Система интервального регулирования движения поездов

Иллюстрации

Показать все

Система изобретения относится к интервальному регулированию движения поездов и предназначена для железнодорожных перегонов, не оборудованных устройствами автоматической блокировки. Система предусматривает оборудование межстанционного перегона (МП) устройствами микропроцессорной полуавтоматической блокировки (МПАБ), разделение данного межстанционного перегона между станциями А и Б на n+1 МП путем оборудования на перегоне n автоматических блокпостов (АБП). Каждый МП огражден проходными светофорами со стороны АБП и выходными светофорами со стороны станций А и Б, имеет предупредительные светофоры, рельсовые цепи участков приближения и путевые датчики (ПД) счета осей с кабельными муфтами, установленные рядом с проходными светофорами, станционную аппаратуру МПАБ на станциях А и Б. Устройства станций А и Б содержат ПД и кабельные муфты, установленные у входных светофоров четного и нечетного направления движения, предупредительные светофоры, выходные светофоры четного и нечетного направления движения с цепями управления, терминалы дежурных по станции, защелки ключей-жезлов хозяйственных поездов четного и нечетного направления движения, источники электроснабжения станционных устройств. Техническим результатом является увеличение пропускной способности железнодорожных перегонов, не оборудованных устройствами автоблокировки. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.

Реферат

Изобретение относится к области интервального регулирования движения поездов на железной дороге и предназначено для применения на однопутных и многопутных железнодорожных перегонах, не оборудованных устройствами автоматической блокировки. Система предусматривает оборудование межстанционного перегона (МП) устройствами микропроцессорной полуавтоматической блокировки (МПАБ), разделение данного межстанционного перегона на n+1 МП путем оборудования на перегоне n автоматических блокпостов (АБП).

На каждом АБП, на границах примыкающих к АБП МП, устанавливаются по два проходных светофора и по два предупредительных светофора, оборудуется пункт счета осей (ПСО). Участки железнодорожных путей между проходными и предупредительными светофорами оборудуются электрическими рельсовыми цепями.

Каждый ПСО состоит из ПД, блока напольного преобразователя сигналов (НПС) и кабельной муфты. Место установки ПД определяет общую границу МП, АБП.

Два ПСО, входящие в состав устройств МПАБ, оборудуются на границах МП, у входных светофоров станций А и Б; места установки ПД определяют границы МП, примыкающих к станциям А и Б. Таким образом, каждый МП ограничен двумя ПД. Состав оборудования каждого ПСО МПАБ аналогичен составу ПСО каждого из АБП.

Движение каждого поезда регулируется машинистом локомотива в соответствии с наблюдаемыми машинистом оптическими сигналами попутных поезду проходных и предупредительных светофоров АБП, а также входных и предупредительных светофоров, установленных на границах каждой из станций А и Б;

автоматически (без участия машиниста) движение замедляется до полной остановки, в случае проезда головы поезда за любой проходной или входной светофор с запрещающим показанием, путем автоматического включения тормозов поезда электрическими сигналами, передаваемыми на локомотив по рельсовым линиям участков приближения к АБП или станциям.

Каждый из АБП обеспечивает автоматическое управление показаниями проходных и предупредительных светофоров, а также параметрами электрических сигналов, посылаемых с АБП на приближающиеся к АБП локомотивы по рельсовым цепям участков приближения; управление осуществляется на основе информации о свободности или занятости прилегающих к АБП межпостовых перегонов, полученной от станционного оборудования МПАБ и оборудования каждого АБП.

Станционные устройства МПАБ станций А и Б и устройства каждого АБП объединены в единую информационно-управляющую систему специализированными каналами связи, по которым идет непрерывный защищенный обмен информацией о текущих внутренних состояниях устройств АБП и станций, о введенных дежурными по станциям (ДСП) управляющих командах, а также о событиях поездной обстановки. Любой перерыв или искажение передаваемых данных приводит к переходу всей системы в защитное (безопасное) состояние, при котором движение поездов немедленно останавливается до выяснения и устранения причин сбоя или отказа.

Предлагаемая система автоматического регулирования движения поездов обеспечивает контроль состояния свободности (от подвижного состава, поезда) каждого из МП; индикацию состояния на мониторах ДСП станций А и Б: свободности каждого из МП показаний проходных светофоров каждого АБП, наличия неисправностей станционных устройств МПАБ и устройств любого АБП; передачу по рельсовым цепям участков приближения на локомотивы электрических сигналов, необходимых для работы локомотивных светофоров и АБП, параметры которых соответствуют текущим показаниям проходного сигнала АБП; реализацию на перегоне А-Б зависимостей МПАБ с АБП в соответствии с требованиями действующих инструкций и указаний ОАО "РЖД".

Известны разработки института «Гипротранссигналсвязь» (ГТСС), г.Санкт-Петербург: «Типовые проектные решения 501-05-44.84. Релейная полуавтоматическая блокировка» (РПБ - 82) и «Схемные решения РПБ-7-77. Автоматические блокпосты при релейной полуавтоматической блокировке системы ГТСС».

Известен компактный передвижной пост электрической централизации, включающий помещение диспетчера со световой мнемосхемой и пультом управления, устройствами электрической централизации, помещение блочной маршрутно-релейной централизации со стативами блоков управления стрелочными переводами и реле управления сигналами, хозяйственное помещение; службы поста расположены в передвижном транспортном средстве, например вагоне. При этом в помещении диспетчера дополнительно установлены приборный шкаф, в котором помещен промышленный компьютер с программной логикой маршрутов, монитор, на котором световая мнемосхема отображена с планом станции. В помещении блочной маршрутно-релейной централизации дополнительно установлены статив с устройством сопряжения промышленного компьютера с электрической централизацией, кабельный щит, стойки связи, счета осей и питания, причем блоки управления стрелочными переводами выполнены микропроцессорными, а реле управления сигналами - штепсельными, стойка связи содержит аппаратуру избирательной связи, громкоговорящую связь и устройства проводной связи, на стойке счета осей расположены кроссовая панель увязки с напольными устройствами и кассеты плат постовых устройств, а кабельный щит содержит штепсельные разъемы для соединения напольных устройств с постовыми и ввод от питающего трансформатора (патент РФ 2266439, B61L 21/04).

Известно устройство для маневровой автоматической локомотивной сигнализации (пат. РФ №42159716, В61Е 3/20), содержащее бортовое устройство контроля передачи сообщений, передающие устройства, постовые устройства, предназначенные для определения маршрута по состоянию датчиков устройств электрической централизации и для формирования сигналов изменения значения допустимой скорости. Имеются также блоки входных данных, контроля выполнения маршрута, формирования и включения аварийного приказа, контроля радиоканала с таймерами и определения координат. Блок контроля выполнения маршрута связан входом с датчиками устройств электрической централизации, а выходами подключен к блоку включения аварийного приказа и блоку входных данных.

Известен способ интервального регулирования движения поездов на перегонах, заключающийся в том, что перегон делят на участки, оборудованные рельсовыми цепями и/или счетчиками осей для контроля свободности пути, ограждаемых путевыми светофорами и управляющими огнями светофоров в зависимости от количества свободных участков перед идущим поездом, а также применяют диагностику всех устройств с регистрацией отказов. На границах перегона устанавливают счетчики осей, контролирующие свободность перегона, а станции, ограничивающие перегон, оборудуют устройствами полуавтоматической блокировки и устройствами включения запрещающего сигнала на проходных светофорах для остановки неуправляемого поезда. При ложной занятости одного или нескольких путевых участков смену направления движения осуществляют по показаниям счетчиков осей, контролирующих состояние перегона, а в случае закрытия автоблокировки по причине неисправности используют устройства полуавтоматической блокировки (патент РФ №2305043, B61L 1/16, B61L 23/16) - ПРОТОТИП.

Задачей изобретения является увеличение пропускной способности железнодорожных перегонов, не оборудованных устройствами автоблокировки.

Для решения поставленной задачи предлагается система интервального регулирования движения поездов, содержащая n АБП, разделяющих МП между станциями А и Б на n+1 МП, каждый из которых огражден проходными светофорами со стороны АБП и выходными светофорами со стороны станций А и Б, оборудованных предупредительными светофорами, рельсовыми цепями участков приближения и ПД счета осей с кабельными муфтами, установленными в непосредственной близости от места установки проходных светофоров, а также содержащая станционную аппаратуру (СА) МПАБ на станциях А и Б, отличающаяся тем, что устройства станции А содержат ПД и кабельную муфту, установленные у входного светофора четного направления движения, предупредительный светофор, k выходных светофоров нечетного направления движения, цепи управления k выходными светофорами нечетного направления движения, терминал ДСП, защелку ключа-жезла хозяйственного поезда нечетного направления движения, источник электроснабжения станционных устройств, при этом первый вход СА соединен с выходом блока цепей фиксации фактического прибытия поезда четного направления на станцию А, второй и третий входы СА соединены с выходом блока защелки ключа-жезла нечетного хозяйственного поезда и выходом источника электроснабжения станционных устройств соответственно, первый выход СА соединен с входом блока цепей управления k выходными светофорами нечетного направления движения, второй выход СА соединен с входом блока защелки ключа-жезла нечетного хозяйственного поезда, первый вход-выход СА соединен с кабельной муфтой и ПД, второй и третий входы-выходы СА соединены каналами связи с первым и вторым соответственно входами-выходами первого АБП, четвертый вход-выход СА соединен с входом-выходом терминала ДСП станции А, первый, второй, третий и четвертый выходы первого АБП перегона А-Б соединены соответственно с предупредительным светофором нечетного направления движения первого АБП, с проходным светофором нечетного направления движения первого АБП, с предупредительным светофором четного направления движения первого АБП и с проходным светофором четного направления движения первого АБП, третий, четвертый и пятый входы-выходы первого АБП подключены соответственно к рельсовой цепи нечетного участка приближения первого АБП, к кабельной муфте с ПД первого АБП, к рельсовой цепи четного участка приближения первого АБП, первый и второй входы первого АБП перегона А-Б соединены соответственно с выходами основного и резервного источников электроснабжения первого АБП, шестой и седьмой входы-выходы которого соединены каналами связи с первым и вторым соответственно входами-выходами второго АБП или с первым и вторым соответственно входами-выходами СА станции Б; устройства станции Б содержат ПД и кабельную муфту, установленные у входного светофора нечетного направления движения, предупредительный светофор, m выходных светофоров четного направления движения, цепи управления m выходными светофорами четного направления движения, терминал ДСП станции, защелку ключа-жезла хозяйственного поезда четного направления движения, источник электроснабжения станционных устройств, при этом первый и третий входы СА соединены с выходом блока защелки ключа-жезла четного хозяйственного поезда и выходом источника электроснабжения станционных устройств соответственно, второй вход СА соединен с выходом блока цепей фиксации фактического прибытия поезда нечетного направления на станцию Б, первый выход СА соединен с входом блока цепей управления m выходными светофорами четного направления движения, второй выход СА соединен с входом блока защелки ключа-жезла четного хозяйственного поезда, первый и второй входы-выходы СА соединены каналами связи с седьмым и шестым соответственно входами-выходами n-го АБП, первый и второй входы-выходы которого соединены каналами связи с седьмым и шестым соответственно входами-выходами n-1-го АБП или с третьим и вторым соответственно входами-выходами СА станции А, третий вход-выход СА соединен с кабельной муфтой и ПД, четвертый вход-выход СА соединен с входом-выходом терминала ДСП станции Б, первый, второй, третий, четвертый выходы n-го АБП перегона А-Б соединены соответственно с предупредительным светофором нечетного направления движения n-го АБП, с проходным светофором нечетного направления движения n-го АБП, с предупредительным светофором четного направления движения n-го АБП, с проходным светофором четного направления движения n-го АБП, третий, четвертый и пятый входы-выходы n-го АБП подключены соответственно к рельсовой цепи нечетного участка приближения n-го АБП, к кабельной муфте с ПД n-го АБП, к рельсовой цепи четного участка приближения n-го АБП, первый и второй входы n-го АБП перегона А-Б соединены соответственно с выходами основного и резервного источников электроснабжения n-го блокпоста.

Система интервального регулирования движения поездов отличается также тем, что АБП содержит счетно-решающую аппаратуру (СРА), блок исполнительных цепей и устройств сбора, передачи контрольной информации, счетно-решающий блок (СРБ), блок цепей и устройств бесперебойного питания, при этом первый вход-выход СРБ является входом-выходом связи с соответствующим ПД через соответствующую кабельную муфту, второй вход-выход СРБ соединен через канал связи с СА станции А для первого или n-го АБП на перегоне А-Б или n-1 АБП n-го АБП, третий вход-выход, СРБ соединен через канал связи со вторым АБП или со СА станции Б n-го или единственного АБП на перегоне А-Б, вход СРБ соединен с выходом блока цепей и устройств бесперебойного питания, первый, второй и третий выходы СРБ АБП соединены с первым, вторым и третьим соответственно входами блока исполнительных цепей и устройств сбора и передачи контрольной информации, четвертый и пятый входы которого подключены к выходам основного и резервного источников электроснабжения соответственно, первый вход-выход блока исполнительных цепей и устройств сбора и передачи контрольной информации соединен по каналу связи с четвертым входом-выходом СА станции А для первого или единственного АБП на перегоне А-Б или с седьмым входом-выходом n-1-го АБП n-го АБП, второй вход-выход блока исполнительных цепей и устройств сбора и передачи контрольной информации соединен по каналу связи с первым входом-выходом СА станции Б n-го или единственного АБП на перегоне А-Б или с первым входом-выходом второго АБП применительно к первому АБП, а третий и четвертый входы-выходы блока исполнительных цепей и устройств приема и передачи контрольной информации соединены с выходом основного и резервного соответственно источников электроснабжения устройств АБП, первый и второй выходы блока исполнительных цепей и устройств приема и передачи контрольной информации соединены с входами проходного и предупредительного соответственно светофоров четного направления движения, третий и четвертый выходы блока исполнительных цепей и устройств приема и передачи контрольной информации соединены со входами проходного и предупредительного соответственно светофоров нечетного направления движения.

Система интервального регулирования движения поездов отличается также тем, что СА каждой из станций А и Б содержит станционную СРА и блок исполнительных цепей и устройств приема контрольной информации, в состав СРА входят станционный СРБ и блок станционных цепей и устройств бесперебойного питания, при этом первый вход станционного СРБ соединен с выходом блока станционных цепей и устройств бесперебойного питания, второй и третий входы станционного СРБ соединены с первым и вторым соответственно выходами блока исполнительных цепей и устройств приема контрольной информации, четвертый вход станционного СРБ соединен с выходом блока цепей фиксации фактического прибытия поезда, первый вход-выход станционного СРБ соединен через кабельную муфту с ПД счета осей, второй вход-выход станционного СРБ является входом-выходом канала связи для подключения к первому или n-му АБП, третий вход-выход станционного СРБ соединен с входом-выходом терминала ДСП, первый, второй и третий выходы станционного СРБ соединены соответственно со вторым, третьим и четвертым входами блока исполнительных цепей и устройств приема контрольной информации, первый вход которого, как и вход блока станционных цепей и устройств бесперебойного питания, подключен к источнику электроснабжения станционных устройств, третий выход блока исполнительных цепей и устройств приема контрольной информации подключен к блоку цепей управления k выходными светофорами станции А или m выходными светофорами станции Б, четвертый выход блока исполнительных цепей и устройств приема контрольной информации соединен с входом терминала ДСП, первый вход-выход блока исполнительных цепей и устройств приема контрольной информации соединен по каналу связи со вторым входом-выходом первого АБП станции А или с седьмым входом-выходом n-го АБП станции Б, второй вход-выход блока исполнительных цепей и устройств приема контрольной информации подключен к защелке ключа-жезла нечетного/четного хозяйственного поезда.

Система интервального регулирования движения поездов отличается также тем, что блок исполнительных цепей и устройств сбора и передачи контрольной информации содержит первое и второе исполнительные реле, входы которых подключены к первому и второму соответственно выходам станционного СРБ, блок цепей формирования и передачи электрических сигналов в рельсовые цепи участков приближения АБП, блок цепей включения ламп проходных светофоров, блок цепей включения ламп предупредительных светофоров АБП, блок цепей сбора и передачи контрольной информации АБП и блок контрольных цепей АБП, при этом выход первого и выход второго исполнительных реле соединены с первыми и вторыми соответственно входами блока цепей формирования и передачи электрических сигналов в рельсовые цепи участков приближения АБП, блока цепей включения ламп проходных светофоров АБП, блока цепей включения ламп предупредительных светофоров АБП, блока контрольных цепей АБП, третий и четвертый входы блока цепей формирования и передачи электрических сигналов в рельсовые цепи участков приближения АБП, блока цепей включения ламп проходных светофоров АБП, блока цепей включения ламп предупредительных светофоров АБП, блока контрольных цепей АБП, подключены к выходам основного и резервного соответственно источников электроснабжения, пятый вход блока сбора и передачи контрольной информации АБП соединен с выходом блока контрольных цепей АБП, шестой вход блока сбора и передачи контрольной информации АБП подключен к третьему выходу станционного СРБ АБП, первый вход-выход блока сбора и передачи контрольной информации АБП через канал связи соединен с четвертым входом-выходом СА станции А или седьмым входом-выходом n-1-го АБП, второй вход-выход блока сбора и передачи контрольной информации АБП через канал связи соединен с первым входом-выходом второго АБП или с первым входом-выходом СА станции Б, если на перегоне установлен один АБП, первый и второй входы-выходы блока цепей формирования и передачи электрических сигналов в рельсовые цепи участков приближения АБП соединены с входами-выходами рельсовых цепей нечетного и четного участков приближения АБП соответственно, первый и второй выходы блока цепей включения ламп проходных светофоров АБП подключены соответственно к проходному светофору четного направления движения первого или n-го АБП и проходному светофору нечетного направления движения первого или n-го АБП, первый и второй выходы блока цепей включения ламп предупредительных светофоров АБП подключены соответственно к предупредительному светофору четного направления движения первого или n-го АБП и предупредительному светофору нечетного направления движения первого или n-го АБП.

Система интервального регулирования движения поездов отличается также тем, что блок исполнительных цепей и устройств приема контрольной информации содержит управляющее реле, первое, второе и третье исполнительные реле, блок управления приборами индикации, блок цепей контроля исправности, блок устройств приема контрольной информации, при этом выход управляющего реле через блок цепей и устройств бесперебойного питания станционной СРА подключен к первому входу станционного СРБ, второй вход управляющего реле подключен к выходу терминала ДСП станции А или станции Б, второй вход управляющего реле подключен к выходу защелки ключа-жезла нечетного на станции А или четного на станции Б хозяйственного поезда, входы первого, второго и третьего исполнительных реле подключены соответственно к первому, второму и третьему выходам станционного СРБ, выход первого исполнительного реле подключен к входу цепей управления k выходных светофоров нечетного направления движения на станции А или общего станционного сигнального реле m выходных светофоров четного направления движения на станции Б, а также к входу защелки ключа-жезла хозяйственного поезда нечетного направления движения на станции А или к входу защелки ключа-жезла хозяйственного поезда четного направления движения на станции Б, выход второго исполнительного реле соединен с первым входом блока управления приборами индикации, выход третьего исполнительного реле соединен с первым входом блока контроля исправности, первый выход которого соединен со вторым выходом блока управления приборами индикации, третий вход блока управления приборами индикации подключен к первому выходу блока приема контрольной информации, первый вход-выход которого подключен через канал связи ко второму входу-выходу первого АБП для станции А или к седьмому входу-выходу n-го АБП для станции Б, первый вход блока приема контрольной информации, второй вход блока контроля исправности и четвертый вход блока управления приборами индикации объединены и подключены к выходу источника электроснабжения станционных устройств.

На фиг.1 показана структурная схема станции А; на фиг.2 - структурная схема станции Б; на фиг.3 - блок-схема АБП; на фиг.4 - блок-схема СА; на фиг.5 - блок-схема блока исполнительных цепей и устройств сбора, передачи контрольной информации; на фиг.6 - блок-схема блока исполнительных цепей и устройств приема контрольной информации.

На чертежах показано:

1 - входной светофор четного направления движения станции А;

1.1-1.k - выходные светофоры нечетного направления движения станции А;

2 - предупредительный светофор четного направления движения станции А;

3.1 - проходной светофор четного направления движения первого АБП;

3.n - проходной светофор четного направления движения n-го АБП;

4.1 - предупредительный светофор четного направления движения первого АБП;

4.n - предупредительный светофор четного направления движения n-го АБП;

5.1 - проходной светофор нечетного направления движения первого АБП;

5.n - проходной светофор нечетного направления движения n-го АБП;

6.1 - предупредительный светофор нечетного направления движения первого АБП;

6.n - предупредительный светофор нечетного направления движения n-го АБП;

7 - ПД станции А;

8.1 - ПД первого АБП;

8.n - ПД n-го АБП;

9 - ПД станции Б;

10, 11.1, 11.n, 12 - кабельные муфты станции А, первого АБП и n-го АБП станции Б соответственно;

13 - СА станции А;

14.1 - первый АБП;

14.n - n-й АБП;

15 - СА станции Б;

16 - входной светофор нечетного направления движения станции Б;

16.1-16.m - выходные светофоры четного направления движения станции Б;

17 - предупредительный светофор нечетного направления движения станции Б;

18 - СРА АБП;

19 - блок исполнительных цепей и устройств сбора, передачи контрольной информации;

20 - СРБ АБП;

21 - блок цепей и устройств бесперебойного питания СРА АБП;

21.1 - основной источник электроснабжения устройств АБП;

21.2 - резервный источник электроснабжения устройств АБП;

22 - станционная СРА;

23 - станционный СРБ;

24 - блок цепей и устройств бесперебойного питания станционной СРА;

25 - блок исполнительных цепей и устройств приема контрольной информации;

26, 27 - исполнительные реле АБП;

28 - блок цепей формирования и передачи электрических сигналов в рельсовые цепи участков приближения АБП;

29 - блок цепей включения ламп проходных светофоров АБП;

30 - блок цепей включения ламп предупредительных светофоров АБП;

31 - блок цепей сбора и передачи контрольной информации АБП;

32 - блок контрольных цепей;

33 - станционное управляющее реле;

34, 35, 36 - станционные исполнительные реле;

37 - схема контроля наличия ключа-жезла в аппарате ДСП

38 - блок цепей управления индикацией;

39 - блок цепей контроля исправности;

40 - блок устройств приема контрольной информации;

41 - блок цепей управления выходными светофорами;

42 - терминал ДСП станций А и Б;

43 - защелка ключа-жезла хозяйственного поезда;

44 - блок цепей фиксации фактического прибытия поезда;

45 - источник электроснабжения станционных устройств.

В описании работы АБП МПАБ использованы следующие сокращения и термины:

«участок приближения» - участок железнодорожного пути длиной до 2,7 км, перед входным или проходным светофором, в пределах которого оборудована рельсовая цепь;

«рельсовая цепь» - электрическая цепь, проводниками которой являются рельсы какого-либо участка пути; основным назначением рельсовой цепи, как правило, является определение факта наличия поезда или отдельных подвижных единиц (вагонов, локомотивов) на данном участке пути, т.к. каждая колесная пара (два колеса и ось) подвижного состава представляет собой электрический шунт для рельсовой цепи, кроме того, по рельсовой цепи осуществляется передача специализированных электрических сигналов ("кодов АЛС") на локомотив;

«коды АЛС» - электрические сигналы, передаваемые в рельсовые цепи участков приближения каждого из блокпостов и станций А и Б;

АЛС - система напольных и локомотивных устройств, позволяющих отображать на локомотивном светофоре показания светофора, к которому приближается поезд; система работает только в пределах участков железнодорожного пути, где напольным оборудованием в рельсовую линию посылаются специализированные электрические сигналы;

«локомотивный светофор» - компактный светофор, установленный в кабине машиниста локомотива, повторяет показания проходного или входного светофора, к которому приближается поезд;

ДСП - ответственный работник, который производит операции по приему, безостановочному пропуску, отправлению поездов на своей станции; на рабочем месте имеет терминал с монитором или пульт управления станционными стрелками и сигналами, с которого вводит команды и следит за правильностью их выполнения по приборам индикации;

«входной светофор» - станционные светофоры, устанавливаемые на границах станции, предназначены для передачи оптических сигналов машинистам приближающихся к станции поездов; въезд на станцию возможен только по разрешающему сигналу входного светофора, а в исключительных случаях - по пригласительному сигналу (применяется при неисправности станционных устройств);

«выходные светофоры» - станционные светофоры, как правило, устанавливаемые на границах каждого приемно-отправочного пути, справа по ходу движения отправляющегося со станции поезда; разрешающее показание каждого из выходных светофоров дает право машинисту поезда, находящегося на соответствующем приемно-отправочном пути, начать движение на перегон до следующего проходного светофора АБП;

«хозяйственный поезд» - специализированный поезд, отправляемый на перегон для выполнения местных хозяйственных задач, всегда возвращается на станцию отправления - без захода на соседнюю станцию, отправляется со станции под красный сигнал выходного светофора, право на отправление дает ключ-жезл хозяйственного поезда, который перед отправлением лично вручается машинисту дежурным по станции;

«ключ-жезл хозяйственного поезда» - металлический ключ с прикрепленной к нему металлической биркой, на бирке выбито название перегона, на который может отправляться хозяйственный поезд по красному сигналу выходного светофора; ключ-жезл хранится в специализированной скважине, вмонтированной в пульт управления ДСП; скважина оборудована защелкой, которая не позволяет изъять жезл без соблюдения необходимых условий; при соблюдении всех условий безопасности защелка отмыкает ключ-жезл и его можно изъять;

«нечетное, четное направления движения» - на любом не разветвленном участке железной дороги поезда движутся в двух противоположных направлениях; принято одно из этих направлений называть нечетным, а другое - четным; при этом поездам нечетного направления присваиваются нечетные номера, а поездам четного направления - четные;

«фиксация фактического проследования поезда через АБП» - принятая процедура автоматического получения подтверждения проследования поезда через АБП, при этом выполняются следующие условия: межпостовой перегон, примыкающий к АБП со стороны станции отправления, свободен; проходящий поезд последовательно во времени электрически замыкает накоротко рельсовую цепь участка приближения перед попутным проходным светофором, затем замыкает рельсовую цепь участка приближения встречного направления движения, а после этого размыкает рельсовую цепь участка приближения перед попутным проходным светофором;

«фиксация фактического прибытия поезда на станцию» - принятая процедура автоматического получения подтверждения прибытия поезда на станцию, при этом выполняются следующие условия: межпостовой перегон, примыкающий к станции приема, свободен; проходящий поезд последовательно во времени электрически замыкает накоротко рельсовую цепь участка приближения перед входным светофором, а затем - рельсовые цепи первого бесстрелочного участка и первой стрелочной секции; после этого, по мере прохождения поезда по станции приема, последовательно размыкает рельсовые цепи первых двух из указанных выше участков пути;

МПАБ обеспечивает безопасность движения поездов на отдельно взятом перегоне путем блокировки цепей включения разрешающих показаний на выходных светофорах станций, ограничивающих перегон, а также путем блокировки цепей включения защелки ключа-жезла хозяйственного поезда в следующих случаях: прилегающий к станции межпостовой перегон занят поездом; прилегающий к станции межпостовой перегон свободен, но на мониторе терминала ДСП отсутствует индикация, подтверждающая возможность отправления поезда; отсутствует ключ-жезл хозяйственного поезда данного перегона в пульте управления ДСП любой из станций, ограничивающих перегон.

Система интервального регулирования движения поездов (далее Система) работает следующим образом.

Перед началом работы устройства Системы приведены в исходное состояние. Указанная операция производится ДСП станции А и ДСП станции Б, которые согласованно вводят соответствующие команды в свои терминалы (пульты управления). Перед приведением устройств Системы в исходное состояние ДСП убеждаются в фактической свободности межстанционного перегона А-Б, оформляют требуемые записи в журналах и запрашивают разрешение (приказ) диспетчера.

В процессе работы устройства Системы находятся в исходном состоянии после каждого освобождения межпостового перегона, с момента фиксации фактического прибытия последнего отправленного на перегон поезда, до начала операций по отправлению следующего поезда (ввод ДСП станции А или ДСП станции Б команды, подтверждающей согласие на отправление следующего поезда на межстанционный перегон).

Устройства Системы предусматривают возможность искусственного восстановления исходного состояния в случае сбоя в работе устройств, а также после завершения работ по техническому обслуживанию, связанных с временным выключением устройств. Порядок искусственного восстановления исходного состояния устройств Системы аналогичен вышеизложенному порядку приведения устройств Системы в исходное состояние перед началом работы.

В исходном состоянии устройства МПАБ и АБП включены и исправны, проходные светофоры всех АБП межстанционного перегона А-Б имеют запрещающие сигнальные показания (красные огни). Входные и выходные светофоры станции А и станции Б также имеют запрещающие показания. На всех предупредительных светофорах включены желтые огни, предупреждающие машиниста поезда о необходимости остановки перед следующим (проходным или входным) светофором. В рельсовые цепи каждого из участков приближения с АБП непрерывно передаются коды АЛС, обеспечивающие работу локомотивного светофора и автоматическое включение тормозов локомотива поезда, в случае его проследования за проходной светофор с запрещающим показанием (например, из-за потери бдительности машинистом, а также по любой другой причине). Терминалы ДСП по станциям А и Б отображают на мониторах информацию, подтверждающую: свободность каждого из межпостовых перегонов; наличие запрещающего показания на каждом из проходных светофоров; наличие кодов АЛС в рельсовой цепи каждого участка приближения; отсутствие неисправностей станционных устройств МПАБ станции А и станции Б, а также устройств АБП; готовность станционных устройств МПАБ станции А и станции Б, а также устройств АБП, к отправлению поезда на межстанционный перегон.

Далее изложен порядок работы устройств Системы на примере пропуска поезда нечетного направления движения (отправление со станции А, прием на станции Б).

Для отправления первого поезда нечетного направления на полностью свободный межстанционный перегон ДСП станции А по телефонной связи запрашивает согласие у ДСП станции Б, который в случае готовности к приему поезда подтверждает свое согласие путем ввода соответствующей команды в терминал (пульт управления).

Информация о введенной команде поступает на СРБ 23 станции Б, который передает полученные данные по каналу связи СРБ 23 n-го АБП 14. СРБ 23 n-го АБП 14 транслирует полученные сигналы СРБ 23 n-1-му АБП 14 и так далее данные транслируются по каналам связи чрез СРБ 23 АБП 14 до СРБ 23 первого АБП 14.1, который передает полученные данные СРБ 23 станции А. СРБ 23 станции А включает исполнительное реле 34, которое замыкает электрические цепи, позволяющие ДСП станции А один раз включить разрешающее сигнальное показание на одном из k выходных светофоров 1.1-1k нечетного направления движения или изъять из пульта управления ключ-жезл хозяйственного поезда нечетного направления движения. Одновременно на мониторах терминалов ДСП по станциям А и Б включается индикация, подтверждающая возможность отправления нечетного поезда со станции А. ДСП станции А, убедившись в наличии индикации, подтверждающей возможность отправления нечетного поезда, включает разрешающее показание на одном из нечетных выходных светофоров, установленном справа от пути, на котором находится готовый к отправлению поезд нечетного направления.

Информация об открытом выходном светофоре на станции А транслируется по каналам связи чрез СРБ 23 от АБП к АБП и поступает на СРБ 23 станции Б. На мониторах терминалов ДСП станций А и Б выключается индикация, подтверждающая возможность отправления нечетного поезда, и включается индикация, подтверждающая фактическое отправление поезда со станции А. Одновременно на всех АБП включаются разрешающие показания проходных светофоров нечетного направления движения. В рельсовые линии нечетных участков приближения передаются соответствующие коды АЛС для обеспечения работы локомотивного светофора.

ДСП станции Б имеет возможность отменить подтвержденное ранее согласие на отправление нечетного поезда со станции А, если введет соответствующую команду со своего терминала до ввода ДСП по станции А команды на открытие выходного светофора.

Нечетный поезд отправляется со станции А на межстанционный перегон А-Б. В момент вступления головы поезда на первый по ходу межпостовой перегон (за ПД 7 входного светофора Ч станции А) на мониторах терминалов ДСП станций А и Б включается индикация занятости указанного межпостового перегона. По мере прохождения каждого поезда по межстанционному перегону межпостовые перегоны последовательно занимаются и освобождаются; каждое изменение состояния любого межпостового перегона немедленно отображается на мониторах ДСП станций А и Б.

После вступления головы поезда на рельсовую цепь нечетного участка приближения НБП локомотивные устройства АЛС начинают принимать электрические сигналы, передаваемые с АБП 14.1 в рельсовую цепь; на локомотивном светофоре включается разрешающее сигнальное показание, повторяющее текущий сигнал проходного светофора АБП 14.1, к которому приближается поезд.

После вступления головы поезда за проходной светофор нечетного направления движения первого АБП 14.1 сигнальное показание указанного про