Система распознавания готовности топлива к выдаче на заправку воздушных судов по соотношениям его параметров

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат заключается в повышении быстродействия системы путем исключения поиска данных по всему объему базы данных сервера и локализации поиска только по опорным адресам базы данных. Система распознавания готовности топлива к выдаче на заправку воздушных судов по соотношениям его параметров содержит модуль идентификации базового адреса топлива, модуль идентификации базового адреса стандартных параметров топлива, модуль формирования сигналов считывания стандартных параметров топлива, модуль регистрации стандартных параметров топлива, модуль селекции значений плотности топлива, модуль идентификации базового адреса плотности частиц загрязнений, модуль формирования сигналов считывания отношений плотностей, модуль регистрации отношений плотностей, модуль селекции значений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости, модуль идентификации базового адреса скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости, модуль регистрации произведений степеней температуры топлива, модуль селекции значений вязкости топлива, модуль коррекции базового адреса стандартных параметров топлива, модуль формирования результата распознавания готовности топлива к выдаче на заправку воздушных судов. 19 ил.

Реферат

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к системе распознавания готовности топлива к выдаче на заправку воздушных судов по соотношениям его параметров, реализующей применение новых информационных технологий в авиатопливообеспечении воздушных перевозок.

Одним из способов очистки топлива от механических примесей является отстаивание. Предварительное отстаивание топлива позволяет снизить значительное количество механических примесей и капелек воды еще до фильтрации топлива. Эффективность отстаивания зависит как от его продолжительности, так и от вязкости и плотности топлива, от материла частиц загрязнений, их массы и размера. Чем выше вязкость и плотность топлива, тем медленнее осаждаются частицы механических примесей и капли воды и, следовательно, тем больше времени требуется для отстаивания топлива.

Норматив на отстаивание топлива в резервуарах служб ГСМ установлен приказом Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта РСФСР № ДВ -126 от 17.10.1992 г. и составляет 4 часа на 1 метр уровня. Этому нормативу соответствует скорость оседания частиц механических примесей в пределах ~0,07 мм/с. Однако этот норматив не учитывает не только плотность, вязкость и температуру топлива, но также и природу материала частиц загрязнений и их размеры.

В работе [3] приводится теоретически обоснованный результат исследования процессов отстаивания топлива в резервуарах. Этот результат, учитывая норматив, показывает, что скорость V0 оседания частиц загрязнения в авиационном топливе

зависит от радиуса rЗ частиц загрязнения, плотности ρЗ частиц загрязнения, плотности ρТ топлива и вязкости γТ топлива.

В свою очередь, плотность топлива ρТ и вязкость топлива γT есть функции температуры t топлива

где t - текущая температура топлива, ρ20 - плотность топлива при температуре +20°С, указываемая в паспорте на топливо (t=+20°С - температура стандартных атмосферных условий для авиационного топлива). При этом ρ20 и сомножитель β=-(0,8205-0,00013·ρ20) в формуле (2), интерпретируемый далее как коэффициент приращения плотности топлива при отклонении температуры топлива на 1°С от температуры +20°С, рассматриваются как стандартные параметры топлива.

В связи с этим представляется целесообразным создание такой автоматизированной системы, которая позволяла бы распознавать готовность топлива к выдаче на заправку воздушных судов при любой запрашиваемой температуре топлива по соотношениям его параметров.

Известны системы, которые могли быть использованы для решения поставленной задачи [1, 2].

Первая из известных систем содержит блоки приема и хранения данных, соединенные с блоками управления и обработки данных, блоки поиска и селекции, подключенные к блокам хранения данных и отображения, синхронизирующие входы которых соединены с выходами блока управления [1].

Существенный недостаток данной системы состоит в невозможности решения задачи обновления данных, хранимых в памяти в виде соответствующих документов, одновременно с решением задачи выдачи содержания этих документов пользователям в реальном масштабе времени.

Известна и другая система, содержащая центральный процессорный модуль, входы которого соединены с модулями памяти и с модулями подготовки и ввода данных, а выходы подключены к соответствующим модулям памяти, модуль обработки данных, информационные входы которого соединены с выходами соответствующих модулей памяти, синхронизирующие входы подключены к управляющим выходам центрального процессорного модуля, а выход модуля является информационным выходом системы [2].

Последнее из перечисленных выше технических решений наиболее близко к описываемому.

Его недостаток заключается в невысоком быстродействии системы, обусловленном тем, что выполнение процедур аналитической обработки данных реализуется через поиск данных по всей базе данных, что при больших объемах базы данных неизбежно приводит к неоправданно большим затратам времени на получение аналитических оценок.

Цель изобретения - повышение быстродействия системы путем исключения поиска данных по всему объему базы данных сервера и локализации поиска только по опорным адресам базы данных, соответствующим идентификаторам топлива, его температуры, плотности и вязкости, а также идентификаторам плотности частиц загрязнений.

Поставленная цель достигается тем, что в систему, содержащую модуль идентификации базового адреса топлива, информационный вход которого является первым информационным входом системы, предназначенным для приема кодограммы запроса с автоматизированного рабочего места пользователя системы, синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса топлива является первым синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема синхронизирующих сигналов занесения кодограммы запроса с автоматизированного рабочего места пользователя системы в модуль идентификации базового адреса топлива, модуль формирования сигналов считывания стандартных параметров топлива, информационный выход которого является первым адресным выходом системы, предназначенным для выдачи адреса стандартных параметров топлива на адресный вход сервера базы данных, а синхронизирующий выход модуля формирования сигналов считывания стандартных параметров топлива является первым синхронизирующим выходом системы, предназначенным для выдачи сигналов управления считыванием стандартных параметров топлива на вход первого канала прерывания сервера базы данных, модуль регистрации стандартных параметров топлива, информационный вход которого является вторым информационным входом системы, предназначенным для приема кодов стандартных параметров топлива, считанных из базы данных сервера, синхронизирующий вход модуля регистрации стандартных параметров топлива является вторым синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема сигналов занесения кодов стандартных параметров топлива, считанных из базы данных сервера, в модуль регистрации стандартных параметров топлива, модуль формирования сигналов считывания отношений плотностей, информационный выход которого является вторым адресным выходом системы, предназначенным для выдачи адреса отношений плотностей на адресный вход сервера базы данных, а синхронизирующий выход модуля формирования сигналов считывания отношений плотностей является вторым синхронизирующим выходом системы, предназначенным для выдачи сигналов управления считыванием отношений плотностей на вход первого канала прерывания сервера базы данных, модуль регистрации отношений плотностей, информационный вход которого является третьим информационным входом системы, предназначенным для приема кодов отношений плотностей, считанных из базы данных сервера, синхронизирующий вход модуля регистрации отношений плотностей является третьим синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема сигналов занесения кодов отношений плотностей, считанных из базы данных сервера, в модуль регистрации отношений плотностей, модуль формирования сигналов считывания произведений степеней температуры топлива, информационный выход которого является третьим адресным выходом системы, предназначенным для выдачи адреса произведений степеней температуры топлива на адресный вход сервера базы данных, а синхронизирующий выход модуля формирования сигналов считывания произведений степеней температуры топлива является третьим синхронизирующим выходом системы, предназначенным для выдачи сигналов управления считыванием произведений степеней температуры топлива на вход первого канала прерывания сервера базы данных, модуль регистрации произведений степеней температуры топлива, информационный вход которого является четвертым информационным входом системы, предназначенным для приема кодов произведений степеней температуры топлива, считанных из базы данных сервера, а синхронизирующий вход модуля регистрации произведений степеней температуры топлива является четвертым синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема сигналов занесения кодов произведений степеней температуры топлива, считанных из базы данных сервера, в модуль регистрации произведений степеней температуры топлива, модуль формирования сигналов считывания отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива, информационный выход которого является четвертым адресным выходом системы, предназначенным для выдачи адреса отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива на адресный вход сервера базы данных, а синхронизирующий выход модуля формирования сигналов считывания отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива является четвертым синхронизирующим выходом системы, предназначенным для выдачи сигналов управления считыванием отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива на вход первого канала прерывания сервера базы данных, модуль регистрации отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива, информационный вход которого является пятым информационным входом системы, предназначенным для приема кодов отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива, считанных из базы данных сервера, а синхронизирующий вход модуля регистрации отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива является пятым синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема сигналов занесения кодов отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива, считанных из базы данных сервера, в модуль регистрации отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива, модуль формирования результата распознавания готовности топлива к выдаче на заправку воздушных судов, один информационный вход которого подключен к первому информационному выходу модуля идентификации базового адреса топлива, другой информационный вход модуля формирования результата распознавания готовности топлива к выдаче на заправку воздушных судов подключен к информационному выходу модуля регистрации отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива, а синхронизирующий вход модуля формирования результата распознавания готовности топлива к выдаче на заправку воздушных судов подключен к синхронизирующему выходу модуля регистрации отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива, информационный выход модуля формирования результата распознавания готовности топлива к выдаче на заправку воздушных судов является информационным выходом системы, предназначенным для выдачи кода значения скорости оседания частиц загрязнений топлива на автоматизированное рабочее место пользователя системы, первый синхронизирующий выход модуля формирования результата распознавания готовности топлива к выдаче на заправку воздушных судов соединен с установочным входом модуля формирования сигналов считывания отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива, с установочным входом модуля формирования сигналов считывания произведений степеней температуры топлива, с установочным входом модуля формирования сигналов считывания отношений плотностей, с установочным входом модуля формирования сигналов считывания стандартных параметров топлива, с установочным входом модуля идентификации базового адреса топлива, с установочным входом модуля регистрации стандартных параметров топлива, с установочным входом модуля регистрации отношений плотностей, с одним установочным входом модуля регистрации произведений степеней температуры топлива и с установочным входом модуля регистрации отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива, второй синхронизирующий выход модуля формирования результата распознавания готовности топлива к выдаче на заправку воздушных судов является первым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы сигнала готовности топлива для заправки воздушных судов, третий синхронизирующий выход модуля формирования результата распознавания готовности топлива к выдаче на заправку воздушных судов является вторым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы сигнала неготовности топлива для заправки воздушных судов, отличающаяся тем, что в нее введены модуль идентификации базового адреса стандартных параметров топлива, первый и второй информационные входы которого подключены к второму и третьему информационным выходам модуля идентификации базового адреса топлива соответственно, синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса стандартных параметров топлива подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации базового адреса топлива, а установочный вход модуля идентификации базового адреса стандартных параметров топлива подключен к первому синхронизирующему выходу модуля формирования результата распознавания готовности топлива к выдаче на заправку воздушных судов, один информационный выход модуля идентификации базового адреса стандартных параметров топлива соединен с информационным входом модуля формирования сигналов считывания стандартных параметров топлива, а синхронизирующий выход модуля идентификации базового адреса стандартных параметров топлива соединен с синхронизирующим входом модуля формирования сигналов считывания стандартных параметров топлива, модуль селекции значений плотности топлива, первый информационный вход которого подключен к другому информационному выходу модуля идентификации базового адреса стандартных параметров топлива, второй информационный вход модуля селекции значений плотности топлива подключен к четвертому информационному выходу модуля идентификации базового адреса топлива, а третий и четвертый информационные входы модуля селекции значений плотности топлива подключены к первому и второму информационным выходам модуля регистрации стандартных параметров топлива соответственно, синхронизирующий вход модуля селекции значений плотности топлива подключен к синхронизирующему выходу модуля регистрации стандартных параметров топлива, информационный выход модуля селекции значений плотности топлива соединен с одним информационным входом модуля формирования сигналов считывания отношений плотностей, модуль идентификации базового адреса плотности частиц загрязнений, информационный вход которого подключен к пятому информационному выходу модуля идентификации базового адреса топлива, а синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса плотности частиц загрязнений подключен к синхронизирующему выходу модуля селекции значений плотности топлива, информационный выход модуля идентификации базового адреса плотности частиц загрязнений соединен с другим информационным входом модуля формирования сигналов считывания отношений плотностей, а синхронизирующий выход модуля идентификации базового адреса плотности частиц загрязнений соединен с синхронизирующим входом модуля формирования сигналов считывания отношений плотностей, модуль селекции значений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости, первый и второй информационные входы которого подключены к шестому и седьмому информационным выходам модуля идентификации базового адреса топлива соответственно, третий информационный вход модуля селекции значений скорости оседания частиц загрязнения в среде единичной вязкости подключен к информационному выходу модуля регистрации отношений плотностей, а синхронизирующий вход модуля селекции значений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости подключен к синхронизирующему выходу модуля регистрации отношений плотностей, модуль идентификации базового адреса скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости, информационный вход которого подключен к информационному выходу модуля селекции значений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости, информационный выход модуля идентификации базового адреса скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости соединен с одним информационным входом модуля формирования сигналов считывания отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива, а синхронизирующий выход модуля идентификации базового адреса скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости соединен с синхронизирующим входом модуля формирования сигналов считывания отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива, модуль коррекции базового адреса стандартных параметров топлива, первый информационный вход которого подключен к одному информационному выходу модуля идентификации базового адреса стандартных параметров топлива, а второй и третий информационные входы модуля коррекции базового адреса стандартных параметров топлива подключены к третьему и четвертому информационным выходам модуля идентификации базового адреса топлива соответственно, синхронизирующий вход модуля коррекции базового адреса стандартных параметров топлива подключен к синхронизирующему выходу модуля селекции значений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости, информационный выход модуля коррекции базового адреса стандартных параметров топлива соединен с одним информационным входом модуля формирования сигналов считывания произведений степеней температуры топлива, а один синхронизирующий выход модуля коррекции базового адреса стандартных параметров топлива соединен с одним синхронизирующим входом модуля формирования сигналов считывания произведений степеней температуры топлива, модуль идентификации базового адреса произведений степеней температуры топлива, первый и второй информационные входы которого подключены к второму и четвертому информационным выходам модуля идентификации базового адреса топлива соответственно, а синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса произведений степеней температуры топлива подключен к другому синхронизирующему выходу модуля коррекции базового адреса стандартных параметров топлива, информационный выход модуля идентификации базового адреса произведений степеней температуры топлива соединен с другим информационным входом модуля формирования сигналов считывания произведений степеней температуры топлива, а синхронизирующий выход модуля идентификации базового адреса произведений степеней температуры топлива соединен с другим синхронизирующим входом модуля формирования сигналов считывания произведений степеней температуры топлива, и модуль селекции значений вязкости топлива, первый, второй, третий и четвертый информационные входы которого подключены к первому, второму, третьему и четвертому информационным выходам модуля регистрации произведений степеней температуры топлива соответственно, а синхронизирующий вход модуля селекции значений вязкости топлива подключен к синхронизирующему выходу модуля регистрации произведений степеней температуры топлива, информационный выход модуля селекции значений вязкости топлива соединен с другим информационным входом модуля формирования сигналов считывания отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива, один синхронизирующий выход модуля селекции значений вязкости топлива соединен с счетным входом модуля формирования сигналов считывания произведений степеней температуры топлива и с другим установочным входом модуля регистрации произведений степеней температуры топлива, другой синхронизирующий выход модуля селекции значений вязкости топлива соединен с синхронизирующим входом модуля идентификации базового адреса скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена структурная схема системы, на фиг.2 приведен пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации базового адреса топлива, на фиг.3 - пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации базового адреса стандартных параметров топлива, на фиг.4 - пример конкретной конструктивной реализации модуля формирования сигналов считывания стандартных параметров топлива, на фиг.5 - пример конкретной конструктивной реализации модуля регистрации стандартных параметров топлива, на фиг.6 - пример конкретной конструктивной реализации модуля селекции значений плотности топлива, на фиг.7 - пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации базового адреса плотности частиц загрязнений, на фиг.8 - пример конкретной конструктивной реализации модуля формирования сигналов считывания отношений плотностей, на фиг.9 - пример конкретной конструктивной реализации модуля регистрации отношений плотностей, на фиг.10 - пример конкретной конструктивной реализации модуля селекции значений скорости оседания частиц загрязнения в среде единичной вязкости, на фиг.11 - пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации базового адреса скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости, на фиг.12 - пример конкретной конструктивной реализации модуля регистрации произведений степеней температуры топлива, на фиг.13 - пример конкретной конструктивной реализации модуля селекции значений вязкости топлива, на фиг.14 - пример конкретной конструктивной реализации модуля коррекции базового адреса стандартных параметров топлива, на фиг.15 - пример конкретной конструктивной реализации модуля формирования сигналов считывания произведений степеней температуры топлива, на фиг.16 - пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации базового адреса произведений степеней температуры топлива, на фиг.17 - пример конкретной конструктивной реализации модуля формирования сигналов считывания отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива, на фиг.18 - пример конкретной конструктивной реализации модуля регистрации отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива, на фиг.19 - пример конкретной конструктивной реализации модуля формирования результата распознавания готовности топлива к выдаче на заправку воздушных судов.

Система (фиг.1) содержит модуль 1 идентификации базового адреса топлива, модуль 2 идентификации базового адреса стандартных параметров топлива, модуль 3 формирования сигналов считывания стандартных параметров топлива, модуль 4 регистрации стандартных параметров топлива, модуль 5 селекции значений плотности топлива, модуль 6 идентификации базового адреса плотности частиц загрязнений, модуль 7 формирования сигналов считывания отношений плотностей, модуль 8 регистрации отношений плотностей, модуль 9 селекции значений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости, модуль 10 идентификации базового адреса скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости, модуль 11 регистрации произведений степеней температуры топлива, модуль 12 селекции значений вязкости топлива, модуль 13 коррекции базового адреса стандартных параметров топлива, модуль 14 формирования сигналов считывания произведений степеней температуры топлива, модуль 15 идентификации базового адреса произведений степеней температуры топлива, модуль 16 формирования сигналов считывания отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива, модуль 17 регистрации отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива, модуль 18 формирования результата распознавания готовности топлива к выдаче на заправку воздушных судов.

На фиг.1 показаны первый 21, второй 22, третий 23, четвертый 24 и пятый 25 информационные входы системы, первый 26, второй 27, третий 28, четвертый 29 и пятый 30 синхронизирующие входы системы, а также адресные 31-34, информационный 35, синхронизирующие 36-39 и сигнальные 40-41 выходы системы.

Модуль 1 идентификации базового адреса топлива (фиг.2) содержит регистр 45, дешифратор 46, модуль памяти 47, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), элементы 48-50 И, элементы 51-52 задержки. На чертеже также показаны информационный 53, синхронизирующий 54 и установочный 55 входы, информационные 63-69 и синхронизирующий 70 выходы.

Модуль 2 идентификации базового адреса стандартных параметров топлива (фиг.3) содержит регистр 73, дешифратор 74, модуль памяти 75, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), сумматор 76, элементы 77-79 И и элементы 80-81 задержки. На чертеже также показаны информационные 82-83, синхронизирующий 84 и установочный 85 входы, информационные 88-89 и синхронизирующий 90 выходы.

Модуль 3 формирования сигналов считывания стандартных параметров топлива (фиг.4) содержит регистр 91 и элементы 92-93 задержки. На чертеже также показаны информационный 94, синхронизирующий 95 и установочный 96 входы, информационный 97 и синхронизирующий 98 выходы.

Модуль 4 регистрации стандартных параметров топлива (фиг.5) содержит регистр 100 и элемент 101 задержки. На чертеже также показаны информационный 102, синхронизирующий 103 и установочный 104 входы, информационные 105-106 и синхронизирующий 107 выходы.

Модуль 5 селекции значений плотности топлива (фиг.6) содержит сумматоры 108-109, умножитель 110 и элементы 111-113 задержки. На чертеже также показаны информационные 114-117 и синхронизирующий 118 входы, информационный 119 и синхронизирующий 120 выходы.

Модуль 6 идентификации базового адреса плотности частиц загрязнений (фиг.7) содержит дешифратор 123, модуль памяти 124, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), элементы 125-127 И и элемент 128 задержки. На чертеже также показаны информационный 130 и синхронизирующий 131 входы, информационный 132 и синхронизирующий 133 выходы.

Модуль 7 формирования сигналов считывания отношений плотностей (фиг.8) содержит регистр 135, дешифратор 136, модуль памяти 137, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), сумматор 138, элементы 139-141 И и элементы 142-144 задержки. На чертеже также показаны информационные 146-147, синхронизирующий 148 и установочный 149 входы, информационный 150 и синхронизирующий 151 выходы.

Модуль 8 регистрации отношений плотностей (фиг.9) содержит регистр 155 и элемент 156 задержки. На чертеже также показаны информационный 157, синхронизирующий 158 и установочный 159 входы, информационный 160 и синхронизирующий 161 выходы.

Модуль 9 селекции значений скорости оседания частиц загрязнения в среде единичной вязкости (фиг.10) содержит триггер 165, сумматор 166, умножители 167-169 и элементы 170-174 задержки. На чертеже также показаны информационные 175-177 и синхронизирующий 178 входы, информационный 179 и синхронизирующий 180 выходы.

Модуль 10 идентификации базового адреса скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости (фиг.11) содержит дешифратор 181, модуль памяти 182, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), элементы 183-185 И и элемент 186 задержки. На чертеже также показаны информационный 188 и синхронизирующий 189 входы, информационный 190 и синхронизирующий 191 выходы.

Модуль 11 регистрации произведений степеней температуры топлива (фиг.12) содержит регистр 193, счетчик 194, сумматор 195, элемент 196 ИЛИ и элементы 197-198 задержки. На чертеже также показаны информационный 199, синхронизирующий 200 и установочные 201-202 входы, информационные 204-207 и синхронизирующий 208 выходы.

Модуль 12 селекции значений вязкости топлива (фиг.13) содержит сумматор 210, компаратор 211 и элемент 212 задержки. На чертеже также показаны информационные 213-216 и синхронизирующий 217 входы, информационный 220 и синхронизирующие 221-222 выходы.

Модуль 13 коррекции базового адреса стандартных параметров топлива (фиг.14) содержит триггер 225, компаратор 226, сумматор 227, элементы 228-229 И, элемент 230 ИЛИ и элементы 231-232 задержки. На чертеже также показаны информационные 233-235 и синхронизирующий 236 входы, информационный 239 и синхронизирующие 240-241 выходы.

Модуль 14 формирования сигналов считывания произведений степеней температуры топлива (фиг.15) содержит счетчик 245, группу элементов 246 ИЛИ, элементы 247-248 ИЛИ и элемент 249 задержки. На чертеже также показаны информационные 250-251, синхронизирующие 252-253, счетный 254 и установочный 255 входы, информационный 256 и синхронизирующий 257 выходы.

Модуль 15 идентификации базового адреса произведений степеней температуры топлива (фиг.16) содержит дешифратор 260, модуль памяти 261, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), сумматор 262, элементы 263-265 И и элементы 266-268 задержки. На чертеже также показаны информационные 269-270 и синхронизирующий 271 входы, информационный 272 и синхронизирующий 273 выходы.

Модуль 16 формирования сигналов считывания отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива (фиг.17) содержит регистр 275, дешифратор 276, модуль памяти 277, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), сумматор 278, элементы 279-281 И и элементы 282-285 задержки. На чертеже также показаны информационные 286-287, синхронизирующий 288 и установочный 289 входы, информационный 290 и синхронизирующий 291 выходы.

Модуль 17 регистрации отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива (фиг.18) содержит регистр 295 и элемент 296 задержки. На чертеже также показаны информационный 297, синхронизирующий 298 и установочный 299 входы, информационный 300 и синхронизирующий 301 выходы.

Модуль 18 формирования результата распознавания готовности топлива к выдаче на заправку воздушных судов (фиг.19) содержит компаратор 305 и элемент 306 ИЛИ. На чертеже также показаны информационные 307-308 и синхронизирующий 309 входы, информационный 312 и синхронизирующие 313-315 выходы.

Все узлы и элементы системы выполнены на стандартных потенциально-импульсных элементах.

Удаленное автоматизированное рабочее место (АРМ) пользователя системы состоит из терминала, имеющего экран для отображения кодограммы запроса и сигналов системы, и клавиатуру персонального компьютера. Управление предъявлением считываемых стандартных параметров авиационного топлива, отношений плотностей, отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости авиационного топлива и произведений степеней температуры авиационного топлива осуществляется с сервера (на чертеже не показано).

Система работает следующим образом.

Каждому виду топлива, заливаемому в резервуары топливно-заправочного комплекса (ТЗК), система ставит в соответствие некоторый идентификационный номер - цифровой код. В свою очередь, коду топлива ставится в соответствие некоторый базовый адрес памяти базы данных сервера, начиная с которого в ячейках этой памяти хранится информация о произведениях степеней каждой температуры топлива.

В базовом адресе температуры топлива t=+20°С хранятся и значение плотности топлива ρ20 при температуре стандартных атмосферных условий, и, так называемая, средняя температурная поправка β, интерпретируемая как коэффициент приращения плотности топлива при отклонении температуры топлива на 1°С от температуры +20°С. Поэтому произведения степеней температуры t=+20°С считываются из адреса, следующего за базовым адресом этой температуры.

Поскольку сумма произведений степеней одной температуры топлива идентифицирует значение вязкости топлива при этой температуре (3), то, открыв по коду топлива его базовый адрес, можно для любой температуры топлива выбрать базовый адрес произведений степеней этой температуры и определить вязкость топлива при этой температуре.

Кроме того, коду плотности любой рассматриваемой частицы загрязнения система ставит в соответствие некоторый базовый адрес плотности частиц загрязнений, начиная с которого в базе данных сервера хранятся относительные адреса отношений плотностей частиц загрязнений и топлива. Код смещения каждого адреса отношения плотностей относительно базового адреса плотности частиц загрязнений определяется в виде соответствия коду плотности топлива при заданной температуре топлива.

По коду отношения плотностей система определяет скорость оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости, которой ставится в соответствие некоторый базовый адрес, начиная с которого в базе данных сервера хранятся относительные адреса отношений скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива.

Код смещения каждого адреса отношения скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости к вязкости топлива относительно базового адреса скорости оседания частиц загрязнений в среде единичной вязкости определяется в виде соответствия коду вязкости топлива при заданной температуре топлива.

Именно код отношения скорости оседания частиц загрязнения в среде единичной вязкости к вязкости топлива интерпретируется системой как код расчетно-допустимой средней скорости оседания частиц загрязнения в авиационном топливе при заданной средней температуре топлива, который затем сравнивается с нормативной скоростью оседания частиц загрязнений для принятия решения о готовности топлива для выдачи на заправку воздушных судов.

Таким образом, для каждого вида топлива по его температуре можно определить плотность и вязкость топлива, а также для запрашиваемых частиц загрязнений определить отношения их плотностей к плотности топлива и скорость их оседания в топливе, по которой принимается решение о готовности топлива для выдачи на заправку воздушных судов.

Для этого пользователь системы (в нашем случае диспетчер ТЗК) на своем рабочем месте формирует кодограмму запроса, в которой указываются идентификатор топлива, температура топлива, температура топлива стандартных атмосферных условий, радиус частицы загрязнения, плотность частицы загрязнения, коэффициент перерасчета размерностей величин и нормативная скорость оседания частиц загрязнения топлива:

Код Код Код Код Код Код Код
Вводится идентификатор топлива Вводится средняя на резервуар температура топлива, tT Вводится температура топлива стандартных атмосферных условий, t=+20°C Вводится значение плотности частицы загрязнения, ρз Вводится радиус частицы загрязнения, rз Вводится коэффициент перерасчета размерностей величин 2180 Вводится нормативная скорость оседания частиц загрязнения, Vн

Эта кодограмма с автоматизированного рабочего места пользователя системы подается на информационный вход 21 системы и поступает на информационный вход 53 модуля 1 идентификации базового адреса топлива и заносится в регистр 45 синхронизирующим импульсом, подаваемым на синхронизирующий вход 54 модуля 1 с синхронизирующего входа 26 системы.

Код топлива с выхода 56 регистра 45 подается на вход дешифратора 46. Дешифратор 46 расшифровывает код топлива и вырабатывает на одном из своих выходов высокий потенциал, поступающий на соответствующие входы элементов 48-50 И. Для определенности допустим, что высоким потенциалом с выхода дешифратора 46 будет открыт элемент 50 И по одному входу.

Синхронизирующий импульс с входа 26 системы, пройдя через вход 54 модуля 1, задерживается элементом 51 задержки на время срабатывания регистра 45 и дешифратора 46 и поступает через открытый по одному входу элемент 50 И на вход ф