Планетарный механизм
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных машинах для преобразования вращательного движения ведущего звена в сложное вращательное движение ведомого звена. Планетарный механизм содержит корпус (1), центральное колесо (2) с внешними зубьями, центральное колесо (3) с внутренними зубьями, водило (4) с установленными на осях (6) сателлитами (5). Оси (6) в щеках водила (4) установлены с возможностью перемещения в окружном направлении. Сателлиты выполнены с разными диаметрами. На оси (6) каждого из сателлитов установлены по два подпружиненных вкладыша (7) с возможностью их фиксированного регулирования в окружном направлении посредством винтов (9, 10). Изобретение позволяет регулировать зазоры в зацеплении и обеспечивать равномерность нагрузки по сателлитам. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных машинах и механизмах для преобразования вращательного движения ведущего звена в сложное вращательное движение ведомого звена.
Известна дифференциальная передача, содержащая центральное колесо с внешним зацеплением, центральное колесо с внутренним зацеплением, водило и установленные на нем сателлиты, при этом центральное колесо с внешним зацеплением смещено относительно оси колеса с внутренним зацеплением на заданную величину эксцентриситета е за счет применения сателлитов разного диаметра. Центральное колесо с внутренним зацеплением установлено в эксцентричных подшипниках, а ось водила расположена на оси симметрии передачи в пределах эксцентриситета е, вследствие чего колесо с внутренним зацеплением и водило получают дополнительное вращательное движение относительно колеса с внешним зацеплением. Таким образом, представленная передача обеспечивает сложное вращательно-вращательное движение (см. патент РФ №2153612, МПК F16H 1/28, опубл. 2000 г.)
Указанная дифференциальная передача имеет ряд недостатков: необходимость применения сателлитов разного диаметра, что ведет к повышению требований к точности их изготовления; затруднено вхождение в зацепления сателлитов, не лежащих на оси симметрии передачи, что требует их подгонки или регулировки.
Наиболее близким по технической сущности к заявленному является планетарный редуктор (планетарный механизм), состоящий из центрального колеса с внешними зубьями, корпуса, центрального колеса с внутренними зубьями, водила и сателлитов, каждый из которых снабжен осью, подпружиненной в щеках водила с помощью силовой пружины, имеющей статический прогиб (см. патент РФ №2082043, МПК F16H 1/48, опубл. 1997 г.).
Недостатком планетарного редуктора является то, что силовая пружина действует здесь только как амортизатор, снижающий силу неупругого удара и не обеспечивает выравнивания нагрузки по сателлитам и регулирование зазоров в зацеплении в окружном направлении.
Технический результат предложенного изобретения - возможность регулирования зазоров в зацеплении и обеспечение равномерности нагрузки по сателлитам.
Для решения технического результата планетарный механизм, содержащий корпус, центральное колесо с внешними зубьями, центральное колесо с внутренними зубьями, водило, установленные в последнем на осях сателлиты, а оси в щеках водила установлены с возможностью перемещения в окружном направлении, согласно изобретению сателлиты выполнены с разными диаметрами, на оси каждого из которых установлены по два подпружиненных вкладыша, с возможностью их фиксированного регулирования в окружном направлении посредством винтов.
На фиг.1 изображен планетарный механизм в поперечном разрезе; на фиг.2 - вид А-А на фиг.1.
Планетарный механизм состоит из корпуса 1, центрального колеса 2 с внешними зубьями, центрального колеса 3 с внутренними зубьями, водила 4 и сателлитов 5, выполненных с разными диаметрами, каждый из которых снабжен осью 6 (фиг.2), установленной в щеках водила 4 с возможностью ограниченного перемещения в окружном направлении, на оси каждого из сателлитов установлены два вкладыша 7, подпружиненные в щеках пружинами 8, с возможностью их фиксированного регулирования в окружном направлении винтами 9, 10, застопоренными от отвинчивания.
Планетарный механизм работает следующим образом.
При входе в зацепление сателлиты 5, имеющие разные диаметры, имеют также разные боковые зазоры с зубьями внешнего и внутреннего колес. Ось каждого из сателлитов, перемещаясь в окружном направлении в пазе щеки водила 4, фиксируется двумя вкладышами 7, пружинами 8 и регулировочными винтами 9 и 10 в требуемом положении, после чего проверяется параллельность линий зацепления зубьев сателлитов и колес 2 и 3 и боковой зазор между зубьями сателлитов и этих же колес, обеспечивая, таким образом, равенство передаваемой сателлитами нагрузки. При необходимости регулировки параллельности линий зацепления винт 9 на одной из щек водила отвинчивается на заданную величину, а винт 10 завинчивается на ту же величину (или наоборот); при регулировке боковых зазоров в зацеплении отвинчиваются оба винта 9 на обеих щеках и на ту же величину завинчиваются винты 10, таким образом, чтобы зазор в зацеплении был равен нулю, после чего винты 10 отвинчиваются на ⅓-½ оборота, а винты 9 завинчиваются так, чтобы усилие сжатия двух пружин было примерно равно окружному усилию на оси сателлита от передаваемого момента нагрузки. После этого все винты стопорятся от отвинчивания известными способами.
Таким образом, пружины 8, вкладыши 7 и регулировочные винты 9 и 10 позволяют регулировать параллельность линии зацепления зубьев сателлитов и центральных колес, а также выравнивать нагрузку между сателлитами и устранять их статическую неопределимость.
Планетарный механизм, содержащий корпус, центральное колесо с внешними зубьями, центральное колесо с внутренними зубьями, водило, установленные в последнем на осях сателлиты, а оси в щеках водила установлены с возможностью перемещения в окружном направлении, отличающийся тем, что сателлиты выполнены с разными диаметрами, на оси каждого из которых установлены по два подпружиненных вкладыша с возможностью их фиксированного регулирования в окружном направлении посредством винтов.