Опора скольжения

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения устройств, работающих при высоких скоростях скольжения при реверсивном вращательном движении, при частых пусках и остановках. Опора скольжения содержит антифрикционную втулку (5), имеющую внутреннюю рабочую поверхность, вал (2) с углублениями, равномерно расположенными по окружности поперечного сечения вала (2), в которых размещены вкладыши в виде роликов. Антифрикционная втулка (5) имеет дополнительную наружную рабочую поверхность. Углубления имеют форму усеченных конусов, основания которых находятся в зоне трения. Технический результат: стабилизация микроструктуры поверхностных слоев трущихся поверхностей, обеспечение работы принципа положительного влияния обратной пары трения, увеличение рабочего ресурса опоры скольжения. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения устройств, работающих при высоких скоростях скольжения при реверсивном вращательном движении, при частых пусках и остановках.

Известна опора скольжения, содержащая втулку, рабочая поверхность которой снабжена слоем твердосмазочного материала, которая охватывает вал с углублениями, равномерно расположенными по окружности, в каждом из которых размещены вкладыши, выполненные в виде роликов из материала с высокой твердостью, имеющие возможность радиального перемещения (SU Авторское свидетельство №522351, кл. F16C 17/02, 25.07.76, Бюл. №27). Недостатком данной опоры является невозможность использования обратной пары трения (вал менее прочен, чем обойма) и неэффективная работа при частых пусках и остановках.

Изобретение решает задачу стабилизации микроструктуры поверхностных слоев трущихся поверхностей, обеспечение работы принципа положительного влияния обратной пары трения, увеличения рабочего ресурса опоры скольжения.

Для этого в опоре скольжения, содержащей втулку, вал с углублениями, равномерно расположенными по окружности поперечного сечения вала, в которых размещены вкладыши в виде роликов, согласно изобретению между проушиной и валом дополнительно установлена антифрикционная втулка, имеющая наружную и внутреннюю рабочие поверхности, а углубления в поперечном сечении имеют форму усеченных конусов, основания которых находятся в зоне трения.

На фиг.1 изображена описываемая опора скольжения, на фиг.2 - разрез по А-А на фиг.1.

Опора скольжения содержит проушину 1, вал 2 с конусообразными углублениями 3, в которых расположены ролики 4, и антифрикционную втулку 5 с возможностью поворота как относительно вала, так и относительно проушины.

При вращении вала 2 в начальный момент пуска процесс трения происходит по внутренней поверхности антифрикционной втулки 5, при увеличении частоты вращения ролики 4 за счет центробежной силы и конусов в углублениях 3 заклинивают антифрикционную втулку 5 и процесс трения будет происходить по ее наружной поверхности.

В предложенной опоре трения увеличение рабочего ресурса достигается за счет того, что в начальный момент пуска процесс трения происходит по внутренней поверхности антифрикционной втулки 5, а влияние отрицательного эффекта компенсируется стабилизацией микроструктуры поверхностного слоя внутренней рабочей поверхности втулки 5. За счет прижима к ней в результате действия центробежной силы роликов 4. При заклинивании роликами внутренней поверхности втулки 5 трение будет происходить по ее наружной поверхности, в результате чего будет работать положительный эффект обратной пары трения.

Особенно эффективна опора скольжения при высоких скоростях скольжения, частых пусках и остановках. Может работать при реверсивном характере трения за счет равнонаправленных конусов канавок 3.

Опора скольжения, содержащая антифрикционную втулку, имеющую внутреннюю рабочую поверхность, вал с углублениями, равномерно расположенными по окружности поперечного сечения вала, в которых размещены вкладыши в виде роликов, отличающаяся тем, что антифрикционная втулка имеет дополнительную наружную рабочую поверхность, а углубления имеют форму усеченных конусов, основания которых находятся в зоне трения.