Способ определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект. Точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку не совпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Описанную процедуру повторяют заданное число раз. Определяют максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки Тр max. Рейтинг Р вычисляют как обратную величину максимального абсолютного значения ошибки не совпадения точечного объекта и метки, умноженную на 100, по формуле: Р=100·1/Тр max=100/Tp max. Испытуемый, имеющий более высокий рейтинг, расценивается как более перспективный и способный показать более высокие результаты в игровых видах спорта. Способ позволяет оценить правильность принятия решений и точность двигательных действий спортсмена игровых видов спорта, тем самым обеспечить достоверность определения его рейтинга. 8 ил., 3 пр.
Реферат
Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта.
В игровых видах спорта от спортсмена требуется быстрая оценка соревновательных ситуаций, принятие адекватных решений и техническое мастерство при выполнении двигательных действий [1].
Известна система рейтингового тестирования, включающая подачу теста обучающимся, последующее сравнение ответов обучающихся с правильными ответами, отличающаяся тем, что тестирование осуществляют по К дисциплинам, где К≥2, часть которых - N дисциплин - профильные, часть - М дисциплин - дополнительные, причем K=N+M, а определение и/или изменение профильности дисциплин тестирования производят с помощью компьютерного средства анализа направленного графа логической связности дисциплин, при этом тестирование осуществляют путем vi испытаний, где i=1, …N, по каждой из N профильных дисциплин и wj испытаний, где j=1, …M, по каждой из М дополнительных дисциплин, результаты тестирования вводят в базу данных компьютера, затем с его помощью определяют максимальные результаты по vi испытаниям по каждой профильной и по wj испытаниям по каждой дополнительной дисциплинам раздельно, после чего с помощью компьютерного средства вычисляют индивидуальный итоговый рейтинг каждого обучающего [2].
Система может использоваться для определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта путем задания основных (профильных) и дополнительных тестов, позволяющих оценить подготовленность спортсмена. Недостатком системы является отсутствие таких тестов.
Известен способ ранжирования людей по показателям функционального состояния центральной нервной системы, заключающийся в составлении суждения о состоянии информационно-аналитических функций по данным определения психофизиологических показателей, отличающийся тем, что оценку составляют по данным расчетного интегрального показателя функционального состояния ЦНС, определяемого при тестировании световыми стимулами разного цвета и по данным определения времени сенсомоторных реакций, вычисляемого как средневзвешенная величина занимаемого в команде рангового места, определяемого по критериальным показателям: возбудимости нервных центров и лабильности нервных процессов, определяемым по критической частоте слияния мельканий в корковых центрах зрительного анализатора для правого и левого полушарий мозга отдельно; скорости восприятия сенсорной информации и выработки решения о двигательной реакции в моторной коре правого и левого полушарий мозга отдельно; доминирующих алгоритмов функционирования информационно-аналитических структур ЦНС по межполушарной функциональной асимметрии больших полушарий, определяемым по показателям возбудимости нервных центров на тест-сигналы разного цвета; степени межполушарной функциональной асимметрии больших полушарий, определяемым по времени зрительно-двигательных реакций на световые сигналы, предъявляемые в правом и левом полуполях зрения и осуществлении двигательных реакций рукой, управляемой из того же полушария мозга, в которое адресован световой тест-стимул; степени психоэмоциональной напряженности, определяемой как разница между показателями возбудимости нервных центров на тест-сигналы красного и зеленого цвета; причем обследуемый, занимающий по перечисленным выше критериям более высокое место, при осуществлении прогностической оценки расценивается как наиболее перспективный и способный показать высокие результаты в предстоящей профессиональной деятельности [3].
Недостатком способа является невозможность определения правильности принятия решений и точности двигательных действий.
Ни один из известных способов не может быть принят в качестве прототипа к предлагаемому способу определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта.
При оценке вероятной успешности спортсмена тренеры (тренерский совет, психологи и другие специалисты) ориентируются на данные наблюдений за характером его действий в тренировочных играх, данные субъективной оценки психоэмоциональной напряженности и мотивационных установок, результаты психофизиологического тестирования и поведенческие реакции. По результатам оценки выносится суждение об ожидаемых спортивных результатах и решение о включении спортсмена в команду для участия в ответственных предстоящих соревнованиях. Однако такая оценка характеризуется выраженным субъективизмом и поэтому часто оказывается недостаточно достоверной [3].
Успешность спортсмена в игровых видах спорта во многом зависит от пространственных (дифференцирование, точное воспроизведение и отмеривание пространственных интервалов, ориентация в пространстве) и временных (дифференцирование, точное воспроизведение и отмеривание временных интервалов) свойств [4].
Сложным пространственно-временным рефлексом является реакция на движущийся объект [5], поэтому этот тест может использоваться для определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта путем оценки правильности принятия решений и точности двигательных действий.
Технический результат предлагаемого способа определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта заключается в обеспечении его достоверности.
Технический результат достигается тем, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку не совпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, определяют максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки Тр max, рейтинг Р вычисляют как обратную величину максимального абсолютного значения ошибки не совпадения точечного объекта и метки, умноженную на 100, по формуле: Р=100·1/Тр max=100/Tp max.
Испытуемый, имеющий более высокий рейтинг, расценивается как более перспективный и способный показать более высокие результаты в предстоящих ответственных соревнованиях.
Задача испытуемого, стремящегося остановить движущийся объект, точно совмещая его с меткой (фиг.1), состоит в нахождении некоторой величины упреждения с учетом скорости движения объекта, оставшегося расстояния и скорости своих двигательных действий [6]. Действия испытуемого в подобной ситуации соответствуют действиям спортсмена игровых видов спорта, что позволяет оценить правильность принятия решений и точность двигательных действий испытуемого.
Для оценки времени реакции на движущийся объект вычисляется среднеарифметическое значение ошибок не совпадения точечного объекта и метки [7]. Однако оценка времени реакции на движущийся объект спортсмена игровых видов спорта, вычисленная как среднеарифметическое значение, не позволяет адекватно оценить точность его двигательных действий. Пусть при тестирования времени реакции на движущийся объект двух испытуемых получены следующие значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки:
- для первого испытуемого +10, -10, +10, -10, +10, -10, +10, -10, +10, -10 мс, представленные на фиг.2;
- для второго испытуемого +5, -5, +5, -5, +5, -5, +5, -5, +5, -5 мс, представленные на фиг.3.
Среднеарифметические значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки обоих испытуемых совпадают, но максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки у второго испытуемого, равное 5 мс, меньше, чем у первого, равное 10 мс. Так как максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки определяет вероятность ошибки при двигательных действиях, которая может привести к техническому браку, то точность двигательных действий второго испытуемого выше.
Для оценки точности двигательных действий могут использоваться дисперсия или стандартное (среднеквадратичное) отклонение, характеризующие рассеяние (отклонение) значений ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки. Однако и дисперсия и стандартное отклонение служат мерой отклонения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки от их среднего значения [8]. Поэтому ни дисперсия, ни стандартное отклонение не могут служить адекватной оценкой точности двигательных действий испытуемого. Пусть при тестирования времени реакции на движущийся объект двух испытуемых получены следующие значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки:
- для первого испытуемого +10, -10, +5, -5, +10, -10, +5, -5, +10, -10 мс, представленные на фиг.4;
- для второго испытуемого +15, -5, 10, 0, +15, -5, 10, 0, +15, -5 мс, представленные на фиг.5.
Стандартное отклонение ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки для первого и второго испытуемого равно 8,8 мс, но максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки у первого испытуемого, равное 10 мс, меньше, чем у второго, равное 15 мс, следовательно, точность двигательных действий первого испытуемого выше.
Таким образом, для адекватной оценки правильности принятия решений и точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта необходимо определять максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки, так как именно это значение определяет вероятность ошибки при двигательных действиях, которая может привести к техническому браку.
На фиг.1 представлена окружность, предъявляемая испытуемому на экране видеомонитора, где 1 - метка, 2 - точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности.
На фиг.2-8 представлены диаграммы значений ошибок не совпадения точечного объекта и метки семи испытуемых.
Предлагаемый способ определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта осуществляется следующим образом.
Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка 1 и точечный объект 2, движущийся с заданной скоростью по окружности (фиг.1). Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта 2, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта 2 с меткой 1 нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта 2 по окружности. Затем вычисляют ошибку не совпадения точечного объекта 2 и метки 1 - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта 2 по окружности.
Испытуемый выполняет описанную процедуру заданное число раз, после чего определяют максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта 2 и метки Тр max 1. Рейтинг Р вычисляют как обратную величину максимального абсолютного значения ошибки не совпадения точечного объекта и метки, умноженную на 100, по формуле (1).
Заявляемый способ позволяет оценить правильность принятия решений и точность двигательных действий спортсмена игровых видов спорта, тем самым обеспечить достоверность определения его рейтинга.
Таким образом, заявляемый способ определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта обладает новыми свойствами, обусловливающими получение положительного эффекта.
Пример 1
Испытуемому Л. 23 года, КМС по бадминтону, предъявили на экране видеомонитора персонального компьютера окружность, на которой помещена метка. По окружности по часовой стрелке движется с заданной скоростью точечный объект, совершая один оборот за 2 с (фиг.1).
Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения точечного объекта с положением метки нажимал клавишу клавиатуры компьютера «Пробел», выполняющую функцию кнопки «Стоп».
Компьютер в момент нажатия клавиши «Пробел» останавливал движение точечного объекта по окружности, вычислял ошибку не совпадения положений точечного объекта и метки, время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, заносил значение времени ошибки с соответствующим знаком в запоминающее устройство и через 1 с продолжал движение точечного объекта по окружности.
Испытуемый в соответствии с рекомендациями [6] выполнил 13 остановок движения точечного объекта в области положения метки, первые три из которых при оценке времени реакции на движущийся объект не учитывались. В результате тестирования получены следующие значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки в мс: -3, -5, -3, +3, +5, +6, +11, -6, -8, -7, представленные на фиг.6.
Среднеарифметическое значение ошибок не совпадения точечного объекта и метки равно минус 0,70 мс, стандартное отклонение - 6,48 мс, максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки - 11 мс, рейтинг, вычисленный по формуле (1) - 9,09.
Пример 2
Испытуемый Н., 24 года, KMC по бадминтону, аналогично испытуемому Л., выполнил тест по оценке времени реакции на движущийся объект. В результате тестирования получены следующие значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки в мс: -4, +2, +4, +14, -5, +3, -8, -5, -4, -3, представленные на фиг.7.
Среднеарифметическое значение ошибок не совпадения точечного объекта и метки равно минус 0,60 мс, стандартное отклонение - 6,47 мс, максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки - 14 мс, рейтинг, вычисленный по формуле (1) - 7,14.
Пример 3
Испытуемый М., 22 года, KMC по бадминтону, аналогично испытуемому Л., выполнил тест по оценке времени реакции на движущийся объект. В результате тестирования получены следующие значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки в мс: +4, -6, -5, -8, -7, -5, -3, +8, +6, +8, представленные на фиг.7.
Среднеарифметическое значение ошибок не совпадения точечного объекта и метки равно минус 0,80 мс, стандартное отклонение - 6,51 мс, максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки - 8 мс, рейтинг, вычисленный по формуле (1) - 12,50.
Анализ результатов тестирования свидетельствует, что среднеарифметическое значение ошибок не совпадения точечного объекта и метки и стандартное отклонение у испытуемого М. больше, чем у испытуемых Н. и Л. Однако максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки у испытуемого М. меньше, а рейтинг выше, чем у испытуемых Н. и Л., следовательно, точность его двигательных действий выше. По результатам тестирования испытуемый М. расценивается как наиболее перспективный и способный показать более высокие результаты в ответственных соревнованиях.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет оценить правильность принятия решений и точность двигательных действий спортсмена игровых видов спорта, тем самым обеспечить достоверность определения его рейтинга.
Источники информации
1. Радчич И.Ю. Подходы к углубленной индивидуализации и технологии мониторинга подготовки игроков в связи с проблемой олимпийского отбора // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №11. - С.16-19.
2. Патент 2175782 РФ, МПК G09B 7/07. Система рейтингового тестирования // Базунов А.В., Никулин С.А., Разумейко Б.Г., Мельников А.Л., Муртищева А.А., Нуждин Г.А. - №2001108455/28; заявл. 02.04.2001; опубл. 10.11.2001.
3. Патент 2316247 РФ, МПК А61В 3/06, 5/00. Способ ранжирования людей по показателям функционального состояния центральной нервной системы // Овчинников Н.Д., Егозина В.И., Квашук П.В. - №2005132276/14; заявл. 19.10.2005; опубл. 10.02.2008.
4. Петров A.M. Мозг и движение. - М.: Издательство ВПК, 1997. - 300 с.
5. Караулова Н.И. Возможности использования реакции на движущийся объект в оценке результатов тренировки // Физиология человека. - 1982. - Т.8, №4. - С.653-660.
6. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека / Н.М.Пейсахов, А.П.Кашин, Г.Г.Баранов, Р.Г.Вагапов; Под ред. В.М.Шадрина. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1976. - 238 с.
7. Патент 2326595 РФ, МПК А61В 5/16. Способ оценки времени реакции человека на движущийся объект / Песошин А.В., Петухов И.В., Роженцов В.В. - №2326595/14; заявл. 04.06.2007; опубл. 20.06.2008, бюл. №17.
8. Тутубалин В.Н. Дисперсия // Математическая энциклопедия. Т.2. Гл. ред. И.М.Виноградов. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1979. - С.225-226.
Способ определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта, заключающийся в том, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку не совпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, определяют максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки Тр max, рейтинг Р вычисляют как обратную величину максимального абсолютного значения ошибки не совпадения точечного объекта и метки, умноженную на 100, по формуле: Р=100·1/Тр max=100/Tp max, испытуемый, имеющий более высокий рейтинг, расценивается как более перспективный и способный показать более высокие результаты в игровых видах спорта.