Способ электромеханического дорнования

Изобретение относится к способам восстановления и упрочнения металлических внутренних поверхностей отверстий деталей. Способ включает перемещение дорна вдоль оси отверстия. Затем осуществляют нагрев детали пропусканием электрического тока. Нагрев участков обрабатываемой поверхности отверстия до температуры закалки осуществляют кратковременным пропусканием электрического тока через место контакта дорна с поверхностью отверстия. Техническим результатом изобретения является повышение износостойкости за счет регулирования соотношения площадей различной твердости.

Реферат

Изобретение относится к способам восстановления и упрочнения металлических внутренних поверхностей отверстий деталей. Сущность изобретения: способ электромеханического дорнования включает перемещение дорна вдоль оси отверстия и формирование на поверхности отверстия упрочненных кольцевых участков с различной твердостью путем нагрева упомянутых кольцевых участков до температуры закалки кратковременным пропусканием электрического тока через место контакта дорна с поверхностью отверстия. Регулированием времени пропускания тока добиваются получения определенного соотношения площадей с различной твердостью, что благоприятно влияет на износостойкость. Во время эксплуатации обработанных отверстий участки с более низкой твердостью изнашиваются быстрее, образуя карманы в виде поясков для удержания смазки, увеличивая ресурс сопряжения в целом.

Цель изобретения - повышение износостойкости за счет регулирования соотношения площадей различной твердости.

Указанная цель достигается перемещением дорна вдоль оси отверстия и формированием на поверхности отверстия упрочненных кольцевых участков с различной твердостью путем нагрева упомянутых кольцевых участков до температуры закалки кратковременным пропусканием электрического тока через место контакта дорна с поверхностью отверстия.

Способ электромеханического дорнования осуществляется следующим образом. Предварительно токоподводящие кабели от источника тока подводят к инструменту и к обрабатываемой детали. Обрабатываемое отверстие располагают соосно дорну. Дорн, изготовленный из твердого сплава Т15К6, перемещают вдоль оси отверстия и периодически подают ток. Во время подачи тока под деформируемой ленточкой внутренняя поверхность быстро нагревается до температуры закалки и осуществляется формирование закаленных поясков с требуемой глубиной закалки.

В процессе обработки на поверхности отверстия образуются замкнутые кольцевые участки с глубиной упрочнения 0,3…0,4 мм, имеющие высокую твердость 48…56 HRCэ, чередующиеся с такими же участками, имеющими твердость, в несколько раз меньшую, которые в процессе эксплуатации изнашиваются, образуя каналы для удержания смазки, вследствие чего повышается износостойкость и увеличивается срок эксплуатации детали.

Пример

В условиях кафедры «Материаловедение и технология машиностроения» Ульяновской ГСХА предлагаемым способом обработаны коромысла газораспределительного механизма двигателя КамАЗ 740.11-240, изготовленные из кованой стали, и стальные втулки турбокомпрессора ТКР-11 дизельных двигателей на следующих режимах: скорость обработки 60 мм/мин, натяг 0,1 мм, плотность тока 280…300 А/мм2, продолжительность включения тока 2…4 с. На исследуемых деталях на поверхности отверстия выявлены замкнутые кольцевые области с характерным темным оттенком. Металлографические исследования установили повышение твердости в этих областях, а также образование структуры мелкоигольчатого мартенсита.

Способ электромеханического дорнования, включающий перемещение дорна вдоль оси отверстия и формирование на поверхности отверстия упрочненных кольцевых участков с различной твердостью путем нагрева упомянутых кольцевых участков до температуры закалки кратковременным пропусканием электрического тока через место контакта дорна с поверхностью отверстия.