Маслозаправочная установка
Установка предназначена для подачи масла из бочек и других емкостей в картерные полости автотранспортных средств при их техническом обслуживании и ремонте. Предложена маслозаправочная установка на базе шестеренного насоса. Наличие крана управления на линии всасывания и гидробака на линии нагнетания позволяет удерживать масло в полости насоса. При этом увеличивается высота всасывания насоса и уменьшается пусковой износ его шестерен. Полость манометра сообщена с полостью гидробака, что позволяет контролировать давление срабатывания предохранительного клапана, а также давление на линии нагнетания. Пистолет для выдачи масла оснащен расходомером, что создает возможность контролировать количество масла, заливаемого в картерную полость обслуживаемой машины. В совокупности это позволяет создать маслозаправочную установку с улучшенными эксплуатационными свойствами. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к механике, в частности к смазочному оборудованию, и может быть использовано для подачи масла из бочек и других емкостей в картерные полости автотранспортных средств при их техническом обслуживании и ремонте.
Маслозаправочные установки широко используют при техническом обслуживании и ремонте автомобилей, тракторов и других транспортных средств. Известен диафрагменный насос для подачи жидкостей под давлением из бочек, канистр и других емкостей, оборудованных пробочными отверстиями [1].
Основным недостатком указанного устройства является то, что оно приводится в действие вручную.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является установка ОЗ-9902А-ГОСНИТИ. Она состоит из бака для масла, компрессора с электродвигателем для подачи масла из полости бака под действием избыточного давления воздуха, манометра, предохранительного клапана, рукавов, крана управления и пистолета для выдачи масла [2].
Недостатком известной установки является то, что она имеет сложную конструкцию.
Задачей изобретения является создание маслозаправочной установки с улучшенными эксплуатационными свойствами.
Сущность изобретения заключается в следующем. Устройство для подачи масла из полости бака выполнено в виде шестеренного насоса, всасывающая полость которого сообщена через кран управления с маслозаборником, снабженным фильтром и размещенным в нижней части бака для масла. Нагнетательная полость насоса сообщена с распределительным гидробаком. Наличие крана управления на линии всасывания и гидробака на линии нагнетания позволяет удерживать масло в полости насоса. При этом увеличивается высота всасывания насоса и уменьшается пусковой износ его шестерен. Полость гидробака с одной стороны сообщена через предохранительный клапан с полостью бака для масла, а с другой - через рукав - с пистолетом для выдачи масла. В результате установка имеет как рабочий режим (линию нагнетания), так и холостой (линию слива). Полость манометра сообщена с полостью гидробака, что позволяет контролировать давление срабатывания предохранительного клапана, а также давление на линии нагнетания. Пистолет для выдачи масла оснащен расходомером, что создает возможность контролировать количество масла, заливаемого в картерную полость обслуживаемой машины. В совокупности это позволяет создать маслозаправочную установку с улучшенными эксплуатационными свойствами.
На чертеже изображена принципиальная схема маслозаправочной установки. Установка состоит из бака 2 для масла, шестеренного насоса 3, распределительного гидробака 5 с манометром 6, пистолета 8 для выдачи масла, расходомера 7, крана управления 11, маслозаборника 12 и сливного штуцера 1. При этом насос 3 посредством муфты 9 соединен с электродвигателем 10. Всасывающая полость насоса 3 сообщена через кран управления 11 с маслозаборником 12, который снабжен фильтром (не показан) и размещен в нижней части бака 2 для масла. Линия «маслозаборник 12 - кран управления 11 - насос шестеренный 3» является линией всасывания. Нагнетательная полость насоса 3 сообщена с распределительным гидробаком 5. При этом полость гидробака 5 с одной стороны сообщена через предохранительный клапан 4 с полостью бака 2 для масла, а с другой - через рукав - с пистолетом 8 для выдачи масла. В результате установка имеет как рабочий режим (линию нагнетания), так и холостой (линию слива). К гидробаку 5 присоединен манометр 6 таким образом, что его полость сообщена с полостью указанного гидробака 5. Пистолет 8 для выдачи масла оснащен расходомером 7. Названные конструктивные элементы (гидробак 5, манометр 6, насос 3 с муфтой 9 и электродвигателем 10, а также кран 11) могут быть сформированы на раме в один конструктивный блок, который посредством этой рамы может быть жестко установлен на верхней крышке бака 2 для масла (не показано).
Принцип действия установки следующий. При необходимости повышения высоты всасывания шестеренного насоса 3 перед первым пуском установки в работу выполняют следующие операции. Закрывают кран управления 11. С гидробака 5 демонтируют манометр 6. В отверстие под манометр 6 заливают масло - заполняют полости насоса 3 и гидробака 5 маслом. Затем открывают кран 11 и включают в работу электродвигатель 10. Электродвигатель 10 приводит во вращение шестерни насоса 3, которые, вращаясь, создают во всасывающей полости разрежение. Причем при наличии масла в полости насоса 3 разрежение в его всасывающей полости становится больше в сравнении с тем, если бы его полость не была заполнена маслом. В результате повышается высота всасывания насоса 3 и уменьшается пусковой износ его шестерен. Далее процесс протекает следующим образом. Масло при открытом кране 11 проходит через маслозаборник 12 и поступает во всасывающую полость насоса 3, а затем под давлением - в гидробак 5, в полости которого создается избыточное давление. Это давление фиксируется манометром 6. Если пистолет 8 включен, то масло под действием этого давления подается через расходомер 7 к указанному пистолету 8 и далее - в заправляемую картерную полость машины или в специальную емкость. По расходомеру 7 контролируют количество масла, заливаемого в картерную полость обслуживаемой машины. При повышении давления в полости гидробака 5, например при выключении пистолета 8, срабатывает предохранительный клапан 4 и масло сливается в бак 2 через сливной штуцер 1. В завершение работы выключают электродвигатель 10 и закрывают кран 11. При этом масло удерживается в полости насоса 3 до следующего пуска установки в работу и заправка полости насоса 3 маслом через отверстие под манометр 6 не требуется. Достаточно перед пуском установки открыть кран 11. Заправку бака 2 маслом осуществляют через отверстие в крышке бака 2, в которое пропущен сливной штуцер 1. Для этого указанный штуцер предварительно выводят из полости бака 1.
Таким образом, наличие крана управления 11 на линии всасывания и гидробака 5 на линии нагнетания позволяет удерживать масло в полости насоса 3. При этом увеличивается высота всасывания насоса 3 и уменьшается пусковой износ его шестерен. Полость манометра 6 сообщена с полостью гидробака 5, что позволяет контролировать давление срабатывания предохранительного клапана 4, а также давление на линии нагнетания. Пистолет 8 для выдачи масла оснащен расходомером 7, что создает возможность контролировать количество масла, заливаемого в картерную полость обслуживаемой машины. В совокупности это позволяет создать маслозаправочную установку с улучшенными эксплуатационными свойствами.
Источники информации
1. Патент РФ №2238428, 7 F04B 43/02, 16.09.02.
2. Справочник по оборудованию для технического обслуживания и ремонта тракторов и автомобилей / В.М.Грибков, Е.П.Воронов, В.А.Варицкий и др. - М.: Россельхозиздат, 1978, с.61-63 - прототип.
1. Маслозаправочная установка, состоящая из бака для масла, устройства с электродвигателем для подачи масла из полости бака, манометра, предохранительного клапана, рукавов, крана управления и пистолета для выдачи масла, отличающаяся тем, что устройство для подачи масла из полости бака выполнено в виде шестеренного насоса, всасывающая полость которого сообщена через кран управления с маслозаборником, снабженным фильтром и размещенным в нижней части бака для масла, а нагнетательная полость насоса сообщена с распределительным гидробаком, при этом полость гидробака с одной стороны сообщена через предохранительный клапан с полостью бака для масла, а с другой - через рукав - с пистолетом для выдачи масла, полость манометра также сообщена с полостью гидробака.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что пистолет для выдачи масла оснащен расходомером.