Средство, препятствующее развитию нарушений в легочной ткани при цитостатическом воздействии

Предложено применение нейролептика галоперидола в качестве средства, способного препятствовать развитию нарушений в легочной ткани, вызванных введением цитостатиков. Показано уменьшение развития воспалительной реакции за счет уменьшения развития соединительной ткани (пневмофиброза) в легких на фоне введения блеомицина. Изобретение может быть использовано для фармакологической коррекции нарушений в легочной ткани, развивающихся при назначении противоопухолевых препаратов. 1 ил., 1 табл., 1 пр.

Реферат

Изобретение относится к области медицины, а именно к терапии, пульмонологии, и может быть использовано для фармакологической коррекции нарушений в легочной ткани, развивающихся при назначении противоопухолевых препаратов.

Идиопатический фиброз легких представляет собой хроническое прогрессирующее заболевание неясной природы, характеризующееся развитием воспаления, интерстициального фиброза и нарастающей дыхательной недостаточностью [1]. Терапия фиброза легких направлена главным образом на профилактику быстрого прогрессирования заболевания, а не на его предупреждение. Для этого в настоящее время используют глюкокортикостероиды, часто в комбинации с цитостатическими агентами, антиоксиданты (N-ацетилцистеин), антифиброзные средства (D-пеницилламин, колхицин) [2].

Задачей, решаемой данным изобретением, является расширение арсенала средств, препятствующих развитию нарушений в легочной ткани при цитостатических воздействиях.

Поставленная задача достигается применением нейролептика галоперидола в качестве средства, способного препятствовать развитию нарушений в легочной ткани, вызванных введением цитостатиков.

Новым в предлагаемом изобретении является использование препарата галоперидола на следующий день после введения цитостатика.

Нами впервые выявлена способность галоперидола, препятствовать развитию нарушений в легочной ткани, развивающихся при использовании цитостатических препаратов.

Применение галоперидола по новому назначению стало возможным благодаря выявленному авторами новому свойству препятствовать развитию нарушений в легочной ткани при введении цитостатиков.

Галоперидол (АТС код: №05AD01) - нейролептический препарат энергетического действия, по химической структуре относится к группе производных бутирофенона. Обладает антипсихотическим, психомоторным успокаивающим и выраженным противорвотным эффектом. Блокирует центральные альфа-адренергические и дофаминовые рецепторы [3]. Применяют препарат при патологических процессах, сопровождаемых психомоторным возбуждением различного генеза (маниях, деменциях, олигофрениях, алкоголизме, психопатиях), при острых и хронических шизофрениях, острой конфузии, хорее Харингтона [3].

Воспаление и фиброз легочного интерстиция, воздухоносных пространств, дезорганизация структурно-функциональных единиц паренхимы легких приводит к нарушению газообмена и развитию дыхательной недостаточности. В легких обнаружены Д1 и Д2 дофаминовые рецепторы, которые участвуют в изменении тонуса легочных сосудов [4]. Установлено, что развитие воспалительного процесса в легких при экспериментальной пневмонии сопровождается увеличением содержания в легочной ткани дофамина, серотонина и триптамина. Отмечено, что повышенный уровень биогенных аминов сохраняется на протяжении всего воспалительного процесса [5].

Отличительные признаки проявили в заявляемой совокупности новые свойства, явным образом не вытекающие из уровня техники в данной области и неочевидные для специалиста. Идентичной совокупности признаков не обнаружено в проанализированной патентной и научно-медицинской литературе.

Изобретение может быть использовано для повышения эффективности лекарственной химиотерапии в эксперименте и клинике.

Исходя из вышеизложенного заявляемое изобретение соответствует критериям патентоспособности изобретения «Новизна», «Изобретательский уровень» и «Промышленная применимость».

Предлагаемое действие галоперидола изучено в экспериментах на мышах линии C57B L/6J в количестве 60 штук, массой 20-22 г. Животные первой категории, конвенциональные линейные мыши, получены из питомника отдела экспериментального биомедицинского моделирования НИИ фармакологии СО РАМН (сертификат имеется). Использование животных в экспериментах обосновано и согласовано с Комиссией по контролю за содержанием и использованием лабораторных животных НИИ фармакологии СО РАМН.

Изобретение будет понятно из следующего описания и приложенного к нему рис.1.

На рис.1 изображено легкое мыши, при окрашивании ткани легкого гематоксилином и эозином: а - интактной, б- получавшей блеомицин, в -получавшей галоперидол на фоне моделирования фиброза легких; легкое мыши, при окрашивании ткани легкого по Ван-Гизону на соединительную ткань: г - интактной; д - получавшей блеомицин; е - получавшей галоперидол на фоне моделирования фиброза легких.

Изобретение осуществляют следующим образом.

Фиброз легкого моделировали однократным интратрахеальным введением 80 мкг блеомицина («Блеомицетин», ОАО «Лэнсфарм», Россия) в 30 мкл физиологического раствора. Контрольным животным в аналогичных условиях вводили эквивалентный объем физиологического раствора (контроль). Блеомицин относится к группе противоопухолевых антибиотиков. Его механизм действия до конца не выяснен, хотя известно, что он способен подавлять синтез нуклеиновых кислот (преимущественно ДНК) и белка. Препарат активен в отношении клеток, находящихся как в митотическом цикле, так и вне его, но проявляет большую активность в фазе G2. Основное токсическое действие цитостатик оказывает на легкие (пневмонии, фиброз легких) [3].

Галоперидол ("Gedeon Richter А.О.", Венгрия) вводили внутрибрюшинно на следующий день после введения блеомицина в течение 25 дней в дозе 2 мг/кг/день. Непосредственно перед использованием препарат растворяли в стерильном физиологическом растворе. В качестве фона использовали интактных животных (интактный контроль).

На 7, 14, 21, 25 и 60 сут после введения блеомицина мышей умерщвляли передозировкой СО2, изучали морфологическую картину легких. Для гистологического исследования кусочки легких фиксировали в 10% формалине. По стандартной гистологической методике выполняли проводку материала, заливали объекты исследования в парафиновые блоки, с которых делали гистологические срезы толщиной 5 мкм. Депарафинированные срезы окрашивали гематоксилин-эозином и по Ван-Гизону на соединительную ткань [6]. С помощью компьютерного графического анализа на стандартной площади гистологического среза измеряли площадь коллагеновых волокон в ткани легкого. Затем вычисляли долю этих показателей от стандартной площади среза.

Математическую обработку результатов производили с применением стандартных методов вариационной статистики. Достоверность различий оценивали с использованием непараметрического U критерия Уилкоксона-Манна-Уитни, при анализе данных, выраженных в долях, использовали точный метод Фишера.

Пример.

При окрашивании ткани легкого гематоксилином и эозином выявляется развитие отека межальвеолярных перегородок, инфильтрация интерстиция альвеол нейтрофилами, лимфоцитами, макрофагами и плазматическими клетками, что приводит к значительному нарушению гистоархитектоники легочной ткани мышей, получавших блеомицин (рис.1б). В стенках альвеол наблюдаются венозное полнокровие и кровоизлияния. В центральных отделах органа встречаются участки, где легочный рисунок отсутствовал, часть альвеол эмфизематозно расширена.

При окрашивании легкого по Ван-Гизону на соединительную ткань в интерстиции альвеол мышей, получавших блеомицин, отмечается усиление образования коллагеновых волокон и прогрессирующее разрастание соединительной ткани (рис.1д). На 7 сут эксперимента соединительная ткань располагается в основном периваскулярно и перибронхиально, содержание соединительной ткани составляет 1,98±0,28% от площади ткани легкого (таблица). На 14, 21 сут опыта наблюдается диффузное распространение фибротических масс.

Содержание соединительной ткани (% от площади ткани) в легких мышей линии C57BL/6J в условиях интратрахеального введения блеомицина и применения галоперидола на фоне моделирования фиброза легких (М±m)
Сроки исследования, сутки Блеомицин Блеомицин+Галоперидол
Интактный контроль 1,03±0,2 1,03±0,2
7 1,98±0,28 * 1,35±0,25
14 3,09±0,23 * 2,15±0,17* &
21 2,94±0,64 * 2,17±0,46 *
25 5,33±0,94 * 2,88±0,33 *&
60 2,78±0,25 * 1,48±0,12 &
Примечание. Р<0,05 - отмечена достоверность различия показателя: от интактного контроля - *; от блеомицинового контроля - &.

Картина пневмофиброза наиболее выражена на 25 сут наблюдения (рис.1д), когда содержание коллагеновых волокон составляет 5,33±0,94% от площади ткани легкого (табл.1).

Противофибротическое действие галоперидола отмечается на протяжении всего периода наблюдения с максимальным снижением количества коллагеновых волокон в легких на 14, 25 и 60 сут исследования (табл.1). Так, содержание коллагеновых волокон достоверно ниже блеомицинового контроля на 14, 25 и 60 сут опыта и сопоставимо с таковым в интактной группе на 7 и 60 сут (табл.1).

Кроме того, на фоне инсталляции блеомицина галоперидол препятствует инфильтрации альвеол, отеку межальвеолярных перегородок воспалительными клетками (рис.1в), развитию соединительной ткани в легких на протяжении всего периода исследования (рис.1е).

Таким образом, применение нейролептика галоперидола на фоне введения блеомицина препятствует развитию воспалительной реакции за счет уменьшения развития соединительной ткани в легких.

Литература

1. Илькович М.М., Новикова Л.Н., Сперанская А.А. Идиопатический фиброзирующий альвеолит. // Участковый терапевт. - 2009. - №6. - С.1-3.

2. Андреева И.И. Фиброзирующие альвеолиты. В кн.: Саперов В.Н., Андреева И.И., Мусалимова Г.Г. (ред.) Практическая пульмонология. Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та; 2007. С.511-514.

3. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Пособие для врачей. - 15-е изд., перераб., испр. и доп.- М.: «Новая волна», Издатель Умеренков, 2008. -С.64, 1003-1004.

4. Kobayashi Yu., Amenta Fr., Ricci A., Hattori K. Localisation of dopamine D1-like and D2-like receptors in the pulmonary vasculature. // Hypertens. Res. -1995.- Vol.18, suppl. 1.- P.153-156.

5. Мостовая И.Д., Каредина B.C., Лучанинова B.H. Морфофункциональная характеристика слизистой оболочки бронхиального дерева и альвеолярной ткани в динамике экспериментальной пневмонии. //Тихоокеанский медицинский журнал. - 2007. - №1. - С.18-20.

6. Меркулов Г.А. Курс патогистологической техники. - СПб: Медицина, 1969. - С.14, 36-38, 58, 98-100, 163, 170.

Применение нейролептика галоперидола в качестве средства, способного препятствовать развитию нарушений в легочной ткани, вызванных введением цитостатиков.