Установка для психотехнического испытания шоферов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

/ /

ФС g g$

Класс 36"а;--4

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО HA ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ установки для психотехнического испытания шоферов.

К авторскому свидетельству И. И. Ершова, заявленному 1б марта 1930 года. (ваяв. свид. № бб444).

О видаав авторского свидетельства опубликовано И декабрв 1931 года.

Одним из основных профессиональных качеств, предъявляемых транспортной психотехникой к шоферу, является глазомер. Испытание глазомера, когда шофер все время имеет дело с оценкой быстро меняющегося пространства между какиминибудь предметами, куда он направляет свою машину, не должно носить статического характера. Предлагаемая установка имеет в виду динамику в испытании глазомера и приближение испытания к действительной обстановке работы шофера.

Изображенная на схематическо л чертеже установка для психотехнического испытания шофера состоит нз двух рядов лампочек АВ и CD, закюченных в длинные и узкие ящики с матовыми стеклами на передних стенках, обращенных к испытуемому. Более длинный ящик на высоте одного метра от пола с лампочками АВ висит на стене, занимая всю ее длину, и.находится от испытуемого на расстоянии

5 — 7 л; другой, меньший, с лампочками

Со, равный ширине автомс биля (около Г/в и), стоит на полу на деревянных стойках на вь:соте "/ н и помещается перед испытуемым на расстоянии одного м.

Лампочки в ящиках расставлены так часто, что при зажигании их получаются через матовые стекла сплошные светлые полосы.

Лампочки АВ, по занимаемому ими пространству, разбиты на несколько комбинаций, число которых должно быть не меньше десяти, при чем одни из этих комбинаций по своей длине должны быть больше ряда лампочек CD, другие — меньше его. Комбинации эти при помощи описанного ниже приспособления могут потухать, образуя в светлой полосе АВ темные прорывы, и снова зажигаться.

Эти темные прорывы появляются в светлой полосе поочередно, один за другим, то в середине полосы, то на самых ее краях, то, перекрывая друг друга, занимают промежуточные положения, Испытуемый, сидя перед лампочками

CD, должен каждый темный прорез в светлой ленте лампочек АВ быстро оценивать по отношению к светлой полосе

CD. Если прорыв меньше полосы CD, то он должен правой рукой нажать на гудок

F, давая этим знать, что светлая полоса

CD, которая равна ширине автомобиля, не уложится в темном прорыве п»лосы

АВ, т.-е. автомобиль не пройдет, не задев чего-нибудь на пути. Если же темный прорыв в светлой полосе АВ больше полосы CD, то испытуемый должен сидеть спокойно, ничего не делая с гудком F.

Психотехническое испытание и вся работа установки присходит следующим образом. Часовой граммофонный механизм а вращает барабан с с расположенными на нем электрическими контактами, благодаря которым, при схождении их с контактных пальцев р р, р,...р, выключается то или иное количество ламп из светлой полосы

АВ, образуя в ней упомянутые выше темные прорывы. Барабан с, врашаясь равномерно на своей оси, дает именно тот ряд темных прорывов,. в АВ .го-больших, то меньших светлой;- полосы -" .CD; которые последовательно один за другим появляются перед испытуемым, и на которые он тем или иным способом должен реагировать. Скорость вращения барабана с регулируется тормозом, который имеется прк каждом граммофонном механизме.

Перед потуханием комбинации ламп st, т.-е. когда эти лампы.еще горят, работает электромагнит f, притягивая к себе один конец рычага Ь. С разрывом контакта на барабане с, благодаря которому тухнут лампы st, разрывается и цепь электромагнита f. С этим разрывом конец рычага Ь, притягкваемый раньше электромагнитом, отпускается и тут же, благодаря пружине, другой конец этого рычага прижимает друг к другу контакты d, соединяя, таким образом, новую линию с батареей g и с электромагнитным отметчиком-счетчиком е, который и служит для учета реакции испытуемого. Если шофер ошибется на этой комбинации потухания ламп, т.-е. нажмет скгнал F, давая знать, что светлая полоса СХ) не поойдет в теыный прорыв ламп АВ, то этим самым он замкнет эту новую линию и счетчик е своей стрелкой на циферблате отметит одно деление.

Таким образом, всякий раз, когда темный прорыв АВ больше светлой полосы CD, каждая ошибка испытуемого отмечается счетчиком е. При дальнейшем движении 1 барабана с разрыв контакта на барабане восстанавливается, все лампы АВ снова зажигаются, а электромагнит f, притягивая якорь (конец рычага Ь), разрывает контакты d и вся система готова снова к действию.

В друг м случае, когда темный прорыв тгг меньше светлой полосы CD, повторяется то же самое, что и в первом случае, только потухает меньшее количество ламп и выключается электромагнит г, соединяя контакты К. Если шофер думает, что светлая полоса CD не поойдет в теыный прорыв тгг и GH даст сигнал, то счетчик о, подобно тому, как и в первом случае счетчик е, передвинет свою стрелку на одно деление, которое покажет правильную реакцию испытуем аго. Если же шофер ошибется и не даст сигнала, то на счетчике о, зная заранее, сколько по окончании испытания при правильных движениях должна показать стрелка, не досчитают одного деления.

Таким образом, по количеству делений на счетчике е и по недостатку делений на счетчике о можно судить об ошибках испытуемого.

Величина контактов и расположение их на барабане один от другого должны уменьшаться с каждым новым появлением темного прорыва в линии ламп АЗ, чтобы, таким образом, постепенно создавать для испытуемого все более и более жесткие условия испытания, Чтобы прекратить работу установки, когда все испытание закончено, устанавливают автсматический рубильник, который разорвет электрическую сеть контактом д, расположенным на циферблате электромагнитного счетчика-отметчика Ь, и стрелку его, которая подходит к q, благодаря отдельному контакту на барабане с, когда все темные прорывы в ли« нии ламп АВ прошли.

Предлагаемая установка может быть небольшим добавлением усложнена, благодаря чему, кроме глазомера, имеется возможность обследовать и другие профессиональные качества шофера и приблизить испытание еще больше к действительной обстановке работы шофера.

Добавление это состоит в том, что ящик с лампами CD стоит на полу на одной средней стойке, которая вместе с ящиксм вращается около своей оси. Повороты ящика с лампами CD производятся автомобильным рулем через велосипедную цепь и две велосипедные зубчатые передачи, приделанные внизу к колонке. руля и к стойке ящика. Передачи должны быть рассчитаны так, чтобы повороты руля и ящика соответствовали действительному взаимодействию руля и автомобиля. Испытуемый, сидя у руля перед ящикзм с лампами CD, должен на темные прорывы в линии ламп АВ реагировать не только гудком Р, но и рулем, направляя им светлую линию ламп CD на темный про. рыв. Линия ламп АВдолжна представля".ь собой полукруг. Учет правильности поворотов линки ламп CD на темные прорывы производится электромагнитным счетчиком. Для этого к вращающейся стойке ламп CD перпендикулярно к ней, приделывают металлическую стрелку, конец которой скользит по кругу, состоящему из ряда медных в 1 см длины пластинокконтактов, проложенных изоляцией.

Круг, стрелка и счетчик включаются в отдельную :-лектрическую сеть, и прохожденйе стрелки по медным пластинкам отмечается счетчиком, — каждая пластинка отмечает одно деление счетчика. Зна:;: последовательность прохождения темных . Этим добавлением вводят в жпытаине прорывов и положения стрелки на цифрах новую психотехническую функцию, — двисчетчика при правильных поворотах руля, l ж tе:нHиHе с в ыMб о0р о0мM, что приближает испыможно всегда в сантиметрах вычислить, тание еще больше к действительной раошибки испытуемого, не останавливая ис-, боте шофера, которому во время езды пытания на каждом прорыве, а только часто приходится иметь дело с выбором записывая показания счетчика перед пра- i свободного прохода среди других опасных вильными, заранее известными цифрами. местПосле каждого показания счетчика необходимо до появления нового темного про- Предмет изобретения. рыва перевести стрелку счетчика на ну- левое положение. Установка для психотехнического ис1

Установку можно снабдить дополнением,, пытания шоферов состоящая из сидения состоящим в том, чтов светлой полосе АВ с рычагами управленияи регистрирующими может появляться одновременно, если приборами,. отличающаяся тем, что для ! ! позволяет длина или ширина комнаты, не один темный прорыв, как было описано раньше, а два или три, из которых один должен быть длиннее светлой полосы

CD, а два другие — меньше ее.

Испытуемый должен поставить рулем светлую полосу CD против темного про- рыва в полосе А В, который больше других, ! показывая этим, что автомобиль, заменен-; ный в установке светлой полосой CD,, может пройти только в этот прорыв. определения глазомера и внимания применены два ряда различной длины электрических лампочек АВ и CD, закрытых матовым стеклом и дающих при гсрении непрерывную светлую полосу, при чем в первом ряду установлен заводной регистрирующий механизм, вызывающий затухание лампочек для получения темных прорывов различной длины и положения.