достижениями первого года жизни; дети с задержанным темпом овладевают большей частью положенных психологических достижений, но процесс овладения ими к концу первого года жизни еще не закончен; дети с выраженной задержкой психического развития к концу первого года жизни овладевают лишь половиной необходимых психологических достижений; дети с грубой задержкой темпа психического развития к концу первого года осваивают меньше половины психологических достижений относительно онтогенетического норматива и приступают к овладению второй трети психологических достижений уже на втором году жизни. С целью учета наличия нарушений здоровья и их отрицательного влияния на процесс физического, соматического, неврологического созревания организма, а значит, и на ход психического развития детей нами были определены 3 возрастных периода психического развития. Длительность каждого из них была установлена путем изучения объективных показателей усвоения нового детьми с ограниченными возможностями здоровья на первом году жизни: 1 период - с момента стабилизации состояния здоровья новорожденного после рождения до 3,5 месяцев жизни; 2 период - с 3,5 месяцев жизни до 7 месяцев жизни; 3 - период с 7 месяцев жизни до 12 месяцев жизни.

В зависимости от актуального уровня психического развития и потенциальных психологических возможностей ребенка определяется цель психолого-педагогического воздействия в каждом возрастном периоде в течение всего первого года жизни отдельно для каждого из 4 вариантов развития психики. В зависимости от темпа психического развития, характера и степени тяжести нарушения здоровья определяются развивающие условия среды, дидактический инструментарий, содержание психолого-педагогической помощи, позволяющие перевести в следующем возрастном периоде потенциальные возможности ребенка в актуальный уровень развития психики путем использования его сохранных функциональных и компенсаторных возможностей организма.

Исходя из вышесказанного была определена схема коррекционно-педагогического воздействия на темп психического развития ребенка первого года жизни с перинатальным поражением ЦНС:

1. Психолого-педагогическая диагностика достижений и особенностей психического развития.

2. Определение темпа психического развития ребенка путем анализа результатов психолого-педагогической диагностики и данных его анамнеза: нормальный - темп психического развития соответствует онтогенетическим нормативам; задержанный -переход на новый более сложный уровень психического развития ребенок осуществляет на 1-1,5 месяца позже онтогенетических нормативов; выражено задержанный - темп психического развития, т.е. переход на новый более сложный уровень взаимодействия с окружающей средой происходит на 2-3 месяца дольше онтогенетического показателя; грубо задержанный - когда ребенок овладевает новыми психологическими умениями в течение 4-6 месяцев.

3. Подбор содержания коррекционно-педагогической помощи в зависимости от темпа психического развития ребенка на каждом из трех возрастных периодов первого года жизни.

При нормальном темпе психического развития содержание коррекционно-педагогической помощи в первом возрастном периоде направлено на формирование первых условно-рефлекторных реакций, т.е. системы условных ориентировочных реакций и ориентировочного поведения у ребенка, стимуляцию сенсомоторной активности ребенка по отношению к окружающим объектам и общению со взрослыми; во втором возрастном периоде цель психолого-педагогического воздействия состоит в том, чтобы сформировать социальные дифференцированные реакции, связи между различными ощущениями, произвольные координированные моторные акты; в третьем возрастном периоде цель психолого-педагогического воздействия заключается в создании условий для усложнения механизмов аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, развития коммуникативных навыков, элементарных форм памяти и сознания, формирования зрительно-осязательных ассоциаций, обучении практическими действиями с окружающими предметами и самостоятельному передвижению в пространстве.

Для детей с задержанным темпом психического развития содержание коррекционно-педагогических занятий призвано сформировать первые условно-рефлекторные реакции и ориентировочное поведение на воздействие окружающей среды; на втором периоде вызвать элементарные формы социальной активности, простые сенсомоторные акты, элементарные способы коммуникации; на третьем периоде - сложные сенсомоторные акты и коммуникативную активность, навык подражания действиям взрослого.

Для детей с выраженной задержкой темпа психического развития целью коррекционно-педагогического воздействия на первом периоде является формирование безусловно-рефлекторных реакций, адекватного ориентировочного поведения при возникновении биологических потребностей, активизация первых поведенческих социальных реакций (дискомфорт, голод, потребность в раздражителях), создание условий, позволяющих малышу ощутить себя в безопасности и комфорте (в период пребывания в отделении второго этапа выхаживания); во втором периоде - формирование первых условно-рефлекторных реакций и ориентировочного поведения на воздействие окружающей среды, простых социальных реакций, сенсомоторных актов и элементарных способов коммуникации; в третьем периоде - формирование дифференцированных социальных реакций на воздействие окружающей среды, согласованных сложных моторных актов и сочетательной двигательной активности, навыка копирования движений и действий взрослого, взаимодействие речеслухового и речедвигательного анализаторов, коммуникативные способы общения.

Для детей с грубой задержкой темпа психического развития коррекционно-педагогическое воздействие направлено на развитие безусловно-рефлекторных ответов и социальных реакций на воздействие окружающей среды; на втором возрастном периоде - формирование условно-рефлекторных реакций и ориентировочного поведения на воздействие окружающей среды, простых социальных способов реагирования; на третьем периоде - дифференцированных социальных реакций, простых сенсомоторных актов и элементарных способов коммуникации.

4. Разработка индивидуальной программы обучения и воспитания.

Так в содержание программы по всем линиям развития включается:

- не более 20% развивающих упражнений на закрепление актуального уровня развития;

- не менее 50% специальных приемов должны стимулировать появление последующего, б