Способ прогнозирования развития остеопенического синдрома в послеродовом периоде

Изобретение относится к медицине, а именно к акушерству и гинекологии, и касается способа прогнозирования развития остеопенического синдрома в послеродовом периоде. Сущность способа заключается в том, что определяют костный изофермент щелочной фосфатазы и остеокальцин на 22-24 неделях беременности. При выявлении костного изофермента щелочной фосфатазы более 6,0 ЕД/л и остеокальцина более 9,0 нг/мл прогнозируют развитие остеопенического синдрома в послеродовом периоде. Способ позволяет прогнозировать развитие остеопенического синдрома в послеродовом периоде еще в период беременности. 2 табл., 4 пр.

Реферат

Изобретение относится к медицине, а именно к акушерству и гинекологии, и может быть использовано для прогнозирования развития остеопенического синдрома в послеродовом периоде.

По результатам проведения костной ультрасонометрии частота остеопении в послеродовом периоде варьирует от 26,1% до 39,4% случаев [Щербавская Э.А., Гельцер Б.И. Состояние костной ткани в динамике неосложненной беременности // Акушерство и гинекология. - 2003. - №4. - С.14-17].

Известен способ прогнозирования развития остеопенического синдрома по результатам двухэнергетической рентгеновской абсорбциометрии (ДЭРА) [Остеопороз / под ред. О.М.Лесняк, Л.И.Беневоленской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - С.272]. Однако использование рентгеновского излучения в период беременности не безопасно. Кроме того, известные исследования не дают четких представлений о прогнозе остеопении в послеродовом периоде. Так, по результатам ДЭРА ряд авторов выявил снижение МПК в поясничном отделе позвоночника во время беременности на 3,5-9,2% [А detailed assessment of alterations in bone turnover, calcium homeostasis, and boge density in normal pregnancy / Black A.J. [et al.] // J. Bone Miner Res. - 2000. - Vol.15. - P.557-563], а по данным других авторов снижения МПК в поясничном отделе позвоночника при беременности не было выявлено [A longitudinal study of calcium homeostasis during human pregnancy and lactation and after resumption of menses / Ritchie L.D. [et al.] // Am. J. Clin. Nutr. - 1998. - Vol.67. - P.693-701].

Известен способ прогнозирования развития остеопенического синдрома, в котором отмечено снижение биохимических маркеров костного обмена во II триместре беременности и повышение в третьем [Щербавская Э.А., Гельцер Б.И. Состояние костной ткани в динамике неосложненной беременности // Акушерство и гинекология. - 2003. - №4. - С.14-17]. Этот способ принят авторами за прототип.

Прототип не позволяет с помощью биохимических маркеров прогнозировать развитие остеопенического синдрома в послеродовом периоде: нет четкого представления о связи изменения костного обмена во время беременности и развитии остеопенического синдрома в послеродовом периоде.

Техническим результатом изобретения является количественная оценка биохимических маркеров на определенных сроках беременности, позволяющих прогнозировать развитие остеопенического синдрома в послеродовом периоде.

Технический результат достигается тем, что в известном способе прогнозирования развития остеопенического синдрома в послеродовом периоде, включающем определение биохимических маркеров, согласно изобретению определяют костный изофермент щелочной фосфатазы и остеокальцин на 22-24 неделях беременности и при костном изоферменте щелочной фосфатазы более 6,0 ЕД/л и остеокальцине более 9,0 нг/мл прогнозируют развитие остеопенического синдрома в послеродовом периоде.

В проведенных исследованиях основную группу составили 35 здоровых беременных женщин, группу сравнения составили 40 здоровых небеременных женщин, родившихся в Санкт-Петербурге или Ленинградской области.

Возраст пациенток в обеих группах был от 20 до 33 лет. Средний возраст обследованных в основной группе составил 26,23±0,59 года, средний индекс массы тела (ИМТ) составил 24,1±0,7 кг/м2. Средний возраст в группе сравнения составил 26,5±0,5 года, средний ИМТ составил 20,97±0,4 кг/м2. Все пациентки в анамнезе имели своевременное менархе и регулярный менструальный цикл. В исследование не включались женщины с клиническими проявлениями недостаточной функции яичников в анамнезе, наличием заболеваний, являющихся причиной вторичного остеопороза, принимающие лекарственные препараты, влияющие на костный обмен.

Исследование биохимических параметров минерального обмена и костного ремоделирования производили у всех пациенток основной группы трижды: при сроках беременности 10-12 недель, 22-24 недели и 34-36 недель, а всем пациенткам группы сравнения - однократно. Процессы костного ремоделирования оценивались на основании маркеров костного формирования - костного изофермента щелочной фосфотазы (КЩФ) и остеокальцина (ОК), а также маркера остеорезорбции - β-изомера C-терминального телопептида колагена I типа (β-СТТК).

Измерение МПК произведено всем пациенткам на 4-6 сутки послеродового периода методом двухэнергетической рентгеновской абсорбциометрии (ДЭРА) с помощью рентгеновского денситометра кости Lunar фирмы GE Medical Systems LUNAR (США). Для оценки степени снижения МПК применяли Т- и Z-критерий [Соколова М.Ю. Дефицит кальция во время беременности. // Гинекология - 2004. - Т.6. №5 - С.268-270].

По рекомендациям Международного Общества по Клинической Денситометрии, "остеопения" у молодых женщин соответствует значениям Z-критерия от -1 до -2,4 SD.

Критический уровень значимости различия показателей принимали равным 0,05. Статистическую обработку результатов проводили с помощью программы Statistica 6.1.

Оценка маркеров костного обмена на протяжении беременности и сравнение их с данными, полученными в результате обследования группы женщин репродуктивного возраста, представлены в табл.1.

Таблица 1
Маркеры Основная группа Группа сравнения N=40
I триместр N=35 II триместр N=35 III триместр N=35
КЩФ Ед/л 5,1±0,6 7,4±1,5 8,1±1,8 4,6±0,3
p-н/д р-н/д р-н/д
pI-II-н/д pII-III-н/д pI-III-н/д
ОК нг/мл 13,26±0,5 9,3±0,3 14,0±0,6 12,4±0,5
p-н/д p<0,05 p-н/д
pI-II<0,05 pII-III<0,05 pI-III-н/д
β-СТК нг/мл 0,46±0,03 0,49±0,02 0,65±0,03 0,44±0,03
p-н/д p-н/д p<0,05
pI-II-н/д pII-III<0,05 pI-III<0,05
Примечание: p - достоверность различий с группой сравнения; PI-II достоверность различий между I и II триместрами; PII-III достоверность различий между II и III триместрами; PI-III достоверность различий между I и III триместрами беременности.

Из табл.1 видно, что на протяжении беременности было отмечено повышение активности КЩФ в 1,6 раза. Это в целом демонстрирует усиление остеосинтеза на протяжении беременности. Концентрация в крови ОК, который также является маркером остеосинтеза, претерпевает несколько иные изменения. Она заметно снижается во втором триместре беременности, а в третьем триместре вновь повышается примерно до прежнего уровня. Изменения статистически значимы, p<0,05. Концентрация в крови маркера остеорезорбции β-СТТК на протяжении I-II триместров беременности практически не меняется. В III триместре отмечено статистически значимое повышение концентрации β-СТТК (p<0,05), что свидетельствует в пользу усиления остеорезорбции.

В зависимости от состояния МПК в послеродовом периоде беременные были разделены на 2 подгруппы. Подгруппу 1 составили 17 женщин с нормальными значениями МПК, подгруппу 2 составили 18 женщин с остеопенией. Результаты оценки динамики изменений маркеров костного обмена на протяжении беременности в зависимости от уровня МПК в послеродовом периоде представлены в табл.2.

Наиболее существенные различия между подгруппами были выявлены в отношении КЩФ. В подгруппе женщин с остеопенией ее активность резко возросла в 2,1 раза во II триместре беременности, а в III триместре была близка к уровню I. В подгруппе женщин с нормальными значениями МПК в послеродовом периоде активность КЩФ несколько снижалась во II триместре и увеличивалась в 2,3 раза в III триместре. Концентрация ОК в обеих подгруппах изменялась одинаково - снижалась во II триместре в 1,4 раза по сравнению с I триместром, а в III триместре возвращалась к исходному уровню. Однако значения ОК во II триместре беременности в подгруппе с нормальной МПК были ниже, чем в подгруппе с остеопенией. Существенных различий в концентрации p-СТТК между подгруппами выявлено не было.

Проведенный корреляционный анализ выявил наличие умеренной отрицательной связи между уровнем КЩФ во II триместре беременности и значениями МПК дистального отдела предплечья, проксимального отдела бедра и поясничного отдела позвоночника. В обеих подгруппах было отмечено снижение уровня ОК во II триместре. Однако в группе с остеопенией снижение уровня ОК во II триместре беременности было выражено в меньшей степени. Кроме того, была выявлена умеренная отрицательная корреляция между уровнем ОК во II триместре и МПК в поясничном отделе позвоночника и дистальном отделе предплечья. В III триместре уровень ОК в обеих подгруппах повышался, превышая значения группы сравнения. Полученные данные позволяют использовать оценку уровня КЩФ и ОК во II триместре беременности с целью прогнозирования развития остеопенического синдрома в послеродовом периоде у беременных женщин из группы риска.

В результате проведенных исследований были определены количественные значения биохимических маркеров на 22-24 неделях беременности, позволяющие прогнозировать развитие остеопенического синдрома в послеродовом периоде.

Частота встречаемости остеопении в разных отделах скелета у родильниц на 4-6 сутки послеродового периода и в группе сравнения подтвердила необходимость прогнозирования развития остеопенического синдрома в послеродовом периоде. В поясничном отделе позвоночника остеопения встречалась в 2,3 раза чаще, чем в группе сравнения (p<0,05). В дистальном отделе предплечья остеопения встречалась в 1,5 раза чаще, чем в группе сравнения (p<0,05). В проксимальном отделе бедра остеопения в основной группе и в группе сравнения встречалась почти с одинаковой частотой (11,4% и 10% соответственно).

Чувствительность предлагаемого способа - 0,38, специфичность - 0,84, прогностическая ценность положительного результата - 0,66, диагностическая точность - 0,63.

Способ осуществляют, например, следующим образом.

На 22-24 неделях беременности проводят исследование маркеров костного обмена методом иммуноферментного анализа с использованием наборов фирмы Immunodiagnostic Systems Ltd. (IDS) к автоматическому многоканальному фотометру ELx808 для микропланшетов (BioTek Instruments, США). При значениях КЩФ более 6,0 ЕД/л и ОК более 9,0 нг/мл прогнозируют развитие остеопенического синдрома в послеродовом периоде.

Достижение технического результата подтверждается клиническими примерами.

Пример 1. Иванова Т., 21 год. Беременность первая. Методом иммуноферментного анализа на 22 неделе определены уровни маркеров костного обмена: ОК - 11,7 нг/мл; КЩФ - 18,8 ЕД/л. Согласно изобретению прогнозируют развитие остеопенического синдрома в послеродовом периоде.

На 4-ые сутки после родов по результатам денситометрии МПК поясничного отдела позвоночника: 1,05 г/см2, Z критерий: - 1,2 SD; МПК дистального отдела предплечья: 0,794 г/см2, Z критерий: - 1,1. Остеопения - положительный результат.

Пример 2. Правосудова Н., 29 лет. Беременность первая. Методом иммуноферментного анализа на 23 неделе определены уровни маркеров костного обмена: ОК: 11,7 нг/мл; КЩФ - 35,3 ЕД/л. Согласно изобретению прогнозируют развитие остеопенического синдрома в послеродовом периоде.

На 4-ые сутки после родов: МПК поясничного отдела позвоночника: 0,931 г/см2, Z критерий: - 2,1 SD; МПК дистального отдела предплечья: 0,771 г/см2, Z критерий: - 1,3. Остеопения - положительный результат.

Пример 3. Подкаура К., 23 года. Беременность первая. Методом иммуноферментного анализа на 24 неделе определены уровни маркеров костного обмена: ОК - 7,3 нг/мл; КЩФ - 2,31 ЕД/л. Согласно изобретению прогноз развития остеопенического синдрома в послеродовом периоде - отрицательный.

На 4-ые сутки после родов: МПК поясничного отдела позвоночника: 1,52 г/см2, Z критерий 2,6 SD; МПК дистального отдела предплечья: 0,952 г/см2, Z критерий 0,7. Остеопения - отрицательный результат.

Пример 4. Ловягина Д., 24 года. Беременность первая. Методом иммуноферментного анализа на 23 неделе определены уровни маркеров костного обмена: ОК - 7,0 нг/мл; КЩФ - 8,1 ЕД/л. Согласно изобретению прогноз развития остеопенического синдрома в послеродовом периоде - отрицательный.

На 4-ые сутки после родов: МПК поясничного отдела позвоночника: 1,118 г/см2, Z критерий: - 0,6 SD; МПК дистального отдела предплечья: 0,831 г/см2, Z критерий: - 0,6 SD. Остеопения - отрицательный результат.

Предлагаемый способ позволяет прогнозировать развитие остеопенического синдрома в послеродовом периоде еще в период беременности и своевременно проводить профилактические мероприятия.

Способ прогнозирования развития остеопенического синдрома в послеродовом периоде, включающий определение биохимических маркеров, отличающийся тем, что определяют костный изофермент щелочной фосфатазы и остеокальцин на 22-24 неделях беременности и при костном изоферменте щелочной фосфатазы более 6,0 ЕД/л и остеокальцине более 9,0 нг/мл прогнозируют развитие остеопенического синдрома в послеродовом периоде.