Способ оценки мотивационной направленности личности
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к медицине, психологии и предназначено для определения мотивационной направленности (МН) индивида. Испытуемый выбирает из 36 карточек с указанными на них ценностными ориентациями (ЦО) 10 карточек с наиболее значимыми для него ЦО и раскладывает их в последовательном порядке в соответствии с ранговой значимостью. Выбранные ЦО относят к одному из 8 базовых видов МН человеческой деятельности: перфекционной (ПФ), статусной (СТ), самореализационной (СМ), коммуникативной (СМ), гедонистической (ГД), познавательной (ПЗ), эстетической (ЭС) и альтруистической (АЛ). На основании частоты выбора ЦО, имеющих отношение к определенным видам МН, и их ранговой оценки определяют итоговую оценку каждого вида МН в баллах от 1 до 5 как среднюю арифметическую всех ее составляющих по формуле:
, где R' - ранговый номер составляющих МН, - частотный номер составляющих МН', указывающий на то, в который раз данная МН повторяется в выборке, nмн - максимальный частотный номер данной МН; далее определяют степень фрустрации каждого вида МН в виде коэффициента фрустрации (КФ) по формуле:
, где n - общее число всех МН, включая их составляющие МН', Nмн% - заданный частотный вес данной МН, составляющий для ПФ 22,6%, для СТ - 17,0%, CM - 15,1%, KM - 13,2%, ГД - 11,3%, ПЗ - 9,4%, ЭС - 5,7%, АЛ - 5,7%. МН со значением КФ более 1,0 или менее нуля расценивают как фрустрированную. Виды МН личности, значение которых в пределах 3,75-5,0 баллов и КФ в пределах 0-1,0, расценивают как ведущие. Способ обеспечивает определение количественных характеристик базовых МН в форме интенсивности конкретной МН с определением ведущих МН и степень фрустрации МН в виде КФ. 3 пр., 1 табл., 1 прил.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской психологии, и предназначено для определения мотивационной направленности индивида, т.е. имеет отношение к одной из наиболее важных проблем в персонологии - проблеме установления иерархии мотивов личности, их силы и стабильности.
Наиболее близкими к заявленному изобретению являются психологические тесты, направленные на исследование мотивационной сферы и направленности личности, из которых в качестве прототипа взята методика «Ценностные ориентации» по М.Рокичу (источник: «Большая энциклопедия психологических тестов». - М.: Эксмо, 2009. - С.26). В указанной методике испытуемому предлагают 36 карточек с обозначенными на них ценностными ориентациями, предварительно разделенных на 2 группы (по 18 карточек в каждой), которые он должен расположить в последовательном порядке соответственно их ранговой значимости. Ценностные ориентации 1-й группы являются терминальными или целевыми (ценности-цели), ценностные ориентации 2-й группы являются инструментальными (ценности-средства). Дальнейшая интерпретация результатов носит описательный характер, при этом исследователь при определении мотивационной направленности «должен попытаться уловить индивидуальную закономерность».
Недостатком способа, взятого в качестве прототипа, является отсутствие количественной оценки полученных результатов исследования и, следовательно, высокий уровень субъективности выводимых заключений. В рекомендациях по применению методики прямо указывается, что методику не следует применять в целях экспертизы, также неоправданно ее использование при проведении научно-исследовательских работ.
Заявляемое изобретение направлено на решение задачи, заключающейся в разработке способа оценки мотивационной направленности личности. Разработанный способ направлен на определение количественных характеристик 8 базовых мотивационных направленностей человеческой деятельности: перфекционной, статусной (социально-статусной), направленности к самореализации, коммуникативной, гедонистической, познавательной, эстетической и альтруистической, с последующим выявлением среди них ведущих мотивационных направленностей исследуемой личности.
Решение этой задачи обеспечивает диагностику мотивационной сферы личности конкретного индивида и дает исчерпывающие количественные характеристики 8 базовых мотивационных направленностей в форме двух показателей - интенсивность конкретной мотивационной направленности и степень ее фрустрации.
Для достижения поставленного результата в предлагаемом способе общим свойством с методикой «Ценностные ориентации» по М.Рокичу является содержательная сущность обеих методик, согласно которой оценка мотивационной направленности индивида строится на порядке прямого ранжирования списка из 36 ценностных ориентаций в форме последовательного расположения 36 карточек с обозначенными на них личностными ценностями соответственно их ранговой значимости. Тестовый материал в заявляемом способе представлен 36 ценностными ориентациями, которые полностью аналогичны таковым в методике М.Рокича и которые приведены в таблице 1. В соответствии с методикой М.Рокича ценностные ориентации с 1-го по 18-й номер являются целевыми, ценностные ориентации с 19-го по 36-й номер являются инструментальными.
Таблица 1 | |||
Соотнесение ценностных ориентаций (порядкового номера) с основными видами мотивационной направленности (МН) личности | |||
Ценностная ориентация | МН | Ценностная ориентация | МН |
1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) | СМ | 19.Аккуратность, чистоплотность, любовь к порядку | ПФ |
2. Жизненная мудрость (здравый смысл, достигаемый жизненным опытом) | ПЗ | 20. Воспитанность, хорошие манеры | СТ |
ЭС | |||
ПФ | |||
3. Здоровье, физическое и психическое | ГД | 21. Высокие запросы, высокие требования к жизни и высокие притязания | ГД |
СТ | |||
ПФ | |||
4. Интересная работа | СМ | 22. Жизнерадостность, чувство юмора | ГД |
5. Красота природы и искусства | ЭС | 23. Исполнительность, дисциплинированность | ПФ |
6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) | ГД | 24. Независимость, способность действовать самостоятельно и решительно | СМ |
КМ | |||
7. Материальная обеспеченность жизни | ГД | 25. Непримиримость к недостаткам в себе и других | ПФ |
СТ | |||
8. Наличие хороших и верных друзей | КМ | 26. Образованность (широта знаний, высокая общая культура) | ПЗ |
9. Общественное призвание (уважение окружающих) | СТ | 27. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) | ПФ |
10. Познание, рост образования, кругозора, интеллекта | ПЗ | 28. Рационализм, умение логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения | ПЗ |
11. Продуктивная жизнь, максимальное использование своих сил | СМ | 29. Самоконтроль, сдержанность, самодисциплина | ПФ |
12. Самосовершенствование, физическое и духовное | СМ | 30. Смелость в отстаивании своего мнения и взглядов | ПФ |
ПФ | СТ | ||
13. Развлечение, приятное времяпровождение, свобода от обязанностей | ГД | 31. Твердая воля, умение настоять на своем, не отступать перед трудностями | СТ |
14. Свобода, независимость в суждениях и поступках | СМ | 32.Терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения | КМ |
СТ | АЛ | ||
15. Счастливая семейная жизнь | КМ | 33. Широта взглядов, умение понять чужую точку зрения | ПЗ |
СТ | КМ | ||
16. Счастье других, благосостояние народа, человечества | АЛ | 34. Честность, правдивость, искренность | КМ |
ПФ | |||
17. Творчество, возможность созидания | СМ | 35. Эффективность в делах (трудолюбие) | ПФ |
ЭС | СМ | ||
18. Уверенность в себе, свобода от внутренних противоречий, сомнений | ПФ | 36. Чуткость, заботливость по отношению к другим | АЛ |
СТ | КМ |
Отличия предлагаемого способа от методики М.Рокича заключаются в следующем:
1) Все ценностные ориентации (ЦО) распределены по 8 базовым видам мотивационной направленности (см. табл.1). Отношение той или иной ЦО к определенному виду мотивационной направленности (МН), также как и выделение именно 8 видов МН, базировалось на методике Шварца Ш. по изучению ценностей (источник: Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: Концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004). Общее число всех МН составляет 53, т.е. выше заданных 36 ЦО, поскольку в некоторых случаях одна и та же выбранная ЦО отражает не одну, а две или даже три МН, например, выбор такой ЦО, как «материальная обеспеченность жизни», может свидетельствовать как о наличии гедонистической направленности личности, так и о наличии социально-статусной мотивационной направленности. Распределение всех ЦО по 8 базовым видам МН было следующим: перфекционные ценности (ПФ) под №12, 18, 19, 20, 21, 23, 25, 27, 29, 30, 34, 35, общим числом 12, удельный вес которых по отношению ко всем МН составил (12:53)·100%=22,6% (Nмн=22,6%); статусные (СТ) под №7, 9, 14, 15, 18, 20, 21, 30, 31 (Nмн=17,0%); ценности самореализации (СМ) под №1, 4, 11, 12, 14, 17, 24, 35 (Nмн=15,1%); коммуникативные (КМ) под №6, 8, 15, 32, 33, 34, 36 (Nмн=13,2%); гедонистические (ГД) под №3, 6, 7, 13, 21, 22 (Nмн=11,3%); познавательные (ПЗ) под №2, 10, 26, 28, 33 (Nмн=9,4%); эстетические (ЭС) под №5, 17, 20 (Nмн=5,7%) и альтруистические ценности (АЛ) под №16, 32, 36 (Nмн=5,7%).
2) Из предлагаемых 36 ЦО испытуемый должен выбрать только 10, наиболее значимых для него, и расположить их в последовательном порядке соответственно их ранговой значимости. Дальнейший количественный анализ построен на гипотетическом предположении о том, что в десятку выбранных ЦО попадут только те, которые будут иметь отношение к ведущим мотивационным установкам данного индивида; частота выбора ЦО, имеющих отношение к одной и той же МН, также как и предпочтительный характер их последовательного расположения (более высокий ранг), будут отражать ведущую мотивационную направленность данной личности.
3) Способ содержит в себе расчетный алгоритм, позволяющий с помощью предлагаемых формул такие показатели, как частоту выбора ЦО, имеющих отношение к определенным видам МН, и их ранговую оценку, перевести в другие числовые показатели: [1] оценка каждого вида мотивационной направленности (МН) в баллах от 1 до 5; [2] оценка степени фрустрации каждого вида мотивационной направленности в виде коэффициента фрустрации (КФ), который считается нормативным, если находится в пределах 0-1,0; [3] на основе двух первых показателей определяют ведущую мотивационную направленность личности (ВМН), отвечающую следующему условию: оценка данной направленности (МН) находится в пределах 3,7-5,0 бал при нормативных значениях КФ, т.е. в пределах 0-1,0.
4) В силу вышеперечисленных выше отличительных признаков, позволяющих дать количественную оценку мотивационной направленности личности, возможно применение способа в экспертных целях и при проведении научных исследований.
По имеющимся у авторов сведениям совокупность существенных признаков, характеризующих сущность заявляемого изобретения, не известна из уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию «новизна».
По мнению авторов, сущность заявляемого изобретения не следует для специалиста явным образом из известного уровня техники, т.к. из него не выявляется выше указанное влияние на получаемый технический результат - новое свойство объекта-совокупности признаков, которые отличают от аналога заявляемое изобретение, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию «изобретательский уровень».
Совокупность существенных признаков, характеризующих сущность изобретения, может быть многократно использована в медицине и психологии с получением технического результата выполняющейся количественной оценки мотивационной направленности личности, что позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию «практическая применимость».
Заявленное изобретение содержит в себе расчетный алгоритм в виде формул, позволяющий такие показатели, как частоту выбора ценностных ориентаций, имеющих отношение к 8 базовым видам мотивационной направленности, и их ранговую оценку, перевести в другие количественные показатели, характеризующие все 8 видов мотивационной направленности индивида - оценку в баллах от 1 до 5 каждой мотивационной направленности и степень их фрустрации (при наличии таковой).
Осуществление способа. Предлагаемый способ включает в себя технику тестирования и количественный анализ полученных данных.
Техника тестирования
Испытуемому предлагают 36 карточек с обозначенными на них ценностными ориентациями (ЦО). Вместо карточек можно предложить список из этих же 36 личностных ценностей, который приведен в Приложении. На оборотной стороне каждой карточки проставлен порядковый номер ЦО, позволяющий в дальнейшем определить, к какому виду мотивационной направленности (МН) относится данная ценность.
Из 36 карточек с обозначенными ЦО испытуемый должен выбрать только 10, наиболее значимых для него, и затем отобранные 10 карточек разложить в последовательном порядке в соответствии с ранговой значимостью личностных ценностей, указанных на картах. В протоколе обследования фиксируется порядковый номер выбранных ЦО в соответствии с их ранговой значимостью (ранговым номером) следующим образом (из протокола обследования здоровой испытуемой К., 23 лет, студентки ВУЗа):
Номер ранговый | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Номер порядковый | 2 | 18 | 11 | 31 | 32 | 33 | 15 | 1 | 3 | 6 |
Именно эта и подобные ей записи лежат в основе количественного анализа.
Количественный анализ полученных данных
Сначала мы вводим 3-ю строку, в каждой ячейке которой будет указан тот вид мотивационной направленности (МН), к которой относится данная ЦО, пользуясь таблицей 1. В случае, если ЦО тестового материала соответствуют 2 (или 3) видам МН, ячейка дублируется (или утраивается), сохраняя свой ранговый номер, при этом МН делится на ее составляющие - МН'. В рассматриваемом случае, как следует из таблицы 1, дублированию подлежат ЦО с порядковым номером 18, 32, 33, 15, 6. При этом число ячеек, а значит и общее число рангов увеличивается (до 15 в рассматриваемом примере), однако ранги сохраняют прежнюю номинативную оценку. Для упрощения подсчетов всю последовательность ряда лучше разбить на две части.
Далее мы вводим строку, в которой будет указана ранговая оценка каждой мотивационной направленности - МНR', которая высчитывается по формуле: MHR'=11-R', где R' - ранговый номер. Например, ранговая оценка одной из составляющих познавательной МН' (порядковый №2) будет равна ПЗR1=11-1=10 бал; ранговая оценка другой ее составляющей (порядковый №33) будет равна ПЗR2=11-6=5 бал. В итоге мы получаем следующую таблицу:
/При дальнейших расчетах для удобства можно убрать 2-ю строку с порядковым номером МН/
Каждой МН', помимо номера рангового и номера порядкового, в новой строке присваивается частотный номер (МНn'), указывающий на то, в который раз МН повторяется в выборке:
Далее мы производим итоговую оценку каждой составляющей определенной мотивационной направленности (МН') по формуле МН'=МНR'+(МНn'-1). В том случае, когда частотный номер МНn' равен единице, значения МН' соответствуют значениям МНR'.
К примеру, составляющие познавательной МН будут следующими:
ПЗ1=ПЗR1+(ПЗn1-1)=10+(1-1)=10 бал;
ПЗ2=ПЗR2+{ПЗn2-1)=5+(2-1)=6 бал.
В итоге мы получим следующие сводные данные:
Далее высчитывают итоговую оценку каждого вида МН, как среднюю арифметическую из всех ее составляющих, которая затем делится на 2 (поскольку оценка в баллах в системе от 1 до 5 является более приемлемой, чем в системе от 1 до 10), по следующей формуле:
где МН' - оценка каждой составляющей МН в соответствии с ее ранговым и частотным номером, nмн - максимальный частотный номер данной МН. Процедуру вычисления итоговых оценок всех видов МН можно сократить, используя формулу:
, где R' - ранговый номер составляющих МН, МНn' - частотный номер составляющих МН', nмн - максимальный частотный номер данной МН. К примеру, вычисление итоговой оценки познавательной МН будет следующим:
Подсчитав средние арифметические каждой МН (МНср), получаем оценки в баллах каждого вида МН, которые заносим в отдельную таблицу в графу «Оценка МН в баллах» (МНср). Затем, для того, чтобы определить степень фрустрации каждого вида МН, в следующем столбце напротив каждой оценки МНср проставляем показатель ее оценочного соотнесения к максимальной оценке, т.е. к 5 баллам, для чего МНср делим на 5:
МН | Оценка МН в бал (МНср) | МНср/5 | nмн | Частотный вес (%) nмн/n | Заданный частотный вес Nмн (%) | nмн/N | КФ |
ПФ | 4,5 | 0,90 | |||||
СТ | 3,8 | 0,76 | |||||
CM | 2,0 | 0,40 | |||||
KM | 2,75 | 0,55 | |||||
ГД | 1,0 | 0,20 | |||||
ПЗ | 4,0 | 0,80 | |||||
ЭС | 0 | 0 | |||||
АЛ | 3,0 | 0,60 |
Далее высчитываем частотный вес каждой МН в выборке испытуемого, который определяется как , где nмн - максимальный частотный номер данной МН, n - общее число всех МН, включая их составляющие (МН'); в рассматриваемом примере n=15. Полученный частотный вес конкретной МН (nмн/n) сравниваем с заданным частотным весом данной МН в объеме всего теста (Nмн·%), который известен заранее (см. выше) и определяем показатель частотного соотнесения как .
Полученные результаты заносим в уже имеющуюся таблицу:
МН | Оценка МН в бал (МНср) | МНср/5 | nмн | Частотный вес (%) nмн/n | Заданный частотный вес Nмн (%) | nмн/N | КФ |
ПФ | 4,5 | 0,90 | 1 | 6,7% | 22,6% | 0,29 | |
СТ | 3,8 | 0,76 | 3 | 20,0% | 17,0% | 1,18 | |
СМ | 2,0 | 0,40 | 2 | 13,3% | 15,1% | 0,88 | |
КМ | 2,75 | 0,55 | 4 | 26,7% | 13,2% | 2,02 | |
ГД | 1,0 | 0,20 | 2 | 13,3% | 11,3% | 1,18 | |
ПЗ | 4,0 | 0,80 | 2 | 13,3% | 9,4% | 1,42 | |
ЭС | 0 | 0 | 0 | 0 | 5,7% | 0 | |
АЛ | 3,0 | 0,60 | 1 | 6,7% | 5,7% | 1,17 |
К примеру, для познавательной МН мы получаем следующие показатели:
- показатель оценочного соотнесения (МНср/5)=4:5=0,80;
- показатель частотного соотнесения .
Коэффициент фрустрации (КФ) определяют как разницу между показателем частного соотнесения (nмн/N) и показателем оценочного соотнесения (МНср/5); в рассматриваемом примере КФ познавательной МН будет равен 1,42-0,80=0,62. Аналогично определяют КФ для всех других видов МН:
МН | Оценка МН в бал (МНср) | МНср/5 | nмн | Частотный вес (%) nмн/n | Заданный частотный вес Nмн (%) | nмн/N | КФ |
ПФ | 4,5 | 0,90 | 1 | 6,7% | 22,6% | 0,29 | -0,61 |
СТ | 3,8 | 0,76 | 3 | 20,0% | 17,0% | 1,18 | 0,42 |
СМ | 2,0 | 0,40 | 2 | 13,3% | 15,1% | 0,88 | 0,48 |
КМ | 2,75 | 0,55 | 4 | 26,7% | 13,2% | 2,02 | 1,47 |
ГД | 1,0 | 0,20 | 2 | 13,3% | 11,3% | 1,18 | 0,98 |
ПЗ | 4,0 | 0,80 | 2 | 13,3% | 9,4% | 1,42 | 0,62 |
ЭС | 0 | 0 | 0 | 0 | 5,7% | 0 | 0 |
АЛ | 3,0 | 0,60 | 1 | 6,7% | 5,7% | 1,17 | 0,57 |
КФ также определяют по формуле:
, согласно которой коэффициент фрустрации для познавательной МН будет равен .
Значения КФ считаются нормативными, если находятся в пределах 0-1,0. Мотивационную направленность считают фрустрированной, если показатель КФ<0, т.е. имеет отрицательные значения, или если КФ>1,0. В первом случае речь идет о фрустрации репрессивного типа, при которой показатель частотного соотнесения меньше показателя оценочного соотнесения, что означает, что испытуемый редко производит выбор тех ценностных ориентаций, которые он, судя по присвоенному им рангу, ценит высоко, что возможно при наличии механизма подавления-вытеснения. В рассматриваемом примере репрессивный тип фрустрации характеризовал перфекционную МН (КФпф=-0,61). В другом случае, если КФ>1,0, речь идет о фрустрации конфликтного типа, при которой, наоборот, показатель частотного соотнесения намного больше показателя оценочного соотнесения, что означает, что испытуемый «навязчиво» выбирает те ценностные ориентации, которые он мало ценит - в этом случае можно думать об интроективном механизме мотивационных установок личности. В рассматриваемом примере конфликтный тип фрустрации умеренной степени выраженности характеризовал коммуникативную МН (КФкм=1,47).
В итоге определяют ведущую мотивационную направленность личности (ВМН), отвечающую следующим критериям: а) оценка данной направленности имеет максимальные значения среди всех остальных МН, но не ниже 3,75 баллов; б) КФ данной направленности имеет нормативные значения, т.е. находится в пределах 0-1,0. В рассматриваемом случае ведущей мотивационной направленностью является познавательная МН (МНпз=4,0 бал, КФпз=0,62).
Предлагаемый способ может использоваться для оценки мотивационной направленности не только у здоровых лиц, но также у лиц с проявлениями психической патологии. Рассмотрим 3 примера.
Пример 1.
Больной А., 23 года. Диагноз: Депрессивный эпизод средней степени (F 32.10).
Протокольная запись:
Номер ранговый | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Номер ЦО | 3 | 12 | 16 | 34 | 2 | 15 | 28 | 8 | 9 | 4 |
По формуле определяем оценку каждой МН, например коммуникативная МН (КМ) будет равна:
По формуле определяем КФ каждой МН, например КФ для коммуникативной МН будет равен:
Полученные данные заносим в таблицу, из которой определяем ВМН: сначала выделяем те МН, оценка которых выше 3,75 баллов - ПФ, ГД и АЛ; из них выбираем ту, которая имеет нормативные значения КФ, т.е. альтруистическую (АЛ).
МН | Оценка МН в бал (МНср) | МНср/5 | nмн | Частотный вес (%) nмн/n | Заданный частотный вес Nмн (%) | nмн/N | КФ |
ПФ | 4,25 | 0,85 | 2 | 15,4% | 22,6% | 0,68 | -0,17 |
СТ | 2,0 | 0,40 | 2 | 15,4% | 17,0% | 0,91 | 0,51 |
СМ | 2,75 | 0,55 | 2 | 15,4% | 15,1% | 1,02 | 0,47 |
КМ | 3,0 | 0,60 | 3 | 23,1% | 13,2% | 1,75 | 1,15 |
ГД | 5,0 | 1,00 | 1 | 7,7% | 11,3% | 0,68 | -0,32 |
ПЗ | 2,75 | 0,55 | 2 | 15,4% | 9,4% | 1,58 | 1,03 |
ЭС | 0 | 0 | 0 | 0 | 5,7% | 0 | 0 |
АЛ | 4,0 | 0,80 | 1 | 7,7% | 5,7% | 1,35 | 0,55 |
Заключение: Ведущая мотивационная направленность личности - альтруистическая. Фрустрированные мотивационные направленности - перфекционная, гедонистическая (репрессивный тип фрустрации), коммуникативная (конфликтный тип фрустрации).
Пример 2. Больной X., 39 лет. Диагноз: Алкогольная зависимость (F 10.3).
Протокольная запись:
Номер ранговый | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Номер ЦО | 14 | 23 | 26 | 6 | 27 | 36 | 5 | 10 | 16 | 33 |
По вышеприведенным формулам определяем оценку каждой МН и степень ее фрустрации КФ, которые заносим в таблицу. МН, оценка которых выше 3,75 баллов - ПФ, СТ, СМ, однако ни одна из них не может считаться ВМН, т.к. КФ всех указанных МН не соответствует нормативным значениям.
МН | Оценка МН в бал (МНср) | МНср/5 | nмн | Частотный вес (%) nмн/n | Заданный частотный вес Nмн (%) | nмн/N | КФ |
ПФ | 4,0 | 0,80 | 2 | 14,3% | 22,6% | 0,63 | -0,17 |
СТ | 5,0 | 1,00 | 1 | 7,1% | 17,0% | 0,42 | -0,58 |
СМ | 5,0 | 1,00 | 1 | 7,1% | 15,1% | 0,47 | -0,53 |
КМ | 2,7 | 0,54 | 3 | 21,4% | 13,2% | 1,62 | 1,08 |
ГД | 3,5 | 0,70 | 1 | 7,1% | 11,3% | 0,63 | -0,07 |
ПЗ | 2,5 | 0,50 | 3 | 21,4% | 9,4% | 2,28 | 1,78 |
ЭС | 2,0 | 0,40 | 1 | 7,1% | 5,7% | 1,24 | 0,84 |
АЛ | 2,0 | 0,40 | 2 | 14,3% | 5,7% | 2,50 | 2,10 |
Заключение: Ведущая мотивационная направленность личности - не определяется. Фрустрированные мотивационные направленности - перфекционная, статусная, самоактуализация, гедонистическая (репрессивный тип фрустрации), коммуникативная, познавательная, альтруистическая (конфликтный тип фрустрации).
Пример 3.
Испытуемый Г., 14 лет. Диагноз: Депрессивное расстройство поведения (F 92.0).
Протокольная запись:
Номер ранговый | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Номер ЦО | 7 | 3 | 8 | 6 | 27 | 1 | 2 | 4 | 9 | 28 |
Обработка результатов (сводные данные):
МН, оценка которых выше 3,75 баллов - KM, ГД, из них выбираем ту, которая имеет нормативные значения КФ, т.е. коммуникативную (КМ)
МН | Оценка МН в бал (МНср) | МНср/5 | nмн | Частотный вес (%) nмн/n | Заданный частотный вес Nмн (%) | nмн/N | КФ |
ПФ | 3,0 | 0,60 | 1 | 8,3% | 22,6% | 0,37 | -0,23 |
СТ | 3,25 | 0,65 | 2 | 16,7% | 17,0% | 0,98 | 0,33 |
СМ | 2,25 | 0,45 | 2 | 16,7% | 15,1% | 1,11 | 0,66 |
КМ | 4,0 | 0,80 | 2 | 16,7% | 13,2% | 1,27 | 0,47 |
ГД | 4,8 | 0,96 | 3 | 25,0% | 11,3% | 2,21 | 1,25 |
ПЗ | 1,5 | 0,30 | 2 | 16,7% | 9,4% | 1,77 | 1,47 |
ЭС | 0 | 0 | 0 | 0 | 5,7% | 0 | 0 |
АЛ | 0 | 0 | 0 | 0 | 5,7% | 0 | 0 |
Заключение: Ведущая мотивационная направленность личности - коммуникативная. Фрустрированные мотивационные направленности - перфекционная (репрессивный тип фрустрации), гедонистическая, познавательная (конфликтный тип фрустрации).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список личностных ценностей | |||
Инструкция: Из представленных 36 личностных ценностей выберете 10 основных, которые Вы считаете главными для себя, и пронумеруйте их в порядке их значимости для Вас (первостепенная, второстепенная и т.д.) - от №1 до№10. | |||
№ | № | ||
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) | Аккуратность, чистоплотность, любовь к порядку | ||
Жизненная мудрость (здравый смысл, достигаемый жизненным опытом) | Воспитанность, хорошие манеры | ||
Здоровье, физическое и психическое | Высокие запросы, высокие требования к жизни и высокие притязания | ||
Интересная работа | Жизнерадостность, чувство юмора | ||
Красота природы и искусства | Исполнительность, дисциплинированность | ||
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) | Независимость, способность действовать самостоятельно и решительно | ||
Материальная обеспеченность жизни | Непримиримость к недостаткам в себе и других | ||
Наличие хороших и верных друзей | Образованность (широта знаний, высокая общая культура) | ||
Общественное призвание (уважение окружающих) | Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) | ||
Познание, рост образования, кругозора, интеллекта | Рационализм, умение логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения | | ||
Продуктивная жизнь, максимальное использование своих сил | Самоконтроль, сдержанность, самодисциплина | ||
Самосовершенствование, физическое и духовное | Смелость в отстаивании своего мнения и взглядов | ||
Развлечение, приятное времяпровождение, свобода от обязанностей | Твердая воля, умение настоять на своем, не отступать перед трудностями | ||
Свобода, независимость в суждениях и поступках | Терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения | ||
Счастливая семейная жизнь | Широта взглядов, умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки | ||
Счастье других, благосостояние народа, человечества | Честность, правдивость, искренность | ||
Творчество, возможность созидания | Эффективность в делах (трудолюбие) | ||
Уверенность в себе, свобода от внутренних противоречий, сомнений | Чуткость, заботливость по отношению к другим |
Способ оценки мотивационной направленности личности, включающий последовательное расположение 36 карточек с указанными на них ценностными ориентациями соответственно их ранговой значимости, отличающийся тем, что испытуемый выбирает из 36 карточек 10 карточек с теми ценностными ориентациями (ЦО), которые считает наиболее значимыми, и раскладывает их в последовательном порядке в соответствии с их ранговой значимостью, после чего выбранные ЦО относят к одному из 8 базовых видов мотивационной направленности (МН) человеческой деятельности: перфекционной (ПФ), статусной (СТ), самореализационной (СМ), коммуникативной (СМ), гедонистической (ГД), познавательной (ПЗ), эстетической (ЭС) и альтруистической (АЛ); далее на основании частоты выбора ЦО, имеющих отношение к определенным видам МН, и их ранговой оценки определяют итоговую оценку каждого вида МН в баллах от 1 до 5 как среднюю арифметическую всех ее составляющих по формуле где R' - ранговый номер составляющих МН, - частотный номер составляющих МН', указывающий на то, в который раз данная МН повторяется в выборке, nмн - максимальный частотный номер данной МН; далее определяют степень фрустрации каждого вида МН в виде коэффициента фрустрации (КФ) по формуле где n - общее число всех МН, включая их составляющие МН', Nмн% - заданный частотный вес данной МН, составляющий для ПФ 22,6%, для СТ - 17,0%, CM - 15,1%, KM - 13,2%, ГД - 11,3%, ПЗ - 9,4%, ЭС - 5,7%, АЛ - 5,7%; при этом МН со значениями КФ более 1,0 или менее нуля расценивают как фрустрированную; те виды МН, значение которых в пределах 3,75-5,0 баллов и КФ в пределах 0-1,0, расценивают как ведущие мотивационные направленности личности.