Способ оценки степени ограничений жизнедеятельности у детей в категории способность к передвижению

Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к самостоятельному передвижению» у детей различного возраста. Проводят тестирование по критериям, характеризующим способность к передвижению. Оценивают изменение и поддержание положения тела, перенос, перемещение и манипулирование объектами, ходьба и передвижение, передвижение с использованием транспорта. Соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла. Отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов. Суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде. Отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах, и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности. Способ позволяет установить степени нарушения способности контролировать к передвижению у детей различного возраста. 1 табл., 1 пр.

Реферат

Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к самостоятельному передвижению» у детей различного возраста, и может быть использовано для проведения медико-социальной экспертизы при установлении статуса «ребенок-инвалид», а также для составления индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения при динамическом наблюдении.

Под способностью к самостоятельному передвижению понимается способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом.

Известны критерии оценки степени ограничения жизнедеятельности больных с органическими заболеваниями головного мозга, разработана ориентировочная шкала определения ограничения жизнедеятельности больных при органической патологии головного мозга. На основании шкалы определяют рекомендации по группе инвалидности и степени тяжести заболевания. (В.В.Бычкова, Э.С.Вишневская, «Сибирский вестник психиатрии и наркологии», 2009, 2, с.142-145).

Известно нейропсихологическое обследование как специальная процедура с использованием специально разработанных проб и методик, в ходе которых выявляется связь между нарушенными высшими психическими функциями и состоянием определенных участков мозга (http://www.np-center.ru/structure/move).

Известна оценка бытовой двигательной активности по различным таблицам, в которых обязательно присутствуют разделы: 1) движения в постели; 2) переходы в положение сидя и стоя; 3) способность осуществлять туалет; 4) возможность одевания; 5) возможность еды, манипулируя столовыми приборами; 6) способность к различным видам передвижения; 7) возможность коммуникаций (пользование телефоном, написание письма и др. (http://www.astromeridian.ru/medicina/3/3886.html).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 №1013н утверждены «Классификации» и «критерии», используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ, согласно которым способность к самостоятельному передвижению характеризуется как способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом.

Задачей изобретения является разработка достоверного балльного способа оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к передвижению» у детей.

Техническим результатом, направленным на решение поставленной задачи, является установление степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к передвижению» у детей при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид», составления индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения.

Способ осуществляется следующим образом. Проводят тестирование по критериям, характеризующим способность к передвижению. Оценивают: изменение и поддержание положения тела, перенос, перемещение и манипулирование объектами, ходьба и передвижение, передвижение с использованием транспорта, каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет, в возрасте 7 лет - за три предыдущих моменту освидетельствования возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три предыдущих моменту освидетельствования возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15 лет, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения в способности к ориентации, выделяют 3 степени их выраженности: 1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращения расстояния с использованием при необходимости вспомогательных средств; 2 степень - способность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц; 3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц.

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), принятая ВОЗ в 2001 году, трактует данную категорию жизнедеятельности как «мобильность» и рассматривает следующие критерии.

Изменение и поддержание положения тела: изменение позы тела при положении лежа, при положении на корточках, при положении на коленях, при положении сидя, при положении стоя, наклон, перемещение центра тяжести тела; поддержание положения тела, нахождение в положении лежа, нахождение в положении на корточках, нахождение в положении на коленях, нахождение в положении сидя, нахождение в положении стоя, перемещение тела: перемещение тела в положении сидя, перемещение тела в положении лежа.

Перенос, перемещение и манипулирование объектами: поднятие и перенос объектов, поднятие, перенос кистями рук, перенос руками, перенос на плечах, бедрах и спине, перенос на голове, опускание объектов, перемещение объектов ногами, толкание ногами, удар ногой, использование точных движений кисти, подбирание, захват, манипулирование, отпускание, использование кисти и руки, притягивание, отталкивание, вытягивание, вращение или сгибание кистями или руками, бросание, хватание.

Ходьба и передвижение: ходьба на дальние расстояния, ходьба по различным поверхностям, ходьба вокруг препятствий, передвижение способами, отличающимися от ходьбы: ползанье, преодоление препятствий, бег, прыжки, плавание, передвижение в различных местах: передвижение в пределах жилища, передвижение в пределах других зданий, передвижение вне своего дома и вне других зданий, передвижение с использованием технических средств.

Передвижение с использованием транспорта: использование пассажирского транспорта, использование транспорта, в котором движущей силой является человек, использование частного моторизованного транспорта, использование общественного моторизованного транспорта; управление транспортом: управление транспортом, в котором движущей силой является человек, управление моторизованным транспортом, управление гужевым транспортом, езда верхом.

Нами была разработана балльная система оценки степени нарушений способности к ориентации у детей различного возраста. Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе. При этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов. У детей в возрасте 0-3 года один возрастной период - это эпикризный срок; у детей в возрасте от 3 до 7 лет один возрастной период - 1 год, затем - возраст 10 лет.

Для определения степени нарушений способности к ориентации целесообразно проводить тестирование за период трех возрастных периодов, предыдущих возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет, в возрасте 7 лет - за три предыдущих моменту освидетельствования возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три предыдущих моменту освидетельствования возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15 лет. Суммарное количество набранных при тестировании баллов для каждого возрастного периода рассчитывают в процентном отношении к возрастной норме баллов.

МКФ расценивает снижение способности на 0-4% как отсутствие ограничений, на 5-24% - как незначительные ограничения, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения, на 50-95% - как тяжелые ограничения, на 96-100% - как абсолютные ограничения (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. // Перевод Г.Д.Шостка, В.Ю.Ряснянский, А.В.Квашин и др. / ВОЗ, Женева. 2001, 342 с.).

Пример осуществления способа

Пример 1. Мальчик Сулейманов Рустам, 15 лет. Диагноз: Болезнь Вильсона, смешанная форма (акинетико-ригидная форма), цирроз печени; дементный синдром.

Таблица 1
Критерии Оценка в баллах Использование критерия Оценка в баллах
С легкостью ловит мяч средних размеров или кидает мяч в цель 0 Ловить и кидать в цель мяч средних размеров не может. 0
Овладевает сложными двигательными действиями (плаванием, ездой на велосипеде, катанием на коньках, лыжах, лазанием). 0 Сложными двигательными действиями (плаванием, ездой на велосипеде, катанием на коньках, лыжах, лазанием) не владеет. 0
В беге появляется фаза полета: дети на мгновение отрываются от земли. 3 Фазы полета в беге нет. 0
В качестве пассажира на короткие расстояния ребенок может перемещаться с использованием средств транспорта самостоятельно. 0 В качестве пассажира на короткие расстояния ребенок самостоятельно перемещаться с использованием средств транспорта не может. 0
Может свободно изменять позу тела при положении лежа. 3 Свободно изменять позу тела при положении лежа не может. 1
Может свободно изменять позу тела при положении на корточках. 3 Свободно изменять позу тела при положении на корточках не может. 1
Может свободно изменять позу тела при положении на коленях. 3 Свободно изменять позу тела при положении на коленях не может. 1
Может свободно изменять позу тела при положении сидя. 3 Свободно изменять позу тела при положении сидя не может. 1
Может свободно изменять позу тела при положении стоя. 3 Свободно изменять позу тела при положении стоя не может. 1
Может свободно наклоняться. 3 Свободно наклоняться не может. 1
Может свободно перемещать центр тяжести тела. 3 Свободно перемещать центр тяжести тела не может. 1
Может пребывать в положении лежа в течение требуемого времени. 3 Пребывать в положении лежа в течение требуемого времени не может. 1
Может пребывать в положении на корточках в течение требуемого времени. 1 Пребывать в положении на корточках в течение требуемого времени не может. 1
Может пребывать в положении на коленях в течение требуемого времени. 1 Пребывать в положении на коленях в течение требуемого времени не может. 1
Может пребывать в положении сидя в течение требуемого времени. 3 Пребывать в положении сидя в течение требуемого времени не может. 1
Может пребывать в положении стоя в течение требуемого времени. 1 Пребывать в положении стоя в течение требуемого времени не может. 1
Может перемещать тело в положении сидя с одного места на другое, которое находится на том же самом или на другом уровне. 3 Перемещать тело в положении сидя с одного места на другое, которое находится на том же самом или на другом уровне, не может. 1
Может перемещать тело в положении лежа с одного места на другое, которое находится на том же самом или на другом уровне. 3 Перемещать тело в положении лежа с одного места на другое, которое находится на том же самом или на другом уровне, не может. 1
Может поднимать объект с целью его перемещения из более низкого на более высокий уровень. 3 Поднимать объект с целью его перемещения из более низкого на более высокий уровень не может. 1
Может брать и перемещать объект с одного места на другое с использованием кистей рук. 1 Брать и перемещать объект с одного места на другое с использованием кистей рук не может. 1
Может брать и перемещать объект с одного места на другое с использованием всей руки. 3 Брать и перемещать объект с одного места на другое с использованием всей руки не может. 1
Может брать и перемещать объект с одного места на другое с использованием плеч, бедер, спины или их комбинации. 3 Брать и перемещать объект с одного места на другое с использованием плеч, бедер, спины или их комбинации не может. 1
Может перемещать объект с использованием головы. 3 Перемещать объект с использованием головы не может. 1
Может опускать объект на какое-либо место. 3 Опускать объект на какое-либо место не может. 1
Может отодвинуть объект с использованием ног и стоп. 3 Отодвинуть объект с использованием ног и стоп не может. 1
Может отбросить объект с использованием ноги и стопы (удар по мячу и ДР.). 3 Отбросить объект с использованием ноги и стопы (удар по мячу и др.) не может. 1
Может выполнять координированные действия кистями рук с объектами. 1 Выполнять координированные действия кистями рук с объектами не может. 1
Может подобрать объект малого размера кистью и пальцами. 1 Подобрать объект малого размера кистью и пальцами не может. 1
Может использовать одну или обе кисти рук, чтобы схватить и удержать что-либо (захват). 1 Использовать одну или обе кисти рук, чтобы схватить и удержать что-либо (захват), не может. 1
Может манипулировать пальцами и кистями рук для осуществления необходимых действий с чем-либо. 1 Манипулировать пальцами и кистями рук для осуществления необходимых действий с чем-либо не может. 1
Может использовать пальцы и кисти рук для отпускания объекта. 1 Использовать пальцы и кисти рук для отпускания объекта не может. 1
Может использовать пальцы, кисти и руки для притягивания объекта к себе или перемещения его с места на место. 1 Использовать пальцы, кисти и руки для притягивания объекта к себе или перемещения его с места на место не может. 1
Может использовать пальцы, кисти и руки для отталкивания объекта от себя или с места на место. 1 Использовать пальцы, кисти и руки для отталкивания объекта от себя или с места на место не может. 1
Может использовать кисти и руки для вытягивания объекта. 1 Использовать кисти и руки для вытягивания объекта не может. 1
Может использовать пальцы, кисти и руки для вращения или сгибания предмета. 1 Использовать пальцы, кисти и руки для вращения или сгибания предмета не может. 1
Может использовать пальцы, кисти и руки для бросания предмета. 3 Использовать пальцы, кисти и руки для бросания предмета не может. 1
Может использовать пальцы, кисти и руки для хватания движущегося предмета. 1 Использовать пальцы, кисти и руки для хватания движущегося предмета не может. 1
Может ходить на расстояния менее километра. 3 Ходить на расстояния менее километра не может. 1
Может ходить на расстояния более километра. 1 Ходить на расстояния более километра не может. 1
Может ходить по наклонной, неровной, движущейся поверхности, типа травы, гравия, льда и снега. 1 Ходить по наклонной, неровной, движущейся поверхности, типа травы, гравия, льда и снега не может. 1
Может ходить мимо подвижных и неподвижных объектов, среди людей, животных и транспортных средств, 1 Ходить мимо подвижных и неподвижных объектов, среди людей, животных и транспортных средств не может. 1
Может ползать. 3 Ползать не может. 1
Может преодолевать препятствия 1 Преодолевать препятствия не может. 1
Может бегать. 3 Бегать не может. 1
Может прыгать. 3 Прыгать не может. 1
Может плавать. 3 Плавать не может. 1
Может передвигаться внутри дома. 3 Передвигаться внутри дома не может. 1
Может передвигаться в пределах зданий, не относящихся к своему жилью. 3 Передвигаться в пределах зданий, не относящихся к своему жилью, не может. 1
Может передвигаться снаружи дома в непосредственной близости и на расстоянии без использования частного или общественного транспорта. 3 Передвигаться снаружи дома в непосредственной близости без использования частного или общественного транспорта не может. 1
Может передвигаться из одного места в другое, используя специальные средства (на коньках, на лыжах, передвижение по улице в кресле-каталке или с ходунками) 1 Передвигаться из одного места в другое, используя специальные средства, не может. 1
Может передвигаться в качестве пассажира немоторизованного транспорта, приводимого в движение человеком. 1 Передвигаться в качестве пассажира немоторизованного транспорта, приводимого в движение человеком, не может. 1
Может передвигаться в качестве пассажира наземного, морского или воздушного транспорта. 3 Передвигаться в качестве пассажира наземного, морского или воздушного транспорта не может. 1
Может управлять транспортом, в котором движущей силой является человек (например, велосипед). 1 Управлять транспортом, в котором движущей силой является человек (например, велосипед), не может. 1
Может управлять гужевым транспортом. 3 Управлять гужевым транспортом не может. 1
Может ездить верхом в качестве наездника. 1 Ездить верхом в качестве наездника не может. 1
Количество набранных баллов 112 из возможных 165
Нет ограничений (отставание на 0-4%) - 158-165 баллов
Незначительные ограничения, (отставание на 5-24%) - 125-157 баллов
Умеренные ограничения (отставание на 25-49%) - 84-124 баллов
Тяжелые ограничения (отставание на 50-95% и более)<84 баллов
Заключение: имеются умеренно выраженные ограничения жизнедеятельности в категории «Способность к передвижению» (отставание на 32%)

Балльная система может быть объективным критерием оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к передвижению» у детей различного возраста и использоваться при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид», разработки индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения.

Способ оценки степени ограничений жизнедеятельности у детей в категории способность к передвижению, включающий оценку степени нарушений критериев, характеризующих способность к передвижению, на основе балльной системы, отличающийся тем, что оценивают: изменение и поддержание положения тела, перенос, перемещение и манипулирование объектами, ходьба и передвижение, передвижение с использованием транспорта, каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет; в возрасте 7 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15 лет, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.