Способ исследования нейропсихологических механизмов становления пространственного слуха у детей раннего дошкольного возраста

Изобретение относится к области экспериментальной психологии, медицины, нейрофизиологии и может быть использовано для определения уровня психофизиологического и нейрофизиологического развития детей дошкольного возраста, а также в клинической неврологии для ранней диагностики очаговых поражений мозга и, в частности, для диагностики поражений корковых центров слуха и мозолистого тела. Через головные телефоны предъявляют последовательные дихотические пары звуковых щелчков с периодом отставления дихотических стимулов внутри пары 500 мс. В первом дихотическом стимуле интерауральная разница по времени предъявления правого и левого звуковых щелчков (ΔT) всегда равна нулю. Во втором - вводится нарастающая от нуля с шагом 100 мкс ΔТ до момента распада слитного звукового образа на два противоположно латерализованных образа звука. По конечной величине интерауральной ΔT судят о степени зрелости реципрокных взаимоотношений между парными слуховыми центрами. Способ позволяет определить наличие и степень развития бинаурально-биполушарно организованной системы локализации звука у детей раннего дошкольного возраста. 4 прим.

Реферат

Изобретение относится к области экспериментальной психологии, медицины, нейрофизиологии и может быть использовано для определения уровня психофизиологического и нейрофизиологического развития детей дошкольного возраста, а также в клинической неврологии для ранней диагностики очаговых поражений мозга и, в частности, для диагностики поражений корковых центров слуха и мозолистого тела.

Существует ряд способов исследования бинаурального пространственного слуха, а точнее бинауральной звуколокализационной функции, описанных в монографиях Я.А.Альтмана (5), Блауэрта (7), Брагиной и Доброхотовой (8) и др.

При изучении механизмов именно бинаурального пространственного слуха широкое распространение получил метод дихотической стимуляции (1-4, 6, 9-20), при которой идентичные звуковые стимулы (чаще короткие звуковые щелчки) подаются одновременно или с микросекундными временными задержками на оба уха и воспринимаются испытуемыми в виде единого (слитного) звукового образа (ЗО), располагающегося в «субъективном звуковом поле» внутри головы.

Искусственные условия такой стимуляции грубо искажают отражение мозгом объективного звукового пространства, редуцируя его до объема головы испытуемых. Но этот метод представляет уникальную возможность исследовать процесс онтогенетического становления межполушарных морфофизиологических механизмов, обеспечивающих слитие при отражении двух идентичных, пространственно противоположных и объективно абсолютно независимых друг от друга звуковых стимулов в единый и слитный звуковой образ с усредненным азимутом относительно срединно-сагитальной плоскости головы испытуемых. Несомненным достоинством метода дихотической стимуляции является и то, что он, отделяя единый и слитный ЗО от его предметно-материальных источников (головных телефонов или наушников), наглядно демонстрирует идеальность и субъективность этого образа.

Без исследования морфофизиологических основ формирования парными полушариями мозга единого звукового образа при дихотической стимуляции нельзя даже приблизиться к пониманию мозговых механизмов бинауральной звуколокализационной функции. Ведь звук, так же как вкус, запах и цвет, относится к явлениям только субъективной реальности, за которыми в реальности объективной скрываются механические колебания в известном диапазоне частот, исходящие от различных живых и неживых материальных тел. И когда мы говорим о локализации звука, то на самом деле имеем в виду локализацию телесного источника, от которого с определенной декременцией во все стороны распространяются механические колебания, предстающие в субъективной сфере человека и животных в виде звуковых ощущений-образов и выполняющие, согласно И.М.Сеченову, А.Н.Леонтьеву, К.К.Платонову и т.д., не только ориентирующую, но и сигнальную функцию. Механические колебания в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц, которые принято называть звуковыми волнами, - это всего лишь один из «несущественных» признаков, по которому человек благодаря предшествовавшему опыту может воспроизвести полную совокупность свойств или параметров звукоиздающего тела, а при отсутствии опыта включать систему полимодальной ориентировочно-исследовательской деятельности для получения исчерпывающей информации о полезности, вредности или индифферентности для него исследуемого тела. Таким образом, чтобы ответить на павловский вопрос «что такое?», необходимо предварительно локализовать звучащее тело, т.е. ответить на вопрос «где это?».

Локализация звука, как показали наши предыдущие многочисленные исследования (17-20, 26-29), обеспечивается системой, организованной бинаурально и биполушарно, и является результатом взаимодействия право- и левополушарных рефлексов в ответ на стимуляцию соответственно правой и левой улиток. На уровне эфферентных нейронов мышц-антагонистов право- и левосторонние рефлексы на звук вступают в реципрокное взаимодействие и тормозят друг друга (т.е. имеет место «торможение рефлекса рефлексом» Гольца), а на эфферентных нейронах мышц-синергистов, в случае отсутствия асимметрии афферентных возбуждений, происходит суммация возбуждений без окклюзии, поэтому образ источника звука проецируется в пределах срединной плоскости головы при дихотической стимуляции или на ее условное продолжение при стимуляции бинауральной в свободном звуковом поле. Если же существует асимметрия в афферентных потоках, то слабый рефлекс с реципрокно иннервирующихся поворотных мышц тормозится полностью, а более сильный уменьшается на величину слабого. В результате такого взаимодействия в деятельном состоянии остаются эфферентные нейроны лишь одного полушария, которые обеспечивают двигательную реакцию в противоположное этому полушарию поле пространства, так как каждая из симметричных половин мозга связана с мышцами противоположной половины тела. Угол же поворота на источник звука (реальный или рефлексивный) определяется величиной результирующего возбуждения эфферентных нейронов, возникающего в результате реципрокного торможения, следовательно, величиной асимметрии афферентных возбуждений, образовавшихся в слуховых центрах. Таким образом, чем больше источник звука смещен в правую или левую сторону, тем больше эта асимметрия, тем больше величина «результирующей» и соответственно тем больше угол поворота глаз и головы.

Из описанного нами механизма пространственного слуха следует, что обязательным компонентом при осуществлении звуколокализационной функции являются межполушарные связи, обеспечивающие реципрокные отношения между право- и левосторонними рефлексами, представленными на корковом уровне. Если межполушарные связи не сформированы, то правосторонний афферентный поток выйдет на эфферентные нейроны своего полушария, которые связаны с мышцами левой половины тела, и звук будет локализован как идущий слева. Возбужденное левое полушарие спроецирует звук в противоположное поле пространства на условное продолжение интерауральной прямой, т.е. звук будет локализован как идущий справа.

Метод дихотической стимуляции позволяет создать самые разнообразные интерауральные амплитудно-временные комбинации для исследования механизмов звуколокализационной функции человека, в частности межполушарные реципрокные отношения между парными корковыми центрами, участвующими, как мы всегда предполагали (20), в процессе слития двух звуковых образов в единый.

Именно поэтому за прототип (21) предлагаемого изобретения выбран способ исследования пространственного слуха, включающий предъявление испытуемым через головные телефоны серий звуковых щелчков с изменяющейся интерауральной временной задержкой между парными импульсами, что позволяет имитировать в голове слушателя движение звукового образа в субъективном поле. Для этого в прототипе вводится начальная временная задержка в 700-1000 мкс с последующим ее уменьшением до нуля и повторным увеличением до 700-1000 мкс, но в другом канале, что имитирует движение звукового образа от одного уха до другого по межушной дуге. При исследовании пространственного слуха в прототипе предлагается определять моменты начала и окончания движения ЗО, а также его прохождение через срединную точку межушной дуги. Однако с помощью известного способа можно исследовать пространственный слух достаточно взрослого человека, у которого звуколокализационная функция сформировалась окончательно. Наши исследования, проведенные на детях в возрасте от 2,5 до 6 лет, показали, что использование прототипа для исследования пространственного слуха у значительной части этих детей оказывается невозможным, так как при дихотической, даже одномоментной стимуляции у них не формируется единый и слитный ЗО и серии звуковых щелчков сразу воспринимаются раздельно в каждом из наушников. У другой части детей указанного возрастного диапазона при дихотической стимуляции с интерауральной ΔТ=0 образуется единый и слитный ЗО, но он занимает значительный объем пространства внутри головы испытуемых, отличается неустойчивостью к введению интерауральных различий по ΔT и вместо латерализации легко распадается на два или даже три ЗО при ΔT меньше одной миллисекунды, поэтому тоже является неприемлемым для исследования пространственного слуха. Количество детей, у которых слитный звуковой образ в условиях дихотической стимуляции не формируется, уменьшается по мере взросления (до 3 лет - около 55% детей, от 3 до 4 лет - 32%, от 4 до 5 лет - 15%, от 5 до 6 - 10%). Среди детей 4-5 лет значительная часть детей (около 43%) воспринимает не только слитный ЗО, но и его движение в пределах интерауральной дуги (18).

Так как локализация источника звука опосредована возникновением слитного звукового образа (несмотря на парно-симметричную организацию слуховой системы), то исследование нейрофизиологических механизмов формирования этого образа в онтогенезе и было основной задачей предлагаемого изобретения.

Поставленная задача решается тем, что в известном способе исследования пространственного слуха, включающем предъявление через головные телефоны дихотических звуковых щелчков, в соответствии с изобретением звуковую стимуляцию проводят последовательными дихотическими парами с периодом предъявления дихотических стимулов внутри пары 500 мс. В первом дихотическом стимуле интерауральная разница по времени предъявления правого и левого звуковых щелчков (ΔТ) всегда равна нулю. Во втором дихотическом стимуле вводится нарастающая от нуля с шагом 100 мкс интерауральная временная задержка. Это нарастание интерауральной ΔТ во втором стимуле каждой следующей пары продолжается до момента распада слитного звукового образа на два противоположно латерализованных образа звука, то есть до момента, когда опережающий стимул воспринимается у одного уха, а задержанный - у другого уха. По конечной величине интерауральной задержки второго стимула в последовательной дихотической паре щелчков судят о степени зрелости реципрокных взаимовлияний между парными слуховыми центрами: чем более «чувствителен» ЗО второго дихотического стимула к увеличению ΔT, тем менее зрелыми являются реципрокные межполушарные отношения между парными слуховыми центрами.

Предлагаемый способ имеет явные и неоспоримые преимущества перед прототипом, потому что он позволяет исследовать состояние звуколокализационной функции на самых ранних этапах онтогенеза, когда происходит становление бинаурального пространственного слуха, когда только-только начинает формироваться слитный звуковой образ при дихотической стимуляции, а вместе с ним и так называемое «субъективное звуковое поле» в пространстве головы испытуемых. Этот способ дает возможность изучать психофизиологические и нейрофизиологические механизмы формирования единого и слитного ЗО и его движения в пространстве «субъективного поля» при введении интерауральных различий по интенсивности (ΔI) и времени (ΔT) стимуляции.

В источниках научно-технической и патентной информации не выявлены сведения об исследовании бинаурального пространственного слуха представленным выше способом. На основании этого авторы считают, что предлагаемое техническое решение соответствует критериям «патентоспособный», «новизна» и «изобретательский уровень».

Исследование проводят с помощью программно-аппаратного комплекса, который включает: ПЭВМ IBM Pentium с тактовой частотой от 200 МГц и оперативной памятью от 32 МБ; внешнюю звуковую карту Extigy (24 bit/96kHz/100dB SNR); стереофонические наушники AKG К 270 S; пакет программ, реализованных на языке C++ с помощью среды разработки Builder C++ 5.0 и работающих в операционной системе Windows 9x, ME, 2000, NT. В качестве сигналов служат звуковые щелчки с минимальной длительностью 46 мкс. Пакет программ позволяет изменять параметры звуковой стимуляции, а именно: предъявлять серии звуковых щелчков или одиночные щелчки как моноурально, так и дихотически; изменять частоту следования последовательных дихотических пар в диапазоне от 0,1 до 100 Гц; подавать дихотические сигналы как одновременно (Δt=0), так и вводя между ними временную задержку от 0 до 100 мс; вводить изменение интерауральной временной задержки в автоматическом режиме, с шагом от 43 мкс; изменять громкость звуковых щелчков по каждому каналу от 0 до 32000 условных единиц (20).

Испытуемым детям в возрасте от 2,5 до 6 лет предлагалось прослушать последовательные дихотические пары, в которых первый дихотический стимул предъявлялся всегда с интерауральной ΔT, равной 0, а второй - с интерауральной ΔT, нарастающей от нуля с шагом 100 мкс до момента распада его (то есть второго дихотического стимула) на два билатерализованных звуковых образа. Такую композицию дихотической стимуляции подавляющее большинство взрослых испытуемых воспринимало следующим образом: первый стимул в последовательной дихотической паре располагался у них в центре теменной области «субъективного звукового поля», а второй - по мере нарастания интерауральной ΔТ постепенно латерализовался в сторону опережающего уха и при 1800-2000 мкс распадался на два билатерализованных образа. Причем крайне латерализованный образ задержанного звукового стимула был всегда пороговой величины и при прекращении наращивания интерауральной ΔТ мог то появляться, то исчезать, то снова появляться. Если же увеличение интерауральной ΔT продолжалось, то образ задержанного звукового стимула становился все громче и громче и при ΔТ=6-10 мс он выравнивался по громкости с образом опережающего звукового стимула. Следует также подчеркнуть, что, когда звуковой образ задержанного стимула приближался по громкости к опережающему, взрослые испытуемые безошибочно определяли очередность стимуляции правого и левого уха.

Примеры исследования нейропсихологических механизмов становления бинаурального пространственного слуха у детей раннего дошкольного возраста

Детям 2,5-5 лет предлагают прослушать серии дихотических пар комфортной громкости и дать описание того, что они слышат. В 1-й паре оба дихотических стимула всегда подавались с ΔТ=0. Начиная со второй пары, первый дихотический стимул всегда предъявлялся с ΔТ=0, а во втором стимуле (он далее будет называться «тестовым») вводилась интерауральная задержка то на левый, то на правый канал стимуляции. Последовательно брались следующие ΔT:±100 мкс, ±200 мкс, ±300 мкс, ±400 мкс и т.д. (знак «+» означает опережающую стимуляцию правого уха, знак «-» - левого уха).

Тестирование обычно прекращают в двух случаях:

1) если слитный звуковой образ распался на два противоположно латерализованных образа звука;

2) если у испытуемого прекратились (или их нет) какие-либо изменения в ощущениях при прослушивании предъявляемых ему дихотических пар с меняющейся внутри «тестового» стимула ΔТ.

В момент включения дихотически предъявляемых звуковых стимулов у испытуемого отмечают наличие глазодвигательных реакций, движения головы и рук.

Пример №1. Мальчику в возрасте 2,5 лет (30 месяцев) предлагали прослушать серию дихотических пар. Тестирование закончили при введении в «тестовый» стимул ΔТ=±400 мкс, так как было установлено, что ребенок воспринимал все дихотические пары одинаково: слитный звуковой образ у него не формировался, звуковые щелчки воспринимались мальчиком раздельно, т.е. как исходящие из правого и левого наушника.

Представленный факт свидетельствует о том, что у данного ребенка еще не функционируют реципрокные взаимосвязи между парными слуховыми центрами и каждое полушарие независимо от другого формирует звуковой образ в противоположном наушнике.

Пример №2. Мальчику в возрасте 2,8 лет (32 месяца) предлагали прослушать серию дихотических пар. Было установлено, что при ΔT, равной 0, ±100 мкс, ±200 мкс все дихотические стимулы воспринимались ребенком в виде пространственно-аморфных, стереообъемных, но все-таки единых звуковых образов с локализацией в теменных областях. При ΔТ=±300 мкс «тестирующий» стимул ощущался в субъективном звуковом поле этого мальчика в виде трех звуковых образов, один из которых (небольшой по объему) локализовался в центре теменной области, а два других локализовались справа и слева от центрального, в височных областях. Введение в «тестирующий» стимул ΔТ=±400 мкс привело к исчезновению центрального звукового образа, и дихотический «тестирующий» стимул предстал в субъективном пространстве головы мальчика в виде двух достаточно объемных звуковых образов, располагавшихся справа и слева в височных областях. По мере приближения ΔТ в «тестирующем» стимуле к ±1000 мкс звуковые образы в субъективном пространстве гемисфер становились все более компактным и все сильнее приближались к условной интерауральной прямой. Следует подчеркнуть, что звуковой образ опережающего стимула всегда был несколько более компактными и более латерализованным по сравнению со звуковым образом задержанного стимула.

Результаты, полученные при обследовании этого мальчика, свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что у него начинают формироваться взаимотормозящие влияния между парными слуховыми центрами, благодаря которым в эфферентном межполушарном интеграле начинают превалировать нервные элементы, направляющие «командные импульсы» к мышцам синергистам, обеспечивающим движения глаз и головы в вертикальной плоскости. Именно созревание взаимотормозящих влияний между нейронами, управляющими мышцами-антагонистами, и формирование единого эфферентного пути из парных слуховых центров обеспечивает возникновение только одного звукового образа в центре теменной области. Но у данного мальчика взаимотормозящие взаимовлияния установились только между наиболее зрелыми эфферентными нейронами парных слуховых центров, последействие взаимотормозящих влияний в указанном возрасте еще очень непродолжительное, поэтому при увеличении интерауральной ΔT всего до ±400 мкс центральный звуковой образ перестал формироваться.

Пример №3. Девочке в возрасте 3,2 года (38 месяцев) предлагали прослушать серию дихотических пар. Было установлено, что при ΔТ=0, ΔТ=±100-800 мкс все дихотические стимулы воспринимались ребенком в виде единых и слитных звуковых образов с эпицентром в теменных областях. В первой дихотической паре, когда оба стимула подавались с интерауральной ΔТ=0, звуковые образы по местоположению в субъективном звуковом поле и по размерам не отличались друг от друга. В последующих парах, по мере увеличения ДТ в «тестирующем» стимуле его звуковые образы становились все более и более объемными: они увеличивались в размерах, захватывая верхние и средние трети височных областей. При ΔТ=±900 мкс «тестирующий» стимул ощущался в субъективном звуковом поле девочки в виде двух противоположно латерализованных звуковых образов, находящихся над правым и левым наружными слуховыми проходами.

Этот пример наглядно свидетельствует о том, что по мере взросления взаимотормозящие влияния между парными слуховыми центрами усиливаются, в результате чего период взаимного торможения ответов мышц-антагонистов удлиняется, и этот ответ выходит на эфферентные нейроны мышц-синергистов, обеспечивая единство и слитность звукового образа даже при интерауральной ΔТ=±800 мкс. Однако при увеличении интерауральной ΔT до ±900 мкс силы взаимотормозящих влияний между парными центрами ослабевают настолько, что оказываются неспособными полностью «подавить» независимые эфферентные ответы каждого из полушарий на звуковой щелчок из контралатерального уха.

Пример №4. Девочке в возрасте 4 лет 5 месяцев предлагали прослушать серию дихотических пар. Было установлено, что при ΔТ=0 все дихотические стимулы воспринимались ребенком в виде слитных звуковых образов, расположенных в центре теменной области. Звуковой образ «тестового» стимула по мере нарастания интерауральной ΔT (±100 мкс, ±200 мкс, ±300 мкс, ±400 мкс и т.д.) становился все более и более объемным и смещался в сторону опережающего уха. Когда величина интерауральной задержки достигла в «тестовом» стимуле критической для данной девочки величины в 1500 мкс, этот стимул предстал в ее субъективном поле в виде двух звуковых образов, располагавшихся над интерауралъной прямой в области правого и левого наружных слуховых проходов.

Таким образом, из приведенных примеров можно сделать вывод о том, что реципрокные межполушарные взаимовлияния, обеспечивающие возникновение единого звукового образа при дихотической стимуляции, начинают свое формирование на 3 году жизни ребенка и в целом созревают к 6 годам. Предложенный способ позволяет регистрировать, как идет процесс их становления.

Способ апробирован при обследовании 65 детей в возрасте от 2,5 до 6 лет.

Источники информации

1. Альтман А.Я. Инерционные процессы в слуховой системе при локализации движущихся источников звука // Журнал вышей нервной деятельности. - 2008. - Т. 58. - №3. - С.309-318.

2. Альтман А.Я., Варягина О.В., Радионова Е.А. Проявления функциональной асимметрии мозга при латерализации движущегося ЗО // Физиология человека. - 1998. - Т. 24. - №5. - С.48-53.

3. Альтман А.Я., Львова В.Г., Розенблюм А.С. Роль полушарий головного мозга в формировании движения ЗО // Физиология человека. - 1985. - Т.11. - №5 - С.712-715.

4. Альтман А.Я., Радионова Е.А., Варягина О.В., Никитин Н.И. Психофизиологические особенности эффекта латерализации при восприятии движущегося ЗО // Физиология человека. - 1997. - Т.23. - №2. - С.80-88.

5. Альтман Я.А. Локализация движущегося источника звука. - Л.: Наука, 1983: - 176 с.

6. Альтман Я.А., Котеленко Л.М., Федько Л.И., Шустин В.А. Субъективное акустическое пространство больных корковой височной эпилепсией, формирующееся при действии сигналов, моделирующих различные направления движения звука // Физиология человека. - 2004. - Т. 30. - №2. - С.30-37.

7. Блауэрт Й. Пространственный слух. М.: Энергия, 1979, 224 с.

8. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1988. С.215-216.

9. Вартанян И.А. Роль различных отделов коры головного мозга в оценке человеком изменения местоположения источника звука // Физиология человека. - 1995. - Т.21. - №5. - С.29-32.

10. Варягина О.А., Радионова Е.А. Проявление функциональной асимметрии мозга при латерализации звукового образа // Физиология человека. - 1998. - Т.24. - №2. - С.40-44.

11. Варягина О.В. Вариабельность оценок восприятия человеком начальных и конечных точек движения звукового образа // Сенсорные системы. - 1999. - Т.13. - №4. - С.290-294.

12. Варягина О.В. Оценка испытуемыми длины траектории движения слитного звукового образа // Физиология человека. - 2005. - Т.31. - №3. - С.32-38.

13. Варягина О.В. Оценка человеком начальной точки траектории движения звукового образа // Сенсорные системы. - 2001. - Т. 15. - №4. - С.325-334.

14. Варягина О.В. Расчет эквивалентного соотношения межушных различий по времени и интенсивности стимуляции при латерализации движущегося ЗО у человека // Сенсорные системы. - 2008. - Т.22. - №3. - С.194-202.

15. Варягина О.В., Радионова Е.А. Индивидуальные особенности испытуемых при латерализации неподвижного и движущегося звуковых образов (виртуальная реальность: частные проявления) // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. - 2004. - Т. 40. - №5. - С.441-449.

16. Варягина О.В., Радионова Е.А. Эквивалентное соотношение и сравнительная эффективность межушных различий по времени и интенсивности стимуляции при латерализации движущегося звукового образа // Сенсорные системы. - 2001. - Т.15. - №4. - С.289-294.

17. Паренко М.К., Антипенко Е.А., Кузнецова И.А., Щербаков В.И. Восприятие дихотически предъявляемых звуковых щелчков при дисциркуляторной энцефалопатии // Сенсорные системы. - 2009. - Т. 23. - №3. - С.213-224.

18. Паренко М.К., Кузнецова И.А., Агеева Е.Л., Щербаков В.И. Особенности восприятия дихотически предъявляемых звуковых щелчков детьми дошкольного возраста // Сенсорные системы. - 2009. - Т.23. - №3. - С.201-212.

19. Патент РФ на изобретение №2318430. Способ исследования межполушарной сенсорной асимметрии / Паренко М.К., Щербаков В.И., Агеева Е.Л., Кузнецова И.А., Егоров А.А., Антипенко Е.А. // 2008. Бюл. №7.

20. Паренко М.К., Щербаков В.И., Кузнецова И.А., Егоров А.А., Агеева Е.Л. Психофизиологическое тестирование методом дихотической стимуляции с использованием программно-аппаратного комплекса // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И.Лобачевского. - 2008. - №2. - С.96-99.

21. Патент РФ на изобретение №090139. Способ исследования пространственного слуха / Щербаков В.И., Косюга Ю.И. // 1997. Бюл. №26.

22. Патент РФ на изобретение №2131215. Способ исследования межполушарной сенсорной асимметрии / Паренко М.К., Маясова Т.В., Щербаков В.И., Алымов В.А. // 1999. Бюл. №16.

23. Патент РФ на изобретение №2198589. Способ исследования межполушарной сенсорной асимметрии / Щербаков В.И., Шеромова Н.Н, Полевая С.А., Паренко М.К. // 2003. Бюл. №5.

24. Патент РФ на изобретение №2207041. Способ исследования межполушарной сенсорной асимметрии / Щербаков В.И., Паренко М.К., Шеромова Н.Н., Полевая С.А. // 2003. Бюл. №18.

25. Патент РФ на изобретение №2255649. Способ исследования функционального состояния мозга / Щербаков В.И., Паренко М.К., Егоров А.А. // 2005. Бюл. №19.

26. Щербаков В.И., Паренко М.К. Парно-симметричная организация мозга как отражение пространственной структуры мира // Российский физиол. журнал им. И.М. Сеченова. - 2004. - Т.90. - №8. - С.358.

27. Щербаков В.И., Паренко М.К., Полевая С.А., Шеромова Н.Н. Влияние интенсивности дихотической стимуляции на формирование звукового образа и его локализацию в субъективном звуковом поле // Сенсорные системы. - 2003. - Т.17. - №2. - С.166-173.

28. Щербаков В.И., Паренко М.К., Полевая С.А., Шеромова Н.Н. Возрастные особенности звукового восприятия при дихотической стимуляции // Сенсорные системы. - 2001. - Т.15. - №4. - С.316-323.

29. Щербаков В.И., Паренко М.К., Полевая С.А., Шеромова Н.Н. Возрастные особенности структуры субъективного звукового поля человека // Сенсорные системы. - 2001. - Т.15. - №4. - С.309-315.

Способ исследования нейропсихологических механизмов становления пространственного слуха у детей раннего дошкольного возраста, включающий предъявление через головные телефоны дихотических звуковых щелчков, отличающийся тем, что стимуляцию производят последовательными дихотическими парами с периодом отставления дихотических стимулов внутри пары 500 мс, причем в первом дихотическом стимуле интерауральная разница по времени предъявления правого и левого звуковых щелчков (ΔT) всегда равна нулю, а втором - вводится нарастающая от нуля с шагом 100 мкс ΔT до момента распада слитного звукового образа на два противоположно латерализованных образа звука, и по конечной величине интерауральной ΔT судят о степени зрелости реципрокных взаимоотношений между парными слуховыми центрами.