Способ обучения техническому творчеству

Изобретение относится к области обучения и может быть использовано при обучении техническому творчеству. Способ обучения техническому творчеству заключается в отгадывании составляющих схем, нанесенных на материальный носитель, при рассматривании схем через прозрачную емкость, в которой движется жидкость с частицами нерастворимого вещества. Предлагаемый способ позволяет повысить эффективность обучения техническому творчеству. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области обучения и может быть использовано при обучении техническому творчеству.

Известен способ обучения техническому творчеству, включающий проведение теоретических занятий и практических занятий, на которых проводят упражнения по развитию умственных способностей и смекалки с использованием материального носителя (а.с. СССР №1767512, МПК G09B 23/00, 1992). Способ направлен на активизацию поисковой активности обучаемого, однако имеет недостаточную эффективность.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ обучения техническому творчеству, включающий отгадывание составляющие схем, нанесенных на материальный носитель и частично закрытых с помощью жидкости (патент РФ №2318245, МПК G09B 19/00, 2006). Однако в известном способе отгадывание происходит при рассматривании статичной картинки, тогда как при динамической «картинке» воображение активизируется более эффективно.

Цель изобретения - повышение эффективности обучения техническому творчеству за счет использования быстроменяющейся «картинки».

Указанная цель достигается тем, что в способе обучения техническому творчеству, включающем отгадывание составляющих схем, нанесенных на материальный носитель и частично закрытых с помощью жидкости, согласно изобретению жидкость находится в прозрачной емкости, через которую обучаемый рассматривает схемы, при этом в жидкость введены частицы нерастворимого вещества, которые перемещаются вместе с потоком жидкости.

Способ основан на том, что поиск новых идей обычно проходит интуитивно на бессознательном уровне. В ответ на знак-раздражитель возникают ассоциации. При недостаточности информации способен достраивать схемы, и поэтому при динамическом перекрытии частей известной схемы с помощью потока жидкости, в который введены частицы нерастворимого вещества, перемещаемые вместе с жидкостью, у обучаемого появляются новые варианты известной схемы, которые могут быть новыми решениями известной технической задачи.

Предлагаемый способ позволяет повысить эффективность обучения техническому творчеству.

На чертеже показано устройство, с помощью которого можно реализовать предлагаемый способ обучения техническому творчеству.

В ящике 1 в верхней крышке сделана прорезь 2 для размещения материального носителя (схемы) 3 с информацией внутри ящика. На передней стенке ящика 1 размещен глазок 4, между глазком 4 и схемой 3 размещается стеклянная емкость 5, выполненная в виде вертикального цилиндра и заполненная прозрачной жидкостью 6 с частицами 7 нерастворимого вещества (кварцевого песка). В нижней части емкости 5 находится лопасть 8 (или любой другой привод), обеспечивающая вращение жидкости 6 с частицами 7.

Обучение осуществляется следующим образом.

На практических занятиях преподаватель проводит анализ известных технических решений и предлагает обучаемым додумать (отгадать) схему, динамически перекрытую потоком жидкости, в который введены частицы нерастворимого вещества, перемещаемые вместе с жидкостью, например с помощью устройства, показанного на чертеже. Лопасть 8 вращается с переменной скоростью или периодически останавливается, чтобы картина постоянно находилась в динамике. Необходимость отгадывать недостающие элементы в схеме или в любой другой информации активизирует творческие способности обучаемого.

Пример осуществления способа.

На практических занятиях по дисциплине «Основы технического творчества» преподаватель после анализа известного технического решения предлагает обучаемым додумать (отгадать) схему 3, которую через прорезь 2 помещают внутри ящика 1. Преподаватель включает двигатель лопасти 8, которая приводит в движение воду 6 с частицами кварцевого песка 7 в стеклянном цилиндре 5. Обучаемый смотрит на схему 3 через глазок 4 и поток воды 6 с частицами кварцевого песка 7, перемещаемыми вместе с водой 6, и пытается мысленно достроить схему 3.

Способ обучения может быть использован при прохождении курса «Эвристика» или «Инженерное творчество» в высших учебных заведениях и на занятиях в кружках технического творчества.

Способ обучения техническому творчеству, включающий отгадывание составляющих схем, нанесенных на материальный носитель и частично закрытых с помощью жидкости, отличающийся тем, что жидкость находится в прозрачной емкости, через которую обучаемый рассматривает схемы, при этом в жидкость введены частицы нерастворимого вещества, которые перемещаются вместе с потоком жидкости.