Фиксатор положения лопастей
Изобретение относится к судостроению и авиастроению, в частности к конструкции систем управления движителем. Фиксатор положения управляемых лопастей включает управляющую тягу, расположенную в полой части вала, и установленный на корпусе гидроцилиндр. Шток гидроцилиндра кинематически связан с управляющей тягой. Связь штока гидроцилиндра с управляющей тягой осуществляется при помощи рычага, связанного с управляющей тягой через серьгу. Нижним концом гидроцилиндр шарнирно связан с корпусом. Верхняя часть рычага через пружину соединена с корпусом. Технический результат заключается в повышении точности позиционирования поворотных лопастей и надежности их фиксации в крайних положениях при сохранении проектных свойств. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к судостроению и авиастроению, в частности к конструкции систем управления движителем.
На момент написания заявки известны следующие аналоги:
1. Авторское свидетельство SU 1594067 А1;
2. Патент RU 2284278 С2;
Наиболее близким аналогом следует считать устройство, описанное в авторском свидетельстве SU 1594067 А1, содержащее: ползун, кинематически связанный с лопастями и с тяговым органом, установленным внутри полого гребного вала, а также направляющий элемент, установленный параллельно оси гребного вала, поверхность которого сопряжена с поверхностями прорезей ступицы и ползуна, установленного с возможностью перемещения вдоль этого направляющего элемента.
Для фиксации в крайних положениях применен направляющий элемент и механизм его привода.
К существенным недостатком такой конструкции можно отнести:
- возможность самопроизвольного проворота поворотных лопастей при отказе гдросистемы привода направляющего элемента;
- отсутствие надежной системы фиксации лопастей в каком-либо из положений;
- сложность системы механизма привода.
Задачами, на решение которых направлено изобретение, являются достижение точности позиционирования поворотных лопастей и повышение надежности их фиксации в крайних положениях при сохранении проектных свойств.
Техническими результатами, получаемыми при внедрении изобретения, являются:
- упрощение существующих конструкций;
- повышение надежности позиционирования поворотных лопастей в крайних положениях за счет применения кинематического механизма с пружиной, выполняющего функцию фиксатора положения.
Для достижения поставленных задач в предлагаемом фиксаторе положения управляемых лопастей применены следующие технические решения: приводной вал 1 выполнен полым и приводится во вращение двигателем; в полой части вала 1 установлена управляющая тяга 2 привода поворота лопастей, связанная с рычагом 4 через серьгу 3; рычаг 4, шарнирно установленный на корпусе 5 нижней частью, средней частью соединен шарниром со штоком рабочего гидроцилиндра 6, подвижно закрепленным на корпусе 5; верхняя часть рычага 4 соединена с нижней частью пружины 7; верхняя часть пружины 7 шарнирно соединена с корпусом 5 под наклоном, обеспечивающим надежное блокирование самопроизвольного движения управляющей тяги 2.
Поворот лопастей происходит следующим образом. При получении гидроцилиндром 6 управляющего сигнала соответствующего повороту лопастей гребного винта из одного крайнего положения в другое, его шток воздействует на рычаг 4, при этом связанная с рычагом 4 серьга 3 перемещает управляющую тягу 2 до момента установки пружины 7 устройства блокировки в одно из крайних положений.
Усилия от лопастей, возникающие при работе устройства блокировки, ликвидируются за счет одновременного действия сжатой пружины 7 и кинематического клина с заблокированным гидроцилиндром 6.
Фиксатор положения управляемых лопастей, включающий управляющую тягу, расположенную в полой части вала, и установленный на корпусе гидроцилиндр, шток которого кинематически связан с управляющей тягой, отличающийся тем, что связь штока с управляющей тягой осуществляется при помощи рычага, связанного с управляющей тягой через серьгу, а нижним концом - шарнирно с корпусом, при этом верхняя часть рычага через пружину соединена с корпусом.