Смазочная композиция синтетического гидравлического масла с повышенной пожаробезопасностью для авиационной техники
Настоящее изобретение относится к смазочной композиции авиационного синтетического гидравлического масла для гидросистем авиационной, ракетной и наземной техники, содержащей в качестве базовой основы полиальфаолефиновые углеводороды в сочетании с реологическим концентратом на основе маловязких моноэфиров C18H38O2, стабилизированных полиметакрилатом (NYCOPERF RA 655), фенольную антиокислительную присадку, триизопропилфосфат в качестве противоизносной присадки, ингибитор коррозии 1,2,3-бензотриазол или производное толутриазола Иргамет 39, кремнийорганическую жидкость в качестве антипенной добавки и краситель. Техническим результатом настоящего изобретения является создание авиационного гидравлического масла с высокими эксплуатационными характеристиками и с повышенной взрыво- и пожаробезопасностью. 4 табл.
Реферат
Изобретение относится к гидравлическим (рабочим) жидкостям, предназначенным для гидравлических систем авиационной техники, в частности к авиационному синтетическому гидравлическому маслу для гидросистем авиационной ракетной и наземной техники, позволяющих обезопасить работу и эксплуатацию гидравлических систем при высоких температурах (пониженная пожароопасность ввиду высокой температуры вспышки и воспламенения). Также существенно снижены потери от испарения, что дает возможность более стабильной работы механических частей, например, скорость срабатывания гидроприводов.
Данное авиационное гидравлическое масло относится к новейшему поколению гидравлических жидкостей для воздушных судов и ракет. Является лучшим компромиссным решением по низкотемпературным требованиям к сохранению текучести (до -55°С), огнестойкости для безопасной эксплуатации и смазывающей способности для предотвращения износа и задиров в широких температурных границах. Может применяться в гидросистемах, которые до этого работали на нефтяных жидкостях без замены резиновых уплотнений. Применяются также в автопилотах, тормозных механизмах и в качестве амортизационной жидкости. Дают возможность обезопасить работу и эксплуатацию при высоких температурах вспышки и воспламенения.
К обязательным требованиям, предъявляемым к рабочим жидкостям для гидравлических систем авиационной техники, относятся:
- хорошие вязкостно-температурные характеристики (вязкость при 50°С не менее 8 мм2/с, при минус 60°С не более 5000 мм2/с);
- стабильность вязкости при механодинамических нагрузках (вязкость жидкости не должна уменьшаться при прокачке насосом и дросселировании в золотниках под высоким давлением);
- пожаробезопасность в случае разгерметизации гидравлической системы в аварийных ситуациях (температура вспышки паров жидкости должна быть не ниже 170°С).
В гидравлических системах отечественных самолетов и вертолетов в качестве рабочей жидкости широко применяется гидравлическое масло АМГ-10 («Масло АМГ-10» ГОСТ 6794) на основе низкозастывающих минеральных углеводородов с добавлением вязкостной, антиокислительной и противоизносной присадок. Рекомендуемый диапазон рабочих температур от минус -60°С до + 125°С.
Однако указанное гидравлическое масло АМГ-10 имеет следующие недостатки:
- уменьшение вязкости при эксплуатации в гидравлических системах (до 30%) вследствие механохимической деструкции молекул вязкостной полимерной присадки, что существенно сокращает ресурс работы масла и снижает надежность работы гидроагрегатов. Например, ресурс работы масла АМГ-10 в гидросистемах самолетов ТУ-154 не превышает 600 часов вследствие уменьшения вязкости с 10 до 7 мм2/с (Ю.Е.Раскин, Ю.И.Денисов, Е.М.Вижанков, Б.Г.Бедрик. Диагностика и контроль ресурса применения рабочих жидкостей в гидросистемах авиационной техники. «Контроль. Диагностика», №5, 2004, с.38-40);
- неудовлетворительная пожаробезопасность при нарушении герметичности гидросистемы под давлением вследствие низких значений температуры вспышки паров (93°С при рабочей температуре жидкости до 125°С);
- неудовлетворительная термоокислительная устойчивость при температурах выше 125°С.
Гидравлическое масло АМГ-10 имеет невысокую стойкость к воспламенению, характеризуемую относительно низкой температурой вспышки, находящейся на уровне 93°С. Кроме того, в связи с возросшими в новых летательных аппаратах перепадами давления в гидросистемах имеет место увеличение градиента скорости сдвига в объеме масла, что приводит к повышению механических нагрузок на полимерный модификатор вязкости и его деструкции: чем выше давление в гидросистеме, тем быстрее достигает вязкость масла при 50°С своего нижнего предела, равного 8 мм2/с и являющегося критическим показателем для замены масла АМГ-10 полностью на свежее. Если раньше этот порог достигался за 1500 часов работы, то в современных гидросистемах он равен 100 часам и менее. Для современных и новых поколений самолетов необходимо гидравлическое масло с более высокими характеристиками по стойкости к воспламенению и механическим нагрузкам, но при этом оно должно быть взаимозаменяемым с маслом АМГ-10.
Известен состав смазочного масла для газовых турбин (патент РФ 2185423. 20.07.2002, бюл. №20) для применения в газотурбинных двигателях сверхзвуковой авиации следующего состава, мас.%:
Термостабильный диоктилсебацинат | 10,5-15 |
2,6-ди-трет-бутилпаракрезол | 0,5-3,0 |
Алкилированный дифениламин | 0,2-0,5 |
Трикрезилфосфат или дифенилпаратрет-бутилфенилфосфат | 1,0-3,0 |
Бензотриазол | 0,005-0,1 |
Синтетическое поли-альфа-олефиновое масло | остальное |
Однако указанный состав не может быть использован в качестве рабочей жидкости для гидравлических систем авиационной техники, так как не обеспечивает требований по вязкости при минусовых температурах - уже при минус 40°С вязкость 4000=5000 мм2/с (необходимо при минус 60°С - не более 5000 мм2/с), термоокислительной устойчивости при высоких температурах - кислотное число за 50 часов увеличивается с 0,01-0,08 мг КОН/г до 4,05-6,0 мг КОН/г (допускается не более 0,15 мг КОН/1г), вязкость увеличивается на 40-50% и образуется осадок в количестве 0,06-0,15 мас.%, что не допустимо для рабочих жидкостей для гидравлических систем авиационной техники.
Известна рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники (патент RU 2275418 С1), где в качестве основы применяются, мас.%: доктилсебацинат 9,9-10,1, полиэтилсилоксановая жидкость с вязкостью 4-49 мм2/с при 20°С 17-23, поли-альфа-олефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2/с при 100°С 25-32, поли-альфа-олефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С до 100. Характеристики масла: кинематическая вязкость при минус 50°С 1540-3712 мм2/с, исследование термоокислительной стабильности проводили при 135°С. Технический результат - улучшение вязкостных характеристик при минусовых температурах (до минус 60°С), повышение термоокислительной устойчивости.
Из RU 2347803, 27.02.2009 известна рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники, содержащая 2,6-ди-трет-бутилпаракрезол, фенил-α-нафтиламин, трикрезил-фосфат, в качестве основы содержит диоктилсебацинат термостабильный, фракцию поли-альфа-олефинов с вязкостью 1,7-2,0 мм2/с при 100°С и полиалкилсилоксановую жидкость с вязкостью 14-16 мм2/с при 100°С, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
2,6-ди-трет-бутилпаракрезол | 0,3-0,5 |
фенил-α-нафтиламин | 0,2-0,5 |
трикрезил-фосфат | 1,0-3,0 |
диоктилсебацинат термостабильный | 9,6-19,5 |
поли-альфа-олефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2/с при 100°С | 34,0-44,3 |
полиалкилсилоксановая жидкость с | |
вязкостью 14-16 мм2/с при 100°С | 39,4-48,1 |
Технический результат - улучшение термоокислительной стабильности, вязкостных характеристик в области минусовых температур, повышение максимальной рабочей температуры эксплуатации.
Технической задачей заявленного изобретения является создание авиационного синтетического масла для гидросистем с повышенной взрыво- и пожаробезопасностью и возможностью использования его в гидросистемах более высокой мощности и при более высокой температуре при сохранении высоких эксплуатационных свойств.
Техническая задача достигается смазочной композицией авиационного синтетического гидравлического масла для гидросистем авиационной, ракетной и наземной техники, содержащей в качестве базовой основы поли-альфа-олефиновые углеводороды с кинематической вязкостью при 100°С от 1,5-6 мм2/с и молекулярной массой от 260 до 560 г/моль, реологический концентрат NYCOPERF RA 655 на основе маловязких моноэфиров С5-С10-карбоновых кислот и С8-С13-спиртов, стабилизированных полиметакрилатом, и имеющий вязкость при 100°С от 1,6- 2,0 сСт и 120-130 сСт при -40°С и температуру застывания ниже -72°С, фенольную антиокислительную присадку, триизопропилфосфат в качестве противоизносной присадки, ингибитор коррозии 1,2,3-бензотриазол или производное толутриазола Иргамет 39, кремнийорганическую жидкость в качестве антипенной добавки и краситель, при следующем соотношении исходных компонентов в мас.%:
указанная базовая основа на основе
поли-альфа-олефиновых углеводородов | 60,0-64,0 |
указанный реологический концентрат на основе | |
маловязких моноэфиров, стабилизированных | |
полиметакрилатом | 35,0-38,0 |
фенольная антиокислительная присадка | 0,3-1,0 |
триизопропилфосфат | 0,5-2,0 |
указанный ингибитор коррозии | 0,02-0,1 |
кремнийорганическая жидкость в качестве | |
антипенной добавки | 0,03-0,08 |
краситель | 0,0011-0,0013 |
В композиции авиационного синтетического гидравлического масла по изобретению в качестве поли-альфа-олефиновых углефодородов (поли-альфа-олефиновых углефодородов) используют ПАО с кинематической вязкостью при 100°С от 1,5-6 мм2/с, предпочтительно от 1,7- 3,6 мм2/с; с молекулярной массой от 260 до 560 г/моль, предпочтительно от 275 до 400 г/моль.
И в частности, в качестве таких поли-альфа-олефиновых углеводородов используют поли-альфа-олефиновые углеводороды ПАМ-2 (ТУ 2053-014-544 09843-2007) или NEXBASE 2002 BULK, имеющие кинематическую вязкость при 100°С от 1,6-1,8 мм2/с, температуру застывания не выше - 66°С.
В композиции авиационного синтетического гидравлического масла по изобретению используют реологический концентрат NYCOPERF RA 655 NICO СА (Франция), представляющий собой маловязкий моноэфир C18H38O2, стабилизированный полиметакрилатом небольшой молекулярной массы от 200 до 500 г/моль. Моноэфир синтезирован из кислот, содержащих 5-10 атомов углерода и спиртов, имеющих 8-13 атомов углерода, и обладает вязкостными свойствами при 100°С в пределах 1,6-2,0 сСт и при -40°С 120-130 сСт, и температурой застывания ниже минус 72°С. Загущающая присадка, улучшающая индекс вязкости до 310, обеспечивает пологость вязкостно-температурной зависимости реологического концентрата NYCOPERF RA 655.
В качестве фенольной антиокислительной присадки авиационное гидравлическое масло по изобретению содержит, например, метилен-бис-дитретбутил-фенол марки МБ-1 или Ethanox 4702, или Ирганокс 1010 (пентаэритритол тетракис (3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидрокси-фенил) пропионат).
В качестве противоизносной присадки авиационное гидравлическое масло по изобретению содержит три-изо-пропилфосфат ТИПФ или Durad 150.
В качестве ингибитора коррозии авиационное гидравлическое масло по изобретению содержит 1,2,3-бензотриазол или производные толутриазола Иргамет 39 (N,N-бис-(2-этилгексил)-4-метил-1Н-бензотриазол-1-метиламин).
В качестве антипенной добавки авиационное гидравлическое масло по изобретению содержит кремнийорганическую жидкость, например, ПМС-200 (полиметилсилоксановая жидкость) или Synaflve AC или АmН 2 (сертификат фирмы Cognis, 2007).
В качестве красителя авиационное гидравлическое масло по изобретению содержит, например, краситель жирорастворимый зеленый VERT AU CRAS W 7200 (сертификат фирмы Sensient, 2007).
В таблице 1 представлен конкретный пример состава смазочной композиции авиационного синтетического гидравлического масла по изобретению, иллюстрирующий, но не ограничивающий объем притязаний.
В таблицах 2-3 представлены свойства базовой смеси авиационного масла по изобретению, состоящей из базовых компонентов поли-альфа-олефиновых углеводородов (ПАОМ-2) и реологического концентрата NYCOPERF RA 655 (ТУ 0253-003-07548712-2010).
В таблице 4 представлены основные свойства авиационного синтетического гидравлического масла по изобретению.
Таблица 1. | ||||
№ п/п | Наименование компонентов | Нормативный документ | Содержание, мас.% | |
1 | Базовая смесь из | ТУ 0253-003-07548712-2010 | ||
синтетических | ||||
углеводородов (БССУ) из: | ||||
а) базовой основы ПАОМ-2 | ТУ 0253-014-54409843-2007 | 61,9688 | 63,0189 | |
б) реологический концентрат | ТУ 0253-003-07548712-2010 | 36,5 | 36,0 | |
NYCOPERF RA 655 | ||||
2 | Антиокислительная | ТУ 2425-436-05742686-2001 | 0,5 | 0,45 |
присадка: | ||||
метилен-бис-дитретбутил- | ||||
фенол(МБ-1) | ||||
3 | Противоизносная присадка: | Опытное производство ОАО | 0,93 | 0,45 |
три-изо-пропилфосфат | «Химпром» | |||
(ТИПФ) | ||||
4 | Ингибитор коррозии: | ТУ 6-09-1291-87 | 0,05 | 0,04 |
1,2,3-бензотриазол | ||||
5. | Антипенная присадка: | ТУ 6-09-1291-87 | 0,05 | 0,04 |
ПМС-200 (полиметил- | ||||
силоксановая жидкость) | ||||
6 | Краситель | Сертификат фирмы Sensient | 0,0012 | 0,0011 |
VERT AUCRASW 7200 |
Композицию авиационного гидравлического масла по изобретению готовят путем приготовления базовой смеси смешением базовой основы на основе поли-альфа-олефиновых углеводородов с реологическим концентратом и пакетом присадок при нагревании.
В реактор подают расчетное количество компонентов базовой смеси синтетических углеводородов (БССУ). Перемешивают, нагревают до 60-80°С до полной растворимости. При перемешивании далее загружают присадки, фильтруют.
Таблица 2 | |||
Показатели качества базовой смеси синтетических углеводородов (БССУ) | |||
№ | Наименование показателя | Значения | Методы испытаний |
1 | Вязкость кинематическая, мм2/с, при | ГОСТ 33 | |
температуре: | |||
50°С, не менее | 9,0 | ||
минус 50°С, не более | 1250 | ||
минус 55°С, не более | 2500 | ||
2 | Температура застывания, °С, не выше | минус 60 | ГОСТ 20287 |
3 | Содержание воды, | ГОСТ 2477 | |
% | отс. | ГОСТ 24614 | |
ppm, не более | 500 | арбитражный |
Таблица 3 | |||
Основные характеристики | |||
№ | Наименование показателя | Норма | Метод испытания |
1 | Вязкость кинематическая, мм2/с, при | ГОСТ 33 | |
температуре: | |||
50°С, не менее | 9,0 | ||
минус 50°С, не более | 1250 | ||
минус 55°С, не более | 2500 | ||
2 | Температура застывания, °С, не выше | минус 60 | ГОСТ 20287 |
3 | Индекс вязкости, не менее | 300 | ГОСТ 25371 |
4 | Температура вспышки, определяемая в | ГОСТ 4333 | |
открытом тигле, °С, не ниже | 150 | ||
5 | Кислотное число, мг КОН/г на 1 г масла, | ГОСТ 5985 | |
не более | 0,03 | ||
6 | Содержание воды, | ГОСТ 2477 | |
% | ОТС. | ГОСТ 24614 | |
pmm, не более | 500 | арбитражный |
Таблица 4 | |||
№ | Наименование показателя | Норма | Метод испытания |
1 | Внешний вид | Прозрачная | визуальный |
жидкость | |||
сине-зеленоватого цвета | |||
2 | Кинематическая вязкость, мм2/с, | ||
при температуре: | |||
125°С, не менее | 2,3 | ГОСТ 33 | |
50°С, не более | 9,0 | ГОСТ 33 | |
минус 50°С, не более | 1250 | ASTM D 445 | |
3 | Температура застывания, °С, не выше | минус 65 | ГОСТ 20287 |
(метод Б) | |||
4 | Температура вспышки, определяемая в | ГОСТ 4333 | |
открытом тигле, °С, не ниже | 150 | ||
5 | Кислотное число, мг КОН/г на 1 г масла, | ГОСТ 5985 | |
не более | 0,03 | ||
6 | Плотность при 20°С, г/см3, в пределах | 0,825-0,940 | ГОСТ 3900 |
ASTM D 4452 | |||
7 | Чистота жидкости: | 10,0 | ГОСТ17216 |
класс чистоты, не более | 6,0 | NASA 1638 | |
8 | Коррозионная активность и устойчивость к окислению (168 час, 135±1°С): | выдерживает | ASTM D 4636 |
9 | Температура воспламенения, °С не менее | 170 | ASTM D 92 |
10 | Скорость распространения пламени, см/сек, не более | 0,5 | ASTM D 5306 |
Таким образом, как следует из приведенных данных, заявленная в качестве изобретения смазочная композиция авиационного синтетического гидравлического масла обладает высокими эксплуатационными свойствами с повышенными взрыво- и пожаробезопасностью за счет экспериментально подобранного сочетания базовой смеси (базовая основа на основе поли-альфа-олефиновых углеводородов в сочетании с реологическим концентратом на основе маловязких моноэфиров, стабилизированных полиметакрилатом) и подобранных добавок-присадок, оказывающих синергетическое действие в заявленном авиационном масле.
Получена новая высококачественная гидравлическая жидкость (авиационное синтетическое гидравлическое масло, предназначенное для применения в гидросистемах авиационной, ракетной и гидросистемах наземного оборудования) с высокими антикоррозионными требованиями.
Смазочная композиция авиационного синтетического гидравлического масла для гидросистем авиационной, ракетной и наземной техники, содержащая в качестве базовой основы поли-альфа-олефиновые углеводороды с кинематической вязкостью при 100°С от 1,5-6 мм2/с и молекулярной массой от 260 до 560 г/моль, реологический концентрат NYCOPERF RA 655, на основе маловязких моноэфиров С5-С10-карбоновых кислот и C8-C13-спиртов, стабилизированных полиметакрилатом, и имеющий вязкость при 100°C от 1,6-2,0 сСт и 120-130 сСт при -40°С и температуру застывания ниже -72°С, фенольную антиокислительную присадку, триизопропилфосфат в качестве противоизносной присадки, ингибитор коррозии 1,2,3-бензотриазол или производное толутриазола Иргамет 39, кремнийорганическую жидкость в качестве антипенной добавки и краситель при следующем соотношении исходных компонентов, мас.%:
указанная базовая основа на основе | |
поли-альфа-олефиновых углеводородов | 60,0-64,0 |
указанный реологический концентрат на основе | |
маловязких моноэфиров, стабилизированных | 35,0-38,0 |
полиметакрилатом | |
фенольная антиокислительная присадка | 0,3-1,0 |
триизопропилфосфат | 0,5-2,0 |
указанный ингибитор коррозии | 0,02-0,1 |
кремнийорганическая жидкость в качестве | |
антипенной добавки | 0,03-0,08 |
краситель | 0,0011-0,0013 |